Одноатомные спирты и их роль в жизни человека

В данной работе представлена информация по подготовке, проведению теоретического занятия с использованием мультимедийной аппаратуры с демонстрацией компьютерной презентации. Предлагаемая разработка  комбинированного урока  интересна своей динамичностью, широтой охвата материала, чередованием видов деятельности: эксперимент, выступление, обсуждение.               Она может быть использована начинающими преподавателями в работе при изучении дисциплины « Химия».
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Республики Карелия

ГАОУ СПО «Сортавальский колледж»











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА


Одноатомные спирты и их роль в жизни человека

По Дисциплине « ХИМИЯ»





Методическая разработка

утверждена на заседании предметной

комиссии зооветеринарных дисциплин


протокол № ___от _____

Председатель комиссии ________Крылова Н.Б.



Сортавала 2012

Аннотация

Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по дисциплине « Химия» по теме «Одноатомные спирты и их роль в жизни человека»

для специальности « Ветеринария» для студентов 1 курсов.

В данной работе представлена информация по подготовке, проведению теоретического занятия с использованием мультимедийной аппаратуры с демонстрацией компьютерной презентации.

Предлагаемая разработка комбинированного урока интересна своей динамичностью, широтой охвата материала, чередованием видов деятельности: эксперимент, выступление, обсуждение.

Она может быть использована начинающими преподавателями в работе при изучении дисциплины « Химия».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4

Основная часть

  1. Тема урока……………………………………………………………………..6

  2. Ход занятия…………………………………………………………………….7

2.1.Организационный момент…………………………………………………….8

2.2.Вступительно слово преподавателя………………………………………….8

2.3. Изучение нового материала…………………………………………………..8

2.4. Контроль знаний……………………………………………………………...15

2.5.Домашнее задание……………………………………………………………..15

2.6. Подведение итогов и оценка результатов……………………………………16

3. Заключение………………………………………………………………………16

4. Литература…………………………………………………………………….....17

5. Приложение 1…………………………………………………………………….18

Приложение 2…………………………………………………………………… 21

Приложение 3…………………………………………………………………….22

Введение

Органическая химия имеет исключительно важное научное и практическое значение. Объектом её исследований является огромное число соединений синтетического и природного происхождения. Поэтому органическая химия стала крупнейшим и наиболее важным разделом современной химии.

Изучение темы «Спирты и их роль в жизни человека » имеет важное значение в формировании у обучающихся основных понятий органической химии. На материале этой темы, прежде всего, развивается и конкретизируется такое важное понятие, как гомологический ряд.

Это понятие раскрывается здесь на основе непосредственного наблюдения отдельных представителей класса спиртов. А это уже шаг вперед по сравнению с изучением гомологического ряда предельных углеводородов, где очень трудно экспериментально показать сходство и различие между отдельными представителями.

Интересно отметить, что впервые идея гомологии органических соединений была развита именно на предельных одноатомных спиртах.

Рассмотрение гомологического ряда спиртов способствует формированию диалектико-материалистического мировоззрения у обучающихся. Сопоставляя состав отдельных представителей гомологического ряда с их свойствами, обучающиеся убеждаются в том, что изменение количества атомов в молекулах спиртов неизбежно приводит к изменению качества.

Эта тема является не только обобщением ранее накопленных сведений о строении органических веществ, но и их дальнейшим развитием. Здесь обучающиеся узнают, что химические свойства органических веществ зависят не только от характера связей в углеродном «скелете» молекул, но и от природы атомов или групп атомов, соединенных с этим «скелетом». Фактический материал этой темы служит основой для формирования такого общего понятия в химии, как функциональная группа.

При изучении этой темы обучащиеся знакомятся с важным положением теории А.М. Бутлерова о взаимном влиянии атомов в молекулах органических веществ.

Материал этой темы имеет большое значение в развитии политехнического кругозора обучающихся, так как позволяет ознакомить их с одним из типичных производств органического синтеза - получением этилового спирта.

И, наконец, говоря о вредном воздействии спирта на организм человека, данная тема занятия формирует у обучающихся принципы здорового образа жизни.

Химия очень важна в ветеринарии, так как она вкладывает большую базу знаний о веществах, об их приготовлении и об их действиях. В ветеринарии сталкиваются и органические, и неорганические, и биоорганические вещества, поэтому по всем этим вещам нужно иметь запас знаний, чтобы уметь понимать их воздействие, как на организм, так и друг друга. Будущему ветеринару или ветеринарному эксперту придется очень часто иметь дело с таким родом работы, особенно последнему.

Так как ветеринарный эксперт зачастую находится в лаборатории и проводит анализ над продуктами животноводческой деятельности и поэтому он обязан очень хорошо и подробно изучить всю химию и все ее направления, ведь от этого зависти не только его профессиональная судьба, но и судьба людей, которые будут уверены в его компетенции.

