- Преподавателю
- Химия
- Доклад на тему Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании химии
Доклад на тему Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании химии
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Терехова В.А. |
Дата | 23.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Доклад на тему: «Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании химии».
Докладчик: В.А.Терехова, преподаватель химии высшей квалификационной категории.
«Учитель должен сознательно идти в ногу с современностью, проникаться и вдохновляться пробудившимися в ней силами».
А. Дистерверг
Для достижения высоких результатов обучения необходимо научить студентов находить и решать проблемы, используя для этой цели коммуникативные знания и информационно-технологические умения. Изменения, которые происходят в современном обществе, требуют корректировки методических и технологических аспектов образования. Задача современного образования - формирование таких качеств личности, как способность к творческому мышлению и самостоятельность студентов в принятии решений сложных жизненных проблем.
Одно из приоритетных направлений развития образования - компьютеризация образовательных учреждений, поэтому в них стали появляться мультимедийные проекторы и т.д. Сегодня их применение на уроке - не экзотика. Однако техническое оснащение учебных заведений в целом и химических кабинетов в частности осуществляется быстрее, чем дидактическое сопровождение этого процесса.
Электронную презентацию можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор - как техническое средство, позволяющие показать презентацию в группе. Электронную презентацию можно отнести и к электронным учебным пособиям, но только с оговоркой: электронные учебные пособия - самостоятельные средства обучения, а презентация - вспомогательное, используемое педагогом на уроке и требующее его комментариев и дополнений.
Педагогической психологией выведен основной закон усвоения: воспринять - осмыслить - запомнить - применить - проверить результат. Восприятие, осмысление и запоминание расширяются, углубляются и закрепляются в процессе их самостоятельного применения и проверки на практике. По данным некоторых психологов от услышанного студентами в течение урока у них в памяти остается в среднем 10% содержания. От воспринятого через чтение закрепляется 30%. Наблюдение студентами какого-либо предмета или явления оставляет в их памяти в среднем около 50% воспринятого. Практические действия студентов с учебным материалом составляют в их памяти в среднем 90% воспринятого».
Использование любой визуальной информации на занятии имеет положительный эффект. Часто преподаватель применяет средства наглядности в комплексе. Таким комплексом является электронная презентация. Ее применение уместно, так как не отвлекает внимание студентов на технические паузы: вывешивание плаката, включение ТСО. Но полностью перейти на уроки-презентации нельзя, т.к. в этом случае теряется живое общение педагога с группой. Лучше всего уроки-презентации использовать при изучении нового материала, обобщения и для проведения внеаудиторных мероприятий.
Важная особенность обучения - создание условий для продуктивной деятельности по использованию знаний, их обобщению и систематизации. Подобная организация учебного процесса развивает мыслительные способности студентов, заставляет их быть внимательными, учит анализировать, сравнивать, выделять главное, превращает из пассивных слушателей на уроке в активных участников. А это и есть один из главных принципов организации урока.
Внеаудиторная работа является частью процесса образования и важным элементом профессиональной подготовки будущих специалистов торговли и общественного питания.
Одним из направлений развития внеаудиторной работы со студентами является выполнение исследовательских проектов с применением информационно-коммуникационных технологий. Вот уже четыре года преподаватели общеобразовательных дисциплин и спецдисциплин внедряют метод проектов и педагогику в сотрудничестве в своей педагогической деятельности. За эти годы выполнено более 20 проектов, которые носят межпредметный характер и связаны с будущей профессией.
В рамках работы над проектами студенты выполняют различные эксперименты, изучают учебную и научно-популярную литературу, используют материалы, выложенные по данной тематике на различных сайтах сети Интернет, если необходимо, то организовываются экскурсии на предприятия города Тирасполя, в частности на ЗАО «Тираспольский хлебокомбинат», ЗАО «Тираспольский мясокомбинат», ООО «Анфилада», завод «Молдавизолит» и др.
Студенты оформляют проект, составляют доклад и готовят презентацию. Для этого используют офисные программы: Microsoft Word, Excel, PowerPoint. В конце учебного года проводится студенческая научно-практическая конференция, на которой студенты выступают со своими докладами и презентациями. Конференция вызывает большой интерес у слушателей.
По ее итогам лучшие работы направляются для участия во Всероссийском фестивале научно-исследовательских работ учащихся «Портфолио». В 2009-2010 учебном году - проект Коваленко Э. на тему «Физико-химические процессы, происходящие при изготовлении теста». В 2010-2011 году - проекты Шевчук И. и Чикиной Н. на тему «Физико-химические процессы, происходящие при выпечке и хранении хлеба и хлебобулочных изделий», а также другой проект Коваленко Э. на тему «Пищевые студни». Студентам и преподавателям были присланы дипломы участников этого фестиваля из Москвы. А сами работы выложены на сайте portfolio.1september.ru.
Таким образом, с использованием ИКТ решаются три основные задачи: образовательная, воспитательная и развивающая.
Кроме исследовательских проектов практикуются различные внеаудиторные мероприятия с использованием информационных технологий:
-
экологические турниры;
-
игра «Самый умный по физике и химии», «Самый умный первокурсник»;
-
учебно-познавательные проекты «Курить и пить - себе вредить», «Молекулярная кухня».
Сценарий внеаудиторного мероприятия «Самый умный по физике и химии» принял участие во Всероссийском фестивале «Открытый урок» в 2008-2009 году и выложен на сайте 1september.ru).
Таким образом, внеаудиторная работа с использованием информационных технологий развивает такие качества студентов, как:
-
умение работать со специальной литературой, справочниками и с современными информационными технологиями;
-
организованность, дисциплинированность, активность в решении поставленных задач.
4