- Преподавателю
- Химия
- Статья «Абстрактно-ассоциативная рефлексия на уроках химии, основанная на элементах эстетического воспитания»
Статья «Абстрактно-ассоциативная рефлексия на уроках химии, основанная на элементах эстетического воспитания»
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Федулеева Ж.Г. |
Дата | 22.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Абстрактно-ассоциативная рефлексия на уроках химии, основанная на элементах эстетического воспитания».
Только тогда, когда ученик пропустит услышанное через себя, через свое творчество, - только тогда усвоение знаний будет плодотворным. Поэтому я стремлюсь сделать уроки не только интереснее, полезнее, информативнее, но и востребованные с точки зрения творческого потенциала обучающихся. В нашем музыкально-эстетическом лицее с этим проблем нет. Но в общеобразовательной школе эта проблема, как правило, западает. Поэтому уроки, на которых идет интеграция общеобразовательных предметов с предметами музыкально-эстетического блока, формируют положительное отношение и интерес обучающихся к предмету, создают психологически комфортную и увлекательную обстановку, в которой усвоение учебного материала происходит непроизвольно. Чтобы на уроках химии не было скучно, чтобы факты врезались в память, и обучение шло не только на уровне воспроизведения материала, но и на уровне логического мышления, анализа разрозненных фактов, на уроках химии я использую различные приемы. Девизы не только ко всему уроку, но и к каждому его этапу, эпиграфы - в виде отрывков из стихотворений, литературных произведений, классическую музыку (различную, в зависимости от этапа урока - «Лунная соната» Л.Бетховена - мозговой штурм, «К Элизе» - Л.Бетховен - закрепление, «Вальс цветов» П.Чайковского -рефлексия ), показываю работы известных художников, читаю стихи. Эти приемы вызывают эмоциональный всплеск и надолго запоминаются обучающимися.Чрезвычайно важно поддерживать инициативу ребят в проведении аналогий, противопоставлений, ассоциаций. Именно поэтому на каждом уроке я использую те нехитрые приемы, которые позволяют способствовать созданию того эмоционального фона, на котором обучающийся может проявить себя, высказаться, абстрагировать или ассоциировать с тем, что для него понятнее, более запоминающееся.
В качестве образовательного продукта ребята, проявляя творческий подход, создают информационные, ассоциативные (либо абстрактные) листы, буклеты, музыкальные, литературные композиции, другие работы, которые вкладываются в предметные портфолио.
В качестве примера - урок химии в 9 классе. Тема: Углерод. Строение, свойства,
Начинаю урок с вопроса: «Ребята! Знакомы вы лично с миллионером?» Сегодня на уроке вам представится такая возможность. Для того, чтобы определить, о каком элементе речь сегодня пойдет на уроке, закройте, пожалуйста, глаза и представьте мысленно картину, которую я нарисую вам словесно. (Учащиеся закрывают глаза, звучит классическая музыка).
«Вы в лесу. Жаркий, солнечные день, буйство зелени, легко дышится, летают бабочки, по вашей ноге ползет муравей. Мы выходим из леса - впереди ручей, деревянный мостик, на пригорке - свежепобеленный дом, на скамейке сидят мужчина с женщиной. У женщины в ушах очень красивые серьги, сверкающий камень которых играет в лучах солнца. Рядом с домом - груда угля - запасливые хозяева готовятся к зиме.»
А теперь откройте глаза и попробуйте, проанализировав услышанное, сформулировать тему урока.
Лес зелень, легко дышится - фотосинтез - углекислый газ СО2;
бабочки - ?
муравей - муравьиная кислота;
деревянный мостик - ?
свежепобеленный дом - мел СаСО3;
камень в серьгах - бриллиант;
груда угля - С.
Учащиеся делают вывод - СО2, СаСО3, С - тема урока «Углерод».
Учитель восполняет пробелы - бабочки _ деревянный мостик, мужчина, женщина - органические вещества, в состав которых обязательно входит углерод (органическая химия - химия соединений углерода).
Урок в 8 классе. Тема: «Кислород».
На партах перед обучающимися лежат карточки со знаками элементов - неметаллов. Учитель читает стихотворение, ребята, догадываясь, поднимают карточку с определяемым элементом. «Вот история простая - Джозеф Пристли, как то раз, окись ртути нагревая, обнаружил странный газ.
Газ без цвета, без названья, ярче в нем горит свеча.
А не вреден для дыханья - не узнаешь у врача.
Новый газ из колбы вышел - никому он не знаком.
Этим газом дышат мыши под стеклянным колпаком.
Человек им тоже дышит.
Воздух делится на части - эта мысль весьма нова.
Здесь у химика от счастья, и от воздуха отчасти закружилась голова.
Кошка греется на крыше, солнца луч в окошко бьет.
Джозеф Пристли, с ним две мыши открывают кислород»
Учитель открывает доску, где написан девиз урока
«Кислород - это та ось, вокруг которой вращается химия».
А. Берцеллиус
А также три слова: Вездесущий
Всемогущий
Невидимый.
По мнению людей религиозных, вездесущим, всемогущим и невидимым может быть только Бог.
Давайте докажем, что все эти три эпитета вполне можно отнести к кислороду.
Вездесущий - воздух, вода, минералы, органические вещества.
Всемогущий - дыхание («Пока дышу - надеюсь…» -Овидий), могучая стихия огня - -горение - реакция кислорода с простыми и сложными веществами.
Невидимый - при нормальных условиях кислород - газ без цвета, без запаха, без вкуса.
Продолжая разговор, зачитываю отрывок из поэмы А.К. Толстого «Поток-богатырь». Там есть строки о неком аптекаре, который «перед толпою ученье проводит, что мол нету души, а одна только плоть, и что если и прямь существует господь, то он только есть вид кислорода».
Затем предлагаю ребятам, прослушав стихотворение, сделать рассказ о нахождении кислорода в природе.
«Из атомов мир создавала природа,
Два атома легких взяла водорода,
Прибавила атом один кислорода,
И получилась частица воды - море воды, океаны и льды.
Стал кислород чуть не всюду начинкой -
С кремнием он обернулся песчинкой.
В воздух попал кислород, как ни странно,
Из голубой глубины океана.
И на Земле появились растенья,
Жизнь появилась, дыханье, горенье…
Первые птицы и первые звери,
Первые люди, что жили в пещере,
Огонь добывали при помощи тренья,
Хотя и не знали причины горенья…
Роль кислорода на нашей Земле
Понял великий Лавуазье».
Затем составляется опорный конспект. Домашнее задание - перенести на лист А-4 конспект с рисунками-ассоциациями по данной теме.
Учитель химии Ж.Г.Федулеева