Будущие ветеринарные специалисты должны знать особенности строения, свойства и способы получения, области применения, особенно в медицине, а также вредное воздействие спиртов на живые организмы. Эти знания им пригодятся при изучении дисциплины « Биология» в разделе « Размножение и развитие организмов»,

« Микробиология» в разделе «Типы брожения», « Фармакология».

Основная часть

1.Тема «Одноатомные спирты и их роль в жизни человека»

1.1Цель написания методической разработки

В помощь начинающему преподавателю в проведении теоретического занятия в условиях колледжа.

1.2.Подготовительная работа

Для проведения теоретического занятия требуется следующая подготовительная работа

Составление плана занятия

Подбор наглядного материала

Оформление компьютерной презентации

Подготовить мультимедийную аппаратуру

Приготовить реактивы для опытов

1.3 Мотивация занятия

Преподаватель должен:

Помочь обучающимся изучить теоретический материал по теме « Одноатомные спирты и их роль в жизни человека»

Помочь обучающимся расширить свои знания в области химии

Научиться проводить химический эксперимент

Научиться пользоваться дополнительной литературой для самообразования

Научиться готовить презентации и выступать перед аудиторией

1.5 План проведения занятия

Теоретическое занятие № 54

Группа 411 « Ветеринария»

Тема « Одноатомные спирты и их роль в жизни человека»

Цель: Изучить свойства одноатомных спиртов и выяснить какую роль играют в жизни человека.

Образовательные: актуализировать знания обучающихся о спиртах, используя исследовательский подход к обучению, способствовать формированию понимания взаимосвязи между строением, свойствами и практическим значением предельных одноатомных спиртов.

Развивающие: развивать познавательную активность, уметь анализировать, обобщать, наблюдать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные отношения, совершенствовать умение проводить эксперимент с соблюдением правил техники безопасности, способствовать пробуждению интереса к изучаемой дисциплине

Воспитательные: воспитание бережного отношения к своему здоровью, умения

работать в группах.

Тип занятия - изучение нового материала

Вид урока - комбинированный

Место проведения: Кабинет «Химии» ГАОУ СПО «Сортавальский колледж»

Материальное оснащение занятия:

  • таблицы «Периодическая система Д.И.Менделеева»

«Гомологический ряд предельных углеводородов»

«Номенклатура органических соединений »


  • Инструкционные карты

  • Компьютер

  • Мультимедийная аппаратура

  • Компъютерная презентация

Межпредметные связи:

Общая биология.

Тема: «Размножение и развитие организма»

2.Ход занятия

  1. Организационный момент - 2 мин.

  2. Вступительное слово преподавателя -3мин.

  3. Изучение нового материала - 58 мин

  4. Контроль знаний -10 мин.

  5. Домашнее задание - 2 мин

  6. Подведение итогов и оценка результатов -5 мин

Методика проведения занятия


2.1. Организационный момент.

Преподаватель приветствует обучающихся. Проверяет готовность студентов к занятию, отмечает в классном журнале отсутствующих. Преподаватель открывает компьютерную презентацию.

2.2 Вступительное слово преподавателя.

Тема сегодняшнего занятия: Одноатомные спирты и их роль в жизни человека ( слайд 1). Студенты делают запись в тетради.

Сегодня у нас необычный урок. Все вы находитесь в научной аналитической лаборатории, где работают группы ученых «эксперты», «биологи», «химики», «медики».

Главная цель - выяснить какими свойствами обладают одноатомные спирты и какую роль они играют в жизни человека. (Слайд 2)

В ходе занятия мы должны выяснить Этанол - друг или враг человечества? (слайд 3) В роли ученых будете выступать вы ребята! Каждая группа получит конверт с заданиями. После выполнения заданий, каждая группа выскажет своё мнение о результатах своей работы. Предварительно вы получили задания рассмотреть некоторые вопросы по теме спирты и подготовить несколько слайдов.

Занятие хочу начать со следующих высказываний великого русского писателя ( слайд 4).

Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семей и, что ужаснее всего, губит души людей и их потомство».

Л.Н. Толстой

На данном слайде вы видите вопросы которые мы должны изучить (слайд5).


2.3. Изучение нового материала

Что же такое спирты? Работа со слайдом 6. Запись в тетради.

Спирты - это производные углеводородов, в молекулах которых один или несколько атомов водорода замещены гидроксогруппами.

Общая молекулярная формула

Давайте попробуем по формуле составить спирт

Если п =2, С2Н5ОН

Классификация спиртов (слайд 7 -8)

Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов (слайд 9)

Простейшие представители одноатомных предельных спиртов: CH3OH метанол (метиловый спирт), C2H5OH этанол (этиловый спирт).

Перед вами формула спирта, наша задача назвать ее (слайд 10). Как же даются названия спиртам?

Номенклатура

  1. Названия спирта производится от название соответствующего углеводорода с добавлением суффикса -ол

  2. Нумерацию цепи начинают с того конца, к которому ближе гидроксильная группа

  3. После суффикса ставится цифра, указывающая на положение гидроксильной группы.

