• Преподавателю
  • Химия
  • Рабочая программа по химии для общеобразовательного 8 класса (УМК под ред. Н. Е. Кузнецовой)

Рабочая программа по химии для общеобразовательного 8 класса (УМК под ред. Н. Е. Кузнецовой)

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №__»


«Рассмотрено»

Руководитель МО

_______/_________/

Протокол №___ от

« » _________ 20__г.

«Принято»

Протокол педсовета

№____ от


«___» _________ 20__г.

«Утверждаю»

Директор

_____ /________/

Приказ № ____ от

«___» _________ 20__г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии


для общеобразовательного 8__ класса



Срок реализации:___________ учебный год






Составитель: учитель химии

________________________





г._____________

______ год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Исходными документами при разработке, согласовании и утверждении рабочей программы по химии для

обучающихся 8 класса являются:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012г.

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования России от 5марта 2004г. № 1089).

  • Учебный план МОУ «Средняя общеобразовательная школа № __».

  • Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в учреждениях, реализующих программы общего образования (на текущий учебный год).

  • Положение о рабочей программе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №__».

  • Химия. Рабочие программы учителя: 8-11 классы / Н.Е. Кузнецова, Н.Н. Гара. - М.: Вентана-Граф, 2011.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Кузнецова Н.Е. Химия. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений / Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара. - 4-е изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2012.

Изучение химии в основной школе направлено на достижение

следующих целей:

  • на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  • на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Основные задачи курса:

  • привить познавательный интерес к изучению химии через систему разнообразных по форме уроков, создать условия для формирования у обучающихся предметной и учебно - исследовательской компетентностей;

  • создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер;

  • способствовать формированию у обучающихся химической грамотности и ответственного отношения к окружающей среде.

Структура курса


Тема программы

Количество часов по программе

Количество часов по тематическому планированию

1

Введение

1

2

2

Раздел I. Вещества и химические явления с позиций атомно-молекулярного учения

Химические элементы и вещества в свете атомно-молекулярного учения

42



14

44



14

3

Химические реакции. Закон сохранения массы и энергии

5

5

4

Методы изучения химии (2 ч)

2

2

5

Вещества в окружающей нас природе и технике

4

3

6

Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение

7

8

7

Основные классы неорганических соединений

10

12

8

Раздел II. Вещества и химические реакции в свете электронной теории

Строение атома

22


3

20


2

9

Периодический закон и периодическая система элементов Д. И. Менделеева

4

3

10

Строение вещества

6

6

11

Химические реакции в свете электронной теории

2

3

12

Водород и его важнейшие соединения

4

4

13

Галогены

3

3

14

Обобщение знаний о наиболее важных характеристиках веществ и химических процессов

1

1

15

Резервное время

2

-

Итого

68

68



Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 68 учебных часов в год (2 часа в неделю), 7 практических работ, 4 тематических контрольных работы и контрольную работу за год.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны знать/понимать:

  • основные положения атомно - молекулярного учения, в свете которого уметь применять следующие понятия: относительная атомная и относительная молекулярная масса, количество вещества, молярная масса, молярный объем, простые и сложные вещества, химический элемент, валентность, оксиды, основания, кислоты, соли, химическая реакция, типы реакций;

  • формулировку закона сохранения массы веществ, применять закон при проведении расчетов;

  • современную формулировку периодического закона, основные закономерности периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева, распределение электронов в атомах первых трех периодов;

  • состав молекул кислорода, водорода, воды, изученных оксидов, оснований, кислот, солей;

  • символы химических элементов (не менее 20);

  • правила работы с веществами и простейшим оборудованием.

Обучающиеся должны уметь:

  • сравнивать состав и свойства изученных веществ, объяснять химические реакции с точки зрения изученных теорий, иллюстрировать примерами генетическую связь между классами неорганических соединений;

  • на основании знания валентности атомов химических элементов составлять формулы соединений, давать названия веществам, составлять уравнения реакций;

  • составлять схемы строения атомов химических элементов первых трех периодов, определять степень окисления элементов по формулам соединений, составлять уравнения окислительно - восстановительных реакций с электронным балансом;

  • разъяснять смысл периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева;

  • обращаться с пробирками, мерными сосудами, лабораторным штативом, спиртовкой, растворять твердые вещества, проводить нагревание, фильтрование, обращаться с растворами кислот и щелочей, проверять водород на чистоту, готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества, собирать из готовых деталей приборы для получения газов и наполнять ими сосуды вытеснением воздуха и воды, соблюдать правила техники безопасности, оказывать первую помощь при ожогах кислотами и щелочами, определять кислород, водород. Углекислый газ, растворы кислот и щелочей;

  • вычислять по химическим формулам относительные молекулярные массы веществ, вычислять массовую долю и массу растворенного вещества, массы и количества вещества и объёма газов (н.у.) по известному количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся веществ.

