Рабочая программа учебного курса «Химия» для 7 класса

Рабочая программа по курсу «Химия. Вводный курс» разработана для обучающихся 7 класса общеобразовательной школы. Программа составлена на основе авторской программы О.С.Габриеляна «Химия. Водный курс», издательство «Дрофа», 2011г. В самом начале изучения химии есть вопросы, которым необходимо отвести больше времени на изучение, отработать более полно отдельные понятия, необходимо затратить больше времени на отработку навыка проведения химического эксперимента, проведения исследовательской работы....
Раздел Химия
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №



«Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено»

Директор МБОУ «____»_____2015г. МО учителей естественнонаучного цикла

_________________ Зам. директора по УВР Протокол № ___ от «_____»______2015г.

«_____»_______________2015г. _____________ руководитель МО_________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ХИМИЯ

7 класс

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Программа пропедевтического курса химии для 7 класса. - М.: Дрофа, 2011.

Рабочая программа учебного курса «Химия» для 7 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования



Программа составлена

учителем химии

Федоровой Н.Е.

2015



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по курсу «Химия. Вводный курс» разработана для обучающихся 7 класса общеобразовательной школы. Программа составлена на основе авторской программы О.С.Габриеляна «Химия. Водный курс», издательство «Дрофа», 2011г.

В самом начале изучения химии есть вопросы, которым необходимо отвести больше времени на изучение, отработать более полно отдельные понятия, необходимо затратить больше времени на отработку навыка проведения химического эксперимента, проведения исследовательской работы. Решить часть этих проблем и одновременно пробудить интерес к химии можно через пропедевтический курс для учащихся 7-го класса «Химия. Вводный курс». Именно этот возраст 12-13 лет является благоприятным для изучения химии, имеет наибольший познавательный интерес к экспериментам, хотя базы знаний учащихся еще мало для введения систематического курса. В данный курс не входят основополагающие системные знания, с ними учащиеся будут знакомиться с 8 класса. Пропедевтический курс призван, используя интерес учащихся к экспериментам, сформировать умение наблюдать, делать выводы на основе наблюдений, получить первоначальные понятия о классах неорганических веществ.

Цель пропедевтического курса химии -

  • подготовить учащихся к изучению серьёзного учебного предмета;

  • разгрузить, насколько это возможно, курс химии основной школы;

  • сформировать устойчивый познавательный интерес к химии;

  • интегрировать химию в систему естественнонаучных знаний для формирования химической картины мира как составной части естественнонаучной картины;

  • отработать те предметные знания, умения и навыки (в первую очередь для проведения эксперимента, а также для решения расчётных задач по химии), на которые не хватает времени при изучении химии в 8 и 9 классах;

  • показать яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития химии, которые учитель почти не может себе позволить в вечном цейтноте учебного времени;

Основные задачи курса:

1.Дать учащимся представление о химии, о ее первоначальных понятиях на экспериментальном и атомно-молекулярном уровне (молекула, атом, чистое вещество и смесь, химический элемент, простые и сложные вещества, знаки химических элементов);

2.Сформировать умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем;

3.Сформировать умение безопасной работы с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;

4.Воспитывать элементы экологической культуры;

5.Развивать логику химического мышления.

6.Формировать у учащихся умение применять полученные знания к решению практических задач.

7.Решать задачи на вычисление массовой доли элемента в веществе, массовой доли растворенного вещества, на смешивание, разбавление и концентрирование растворов.

Исходя из задач обучения, специфика курса в том, что он с одной стороны должен способствовать формированию химической культуры, с другой стороны - заложить фундамент для дальнейшего изучения химия в системном курсе 8-11 классов, не зависимо от выбранной школой программы. С учетом возрастных психологических особенностей учащихся курс насыщен действиями, работой с различными объектами, предметами: он строится на основе простейших экспериментов и наблюдений.

Данная дисциплина, наряду с биологией, экологией, физикой и т.п., входит в образовательную область «Естествознание».

Программа построена с учетом межпредметных связей с курсом физики класса, биологии, экологии, математики.

По окончанию изучения пропедевтического курса обучающийся должен применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»


Курс состоит из четырёх частей - тем.

Первая тема курса «Химия в центре естествознания» - позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе. Такой подход позволяет уменьшить психологическую нагрузку на учащихся, связанную с появлением «нового» предмета, сменить тревожные ожидания на положительные эмоции «встречи со старыми знакомыми». Параллельно проводится мысль об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения смежных предметов. В конечном счете, такая межпредметная интеграция способствует формированию единой естественно - научной картины мира уже на начальном этапе обучения химии.

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в курсе подчёркивается, что химия - наука экспериментальная. Поэтому в 7 классе рассматриваются понятия, как «эксперимент», «наблюдение», «измерение», «описание», «моделирование», «гипотеза», «вывод».

Для отработки практических умений и навыков авторы отобрали несложные и психологически доступные для семиклассников лабораторные и практические работы, знакомые им по начальному курсу естествознания и по другим естественным дисциплинам: знакомство с несложным лабораторным оборудованием (устройство физического штатива, нагревательных приборов, элементарной химической посуды, которую они применяли на более ранних этапах обучения), проведение простейших операций обращения с таким оборудованием и химическими веществами (правила нагревания, соблюдение несложных правил техники безопасности, фиксирование результатов наблюдения, их анализ и т.д.). Этой цели способствует предусмотренный в курсе домашний химический эксперимент, который полностью соответствует требованиям техники безопасности при его выполнении и обеспечивает ушедшие из практики обучения химии экспериментальные работы продолжительного по времени характера («Выращивание кристаллов», «Наблюдение за коррозией металлов»).

Вторая тема - «Математика в химии» - позволяет отработать расчётные умения и навыки, столь необходимые при решении химических задач, для которых катастрофически не хватает времени в основной школе, в первую очередь задач на часть от целого (массовая доля элемента в сложном веществе, массовая и объёмная доли компонентов в смеси, в том числе и доли примесей). Как видно, отрабатывается не столько химия, сколько математика.

Третья тема - «Явления, происходящие с веществами» - актуализирует сведения учащихся по другим предметам о физических и химических явлениях, готовит их к изучению химического процесса на более старшей ступени обучения.