Сегодня мы будем изучать свойства спиртов на примере этанола или этилового спирта

(медицинский спирт)

Рассмотрим строение молекулы этилового спирта. Выступление обучающихся.

Структурная формула этилового спирта (слайд 11)

Одноатомные спирты и их роль в жизни человека

Несмотря на большую подвижность атома водорода гидроксильной группы по сравнению с другими атомами водорода, этиловый спирт не является электролитом и в водном растворе не диссоциирует на ионы.

Связи между атомами в молекуле этилового спирта ковалентные (полярные)

(слайд 12)

Одноатомные спирты и их роль в жизни человека

Чтобы подчеркнуть, что в молекуле спирта содержится гидроксильная группа - ОН, соединённая с углеводородным радика­лом, молекулярную формулу этилового спирта пишут так (слайд 13)

Одноатомные спирты и их роль в жизни человека

А теперь мы перейдем к изучению свойств спиртов на примере этанола.

Каждая группа получает задания. Выполнение задания.

Вам необходимо изучить свойства этилового спирта, для этого вы должны провести следующие опыты.

Проводится инструктаж по технике безопасности:

  1. Вещества для проведения опытов необходимо брать в таком количестве как это указано в инструкции.

  2. Зажигать спиртовку только спичкой не наклонять спиртовку к другой горящей спиртовке.

  3. Нагреваемый предмет помещать в верхней трети пламени.

  4. Чтобы погасить пламя спиртовки её следует закрыть колпачком

Представители каждой группы выступают с сообщением о результатах проделанной работы.

Эксперты.

Физические свойства этанола

Описание опыта и результаты

Цель нашего исследования состояла в изучении физических свойств этанола, мы должны были на основе опытов определить агрегатное состояние спирта, цвет, запах, растворимость в воде и жирах. Что у нас получилось?

Продиктовать таблицу (слайд 14).

спирт

Агрегатное состояние

цвет

Запах

Растворимость в воде

Растворимость в жирах

этанол

жидкость

бесцветная

С характерным запахом

Хорошо растворим в воде

Растворим в жирах

Благодаря этим свойствам этанол нашел широкое применение в отраслях народного хозяйства. А об этом нам расскажет эксперт (слайд 15 - 20)

Со времен древних цивилизаций он был основой большинства опьяняющих напитков. В столовых винах каждая двадцатая молекула-это молекула этанола. Этанол образует водородные связи с молекулами воды, что позволяет смешиваться с водой в любых соотношениях. Родоначальником современной 40% водки считают Д.И.Менделеева, защитившего диссертацию под названием «О соединении спирта с водой».

Благодаря своим свойствам этиловый спирт имеет большое значение в отраслях народного хозяйства.

  • Этанол может использоваться как топливо, в т. ч. для ракетных двигателей, двигателей внутреннего сгорания в чистом виде (автомобилей)

Ограничено в силу своей гигроскопичности (отслаивается) используется в смеси с классическими нефтяными жидкими топливами.

  • Применяется для выработки высококачественного топлива и компонента бензинов - бутилового эфира.

В химической промышленности:

  • Служит сырьём для получения многих химических веществ, таких, как ацетальдегид, диэтиловый эфир, тетраэтилсвинец, уксусная кислота, хлороформ, этилацетат, этилен и др.;

  • Широко применяется как растворитель (в лакокрасочной промышленности, в производстве товаров бытовой химии и многих других областях);

  • Является компонентом антифриза и стеклоомывателей.

  • В бытовой химии этанол применяется в чистящих и моющих средствах, в особенности для ухода за стеклом и сантехникой.

  • Является растворителем для репеллентов.

Парфюмерия и косметика

Является универсальным растворителем различных веществ и основным компонентом духов, одеколонов, аэрозолей и т. п. Входит в состав разнообразных средств, включая даже такие как зубные пасты, шампуни, средства для душа, и т. д.

Пищевая промышленность

  • Является необходимым компонентом спиртных напитков (водка, виски, джин и др.).

  • Также в небольших количествах содержится в ряде напитков, получаемых брожением, но не причисляемых к алкогольным (кефир, квас, кумыс, безалкогольное пиво и др.). Содержание этанола в свежем кефире ничтожно (0,12 %), но в долго стоявшем, особенно в тёплом месте, может достичь 1 %. В кумысе содержится 1−3 % этанола (в крепком до 4,5 %), в квасе - от 0,6 до 2,2 %.

  • Растворитель для пищевых ароматизаторов.

  • Применяется как консервант для хлебобулочных изделий, а также в кондитерской промышленности.

  • Зарегистрирован в качестве пищевой добавки E1510.

Медицина

  • Обеззараживающее и подсушивающее средство;

  • дубящие свойства 96 % этилового спирта используются для обработки операционного поля или в некоторых методиках обработки рук хирурга;

  • растворитель для лекарственных средств, для приготовления настоек, экстрактов из растительного сырья;

  • консервант настоек и экстрактов (минимальная концентрация 18 %);

  • в согревающих компрессах;

  • для физического охлаждения при лихорадке (для растирания);

  • антидот при отравлении этиленгликолем и метиловым спиртом.

