Выступление на педсовете Роль моего предмета в жизни ученика

Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Выступление на педсовете.

Тема:

«Роль моего предмета в жизни ученика».













Г.Н.Лавренюк




г.Королёв

2014


Роль моего предмета в жизни ученика

Мудр не тот, кто знает много,

а тот, чьи знания полезны.

Эсхил.

Точнее роль моих предметов.

Сегодня химия для многих - предмет не первостепенной важности. Как найти и подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся? Учителю необходимо постоянно стремиться выйти за рамки предмета и посмотреть даже на самую «химическую» проблему под углом зрения общей культуры.

Моя позиция

Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Решение этого вопроса на разных жизненных этапах и определяет неповторимость учителя, его профессиональное кредо, личностную позицию. Особенно остро стоят эти вопросы перед учителем химии: нужно не только сообщить сумму знаний, изучить законы природы, но воспитывать думающего человека, умеющего разумно относиться к природе, беречь, сохранять ее, то есть дать ему те знания, которые нужны в жизни.

Необходимо изучать и хоть немного знать химию для развития кругозора и принятия взвешенных решений.

Химия как минимум дает общее представление строения мира.

Химия и многие другие предметы необходимо знать в общем, чтобы не покупаться на дешевые фальсификации, вред генномодифицированных организмов и т.п. Надо хоть как-то отсекать от себя лженауку, иначе можно стать совершенно неадекватным человеком в глазах общества.

Жизнь - череда химических реакций, - как бы такое утверждение не казалось чрезмерным, оно четко показывает, насколько значима роль химии в современном мире. Зачастую уроки химии в школе воспринимаются как повинность, поскольку ученикам не всегда понятно, зачем изучать этот предмет и как он пригодится в дальнейшей жизни.
Актуальность уроков химии проявляется на двух уровнях:
Очевидном - полученные знания необходимы для поступления в высшее учебное заведение.
Бытовом - информация, полученная из школьного курса химии, поможет быть компетентным в ряде жизненных ситуаций.

Применение знаний по химии в обыденной жизни.

Следует отметить, что для детей, обучающихся в школе, именно эта, бытовая причина изучения химии является наиболее значимой. Элементарные сведения, почерпнутые из уроков химии, помогут им в решении самых простых задач. Поэтому, проводя урок, я стараюсь показать цель получаемых знаний.
Например, при знакомстве с классом кислот ребята смогли назвать, какие кислоты можно найти у себя на кухне. Поэтому, рассказывая о кислотах, делаю упор на применение их в быту: как можно использовать уксусную и лимонную кислоты, где пригодятся им эти знания.
К такой работе привлекаю и самих учащихся. Например, при изучении темы «Фенол» рассказываю о негативном действии фенолформальдегидных смол. Обращаю внимание, что большая часть современной мебели сделана из ДСП, содержащих вредные вещества. Предлагаю учащимся найти способы защиты от вредных воздействий. Предлагаю учащимся поработать над проектами, которые имеют практическое значение для жизни. Дети готовятся к будущей жизни, строят планы, появляется цель и заинтересованность.
Проходим тему "Спирты". Показываю детям презентацию. К сожалению, у некоторых такой бытовой опыт у ребят довольно богатый. И если над первыми кадрами они посмеиваются, то к концу презентации в классе становится тихо. Ребята ищут информацию, рассказывают о негативном влиянии алкоголя на организм человека. Как говорит китайская пословица: «Услышал - забыл, увидел - запомнил, сделал - понял».
При изучении темы «Ферменты» рассматриваем состав стиральных порошков, учимся правильно стирать белье, попутно повторяем тему «Жесткость воды». Подкрепленные практикой знания остаются надолго.
Изучая нуклеиновые кислоты, обязательно подробно говорим о биотехнологиях и генной инженерии, говорим о продуктах, содержащих генетически модифицированные компоненты.
Ребят интересует то, что касается лично их, в частности, очень интересуются вопросами здоровья. Проходим тему «Витамины». Ребята конспектируют, примеряют к себе полученные знания.
Покупка стирального порошка и выбор температуры стирки для одежды из различных тканей. Подбор косметических средств, с минимальным содержанием «химии». Чистка серебряных украшений, защита металлических изделий от воздействия воды. Способы очистки воды с помощью различных природных материалов. Создание весёлых фокусов с использованием различных химических веществ. Создание домашнего лимонада… - всему этому и многому другому обычные дети учатся благодаря жизненному опыту родителей. Поэтому столь важно, чтобы они имели возможность глубоко изучать химию на занятиях.
Учащиеся впитывают азы химической науки, которые впоследствии позволят им хорошо ориентироваться в обыденной жизни и не совершать необдуманных поступков! Ведь знания о том, как нейтрализовать химический ожог, могут спасти здоровье, а то и жизнь человека! Где же ещё ребёнок сможет их получить, как не на уроках химии?
Скучно изучать только то, что идёт в отрыве от нашей собственной жизни. Даже взрослый человек не всегда может заставить себя выучить то, что кажется ему бесполезным и скучным. Что же требовать от школьника, находящегося в трудном периоде подросткового возраста и ещё не определившегося с главными вопросами: «Кто я, чего я хочу от жизни»? Поэтому важно при изучении химии доказать её актуальность - вызвать интерес.
Старшеклассники на уроках химии готовятся войти во взрослую жизнь и реализовать себя в определённой профессии. Актуальность изучения химии в этом контексте абсолютно бесспорна! Ведь практически каждая деятельность современных людей связана с химией. Даже формирование влюблённости подчиняется законам этой науки. Химия - это жизнь, которую стоит постичь!