Четвёртая тема - «Рассказы по химии» - призвана показать яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития химии. Она содержит занимательные и интересные этюды о великих химиках, об отдельных химических веществах и некоторых химических процессах.

Изучение предлагаемого курса предусматривает и более широкое использование активных форм и методов обучения: повышение удельного веса самостоятельной работы в обучении (например, при проведении домашнего химического эксперимента), в том числе при подготовке сообщений на ученические конференции, защиты проектов, обсуждение результатов домашнего эксперимента, выбор объекта для подготовки сообщения или проекта и др.

Предлагаемый курс предусматривает широкое развитие таких логических операций мышления, как анализ и синтез, сравнение на основе анализа и синтеза, обобщение, выдвижение и подтверждение или опровержение гипотез и т.д.

Авторы почти не затронули требований стандарта химического образования для основной школы, например, знаки химических элементов и формулы веществ семиклассники выучивают только по желанию, сами же формулы веществ не выводятся, равно как и уравнения химических реакций, которые являются материалом для изучения в обязательном курсе химии.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Для достижения этих целей авторам пришлось ориентироваться на то, что курс пропедевтики не предусмотрен федеральным базовым учебным Планом и изучение его в школе - исключительно инициатива руководства. Поэтому ученики, которые приступают к обязательному изучению химии в 8 классе, окажутся в неравных условиях: одни вообще не изучали пропедевтику, другие изучали её из расчёта 1 часа в неделю, третьи - из расчёта 2 часа в неделю. Такое положение некорректно в свете закона о защите ребёнка. Следовательно, авторы не имели права при конструировании своего курса включать в него системные знания основного курса химии, предусмотренного стандартом химического образования для основной школы.

Примерная программа по химии для 7 класса составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане образовательного учреждения.


7 класс

В неделю - 1 час

За учебный год - 34 часа



Таким образом, содержание пропедевтического курса представляет собой важное неотъемлемое звено в системе подготовки учащихся к изучению химии, способствует формированию общеучебных навыков и достижению определенных реулятивных, коммуникативных и метапредметных результатов.


ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»

Ценностные ориентиры курса химии в основной школе определяются спецификой химии как науки. Понятие «ценности» включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), поэтому в качестве ценностнных ориентиров химического образования выступают объекты, изучаемые в курсе химии, к которому у обучающихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у обучающихся в процессе изучения химии, проявляются:

  • в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

  • в ценности химических методов исследования живой и неживой природы;

В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса химии могут рассматриваться как формирование:

  • уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;

  • понимания необходимости здорового образа жизни;

  • потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;

Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание у учащихся:

  • правильного использования химической терминологии и символики;

  • потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

  • способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»



К важнейшим личностным результатам изучения вводного курса химии в 7 классе относятся:

- позиционирование ученика в качестве деятеля сферы материального производства, осуществляющего получение необходимых для поддержания жизнедеятельности людей веществ с заданными свойствами, из имеющихся в его распоряжении веществ, данными свойствами не обладающих;

- понимание историко-культурной обусловленности способов решения задачи, связанных с превращением веществ, как ограничений возможных средств действия;

- понимание культурной истории развития химической науки как общего основания для его собственного продвижения в предмете;

- осознание значимости химической науки и практики для существования современного человека.

Метапредметные результаты изучения вводного курса химии выражаются в таких новообразованиях, как:

- возможность постановки новых учебно-познавательных задач на основе анализа культурных способов решения практических задач в истории предмета химии;

- возможность найти средства достижения познавательного результата при анализе текстовых и иных источников, задающих культурную норму действия в данной предметно-обусловленной ситуации;

- возможность находить решение задачи целенаправленного превращения веществ и контролировать достижение поставленной цели на основе анализа культурно-исторического опыта решения аналогичных задач;

- включать предлагаемые учителем и обнаруживаемые в источниках средства решения химических задач в осуществление собственного познавательного действия, опробуя их в процессе выполнения химического опыта.

Предметные результаты изучения химии учащимися 7 классов включают в себя:

- формирование понятия химического элемента как инварианта превращения веществ и основания подразделения их на простые и сложные (химические соединения);

- умение использовать универсальные «посредники» химических превращений (типичные кислоты и основания, окислители и восстановители) для идентификации и различения веществ по их химическим свойствам;

- знание вещественных оснований формирования ряда химических понятий в практико-преобразовательной деятельности людей;

- знание деятельных оснований включения ряда веществ в обиход химической науки;

- владение основными приемами модельной интерпретации химических превращений (элементная формула, схема превращения веществ);

- приобретения опыта осуществления превращений вещества как непосредственной практической основы образования химических понятий

- формирование представления о химическом опыте как исключительно целенаправленном и контролируемом действии, сопряженном с обязательным выполнением требований общей и личной безопасности.

ИЗМЕНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ







Тема раздела

Количество часов

По программе

О. С. Габриеляна

По рабочей программе

Контрольныеи практические работы

1

Химия в центре естествознания

11

11

П/р №1, П/р №2

2

Математика в химии

9

10

П/р №3, К/р №1

3

Явления, происходящие с веществами

11

9

П/р №4, П/р №5, П/р №6, К/р №2

4

Рассказы по химии

3

4

------------


Итого:

34

34

К/р - 2, П/р - 6

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тема 1. Химия в центре естествознания (11 ч)

Химия как часть естествознания. Предмет химии. Естествознание - комплекс наук о природе. Науки о природе: физика, химия, биология и география. Положительное и отрицательное воздействие человека на природу.

Предмет химии. Тела и вещества. Свойства веществ как их индивидуальные признаки. Свойства веществ как основа их применения.

Методы изучения естествознания. Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза как предположение, объясняющее или предсказывающее протекание наблюдаемого явления. Эксперимент. Лаборатория. Эксперимент лабораторный и домашний. Способы фиксирования результатов эксперимента. Строение пламени свечи, сухого горючего, спиртовки.

Моделирование. Модели как абстрактные копии изучаемых объектов и процессов. Модели в физике. Электрофорная машина как абстрактная модель молнии. Модели в биологии. Биологические муляжи. Модели в химии: материальные (модели атомов, молекул, кристаллов, аппаратов и установок) и знаковые (химические символы, химические формулы и уравнения).