Формы и виды контроля уровня достижений обучающихся

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольной работы, текущий контроль - контрольные работы, самостоятельные работы, тесты, устный опрос, фронтальный опрос, практикум.




























Содержание учебного предмета

Введение. (1 ч)

Химия и научно-технический прогресс. Основные понятия и теории химии. Лабораторное оборудование и приемы работы с ним. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии.

Демонстрации. Таблицы, слайды, показывающие исторический путь развития, достижения химии и их значение; лабораторное оборудование.

Практическая работа. Приемы обращения с лабораторным оборудованием.

Раздел I. Вещества и химические явления с позиций

атомно-молекулярного учения. (42 ч)

Тема 1. Химические элементы и вещества в свете

атомно-молекулярного учения. (14 ч)

Понятие «вещество» в физике и химии. Физические и химические явления. Изменяющееся вещество как предмет изучения химии. Описание веществ. Химические элементы: их знаки. Состав веществ. Закон постоянства состава, химические формулы. Формы существования химических элементов. Вещества простые и сложные. Простые вещества: металлы и неметаллы. Общая характеристика металлов и неметаллов. Некоторые сведения о металлах и неметаллах, обусловливающих загрязненность окружающей среды. Описание некоторых наиболее распространенных простых веществ. Атомно-молекулярное учение (АМУ) в химии. Относительные атомные и молекулярные массы. Система химических элементов Д. И. Менделеева. Определение периода и группы. Характеристика положения химических элементов в периодической системе. Валентность.

Количество вещества. Определение валентности по положению элемента в периодической системе. Моль - единица количества вещества. Молярная масса.

Демонстрации. 1. Физические и химические явления. 2. Измерение плотности жидкостей ареометром. 3. Плавление серы. 4. Определение электропроводности и теплопроводности веществ. 5. Опыты с кол лекцией «Шкала твердости». 6. Модели атомов и молекул. Кристаллические решетки. 7. Коллекция металлов и неметаллов. 8. Получение углекислого газа разными способами. 9. Электролиз воды. 10. Возгонка йода. Кипячение воды. Накаливание кварца. Нагревание нафталина. 11. Опыты по диффузии. 12. Коллекция простых веществ, образованных элементами I-III периодов. 13. Набор кодограмм: образцы решения расчетных задач. 14. Коллекция веществ количеством 1 моль. 15. Динамическое пособие: количественные отношения в химии.

Лабораторные опыты. 1, Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами (медь, железо, цинк, сера, вода, хлорид натрия и др.) 2. Примеры физических явлений: сгибание стеклянной трубки, кипячение воды, плавление парафина. 3. Примеры химических явлений: горение древесины, взаимодействие мрамора с соляной кислотой. 4. Изучение образцов металлов и неметаллов (серы, железа, алюминия, графита, меди и др.). 5. Изучение свойств веществ: нагревание воды, нагревание оксида кремния (IV).

Расчетные задачи. 1. Вычисление относительной молекулярной массы веществ, массовой доли элементов по химическим формулам. Вычисление молярной массы вещества. 2. Определение массы вещества по известному его количеству и наоборот.

Тема творческой работы. Иллюстрирование положений атомно-молекулярного учения.

Тема 2. Химические реакции. Закон сохранения массы и энергии. (5 ч)

Сущность химических явлений в свете атомно-молекулярного учения. Признаки протекания химических реакций. Причины и направления протекания химических реакций. Понятие об энтропии и внутренней энергии вещества. Обратимость химических реакций. Превращение энергии при химических реакциях, условия протекания химических реакций, экзо- и эндотермические реакции. Законы сохранения массы и энергии, их взаимосвязь в законе сохранения материи. Составление уравнений химических реакций. Расчеты по уравнениям химических реакций. Типы химических реакций: разложения, соединения, замещения, обмена. Обобщение знаний о химических реакциях.