Очень полезный предмет. Как и геометрия развивает логическое и пространственное мышление. Вообще все основные предметы, утвержденные к изучению в школе - нужны. Лишнее забыть не проблема, а вспомнить то, чего не знал, уже не получится. И потребоваться эти знания могут в самый неожиданный момент. Элементарная химия - почему в суп бросают соль, а в чай - сахар? Важен результат, а не цепь протекания реакции. Результат должен быть предсказуемым, и жизнь тогда будет проще, чем, если добывать все эти знания экспериментальным путем на собственной шкуре.

Во все времена химия служит человеку в его практической деятельности. Еще в древности возникли ремесла, в основе которых лежали химические процессы: получение металла, стекла, керамики, красителей. Большую роль играет химия в современной промышленности. Химическая и нефтехимическая промышленность являются важнейшими отраслями, без которых невозможно функционирование экономики. Среди важнейших продуктов химии следует назвать кислоты, щелочи, слои, минеральные удобрения, растворители, масла, пластмассы, каучуки и резины, синтетические волокна и многое другое. В настоящее время химическая промышленность выпускает несколько десятков тысяч наименований продукции.

Химия и медицина

Большую роль играет химия в развитии фармацевтической промышленности: основную часть всех лекарственных препаратов получают синтетическим путем. Благодаря химии совершены многие перевороты в медицине. Без химии у нас не было бы обезболивающих лекарств, снотворных средств, антибиотиков и витаминов. Это несомненно делает химии честь. Химия также помогла справиться с антисанитарией, ведь ещё в XVIII в. врач И.Зиммельвейс обязал медперсонал лечебницы мыть руки в растворе хлорной извести. Смертность больных резко снизилась.

  • Химия и строительство


  • Химия и строительство, две обширные и древние области деятельности человека, в течение многих веков развиваются в тесном контакте, взаимопроникая друг в друга. Современное развитие строительства трудно представить себе без использования продукции химической промышленности: применения и внедрения новых конструкционных полимерных материалов, пластических масс, синтетических волокон, каучуков, вяжущих и отделочных веществ и многих других полезных продуктов большой и малой химии. Внедрение таких процессов, как склеивание, сварка, формование, - это результат химизации строительства. Использование быстротвердеющих бетонов и растворов стало возможным после тщательного и продуктивного исследования химических реакций их компонентов. Применение вяжущих веществ совершенствуется в ходе изучения процессов, реализующихся при их твердении.

    Химия и пластмассы

    В автомобилестроении особенно большую перспективу имеет применение пластических масс для изготовления кабин, кузовов и их крупногабаритных деталей, т.к. на долю кузова приходится около половины массы автомобиля и ~ 40% его стоимости. Кузова из пластмассы более надёжны и долговечны, чем металлические, а их ремонт дешевле и проще. Однако, пластмассы не получили ещё большого распространения в производстве крупногабаритных деталей автомобиля, главным образом из-за недостаточной жёсткости и сравнительно невысокой атмосферостойкости. Наиболее широко пластмассы применяют для внутренней отделки салона автомобиля. Из пластмасс изготовляют также детали двигателя, трансмиссии, шасси. Огромное значение, которое пластмассы играют в электротехнике, определяется тем, что они являются основой или обязательным компонентом всех элементов изоляции электрических машин, аппаратов и кабельных изделий.

    Химия и металлургия

    Развитие химии началось задолго до начала нашей эры. Самое древнее ее направление - металлургия. Именно тогда люди начали изучать превращения разных веществ при различных условиях и стали использовать химию для своих нужд. Сначала научились получать металлы (в первую очередь медь) и смешивать ее с оловом для получения бронзы. Позже было получено из руды и железо. Поскольку химия в те давние времена была совершенно новым этапом развития знаний человечества, многие придавали науке различные невероятные качества. Так, в III-IV веках до нашей эры появилось новое направление химии - алхимия. Сотни ученых бились в поисках "философского камня", который должен был превращать неблагородные металлы (например, железо), в благородные (серебро, золото).

    Теперь несколько слов про ОБЖ.

    Там первая помощь рассматривается для всех видов поражения человека.

    В задачи ОБЖ входит:

    • предвидеть опасность;

    • распознать опасность;

    • классифицировать опасность;

    • избегать опасности;

    • правильно действовать в опасной ситуации.

    В этой связи возрастает роль и ответственность за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, формирования культуры безопасного поведения и выработки привычек здорового образа жизни.

    Многие проблемы поможет решить курс ОБЖ. Главной цель - формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение способностей сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных угрожающих жизни условиях и привитие навыков по оказанию помощи пострадавшим. Он включает в себя важнейшие компоненты, относящиеся к формированию культуры здорового образа жизни, бережному отношению к своему здоровью, умению сказать «нет» вредным привычкам.

    Плюсы изучения ОБЖ в школе:

    1. Подготавливает людей к опасностям жизни;

    2. Учит элементарным нормам безопасности;

    3. Учит жить в этом мире и быть готовым ко всему;

    4. Учит выживать в экстренных случаях;

    5. Учит оказывать помощь себе и другим;

    6. Развивает силу и выносливость;

    Минусы изучения ОБЖ в школе:

    1. Много внимания оказывается некоторым темам, которые не очень важные;

    2. В школе отсутствует все необходимое для проведения качественного обучения;

    3. Преподаватели недостаточно интересно предоставляют материал ученикам;

    4. Мало практических занятий;

    5. Программа для мальчиков и девочек одинаковая.

    На самом деле рассуждать на тему пользы ОБЖ и ее отсутствии, можно много, но главное это объяснить, как это все может пригодиться на практике. Именно тогда появляется желание учить. Дети много чего пропускают из того, что считают, что им не пригодится, потому что на самом деле никто не объясняет практическую значимость проходимого материала. Безопасность это то, что мы должны научиться обеспечивать себе и окружающим, и начинать это надо в школе.


© 2010-2022