Химическая символика. Химические символы. Их написание, произношение и информация, которую они несут. Химические формулы. Их написание, произношение и информация, которую они несут. Индексы и коэффициенты.

Химия и физика. Универсальный характер положений молекулярно-кинетической теории. Понятия «атом», «молекула», «ион». Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение.

Агрегатное состояние вещества. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Кристаллические и аморфные твердые вещества. Физические и химические явления.

Химия и география. Геологическое строение планеты Земля: ядро, мантия, литосфера. Элементный состав геологических составных частей планеты. Минералы и горные породы. Магматические и осадочные (органические и неорганические, в том числе и горючие) породы.

Химия и биология.Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, витамины)вещества. Простые и сложные вещества, их роль в жизнедеятельности организмов. Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Роль хлорофилла в процессе фотосинтеза. Биологическое значение жиров, белков, эфирных масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов.

Качественные реакции в химии. Понятие о качественных реакциях как о реакциях, воспринимаемых органолептически: с помощью зрения, слуха, обоняния. Аналитический эффект. Определяемое вещество и реактив на него. Возможность изменения их роли на противоположную.

Демонстрации. 1. Коллекция разных тел из одного вещества или материала (например, лабораторная посуда из стекла). 2. Коллекция различных тел или фотографий тел из алюминия для иллюстрации идеи «свойства - применение». 3- Учебное оборудование, используемое при изучении физики, биологии, географии и химии. 4. Электрофорная машина в действии. 5. Географические модели (глобус, карта). 6. Биологические модели (муляжи органов и систем органов растений, животных и человека).7. Физические и химические модели атомов, молекул веществ и их кристаллических решеток. 8. Объемные и шаростержневые модели молекул воды, углекислого и сернистого газов, метана. 9- Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта как процесс диффузии. 10. Образцы твердых веществ кристаллического строения. 11. Модели кристаллических решеток. 12. Три агрегатных состояния воды. 13. Переливание углекислого газа в стакан, уравновешенный на весах. 14. Коллекция кристаллических и аморфных веществ и изделий из них. 15. Коллекция минералов (лазурит, корунд, халькопирит, флюорит, галит). 16. Коллекция горных пород (гранит, различные формы кальцита - мел, мрамор, известняк). 17. Коллекция горючих ископаемых (нефть, каменный уголь, сланцы, торф). 18. Спиртовая экстракция хлорофилла из зеленых листьев. 19. Прокаливание сухой зелени растений в муфельной печи для количественного определения минеральных веществ в них. 20. Качественная реакция на кислород. 21. Качественная реакция на углекислый газ. 22. Качественная реакция на известковую воду.

Лабораторные опыты. 1. Описание свойств кислорода, уксусной кислоты, алюминия. 2. Строение пламени свечи (спиртовки, сухого горючего). 3. Наблюдение броуновского движения частичек черной туши под микроскопом. 4. Изучение гранита с помощью увеличительного стекла. 5. Обнаружение жира в семенах подсолнечника и грецкого ореха. 6. Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корке. 7. Обнаружение крахмала и белка (клейковины) в пшеничной муке. 8. Обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе с помощью известковой воды.

Домашний эксперимент. 1. Изготовление моделей молекул из пластилина. 2. Диффузия ионов перманганата калия в воде.3. Изучение скорости диффузии аэрозолей. 4. Диффузия сахара в воде. 5. Опыты с пустой закрытой пластиковой бутылкой. 6. Количественное определение содержания воды в свежей зелени. 7. Взаимодействие аскорбиновой кислоты с йодом. 8. Изучение состава поливитаминов из домашней аптечки. 9- Обнаружение крахмала в продуктах питания.

Практическая работа 1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасности при работе в химическом кабинете (лаборатории).

Практическая работа 2. Наблюдение за горящей свечой. Устройство спиртовки. Правила работы с нагревательными приборами.

Тема 2. Математические расчеты в химии (10 ч)

Относительные атомная и молекулярная массы. Понятие об относительных атомной и молекулярной массах на основе водородной единицы. Определение относительной атомной массы химических элементов по периодической таблице. Нахождение по формуле вещества относительной молекулярной массы как суммы относительных атомных масс составляющих вещество химических элементов.

Массовая доля химического элемента в сложном веществе. Понятие о массовой доле -(w) химического элемента в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества. Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов (для 2-часового изучения курса).

Чистые вещества и смеси. Понятие о чистом веществе и смеси. Смеси газообразные (воздух, природный газ), жидкие (нефть) и твердые (горные породы, кулинарные смеси, синтетические моющие средства). Смеси гомогенные и гетерогенные.

Объемная доля компонента газовой смеси. Понятие об объемной доле (φ) компонента газовой смеси. Состав воздуха и природного газа. Расчет объема компонента газовой смеси по его объемной доле, и наоборот.

Массовая доля вещества в растворе. Понятие о массовой доле (w) вещества в растворе. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества и другие расчеты с использованием этих понятий.

Массовая доля примесей. Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля (w) примеси в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей, и другие расчеты с использованием этих понятий.

Демонстрации. 1. Минералы куприт и тенорит. 2. Оксид ртути(П). 3. Коллекции различных видов мрамора и изделий (или иллюстраций изделий) из него. 4. Смесь речного и сахарного песка и их разделение. 5. Коллекция «Нефть и нефтепродукты». 6. Коллекция бытовых смесей (кулинарные смеси, синтетические моющие средства, шампуни, напитки и др.). 7. Диаграмма объемного состава воздуха, 8. Диаграмма объемного состава природного газа. 9- Приготовление раствора с заданными массой и массовой долей растворенного вещества. 10. Образцы веществ и материалов, содержащих определенную долю примесей.

Домашний эксперимент. 1. Изучение состава бытовых кулинарных и хозяйственных смесей по этикеткам. 2. Приготовление раствора соли, расчет массовой доли растворенного вещества и опыты с полученным раствором. 3- Изучение состава некоторых бытовых и фармацевтических препаратов, содержащих определенную долю примесей, по их этикеткам.

Практическая работа 3. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.