Преподаватель

Как будущему специалисту ветеринару вам необходимо знать о роли этанола в животноводстве (слайд 21)

Этанол в животноводстве применяется

  1. наружно - с концентрацией 40 - 70 % как антисептик (при мастите)

  2. Внутривенно с концентрацией 30 - 33%

-для наркоза

-Снижения возбуждения у животного

Выступления химиков (слайд 22 - 24)

Изучение химических свойств этанола

Первые химики назвали этиловый спирт духом вина, то есть винным спиртом.

Целью нашей работы являлось на конкретных опытах изучить химические свойства этанола.

Запись в тетрадях!!!!!

1.Горение этанола.

Он хорошо горит. При горении спиртов выделяется большое количество энергии, образуется углекислый газ и вода.

Этиловым спиртом заправляют спиртовки в лабораториях и используют их тепло для нагревания веществ и растворов.

С2Н5ОН + ЗО2 à 2СО2 + ЗН2O +1370 кДж

2. Взаимодействие со щелочными металлами (работали с натрием). При работе с натрием необходимо соблюдать осторожность, т.к. он очень активный металл.

Описание опыта.

При взаимодействии спиртов с натрием образуются газообразный водород и соответствующие алкоголяты натрия.

2Н5ОН + 2 Na = 2 C2H5ONa + H2

2. Окисление этилового спирта оксидом меди (II).

Медная проволока нагревается в пламени спиртовки, образуется черный налет. Это оксид меди (2), опускаем проволоку в спирт, появляется специфический запах Вывод - образуется уксусный альдегид (ацетальдегид - запах листвы)

Уравнение имеет вид:

СН3-СН2-ОН + СuO = CH3 -COH + Cu + H2O

Данная реакция является каталитической. Роль катализатора играет медь. Каталитическое окисление спиртов идет и в организме человека в случае попадания в него этилового спирта.

В этом вопросе нам помогут биологи

(Слайд 25)

В печени происходит обезвреживание ядовитых веществ, поступивших в кровь. Этот орган врачи называют мишенью для алкоголя, так как 90% этанола обезвреживается именно в нем. В печени происходят химические процессы окисления этилового спирта.

До каких продуктов окисляется этиловый спирт?

С2Н5ОH → СН3 СОН → СН3СООН → СО2 + Н2О

промежуточные продукты конечные продукты

Этиловый спирт окисляется до конечных продуктов распада в том случае, если суточное потребление этанола не превышает 20 г.

Если же доза превышена, то в организме накапливаются промежуточные продукты распада. Это приводит к целому ряду побочных отрицательных эффектов:

- повышенному образованию жира и накоплению его в клетках печени;

- накоплению пероксидных соединений, способных разрушать клеточные мембраны

- нежелательным явлениям, совокупность которых приводит к разрушению печени - циррозу.

Уксусный альдегид в 30 раз токсичнее этилового спирта

Врачи доказали, что возникновение мутаций и различных уродств у эмбрионов вызывает именно уксусный альдегид. Уксусная кислота усиливает синтез жирных кислот и приводит к жировому перерождению печени.

К химическим свойствам этанола относят реакции дегидратации (слайд 26)

Работа со слайдом

Рассмотрим вопрос Получение этанола

С этим вопросом выступит представитель из группы химиков - выступление

Этиловый спирт получают:

1. Гидратацией этилена (слайд 27)

Серная кислота рассматривается как растворитель этилена и катализатор реакции.

2. Получают брожением сахаров( слайд 28)

Исходным продуктом для получения этилового спирта служат злаки, картофель, свёкла (объяснения по слайду)

а также сульфитный щелок-отброс бумажного производства и древесина (слайд 29)- такой спирт называют гидролизным.

Сырой этиловый спирт содержит много примесей, в том числе ядовитых сивушных масел. В дальнейшем спирт очищают путем перегонки в особых аппаратах. Но и в полученном таким путем спирте-ректификате (содержит 96% этилового спирта и 4% воды) всё же сохраняется часть вредных для организма веществ.

Вернемся к свойствам спиртов. Послушаем результаты работы ученых биологов.

Цель нашего исследования была следующая:

Доказать что этанол разрушает белковые молекулы.

В ходе опыта мы наблюдали денатурацию - сворачивание белка.

Мы доказали - что спирт разрушает белок, а так как клетки живых организмов состоят из белков - этанол разрушает клетки живого.

Чрезмерное употребление алкогольных напитков наносит ущерб здоровью.

А как мы хотим вам рассказать и даже показать.

Влияние этанола на сердечно - сосудистую систему - выступление (слайд 30)

Как только алкоголь попадает в кровь, он с достаточно высокой скоростью распространяется во все органы и системы. Особенно быстро там, где много кровеносных сосудов.