Демонстрации. 1. Примеры химических реакций разных видов: разложение малахита, бихромата аммония, получение сульфида железа, горение магния, взаимодействие соляной кислоты с карбонатом натрия и др. 2. Опыты, иллюстрирующие закон сохранения массы вещества: горение свечи на весах с поглощением продуктов горения, окисление металлов в закрытых сосудах со взвешиванием, обменные реакции в пробирках для иллюстрации закона. 3. Набор моделей атомов.

Лабораторные опыты. 1. Признаки протекания химических реакций: нагревание медной проволоки; взаимодействие растворов едкого натра и хлорида меди; взаимодействие растворов уксусной кислоты и гидрокабоната натрия; взаимодействие растворов хлорного железа и красной кровяной соли; растирание в ступке порошков хлорида аммония и гашеной извести. 2. Типы химических реакций: разложение малахита; взаимодействие железа с раствором хлорида меди (II), взаимодействие оксида меди (II) с раствором соляной кислоты.

Расчетные задачи. Вычисление по химическим уравнениям масс, количеств веществ: а) вступивших в реакцию, б) образовавшихся в результате реакции.

Тема 3. Методы изучения химии. (2 ч)

Понятие о методе как средстве научного познания действительности. Методы, связанные с непосредственным изучением веществ: наблюдение, описание, сравнение, эксперимент. Анализ и синтез веществ - экспериментальные методы химии. Качественный и количественный анализ. Понятие об индикаторах. Теоретическое объяснение, моделирование, прогнозирование химических явлений. Химический язык (термины и названия, знаки, формулы, уравнения), его важнейшие функции в химической науке.

Лабораторные опыты. Изменение окраски индикаторов в различных средах.

Тема 4. Вещества в окружающей нас природе и технике. (4 ч)

Чистые вещества и смеси. Степень чистоты и виды загрязнения веществ. Разделение смесей. Очистка веществ - фильтрование, дистилляция, кристаллизация. Идентификация веществ с помощью определения температур плавления и кипения.

Понятие о растворах как гомогенных физико-химических системах. Значение растворов для жизни человека, сельскохозяйственного и промышленного производства. Растворимость веществ. Влияние техносферы на природные пресные и морские воды. Факторы, влияющие на растворимость твердых веществ и газов. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля, молярная концентрация.

Демонстрация. 1. Разделение смесей различными методами: методом отстаивания; с помощью делительной воронки; методом колоночной хроматографии. 2. Коллекция «Нефти, каменного угля». 3. Растворение веществ с различным коэффициентом растворимости. 4. Условия изменения растворимости твердых и газообразных. 5. Тепловые эффекты при растворении: растворение серной кислоты, нитрата аммония.

Лабораторные опыты. 1. Приготовление и разложение смеси железа и серы, разделение смеси нефти и воды. 2. Исследование физических и химических свойств природных веществ (известняков). 3. Обугливание органических веществ. 4. Сравнение проб воды: водопроводной, из городского открытого водоема.

Практические занятия. 1. Очистка веществ. 2. Растворимость веществ. 3. Приготовление растворов заданной концентрации.

Расчетные задачи. 1. Вычисление концентрации растворов (массовой доли, молярной) по массе растворенного вещества и объему или массе растворителя. 2. Вычисление массы, объема, количества растворенного вещества и растворителя по определенной концентрации раствора.

Тема 5. Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение. (7 ч)

Понятие о газах. Воздух - смесь газов. Относительная плотность газов.

Кислород - химический элемент и простое вещество.

Получение кислорода в промышленности и лаборатории. Химические свойства кислорода. Процессы горения и медленного окисления. Применение кислорода.

Аллотропия. Озон.

Демонстрации. 1. Получение кислорода. 2. Сжигание в атмосфере кислорода, серы, угля, красного фосфора, натрия, железа. 3. Взаимодействие озона с растворами индиго и иодида калия. 4. Опыты, подтверждающие состав воздуха. 5. Опыты по воспламенению и горению.

Тема творческой работы. Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Тенденции к изменению состава воздуха в ХХ в. Основные источники загрязнения атмосферы. Транспортный перенос загрязнений. Международное соглашение о защите атмосферы.

Тема 6. Основные классы неорганических соединений. (10 ч)

Классификация неорганических соединений. Оксиды - состав, номенклатура, классификация. Понятие о гидроксидах - кислотах и основаниях. Названия и состав оснований. Гидроксогруппа. Классификация кислот (в т. ч. органические и неорганические), их состав, названия. Состав, названия солей, правила составления формул солей.