Тема 3. Явления, происходящие с веществами (9 ч)

Разделение смесей. Понятие о разделении смесей и очистке веществ. Некоторые простейшие способы разделения смесей: просеивание, разделение смесей магнитом, отстаивание, декантация, центрифугирование, разделение с помощью делительной воронки.

Фильтрование. Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Фильтрат.

Адсорбция. Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший адсорбент, его использование в быту, на производстве и в военном деле. Устройство противогаза.

Дистилляция, кристаллизация и выпаривание. Дистилляция как процесс выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого воздуха. Кристаллизация и выпаривание в лаборатории (кристаллизаторы и фарфоровые чашки для выпаривания) и природе.

Химические реакции. Понятие о химической реакции как процессе превращения одних веществ в другие. Условия течения и прекращения химических реакций.

Признаки химических реакций. Изменение цвета, выпадение осадка, растворение осадка, выделение газа.

Демонстрации. 1. Просеивание смеси муки и сахарного песка. 2. Разделение смеси порошков серы и железа. 3. Разделение смеси порошков серы и песка. 4. Разделение смеси воды и растительного масла с помощью делительной воронки. 5. Центрифугирование. 6. Фильтрование. 7. Респираторные маски и марлевые повязки. 8. Адсорбционные свойства активированного угля. 9. Силикагель и его применение в быту и легкой промышленности. 10. Противогаз и его устройство. 11. Получение дистиллированной воды с помощью лабораторной установки для перегонки жидкостей. 12. Коллекция «Нефть и нефтепродукты». 13. Разделение смеси перманганата и дихромата калия способом кристаллизации. 14. Взаимодействие порошков железа и серы при нагревании. 15. Получение углекислого газа взаимодействием мрамора с кислотой и обнаружение его с помощью известковой воды. 16. Каталитическое разложение пероксида водорода (катализатор - диоксид марганца). 17. Ферментативное разложение пероксида водорода с помощью катал азы. 18. Кислотный огнетушитель, его устройство и принцип действия. 19. Реакция нейтрализации окрашенного фенолфталеином раствора щелочи кислотой. 20. Взаимодействие растворов перманганата и дихромата калия с раствором сульфита натрия. 21. Получение осадка гидроксида меди (П) или гидроксида железа(Ш) реакцией обмена. 22. Растворение полученных осадков гидроксидов металлов в кислоте. 23. Получение углекислого газа взаимодействием раствора карбоната натрия с кислотой.

Лабораторные опыты. 1. Изготовление фильтра из фильтровальной бумаги или бумажной салфетки. 2. Изучение устройства зажигалки и ее пламени.

Домашний эксперимент. 1. Разделение смеси сухого молока и речного песка. 2. Изготовление марлевой повязки как средства индивидуальной защиты в период эпидемии гриппа. 3. Отстаивание взвеси порошка для чистки посуды в воде и ее декантация. 4. Адсорбция активированным углем красящих веществ пепси-колы. 5. Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ. 6. Изучение состава и применения синтетических моющих средств, содержащих энзимы. 7. Разложение смеси питьевой соды и сахарной пудры при нагревании. 8. Растворение в воде таблетки аспирина УПСА. 9. Приготовление известковой воды и опыты с ней. 10. Взаимодействие раствора перманганата калия с аскорбиновой кислотой.

Практическая работа 4 (домашний эксперимент). Выращивание кристаллов соли.

Практическая работа 5. Очистка поваренной соли.

Практическая работа 6. (домашний эксперимент). Коррозия металлов.

Тема 4. Рассказы по химии (4 ч)

Ученическая конференция «Выдающиеся русские ученые-химики». Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, А. М. Бутлерова.

Конкурс сообщений учащихся «Мое любимое вещество». Открытие, получение и значение выбранных учащимися веществ.

Конкурс ученических проектов. Исследования в области химических реакций: фотосинтез, горение и медленное окисление, коррозия металлов и способы защиты от нее, другие реакции, выбранные учащимися.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 КЛАСС




Тема урока


Элементы содержания урока


Характеристика деятельности учащихся


Планируемые результаты


Домашнее задание

Предметные



Личностные

Метапредметные УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные)

Тема 1. Химия в центре естествознания (11 ч)


1

Инструктаж по ТБ. Химия как часть естествознания. Предмет химии

Химия как часть естествознания. Предмет химии. Физические тела и вещества.

Самостоятельная работа с рисунками и текстом учебника, в РТ.

Характеризовать место химии в системе естественных наук. Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу. Знать определения тела и вещества, приводить примеры

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, стоят понятные для партнера понятия

§ 1.

Рабочая тетрадь: упр. 1-8 (стр. 4-5)

2

Методы изучения естествознания.

Методы изучения естествознания. Наблюдение, гипотеза, эксперимент, вывод, строение пламени

Самостоятельная работа с рисунками и текстом учебника

Называть методы изучения естественных наук, знать условия их реализации, уметь вести научные наблюдения и их описания, делать выводы

Осознавать возможность познаваемости мира.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Регулятивные:

Осуществляют пошаговый контроль по результату

Познавательные:

Владеют общим приемом решения задач

Коммуникативные:

Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

§ 2.

Рабочая тетрадь: упр. 1-4 (стр.7-8)

3

Практическая работа №1«Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете »

Лаборатория и оборудование. Правила техники безопасности.

Выполнение практической работы, оформление наблюдений в РТ

Знать правила техники безопасности в кабинете химии, названия, назначение и приёмы обращения с лабораторным оборудованием

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности.

Регулятивные:

Осуществляют пошаговый контроль по результату

Познавательные:

Владеют общим приемом решения задач

Коммуникативные:

Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

§ 2.

Рабочая тетрадь: упр. 3-4 (стр. 15)

4

Анализ практической работы. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №2 «Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки».

Правила техники безопасности.

Устройство и работа спиртовки

Выполнение практической работы, оформление наблюдений в РТ

Знать правила техники безопасности в кабинете химии, названия, назначение и приёмы обращения с лабораторным оборудованием. Уметь обращаться с нагревательными приборами

Осознавать возможность познаваемости мира.

Потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности.

Регулятивные:

Осуществляют пошаговый контроль по результату

Познавательные:

Владеют общим приемом решения задач

Коммуникативные:

Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

Рабочая тетрадь:Задание 1 (стр.15) ;

Задание 3 упр. 1-3 (стр.18-19)

5

Анализ практической работы.