Через некоторое время после того, как алкоголь через желудок и кишечник попадает в кровь, начинается разрушение эритроцитов. Происходит так называемый гемолиз: распад эритроцитов из-за разрыва их мембран. Вместо активных эритроцитов остаётся месиво из кровавых комков. Лопнувшие, деформированные красные кровяные тельца. Выход гемоглобина, то есть содержимого эритроцитов, в плазму. Эритроциты уже не могут выполнять свою функцию

Что касается употребления пива - У любителей хмельного «напитка» формируется так называемое бычье или пивное сердце - расширение его границ, при этом учащается частота сердечных сокращений, возникают аритмии, повышается давление.

Мы предлагаем вам просмотреть видео - ролик.

Следующая система, которую повреждает этанол - мозг (слайд 30)

Так как этиловый спирт хорошо растворим в воде, его поступление в органы и ткани тем выше, чем лучше их обеспечение кровью. Из-за богатого кровоснабжения мозга насыщение этанолом мозговой ткани идёт быстрее, и концентрация в ней оказывается выше, чем в других органах.

Токсическое воздействие алкоголя на головной мозг воспринимается человеком как якобы безобидное состояние опьянения. И это приводит к онемению, а потом и отмиранию участков головного мозга. Всё это субъективно воспринимается выпившим как «расслабление», «свобода» от внешнего мира, схожая с эйфорией освобождающегося из тюрьмы после долгого сидения. В действительности же часть головного мозга просто искусственно отключается от восприятия информации извне.

После каждой так называемой «умеренной» выпивки у человека в голове появляется новое кладбище погибших нервных клеток.

И когда врачи-патологоанатомы вскрывают череп любого длительно пьющего человека, то у всех видят одинаковую картину - «сморщенный мозг», уменьшенный в объёме, вся поверхность коры которого - в микрорубцах, микроязвах, выпадах структур.

Вот как патологоанатом описывает мозг «весельчака» и «балагура», который, по мнению друзей, пил «умеренно» и «культурно»: «Изменения в лобных долях мозга видны даже без микроскопа, извилины сглажены, атрофированы, множество мелких кровоизлияний. Под микроскопом видны пустоты, заполненные серозной жидкостью. Кора мозга напоминает землю, после того, как на нее сбросили бомбы - вся в воронках. Здесь каждая выпивка оставила свой след».

Видео

А теперь нам расскажут о повреждении самой крупной пищеварительной железе - печени

В печени происходит окисление 90-98% этанола до ацетальдегида - очень опасного и токсичного вещества. Затем ацетальдегид окисляется до уксусной кислоты, которая далее расщепляется до воды и углекислого газа. В других органах и системах также возможно «переваривание» алкоголя, но в значительно меньших количествах, чем в печени.

Проходя через печёночный барьер, продукты распада этилового спирта отрицательно влияют на печёночные клетки, которые под влиянием их разрушительного действия погибают .На их месте образуется соединительная ткань, или попросту рубец, не выполняющий печёночной функции.

Алкогольный цирроз печени - одно из наиболее тяжёлых и безнадёжных в смысле лечения заболевание человека. На слайде изображена для сравнения печень здорового человека (сверху) и печень человека, «культурно» употребляющего алкоголь (внизу).

Видео

В организме человека образуется некоторое количество этанола, у пьяниц спирт перестает вырабатываться, но организм постоянно требует его присутствия. Вот почему так трудно вылечится от алкоголизма.

Болезненное пристрастие к алкоголю может возникнуть у любого вида животных, если их приучать пить вино.

Такой опыт провели на лабораторных крысах.

В воду для питья ежедневно добавляют все возрастающие дозы спирта. Через месяц-другой в клетку рядом с поилкой, откуда исходит запах спирта, ставят поилку с чистой водой. И что вы думаете? Крыса презрительно крутит мордочкой. Зато хмельную воду пьют с удовольствием. При отсутствии алкогольного напитка животные ведет себя подобно настоящим алкоголикам: мечутся по клетке, злобно кусают друг друга, жадно выглядывают в ячейки сетки, поводя ноздрями в предвкушении спиртного запаха.

Если крольчихам ежедневно в течение беременности вводить в желудок спирт, то у них рождаются мертвые крольчата.

Зачатие в момент, когда хотя бы один из родителей пьян, может привести к рождению неполноценных детей с различными физическими и умственными дефектами (олигофрения, дебильность, пороки сердца, заячья губа, глухонемота) (слайд 31 - 32).

А теперь обратимся к медикам.

Медики

Цель нашего опыта - изучить свойство этанола и влияние на организм

В ходе реакции мы наблюдали изменение цвета - с оранжевого до синевато - зеленого.

Мы провели реакцию окисление спирта до уксусного альдегида (то что происходит в печени). Доказали что этанол негативно влияет на живые организмы.

Видео

А теперь послушает медиков, которые расскажут нам о статистике пьющих в России.

