• Преподавателю
  • Химия
  • Технология исследовательской деятельности школьников в условиях перехода на ФГОС. Выступление на ШМО

Технология исследовательской деятельности школьников в условиях перехода на ФГОС. Выступление на ШМО

Главными задачами учебного заведения по Федеральному Государственному Образовательному Стандарту (ФГОС)  является духовно-нравственное развитие ребенка, овладение ключевыми компетентностями и формирование универсальных учебных действий школьника. На первый план выходит личность ученика, способность его к «самоопределению, самореализации», к самостоятельному принятию решений, доведению их до исполнения, в итоге – к рефлексивному анализу собственной деятельности. Технологии деятельностного метода...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технология исследовательской деятельности школьников в условиях перехода на ФГОС.

Свердлина Т.В.

МБОУ СОШ №4 (г. Воронеж)

Главными задачами учебного заведения по Федеральному Государственному Образовательному Стандарту (ФГОС) является духовно-нравственное развитие ребенка, овладение ключевыми компетентностями и формирование универсальных учебных действий школьника. На первый план выходит личность ученика, способность его к «самоопределению, самореализации», к самостоятельному принятию решений, доведению их до исполнения, в итоге - к рефлексивному анализу собственной деятельности. Технологии деятельностного метода - это инструмент, позволяющий решить задачу по смене задач образования с формирующей на развивающую. Он позволяет построить такое образовательное пространство, в котором эффективно развиваются деятельностные способности учащихся. Какую образовательную технологию можно назвать самой продуктивной? Сегодня надо осваивать не просто одну или несколько из образовательных технологий в рамках старого метода, а требуется сменить сам метод - перейти от объяснения нового знания к организации «открытия» его детьми. Это означает изменение мировоззрения педагога, привычных методов его работы. Деятельностная парадигма вбирает в себя продуктивные технологии:

- технологию проблемного обучения;

- технологию исследовательской деятельности;

- технологию проектной деятельности;

- технологию групповой работы;

- здоровьесберегающие технологии;

- информационные технологии и т.д.

Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые знания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Применение технологии исследовательской деятельности позволяет достигнуть стратегической цели - готовности к саморазвитию. Участие в исследовательской деятельности стимулирует творчество детей, побуждает их к самостоятельному поиску, способствует развитию у них проектного мышления, которое необходимо для многих современных сфер деятельности.

Основными этапами учебного исследования являются:

1. Мотивация. Целью мотивации как этапа урока является создание условий для возникновения у ученика вопроса или проблемы. Одним из способов осуществления мотивации может служить исходная (мотивирующая) задача, которая должна обеспечить «видение» учащимися более общей проблемы.

2. Формулирование проблемы - самый тонкий и творческий компонент мыслительного процесса. В идеале сформулировать проблему должен сам ученик в результате решения мотивирующей задачи. Однако в реальной школьной практике это происходит не всегда: для очень многих школьников самостоятельное определение проблемы затруднено; предлагаемые ими формулировки могут оказаться неправильными, следовательно, здесь необходима помощь со стороны учителя.

3. Сбор фактического материала, его систематизация и анализ. Сбор фактического материала может осуществляться при изучении соответствующей учебной или специальной литературы, либо посредством проведения испытаний, всевозможных проб, измерений и т.д. Пробы (испытания) не должны быть хаотичными, лишенными какой-либо логики. Необходимо задать их направление, число испытаний должно быть достаточным для получения необходимого фактического материала. Систематизацию и анализ полученного материала удобно осуществлять с помощью таблиц, схем, графиков и т.п. - они позволяют визуально определить необходимые связи, свойства, соотношения, закономерности.

4. Выдвижение гипотез. Полезно прививать учащимся умение выдвигать гипотезы и не ограничивать их количество.

5.Доказательство истинности гипотез, получивших подтверждение, либо их ложности. Поиск необходимых доказательств часто представляет собой большую трудность, поэтому учителю важно предусмотреть всевозможные подсказки.

Задачи исследовательского характера существенно отличаются от традиционных заданий уже своей формулировкой. Так большая часть заданий школьных учебников звучит так: «Решить…» «Рассчитать…» и т.п.. В формулировках исследовательских заданий мы встретим: «Исследовать…», «Сравнить…» и т.п.

Технология исследовательской деятельности позволяет формировать у школьников навыки коммуникации. Любая выполненная работа в итоге требует создания письменного или устного текста с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объемом, форматом. Это может быть создание сообщения, комментария, пояснения, инструкции, устного или письменного заключения, отчета, оценочного суждения, аргументированного мнения и т.д.

Учебно-исследовательская деятельность школьников может быть организована как на уроках, так и во внеурочной деятельности. В нашей школе создано и на протяжении ряда лет работает научное общество учащихся (НОУ), которое ориентировано на проектно-исследовательскую работу. Исследовательская деятельность ведётся с целью формирования компетентности школьников в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, навыков работы в команде, приобретения навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умения видеть проблему и находить пути ее решения. Основным приоритетом здесь является не только получение объективно новых знаний, а приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа изучения действительности.

При этом наблюдается следующее:

  1. Навыки, приобретенные в ходе исследовательской деятельности, пригодятся школьникам в дальнейшей жизни, например, во время учебы в вузе.

  2. Происходит воспитание чувства собственной значимости, т.к. участие в научном исследовании позволит школьнику почувствовать себя особенным, не похожим на большинство сверстников.

  3. Стимулом к участию в научно-исследовательской работе может быть стремление победить в конкурсе или выступить на серьезной конференции, что создает ситуацию успеха для каждого.

  4. Тема и предмет исследования должны быть обязательно интересными для школьников. Ученик может сам выбрать интересующую его тему, учитель может предложить список тем или подобрать актуальную с учетом интересов ученика. Хорошие, доброжелательные отношения ученик-учитель всегда способствуют положительному результату.

Ученики нашей школы уже несколько лет занимаются исследовательской деятельностью. Ими выполнен ряд научно- исследовательских работ, с которыми школьники выступили на областном конкурсе «Дерзай быть мудрым!», региональной конференции НОУ ВГУ , V молодежном инновационном форуме Воронежской области, областном образовательном молодежном форуме «Молгород - 2014». Научно-исследовательские проекты «Фуллерены», «Химические источники тока», «Неньютоновские жидкости», «Зубные пасты», «Безалкогольные газированные напитки», «Проблемы добычи никеля в Воронежской области» были отмечены дипломами.

Исследовательская деятельность не только является перспективной и актуальной в деле подготовки учащихся к успешной самореализации в будущем, но и становится эффективной технологией образования, воспитания и развития личности в настоящем. Она учит детей учиться, а это одно из главных требований ФГОС.

Литература:

  1. Куракова Е.В., Янов Г.В.,Барсукова А.И. Региональная система научно-практических конференций школьников как средство развития исследовательских компетенций. Воронеж.Журнал «Перспективы развития современной школы» 2006, №1. «Научная книга», ВГПУ .

  2. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? М. Журнал «Исследовательская работа школьников», 2006.

  3. Ястребцева Е.Н. , Быховский Я.С. «Обучение для будущего»: Учебное пособие. М. «Русская редакция», 2003.

Сведения об авторе:

Свердлина Татьяна Владимировна, учитель химии ВКК МБОУ СОШ №4 города Воронежа, Почетный работник общего образования РФ.

394051 г. Воронеж, ул. Юлюса Янониса, дом 7, кв.104

[email protected]

8 960 108 81 26



© 2010-2022