Моделирование

Моделирование. Особенности моделирования в географии, физике, биологии. Химические модели: предметные, знаковые, или символьные

Приводят известные им из жизни примеры моделей. Акцентируют внимание на значении моделирования в различных областях человеческой деятельности

Характеризовать смысл понятия «модель", приводить примеры моделей объектов и процессов

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Формировать экологическое мышление: умение.

Регулятивные:

Планируют свои действия с поставленной задачей и условиями ее решения, оценивают правильность выполнения действия

Познавательные:

Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач

Коммуникативные:

Допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной. И ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

§3

Рабочая тетрадь: упр. 1-3 (стр.20-21)

6

Химические знаки и формулы

Химический элемент, химические знаки, химические формулы веществ, простые и сложные вещества.

Знакомятся с обозначением и произношением знаков химических элементов, находят их в ПСХЭ. Различают на письме обозначение атома и молекулы.

Знать сущность химического элемента, химического знака, его обозначение, произношение, информацию, закодированную в химическом знаке. Знать сущность химической формулы, её обозначение, произношение, информацию, закодированную в химической формуле. Знать сущность простых и сложных веществ, приводить примеры

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию.

Регулятивные:

Планируют свои действия с поставленной задачей и условиями ее решения, оценивают правильность выполнения действия

Познавательные:

Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач

Коммуникативные:

Допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной.

§4

Практикум

ДО. № 1

(стр. 24)

Рабочая тетрадь: упр. 1-4 (стр.22-23) ;

упр. 6-7 (стр. 24)

7

Химия и физика. Универсальный характер положений молекулярно - кинетической теории.

Строение вещества, молекула, диффузия, броуновское движение, атомы, ионы, вещества молекулярного и немолекулярного строения

Выделяют структурные единицы вещества: атомы, молекулы, ионы. Объясняют явление диффузии.

Характеризовать сущность атома, молекулы иона. Знать основные положения АМУ, принцип строения кристаллов, сущность диффузии

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Регулятивные:

Учитывают правило в планировании и контроле способа решения

Познавательные:

Используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

Коммуникативные:

Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

§5

Практикум

ДО. № 2

(стр. 38) ;

ДО. № 3

(стр. 39)

Рабочая тетрадь: упр. 1

(стр. 26) ;

упр. 3

(стр. 27)

8

Агрегатные состояния веществ

Три агрегатных состояния веществ на примере воды, газообразные вещества, твёрдые и жидкие вещества, аморфные вещества.

Характеризуют вещества в разных агрегатных состояниях: газообразном, жидком, твердом. Объясняют различие в их структуре. Формулируют понятие «физическое явление»

Знать сущность агрегатного состояния веществ, классификацию по этому принципу. Характеризовать химические и физические явления, приводить примеры, различать виды явлений по их признакам

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Регулятивные:

Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учета характера сделанных ошибок

Познавательные:

Строят речевое высказывание в устной и письменной форме

Коммуникативные: контролируют действия партнера

§6 Практикум

ДО. № 5

(стр. 41) ;

Рабочая тетрадь: упр. 1-4 (стр.30) ;

упр. 6-7 (стр.31) ;

упр. 9

(стр. 32)

9

Химия и география

Строение Земли, минералы, горные породы, неорганические и органические осадочные породы.

Читают и анализируют текст учебника, выполняют задания в РТ.

Характеризовать элементы строения земли. Знать закономерности распространения в ней различных элементов

Осознавать единство и целостность окружающего мира.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Регулятивные:

Планируют свои действия с поставленной задачей и условиями ее решения, оценивают правильность выполнения действия

Познавательные:

Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач

Коммуникативные:

Допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной. И ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

§7

Рабочая тетрадь: упр.1 (стр.32)

10

Химия и биология.

Растительная и животная клетки, химический состав веществ клетки, фотосинтез, хлорофилл, жиры, углеводы, белки, витамины, эфирные масла.

Вспоминают строение и химический состав клеток. Предлагают способы доказательства химического состава растительной клетки. Обсуждают план выполнения домашнего лабораторного опыта.

Характеризовать химические вещества живой клетки в рамках их классификации, их химическую и биологическую роль

Осознавать единство и целостность окружающего

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.

Регулятивные:

Осуществляют пошаговый контроль по результату

Познавательные:

Владеют общим приемом решения задач

Коммуникативные:

Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

§8 Практикум

ДО.№ 6,

№ 7

(стр.42- 43) ;

Рабочая тетрадь: упр. 1,2 (стр.35) ; упр. 3 (стр.36)

11

Качественные реакции в химии

Распознавание веществ с помощью качественных реакций, аналитический сигнал, распознавание кислорода, углекислого газа, крахмала.

Самостоятельно изучают текст параграфа. Наблюдают лабораторные опыты, фиксируют наблюдения в тетради.

Характеризовать сущность качественных реакций на химические вещества, знать реактивы на определённые вещества

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности.

Регулятивные:

Учитывают правило в планировании и контроле способа решения

Познавательные:

Используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

Коммуникативные:

Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

§9 Практикум

ДО. № 9

(стр.45)

Рабочая тетрадь: упр. 1,2

(стр. 41) ;

упр. 5

(стр. 42)

Тема 2. Математические расчеты в химии (10 ч)

12

Относительная атомная и молекулярная массы

Определение относительной атомной массы элемента, расчёт относительной молекулярной массы.

Слушают объяснение учителя. Работают с периодической системой.

Выполняют задания в РТ по предложенному образцу

Знать определения относительной атомной массы элемента, относительной молекулярной массы вещества, их условное обозначение. Уметь определять относительную атомную массу элемента по ПСХЭ, вычислять относительную молекулярную массу вещества по его формуле

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности.

Регулятивные:

Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учета характера сделанных ошибок

Познавательные:

Строят речевое высказывание в устной и письменной форме

Коммуникативные: контролируют действия партнера

§10

Рабочая тетрадь: упр. 1-4 (стр. 44-45) ; упр. 8

(стр. 46)

13

Массовая доля химического элемента в сложном веществе

Массовая доля элемента, решения задач на расчёт массовой доли элемента в веществе

Выполняют тестовое задание и

самостоятельно решают задачи на вычисление относительной молекулярной массы.