Мировое потребление спиртных напитков характеризуется огромными цифрами

Мы видим что с каждым годом потребность в спиртных напитков увеличивается, растет количество пьющих в стране (слайд 33)

От этого страдает всё общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодёжь, а также здоровье будущих матерей. Особенно опасны суррогаты алкоголя - различные по химическому составу и назначению жидкости, которые употребляют с целью опьянения.

В качестве суррогатов алкоголя используют спиртосодержащие жидкости: лечебные настойки боярышника, технические жидкости, препараты бытовой химии, одеколоны, лосьоны, самогон (слайд 34)

Наиболее вредное воздействие оказывает сивушное масло, являющее побочным продуктом спиртового брожения. Человек быстро чувствует действие спиртного, через 10-15 мин алкоголь из желудка попадает в кровеносную систему и начинает циркулировать по всему организму, достигая клеток головного мозга, который контролирует работу всех органов. Быстро появляется эффект опьянения с нарушением координацией движений, нарушением концентрации внимания и глубокой потерей памяти. При употреблении алкогольных суррогатов характерен интеллектуальный распад, огрубение личности, лживость, разрушение семьи, потеря человеческого облика (слайд 35)

Одним из спутников вина является метиловый спирт, подобно обычному спирту, эта жидкость способна вызвать опьянение, но через 10-12 часов появляются признаки тяжелого отравления: головная боль, тошнота, рвота, шаткая походка, потеря сознания. Метиловый спирт - нервно-сосудистый яд, и его доза 30 - 100 г смертельна для людей (слайд 36)

Фазы развития алкоголизма (слайд 37)

Начальная фаза. Опьянение с выпадением памяти. Человек постоянно думает о спиртном, ему кажется, что выпил недостаточно, он пьет впрок, развивается жадность к алкоголю. Однако он сохраняет сознание своей вины, избегает разговоров о своей тяге к вину.

Критическая фаза. Утрата контроля над собой после первого же глотка. Стремление найти оправдание своему пьянству, сопротивление всем попыткам помешать осуществлению его желания выпить. У человека развивается агрессия, он обвиняет окружающих в своих бедах, у него начинаются запои, его друзьями становятся случайные собутыльники. Он вынужден уйти с постоянной работы, утрачивает интерес ко всему, что не связано с алкоголем.

Хроническая фаза. Ежедневное похмелье. Распад личности. Помутнение памяти. Сбивчивость мысли. Человек пьет суррогаты алкоголя, технические жидкости, одеколон. У него развивается безосновательные страхи, белая горячка, другие алкогольные психозы

Этанол находит широкое применение в медицине и фармакологии как дезинфицирующее средство, как растворитель во многих лекарствах, как реагент в биохимических и клинических лабораториях, а так же для изготовления анатомических препаратов.

Каковы поведенческие эффекты влияния алкоголя на организм?

Давайте послушаем басню С.Михалкова «Заяц во хмелю»

Студенты разыгрывают сценку.

Итак, каковы поведенческие эффекты влияния алкоголя на организм?

Как называются вещества, оказывающие влияние на психику?

Что такое наркотик? В чём его опасность?

Учащиеся формируют вывод: алкоголь - психотропное вещество, обладает наркотическими свойствами.

2.4.Контроль знаний. Выполнение теста (приложение 2)

2.5 Домашнее задание

1.Составьте цепочку превращений, назовите вещества, укажите тип реакции

СН4 СН3СIC2 H6C2H4C2H5OHCO2

 

C2H2C2H4 CH3-COH

2.Какой объем водорода выделится при взаимодействии этанола с металлическим натрием массой 2.3г?

3.Напишите структурные формулы веществ:

2 - метилпропанол -2

2,3- диметилпентанол -3

2,4,4- триметилпентанол - 2

2,3 диметилбутанол - 2

2.6. Подведение итогов и оценка результатов.

Итак, сделаем главные выводы из сегодняшнего урока. В ходе ваших выступлений демонстрировались: химические свойства, химические реакции, лежащие в основе его применения, а также влияние спиртов на живые организмы.

Учитель. Сегодня мы изучили свойства одноатомных спиртов на примере этанола Мы увидели, что этанол проявляет двойственность: он ведет себя и как кислота и как основание. Но некоторые реакции - Реакции окисления этилового спирта показывают его губительное воздействие на живые организмы.

Но, следует отметить, что этиловый спирт применяется во многих отраслях промышленности, в медицине, фармакологии, косметологии, поэтому несёт не только вред, но и пользу человеку ( слайд 38) Так кем же является этанол -другом или врагом человека? ( слайд 39) На это вопрос, я думаю, вы получили ответ в ходе сегодняшнего урока. Выводы делать только вам!

Преподаватель проводит анализ проделанной работы, отмечает положительные и отрицательные стороны проделанной работы.

Итогом теоретического занятия является оценка по пятибалльной системе с учетом работы студента, записей в тетради, а также выполнения теста.