Химические свойства оксидов. Влияние состава кислот на характер их свойств (на примерах соляной и серной кислот). Общие химические свойства кислот. Растворимость кислот. Кислотные дожди. Физические свойства и способы получения щелочей. Химические свойства солей (взаимодействие растворов солей с растворами щелочей и металлами). Генетическая связь классов неорганических соединений. Амфотерность. Оксиды и гидроксиды, обладающие амфотерными свойствами. Химические свойства солей (взаимодействие растворов солей с растворами щелочей и металлов). Классификация и генетическая связь неорганических веществ.

Демонстрации. 1. Образцы соединений - представителей классов кислот, солей, нерастворимых оснований; щелочей; оксидов. 2. Опыты, иллюстрирующие существование генетической связи между соединениями фосфора, углерода, натрия, кальция. 3. Взаимодействие кальция и натрия с водой. 4. Действие индикаторов. 5. Опыты, иллюстрирующие химические свойства отдельных классов неорганических соединений. 6. Образцы простых веществ и их соединений (оксидов и гидроксидов), образованных элементами одного периода.

Лабораторные опыты. 1. Рассмотрение образцов оксидов (углерода (IV), водорода, фосфора, меди, кальция, железа, кремния). 2. Наблюдение растворимости оксидов алюминия, натрия, кальция и меди в воде. 3. Определение среды полученных растворов с помощью индикатора. 4. Взаимодействие оксидов кальция и фосфора с водой, определение характера образовавшегося оксида с помощью индикатора. 5. Взаимодействие оксидов меди (II) и цинка с раствором серной кислоты. 6. Получение углекислого газа и взаимодействие его с известковой водой. 8. Взаимодействие металлов (магния, цинка, железа, меди) с растворами кислот. 9. Взаимодействие растворов кислот со щелочами. 10. Получение нерастворимых оснований и исследование их свойств (на примере гидроксида цинка и гидроксида меди (II)).

Практические работы. Исследование свойств оксидов, кислот, оснований.

Раздел II. Вещества и химические реакции в свете

электронной теории. (23 ч)

Тема 7. Строение атома. (3 ч)

Строение атома. Строение ядра. Изотопы. Химический элемент - определенный вид атома. Строение электронных оболочек атомов элементов: s, р-. Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. Место элемента в периодической.

Демонстрации. Модели атомов различных элементов.

Тема 8. Периодический закон и периодическая система элементов

Д. И. Менделеева. (4 ч)

Свойства химических элементов и их изменения. Классификация химических элементов. Открытие периодического закона. Строение атомов элементов малых и больших периодов, главных и побочных подгрупп. Формулировка периодического закона в современной трактовке. Периодическая система в свете строения атома. Физический смысл номера пе­риода и группы. Семейства элементов (на примерах щелочных металлов, галогенов, инертных газов). Характеристика химических свойств элементов главных подгрупп и периодичность их изменения в свете электронного строения атома. Элементы, соединения которых проявляют амфотерные свойства. Относительная электроотрицательность элементов. Общая характеристика элемента на основе его положения в периодической системе Д. И. Менделеева. Научное значение периодического закона.

Демонстрации. 1. Набор слайдов, кодограмм, таблиц «Периодический закон и строение атома». 2. Демонстрация образцов щелочных металлов и галогенов. 3. Взаимодействие щелочных металлов и галогенов с простыми и сложными веществами.

Тема творческой работы. Значение периодического закона для развития науки и техники. Роль периодического закона в создании научной картины мира.

Тема 9. Строение вещества. (6 ч)

Валентное состояние атомов в свете теории электронного строения. Валентные электроны. Химическая связь атомов. Ковалентная связь и механизм ее образования. Неполярная и полярная ковалентная связь. Свойства ковалентной связи. Электронные и структурные формулы веществ. Ионная связь и механизм ее образования. Свойства ионов. Степень окисления.

Кристаллическое строение веществ. Кристаллические решетки: атомная, ионная, молекулярная - и их характеристики.

Демонстрации. 1. Взаимодействие натрия с хлором. 2. Модели кристаллических решеток веществ с ионным, атомным и молекулярным строением. 3. Воссоздание целостной структуры хлорида натрия путем наложения набора кодокарт. 4. Возгонка иода. 5. Испарение твердого углекислого газа.