Знать определение понятия «массовая доля» элемента в веществе, вычислять массовую долю элемента по химической формуле вещества

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Регулятивные:

Планируют свои действия с поставленной задачей и условиями ее решения, оценивают правильность выполнения действия

Познавательные:

Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач

Коммуникативные:

Допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной,. и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.

§11, вопросы 4,5 (стр. 65)

Рабочая тетрадь: упр. 1-3 (стр.47-48) ; упр. 7

(стр. 50) ;

упр. 9

(стр. 51)

14

Решение задач на вычисление массовой доли элемента в веществе.

Массовая доля элемента, решения задач на расчёт массовой доли элемента в веществе.

Выполняют тренировочные упражнения.

Уметь вычислять массовую долю элемента по химической формуле вещества

Осознавать потребность и готовность к самообразованию.

Регулятивные:

Планируют свои действия с поставленной задачей и условиями ее решения, оценивают правильность выполнения действия

Познавательные:

Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач

Коммуникативные:

Допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной. И ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

§11, вопросы 4,5 (стр. 65)

Рабочая тетрадь: упр. 1-3 (стр.47-48) ; упр. 7

(стр. 50) ;

упр. 9

(стр. 51)

15

Чистые вещества и смеси

Чистые вещества, гетерогенные и гомогенные смеси, газообразные, жидкие и твёрдые смеси.

Различают понятия «вещество» и «смесь». Классифицируют смеси по различным признакам, приводят их примеры.

Знать определение вещества и смеси, классификацию смеси, приводить примеры смесей разного вида

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Регулятивные:

Учитывают правило в планировании и контроле способа решения

Познавательные:

Используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

Коммуникативные:

Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

§12. Практикум

ДО. № 10

(стр.46)

Рабочая тетрадь: упр. 1-3 (стр.52) ;

упр. 5

(стр. 53)

16

Объёмная доля компонента газовой смеси

Определение объёмной доли газа в смеси, состав атмосферного воздуха, примеры решения задач.

Вспоминают понятие «доля от числа». Решают задачи.

Формулировать понятие объёмной доли газового компонента. Знать составные части воздуха и природного газа. Делать расчёты с использованием величины объёмной доли газового компонента

Осознавать единство и целостность окружающего мира.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.

Регулятивные:

Планируют свои действия с поставленной задачей и условиями ее решения, оценивают правильность выполнения действия

Познавательные:

Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач

Коммуникативные:

Допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной. И ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

§13.

Рабочая тетрадь: упр. 1-4 (стр. 54-55) ; упр. 7

(стр. 55)

17

Массовая доля вещества в растворе. Решение расчётных задач.

Концентрация, массовая доля вещества в растворе, растворитель, растворённое вещество, примеры расчётных задач.

Слушают объяснение учителя. Решают задачи на вычисление массовой доли вещества в растворе.

Формулировать понятие массовой доли вещества в растворе. Характеризовать сущность растворителя и растворённого вещества. Делать расчёты с использованием величины массовой доли вещества в растворе

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Регулятивные:

Планируют свои действия с поставленной задачей и условиями ее решения, оценивают правильность выполнения действия

Познавательные:

Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач

Коммуникативные:

Допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной. И ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

§14. Подготовка к практичес-кой работе №3 (с.77)

Рабочая тетрадь: упр. 1-3 (стр. 56) ; упр. 7-9 (стр. 58)

18

Инструктаж по ТБ. Практическая работа №3 «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворённого вещества»

Правила техники безопасности. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворённого вещества

Выполняют практическую работу, результаты заносят в РТ.

Знать и писать формулу для вычисления доли компонента в смеси, уметь ее преобразовывать в соответствии с типом задачи; проводить предварительные расчеты массы вещества и объема воды для приготовления раствора; владеть техникой взвешивания сухих веществ, измерения объема воды мерным цилиндром, растворения вещества в воде

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Регулятивные:

Осуществляют пошаговый контроль по результату

Познавательные:

Владеют общим приемом решения задач

Коммуникативные:

Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

Практикум

ДО. № 11

(стр.47)

Рабочая тетрадь:Задание 3 упр. 1,2

(стр. 62)

19

Анализ практической работы. Массовая доля примесей

Примеси, массовая доля основного компонента или массовая доля примеси, примеры расчётных задач

Выясняют смысл понятий «технический образец», «примесь». Решают задачи.

Характеризовать сущность чистого вещества и примеси, массовой доли примеси. Делать расчёты с применением величины доли примеси

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.

Регулятивные:

Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учета характера сделанных ошибок

Познавательные:

Строят речевое высказывание в устной и письменной форме

Коммуникативные: контролируют действия партнера

§15.

Практикум

ДО. № 12

(стр. 49)

Рабочая тетрадь:Задание 3 упр. 1-4

(стр. 63)

20

Решение задач и упражнений по теме «Математические расчёты в химии»

Решение расчетных задач разных типов.

Выполняют тренировочные упражнения, готовятся к контрольной работе

Решать задачи с использованием понятий темы «Математика в химии»

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности.

Регулятивные:

Планируют свои действия с поставленной задачей и условиями ее решения, оценивают правильность выполнения действия

Познавательные:

Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач

Коммуникативные:

Допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной. И ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Рабочая тетрадь:Задание 6

(стр. 66) ;

Задание 7,8

(стр. 67)

21

Контрольная работа №1 «Математические расчёты в химии»

Решение расчетных задач разных типов

Выполняют контрольную работу

Проявить ЗУН по теме «Математика в химии»

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности. Формировать экологическое мышление: умение.

Регулятивные: осуществляют пошаговый и итоговый контроль по результату

Познавательные:

строят речевое высказывание в устной и письменной форме

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

Тема 3. Явления, происходящие с веществами (9 ч)


22

Анализ контрольной работы. Разделение смесей

Разделение смесей, фильтрование, просеивание, отстаивание, центрифугирование, адсорбция, активированный уголь, разделение, очистка.

Обсуждают результаты своей работы.