3.Заключение

Теоретические занятия, проводимые с использованием новых компьютерных технологий и аппаратуры, позволяет изучить новый материал, сделать его более наглядным, доступным широкой аудитории.

Данный материал может быть использован для самоподготовки студентов по изложенной теме, т.к. изложен в электронном виде.

4.Литература

  1. Артеменко А.И. Органическая химия [Текст]: научно-методическая литература - М.: «Высшая школа»,1994 г. - 127 с.

  2. Ерохин Ю.М. Химия. - М., 2008.

  3. Курц А. Л. Брусова Г. П., Демьянович В. М. Одно- и двухатомные спирты, простые эфиры и их сернистые аналоги. Учебные материалы. Органическая химия. ChemNet. Химический факультет МГУ,1999

  4. Маркизова Н. Ф., Гребенюк А. Н., Башарин В. А., Бонитенко Е. Ю. Спирты. - СПб.: «Фолиант», 2004. - 112 с.

  5. Материал из Википедии - свободной энциклопедии ru.wikipedia.org/wiki/Спирты

Приложение 1


Одноатомные спирты и их роль в жизни человекаОдноатомные спирты и их роль в жизни человекаОдноатомные спирты и их роль в жизни человека

Одноатомные спирты и их роль в жизни человекаОдноатомные спирты и их роль в жизни человекаОдноатомные спирты и их роль в жизни человека

Одноатомные спирты и их роль в жизни человекаОдноатомные спирты и их роль в жизни человекаОдноатомные спирты и их роль в жизни человека

Одноатомные спирты и их роль в жизни человекаОдноатомные спирты и их роль в жизни человекаОдноатомные спирты и их роль в жизни человека

Одноатомные спирты и их роль в жизни человекаОдноатомные спирты и их роль в жизни человекаОдноатомные спирты и их роль в жизни человека

Одноатомные спирты и их роль в жизни человекаОдноатомные спирты и их роль в жизни человекаОдноатомные спирты и их роль в жизни человека

Одноатомные спирты и их роль в жизни человекаОдноатомные спирты и их роль в жизни человекаОдноатомные спирты и их роль в жизни человека

Одноатомные спирты и их роль в жизни человекаОдноатомные спирты и их роль в жизни человекаОдноатомные спирты и их роль в жизни человека

Одноатомные спирты и их роль в жизни человекаОдноатомные спирты и их роль в жизни человекаОдноатомные спирты и их роль в жизни человека

Одноатомные спирты и их роль в жизни человекаОдноатомные спирты и их роль в жизни человекаОдноатомные спирты и их роль в жизни человека

Одноатомные спирты и их роль в жизни человекаОдноатомные спирты и их роль в жизни человекаОдноатомные спирты и их роль в жизни человека

Одноатомные спирты и их роль в жизни человекаОдноатомные спирты и их роль в жизни человекаОдноатомные спирты и их роль в жизни человека

Одноатомные спирты и их роль в жизни человекаОдноатомные спирты и их роль в жизни человекаОдноатомные спирты и их роль в жизни человека

Приложение 2


Выберите один правильный вариант ответа

1.Общая формула одноатомных предельных спиртов:

а)CnH2n-1OH б) CnH2nOH в) CnH2n+1OH г) CnH2n-2O

2. Формула 4-метилпентанола-2:

а) в)

Одноатомные спирты и их роль в жизни человекаОдноатомные спирты и их роль в жизни человека

б) Одноатомные спирты и их роль в жизни человека г) Одноатомные спирты и их роль в жизни человека

3. Предельным одноатомным спиртом не является:

а) метанол б) 3-этилпентанол-1 в)2-фенилбутанол-1 г) этанол

4. Выберите верное утверждение:

а) спирты - сильные электролиты б) спирты хорошо проводят электрический ток

в) спирты - неэлектролиты г) спирты - очень слабые электролиты

5 С каким из перечисленных веществ не взаимодействует этанол:

а) Na б) NaOH в) HBr г) O2

6. При нагревании этанола с кислородом на медном катализаторе образуется:

а) этен б) ацетальдегид в) диэтиловый эфир г) этандиол

7. Внутримолекулярная дегидратация спиртов при­водит к образованию:

а) альдегидов б) алканов в)алкенов г) алкинов

8. Алкоголяты получаются из спиртов при их взаимодействии с:

а) KМnO4; б) О2 в) CuO г) Na

9. Каталитическая гидратация этилена используется для получения:

а) метанола; б) этанола; в) пропанола; г) бутанола.

10. В результате спиртового брожения глюкозы происходит образование:

а) C2H5OH и СО б) CH3OH и CO2 в) C2H5OH и CO2 г) CH3-CH(OH)-СОOH

Приложение 3


Инструкционная карта

Тема: Одноатомные спирты

Цель: Изучить свойства одноатомных спиртов на примере этанола

Опыт №1 . Растворимость этилового спирта в воде.

