• Преподавателю
  • Химия
  • Статья «Абстрактно-ассоциативная рефлексия на уроках химии, основанная на элементах эстетического воспитания»

Статья «Абстрактно-ассоциативная рефлексия на уроках химии, основанная на элементах эстетического воспитания»

«Из атомов мир создавала природа, Два атома легких взяла водорода, Прибавила атом один кислорода, И получилась частица воды – море воды, океаны и льды. Стал кислород чуть не всюду начинкой – С кремнием он обернулся песчинкой. В воздух попал кислород, как ни странно, Из голубой глубины океана. И на Земле появились растенья, Жизнь появилась,  дыханье, горенье… Первые птицы и первые звери, Первые люди, что жили в пещере, Огонь добывали при помощи тренья, Хотя и не знали причины горенья… Роль кис...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Абстрактно-ассоциативная рефлексия на уроках химии, основанная на элементах эстетического воспитания».


Только тогда, когда ученик пропустит услышанное через себя, через свое творчество, - только тогда усвоение знаний будет плодотворным. Поэтому я стремлюсь сделать уроки не только интереснее, полезнее, информативнее, но и востребованные с точки зрения творческого потенциала обучающихся. В нашем музыкально-эстетическом лицее с этим проблем нет. Но в общеобразовательной школе эта проблема, как правило, западает. Поэтому уроки, на которых идет интеграция общеобразовательных предметов с предметами музыкально-эстетического блока, формируют положительное отношение и интерес обучающихся к предмету, создают психологически комфортную и увлекательную обстановку, в которой усвоение учебного материала происходит непроизвольно. Чтобы на уроках химии не было скучно, чтобы факты врезались в память, и обучение шло не только на уровне воспроизведения материала, но и на уровне логического мышления, анализа разрозненных фактов, на уроках химии я использую различные приемы. Девизы не только ко всему уроку, но и к каждому его этапу, эпиграфы - в виде отрывков из стихотворений, литературных произведений, классическую музыку (различную, в зависимости от этапа урока - «Лунная соната» Л.Бетховена - мозговой штурм, «К Элизе» - Л.Бетховен - закрепление, «Вальс цветов» П.Чайковского -рефлексия ), показываю работы известных художников, читаю стихи. Эти приемы вызывают эмоциональный всплеск и надолго запоминаются обучающимися.Чрезвычайно важно поддерживать инициативу ребят в проведении аналогий, противопоставлений, ассоциаций. Именно поэтому на каждом уроке я использую те нехитрые приемы, которые позволяют способствовать созданию того эмоционального фона, на котором обучающийся может проявить себя, высказаться, абстрагировать или ассоциировать с тем, что для него понятнее, более запоминающееся.

В качестве образовательного продукта ребята, проявляя творческий подход, создают информационные, ассоциативные (либо абстрактные) листы, буклеты, музыкальные, литературные композиции, другие работы, которые вкладываются в предметные портфолио.

В качестве примера - урок химии в 9 классе. Тема: Углерод. Строение, свойства,

Начинаю урок с вопроса: «Ребята! Знакомы вы лично с миллионером?» Сегодня на уроке вам представится такая возможность. Для того, чтобы определить, о каком элементе речь сегодня пойдет на уроке, закройте, пожалуйста, глаза и представьте мысленно картину, которую я нарисую вам словесно. (Учащиеся закрывают глаза, звучит классическая музыка).

«Вы в лесу. Жаркий, солнечные день, буйство зелени, легко дышится, летают бабочки, по вашей ноге ползет муравей. Мы выходим из леса - впереди ручей, деревянный мостик, на пригорке - свежепобеленный дом, на скамейке сидят мужчина с женщиной. У женщины в ушах очень красивые серьги, сверкающий камень которых играет в лучах солнца. Рядом с домом - груда угля - запасливые хозяева готовятся к зиме.»

А теперь откройте глаза и попробуйте, проанализировав услышанное, сформулировать тему урока.

Лес зелень, легко дышится - фотосинтез - углекислый газ СО2;

бабочки - ?

муравей - муравьиная кислота;

деревянный мостик - ?

свежепобеленный дом - мел СаСО3;

камень в серьгах - бриллиант;

груда угля - С.

Учащиеся делают вывод - СО2, СаСО3, С - тема урока «Углерод».

Учитель восполняет пробелы - бабочки _ деревянный мостик, мужчина, женщина - органические вещества, в состав которых обязательно входит углерод (органическая химия - химия соединений углерода).

Урок в 8 классе. Тема: «Кислород».

На партах перед обучающимися лежат карточки со знаками элементов - неметаллов. Учитель читает стихотворение, ребята, догадываясь, поднимают карточку с определяемым элементом. «Вот история простая - Джозеф Пристли, как то раз, окись ртути нагревая, обнаружил странный газ.

Газ без цвета, без названья, ярче в нем горит свеча.

А не вреден для дыханья - не узнаешь у врача.

Новый газ из колбы вышел - никому он не знаком.

Этим газом дышат мыши под стеклянным колпаком.

Человек им тоже дышит.

Воздух делится на части - эта мысль весьма нова.

Здесь у химика от счастья, и от воздуха отчасти закружилась голова.

Кошка греется на крыше, солнца луч в окошко бьет.

Джозеф Пристли, с ним две мыши открывают кислород»

Учитель открывает доску, где написан девиз урока

«Кислород - это та ось, вокруг которой вращается химия».

А. Берцеллиус

А также три слова: Вездесущий

Всемогущий

Невидимый.

По мнению людей религиозных, вездесущим, всемогущим и невидимым может быть только Бог.

Давайте докажем, что все эти три эпитета вполне можно отнести к кислороду.

Вездесущий - воздух, вода, минералы, органические вещества.

Всемогущий - дыхание («Пока дышу - надеюсь…» -Овидий), могучая стихия огня - -горение - реакция кислорода с простыми и сложными веществами.

Невидимый - при нормальных условиях кислород - газ без цвета, без запаха, без вкуса.

Продолжая разговор, зачитываю отрывок из поэмы А.К. Толстого «Поток-богатырь». Там есть строки о неком аптекаре, который «перед толпою ученье проводит, что мол нету души, а одна только плоть, и что если и прямь существует господь, то он только есть вид кислорода».

Затем предлагаю ребятам, прослушав стихотворение, сделать рассказ о нахождении кислорода в природе.

«Из атомов мир создавала природа,

Два атома легких взяла водорода,

Прибавила атом один кислорода,

И получилась частица воды - море воды, океаны и льды.

Стал кислород чуть не всюду начинкой -

С кремнием он обернулся песчинкой.

В воздух попал кислород, как ни странно,

Из голубой глубины океана.

И на Земле появились растенья,

Жизнь появилась, дыханье, горенье…

Первые птицы и первые звери,

Первые люди, что жили в пещере,

Огонь добывали при помощи тренья,

Хотя и не знали причины горенья…

Роль кислорода на нашей Земле

Понял великий Лавуазье».

Затем составляется опорный конспект. Домашнее задание - перенести на лист А-4 конспект с рисунками-ассоциациями по данной теме.

Учитель химии Ж.Г.Федулеева


© 2010-2022