Акцентируют внимание на значении чистых веществ. Вспоминают примеры смесей, предлагают способы их разделения.

Называть способы разделения смеси и очистки веществ. Устанавливать их соответствие свойствам очищаемых веществ. Вести наблюдение и описание опытов

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Формировать экологическое мышление.

Регулятивные:

Учитывают правило в планировании и контроле способа решения

Познавательные:

Используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

Коммуникативные:

Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

§16. (с.83-85)

Практикум

ДО. № 13

(стр. 50)

Рабочая тетрадь: упр. 1-3 (стр.68-69).

Подготовка докладов «История возникнове-нияпротивогаза», «Н.Д. Зелинский»

23

Фильтрование. Адсорбция.

Разделение смесей, фильтрование. Суть процесса адсорбции

Подробно исследуют процесс фильтрования, указывают сущность процесса. Выступают с сообщениями.

Приводить примеры смесей, разделяемых фильтрованием. Вести наблюдение и описание опытов

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать экологическое мышление.

Регулятивные:

Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учета характера сделанных ошибок

Познавательные:

Строят речевое высказывание в устной и письменной форме

Коммуникативные: контролируют действия партнера

§16. (с.86-89)

Практикум

ДО. № 14

(стр. 50)

ДО. № 15

(стр. 51)

Рабочая тетрадь: упр. 4 (стр.69)

24

Дистилляция

Суть процесса дистилляции.

Определяют понятие «дистилляция». Объясняют практическое применение процесса.

Характеризовать сущность адсорбции и адсорбента. Называть важнейшие адсорбенты и области их применения. Знать устройство противогаза. Характеризовать сущность дистилляции. Называть области применения дистиллятов различного вида

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Регулятивные:

Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учета характера сделанных ошибок

Познавательные:

Строят речевое высказывание в устной и письменной форме

Коммуникативные: контролируют действия партнера

Практикум

ДО. № 16

(стр. 52)

ДО. № 17

(стр. 53)

§17.

Рабочая тетрадь: упр. 1-6 (стр.71-73)

25

Обсуждение результатов домашнего эксперимента - практической работы №4 «Выращивание кристаллов соли». Подведение итогов конкурса на лучший выращенный кристалл.

Правила техники безопасности. Выращивание кристаллов соли. Пересыщенный, насыщенный, ненасыщенный раствор. Условия кристаллизации

Демонстрируют выращенные кристаллы, участвуют в обсуждении выполнения работы.

Вести наблюдение. Анализировать результаты химического эксперимента. Делать научные выводы

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Регулятивные:

Осуществляют пошаговый контроль по результату

Познавательные:

Владеют общим приемом решения задач

Коммуникативные:

Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

Подготовка к практической работе №5. Очистка поваренной соли (с.96)

26

Инструктаж по ТБ. Практическая работа №5 «Очистка поваренной соли»

Правила техники безопасности. Очистка поваренной соли

Выполняют практическую работу, заносят результаты в РТ.

Составлять план экспериментальной деятельности в соответствии с темой и целями работы; соблюдать технику безопасности; экспериментально подтверждать сохранение первоначальных свойств веществ в составе смесей; составлять отчет о работе

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности.

Регулятивные:

Осуществляют пошаговый контроль по результату

Познавательные:

Владеют общим приемом решения задач

Коммуникативные:

Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

Подготовка к практи-ческой работе №6. Изучение процесса коррозии железа

27

Анализ практической работы. Химические реакции. Условия протекания и прекращения химических реакций.

Химические реакции и условия их протекания, соприкосновение веществ, нагревание, катализаторы, ферменты, горение.

Различают понятия «химическая реакция» и «физическое явление». Выясняют условия протекания химических реакций и предлагают способы их прекращения.

Характеризовать сущность химической реакции. Называть условия течения и прекращения химических реакций

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Регулятивные:

Учитывают правило в планировании и контроле способа решения

Познавательные:

Используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

Коммуникативные:

Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

§18. ДО. Рабочая тетрадь:

упр. 3-5 (стр.82-83)

28

Признаки химических реакций. Практическая работа №6. (домашний эксперимент). «Коррозия металлов».

Признаки химических реакций, образование осадка, выделение газа, появление запаха, изменение цвета, выделение или поглощение теплоты.

Выявляют признаки химических реакций. Выполняют задания в РТ.

Называть признаки химических реакций. Выполнять опыты. Соблюдать технику безопасности

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.

Регулятивные:

Учитывают правила в планировании и контроле способа решения

Познавательные:

Используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

Коммуникативные:

Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

§19.

Рабочая тетрадь:

упр. 3-6 (стр.86-87)

29

Обобщение и актуализация знаний по теме «Явления, происходящие с веществами»

Повторение основных терминов темы «Явления, происходящие с веществами».

Структурируют свои знания, готовятся к контрольной работе.

Систематизируютприобретенные по теме ЗУН.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности.

Регулятивные:

Учитывают правило в планировании и контроле способа решения

Познавательные:

Используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

Коммуникативные:

Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

Подготовка к контрольной работе №2

30

Контрольная работа №2 «Явления, происходящие с веществами»

Контроль знаний основных терминов темы « Явления, происходящие с веществами».

Выполняют контрольную работу.

Проявить ЗУН в соответствии с содержанием темы «Явления, происходящие с веществами"

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Регулятивные: осуществляют пошаговый и итоговый контроль по результату

Познавательные:

строят речевое высказывание в устной и письменной форме

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

Подготовить доклады на тему «Выдающиеся русские учёные-химики" к конференции

Тема 4. Рассказы по химии (4 ч)

31

Анализ контрольной работы. Ученическая конференция «Выдающиеся русские учёные - химики». О жизни и деятельности М.В.Ломоносова, Д.И.Менделеева, А.М.Бутлерова.

Биография и научная работа русских учёных - химиков

Обсуждают результаты контрольной работы. Выступают с презентациями,сообщениями.

Проявить знание подготовленной информации, творческие способности. Уметь выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы.

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Испытывать чувство гордости за отечественную науку.

Регулятивные:

Адекватно воспринимают предложения и оценку учителя и одноклассников

Познавательные:

Выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности

Коммуникативные:

Договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности

32

Конкурс сообщений учащихся «Моё любимое химическое вещество» об открытии, получении и значении выбранного химического вещества

Свойства и области применения различных веществ.