Цель: Изучить физические свойства этилового спирта.

Приборы и реактивы: вода, спирт, растительное масло, штатив с пробирками

Ход опыта:

В пробирку прилить 1мл воды и столько же спирта. Отметьте, что вы наблюдаете.

Опыт №2. Растворимость этилового спирта в жирах.

Ход опыта: В 1 пробирку налить 1 мл воды, во вторую пробирку - 1 мл этанола, в каждую добавить 1-2 капли растительного жира.

Пробирки встряхнуть.

Сделают вывод о растворимости спирта. Данные записывают в таблицу

спирт

Агрегатное состояние

цвет

Запах

Растворимость в воде

Растворимость в жирах




Опыт №3.Горение этилового спирта

Цель: изучить химические свойства этилового спирта

Приборы и реактивы: этанол, металлический натрий, медная проволока, спиртовка, штатив с пробирками.

Возьмите этанол, налейте в фарфоровую чашку и подожгите его. Сделайте вывод о продуктах реакции. Составьте уравнение реакции, проставьте коэффициенты.

Опыт №4. Взаимодействие этилового спирта со щелочными металлами.

В пробирку налейте 2мл. этанола и поместите туда небольшой (со спичечную головку) очищенный кусочек металлического натрия. Пронаблюдайте, что происходит. Выделившийся газ подожгите спичкой. Определите по характерным признакам, какой это газ. Составьте уравнение данной реакции, сделайте выводы.

Опыт №5. Окисление этилового спирта.

В пробирку налейте 1мл этанола. Спираль из медной проволоки раскалите в пламени спиртовки до почернения. Нагретую медную спираль внесите в пробирку со спиртом (повторите опыт несколько раз). Понюхайте реакционную смесь после опыта. Какое вещество образовалось при нагревании медной проволоки? Какие изменения претерпела медная проволока после опыта? Какие выводы можно сделать из наблюдений? Запишите уравнение реакции. Данная реакция является каталитической. Роль катализатора играет медь. Каталитическое окисление спиртов идет и в организме человека в случае попадания в него этилового спирта.


Опыт №6 Осаждение белков этанолом.

Цель: изучить влияние этанола на белковые молекулы

Реактивы и оборудование: яичного белка, этанол, хлорид натрия (крист.), штатив с пробирками.

В пробирку налейте 2мл раствора белка и добавьте на кончике шпателя хлорид натрия. Затем прилейте 2-3мл этанола.

Пронаблюдайте, что происходит с белком? Какие предположения можно сделать о воздействии этилового спирта на живые организмы?

Опыт №7 Окисление спирта хромовой смесью.

Цель: изучить влияние этанола на живые организты

Реактивы: 5%-й раствор К2Cr2O7, 20%-й раствор H2SO4, C2H5OH.

Ход работы.

В пробирке смешайте 2мл. 5%-ного раствора дихромата калия, 1мл 20%-ного раствора серной кислоты и 0,5 мл этанола. Отметьте цвет раствора.

Осторожно нагрейте смесь на пламени спиртовки до начала изменения цвета. При этом ощущается характерный запах альдегида. Какой альдегид образовался? Почему цвет раствора меняется с оранжевого до синевато-зеленого? Напишите уравнение реакции окисления этанола.

РЕЦЕНЗИЯ

На методическую разработку урока «Одноатомные спирты их роль в жизни человека» по дисциплине «Химия»


Автор: Степанова Н.В., преподаватель ГАОУ СПО « Сортавальский колледж»


Представленная разработка имеет краткую аннотацию, оглавление, введение, основную часть, включающую план урока, заключение, литературу и приложение.

В краткой аннотации показано предназначение данной разработки. Во введении автором отмечено значение данной темы для подготовки будущих ветеринарных специалистов, подчеркнуто наиболее яркое достоинство данной разработки: большое количество наглядного материала, представленного средствами компьютерных технологий.

В основной части разработки представлен непосредственно план урока. План составлен в соответствии с основными требованиями к его составлению, включает в себя все необходимые элементы. Структура плана достаточно четкая.

Содержание соответствует теме занятия. Изложение материала сопровождается красочными иллюстрациями презентации. Это обогащает материал и облегчает его восприятие.

Предлагаемая разработка урока интересна своей динамичностью, широтой охвата материала, чередованием видов деятельности: эксперимент, обсуждение, выступление.

Данная методическая разработка, действительно, может быть использована в работе преподавателей химических дисциплин, так как позволяет организовать успешное проведение занятия, нацеленного на получение студентами глубоких теоретических знаний об одноатомных спиртах и их роли в жизни человека.

Таким образом, предлагаемая методическая разработка урока «Одноатомные спирты их роль в жизни человека» по дисциплине « Химия» может быть рекомендована к использованию в данном образовательном учреждении.

Рецензент: Крылова Н.Б., председатель

предметной комиссии

зооветеринарных дисциплин


22.01.2013.



© 2010-2022