Тема творческой работы. Рассмотрение и анализ взаимообусловленности состава, строения, свойств вещества и его практического значения (на любом примере).

Тема 10. Химические реакции в свете электронной теории. (2 ч)

Физическая сущность химической реакции.

Электронные уравнения Льюиса. Реакции, протекающие с изменением и без изменения степеней окисления. ОВР. Процессы окисления и восстановления. Окислитель и восстановитель. Составление уравнений ОВР. Расстановка коэффициентов в ОВР методом электронного баланса. Общая характеристика ОВР.

Классификация химических реакций в свете электронной теории.

Демонстрации. Примеры окислительно-восстановительных реакций различных типов: горение веществ, взаимодействие металлов с галогенами, серой, азотом (образование нитрита лития), растворами кислот и солей.

Тема 11. Водород и его важнейшие соединения. (4 ч)

Получение водорода в лаборатории. Водород - химический элемент и простое вещество. Энергия связи в молекуле водорода. Изотопы водорода. Физические и химические свойства водорода. Водород в ОВР. Применение водорода. Промышленное получение водорода. Водород - экологически чистое топливо и перспективы его использования. Оксид водорода - вода: состав, пространственное строение. Физические и химические свойства воды.

Демонстрации. 1. Получение водорода в лаборатории. 2. Зарядка аппарата Киппа. 3. Легкость водорода. 4. Диффузия водорода. 5. Горение водорода.6. Восстановление меди из ее оксида в токе водорода. 7. Опыты, подтверждающие химические свойства воды. 8. Химические свойства пероксида водорода.

Практические работы. Получение водорода и изучение его свойств. 2. Восстановительные свойства водорода.

Тема 12. Галогены. (3 ч)

Характеристика галогенов как химических элементов и простых веществ. Строение атомов галогенов. Нахождение галогенов в природе. Физические и химические свойства галогенов. Получение хлора и хлороводорода в лаборатории и промышленности. Биологическое значение галогенов. Галогены и отравляющие вещества.

Демонстрации. 1. Получение хлороводорода реакцией обмена и растворение его в воде. 2. Взаимодействие раствора иода с крахмалом.

Лабораторные опыты. Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов.

Расчетные задачи. Вычисление объема газов по количеству веществ.

Тема 13. Обобщение знаний о наиболее важных характеристиках

веществ и химических процессов. (1 ч)

Характеристика химического элемента (состав, строение, положение в периодической системе). Физико-химические свойства веществ на примерах водорода, кислорода, хлора.

Основные характеристики химических реакций: типы реакций, возможность и направления протекания.































УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Рабочая программа рассматривают следующее распределение учебного материала.

Тема

Количество часов

по программе

по тем. планированию

п/р

к/р

1

Введение

1

2

1

-

2

Раздел I. Вещества и химические явления с позиций атомно-молекулярного учения

Химические элементы и вещества в свете атомно-молекулярного учения

42



14

44



14

4

3



1

3

Химические реакции. Закон сохранения массы и энергии

5

5

-

-

4

Методы изучения химии (2 ч)

2

2

-

-

5

Вещества в окружающей нас природе и технике

4

3

3

-

6

Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение

7

8

-

1

7

Основные классы неорганических соединений

10

12

1

1

8

Раздел II. Вещества и химические реакции в свете электронной теории

Строение атома

22



3

20



2

2



-

2



-

9

Периодический закон и периодическая система элементов Д. И. Менделеева

4

3

-

-

10

Строение вещества

6

6

-

-

11

Химические реакции в свете электронной теории

2

2

-

1

12

Водород и его важнейшие соединения

4

4

1

-

13

Галогены

3

3

1

-

14

Обобщение знаний о наиболее важных характеристиках веществ и химических процессов

1

2

-

1

15

Резервное время

2

-

-

-

Итого

68

68

7

5

Учебно-методическое обеспечение

Основная литература для обучающихся

Кузнецова Н.Е. Химия. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений / Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара. - 4-е изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2012.

Методическая литература

  1. Химия. Рабочие программы учителя: 8-11 классы / Н.Е. Кузнецова, Н.Н. Гара. - М.: Вентана-Граф, 2011.

  2. Кузнецова Н.Е. Химия. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений / Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара. - 4-е изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2012.


© 2010-2022