Выступают с презентациями,сообщениями.

Отразить информацию об открытии, получении и значении выбранного химического вещества

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.

Регулятивные:

Адекватно воспринимают предложения и оценку учителя и одноклассников

Познавательные:

Выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности

Коммуникативные:

Договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности

33, 34

Конкурс ученических проектов

Защита проектов индивидуальных и групповых

Защищают проекты, отвечают на вопросы одноклассников.

Демонстрировать понимание проблемы, цели и задач. Умение планировать и осуществлять план. Проводить рефлексию деятельности

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Формировать экологическое мышление.

Регулятивные:

Адекватно воспринимают предложения и оценку учителя и одноклассников

Познавательные:

Выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности

Коммуникативные:

Договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


УМК


Учебник и электронное приложение

Дидактический материал

Контрольный материал

Габриелян О.С. Химия. Вводный курс. 7 класс. Пропедевтический курс. М.: Дрофа, 2010-2014гг.

Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химии:

Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия. Рабочая тетрадь 7 класс. М.: Дрофа, 2010-2015гг.

Рабочие программы. 7 - 9 классы: учебно-методическое пособие/сост. Т.Д. Гамбурцева. - 2-е изд., перераб. - М. Дрофа, 2013.

Габриелян О.С. Методическое пособие к пропедевтическому курсу 7 класс. М.: Дрофа, 2010.

Сборник демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы «Школьный химический эксперимент» часть 1, 2, 3

Габриелян О.С. Методическое пособие к пропедевтическому курсу 7 класс. М.: Дрофа, 2010.


Интернет-ресурсы

him.1september.ru/ Газета "Химия" и сайт для учителя "Я иду на урок химии"

openclass.ru/ сайт образовательный Открытый класс

pedsovet.su/ сайт Педсовет.ру ( презентации, разработки…)

zavuch.info/ сайт Завуч.инфо

uroki.net/ все для учителя на сайте Уроки.нет

rusedu.ru/subcat_37.html архив учебных программ и презентаций РусЕду

ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница Википедия на русском языке

window.edu.ru/ Единое окно Доступ к образовательным ресурсам

festival.1september.ru/ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

uchportal.ru/ Учительский портал

ТСО и другие средства наглядности

1. ноутбук;

2. мультимедийный проектор;

3. МФУ;

4. химические реактивы, химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы;

5. учебные пособия на печатной основе: «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Таблица растворимости кислот, оснований и солей», «Электрохимический ряд напряжений металлов».

6. натуральные объекты - коллекции.


КОНТРОЛЬ И ДИАГНОСТИКА


Учебная неделя

Тема

Форма контроля

Включение в портфолио

3

Практическая работа №1 «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете»

Письменный отчет

-

4

Практическая работа №2 «Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки».

Письменный отчет

-

7

Самостоятельная работа «Знаки химических элементов»

Самостоятельная письменная работа

-

14

Самостоятельная работа «Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля элемента в сложном веществе»

Самостоятельная письменная работа

-

18

Практическая работа №3 «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворённого вещества»

Письменный отчет

-

21

Контрольная работа №1 «Математические расчёты в химии»

Письменная контрольная работа

+

25

Обсуждение результатов домашнего эксперимента - практической работы №4 «Выращивание кристаллов соли»

Письменный отчет, натуральные объекты, фото

+

26

Практическая работа №5 «Очистка поваренной соли»

Письменный отчет

-

30

Контрольная работа №2 «Явления, происходящие с веществами»

Письменная контрольная работа

+

31

Ученическая конференция «Выдающиеся русские учёные - химики».

Презентации

+

32

Конкурс сообщений учащихся «Моё любимое химическое вещество»

Проекты

+

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»

Учащийся научится:

• описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

• характеризовать вещества по составу;

• раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество»;

• вычислять относительную молекулярную массу веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях;

• пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;

• проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

• называть признаки и условия протекания химических реакций;

• выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;

• приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;

Учащийся получит возможность научиться:

• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;

• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;

• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.

• осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ





1. Выполнение заданий текущего контроля (тестовые проверочные работы).

Отметка «5»: ответ содержит 90-100% элементов знаний.

Отметка «4»: ответ содержит 70-89% элементов знаний.

Отметка «3»: ответ содержит 50-69% элементов знаний.

Отметка «2»: ответ содержит менее 50% элементов знаний.

2. Оценка устного ответа, письменной контрольной работы (задания со свободно конструируемым ответом).

Отметка «5» ставится, если в ответе присутствуют все понятия, составляющие содержание данной темы (основные законы и теории химии, закономерности протекания химических реакций, общие научные принципы производства неорганических и органических веществ и др.), а степень их раскрытия соответствует уровню, который предусмотрен государственным образовательным стандартом. Ответ демонстрирует овладение учащимся ключевыми умениями, отвечающими требованиям стандарта к уровню подготовки выпускников (грамотное владение химическим языком, использование химической номенклатуры - «тривиальной» или международной, умение классифицировать вещества и реакции, терминологически грамотно характеризовать любой химический процесс, объяснять обусловленность свойств и применения веществ их строением и составом, сущность и закономерность протекания изученных видов реакций). В ответе возможная одна несущественная ошибка.

Отметка «4» ставится, если в ответе присутствуют все понятия, составляющие основу содержания темы, но при их раскрытии допущены неточности, которые свидетельствуют о недостаточном уровне овладения отдельными ключевыми умениями (ошибки при определении классификационных признаков веществ, использовании номенклатуры, написании уравнений химических реакций и т.п.).

Отметка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный (отсутствуют некоторые понятия, необходимые для раскрытия основного содержания темы); в ответе проявляется недостаточная системность знаний или недостаточный уровень владения соответствующими ключевыми умениями.

Отметка «2» ставится, если при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1» при отсутствии ответа.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

3. Оценка умений решать расчетные задачи.

Отметка «5»:

в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»:

в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.

Отметка «1»:

задача не решена.

4. Оценка экспериментальных умений.

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:

работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Отметка «1»:

работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.


© 2010-2022