Конспект урока Железо. Физические и химические свойства

Урок по теме: «Железо.Физические и химические свойства», по счету 21, в теме 15. Урок систематизирует знания учащихся о химическом элементе железе в  периодической системы химических элементов. Опирается на навыки, умения учащихся характеризовать положение в ПСХЭ, строение их атомов, свойствах,  анализировать. Данный урок систематизирует знания учащихся и обеспечивает формирование интереса к химической науке, которые будут необходимой базой  при изучении последующих тем и предметов. Цель: рассмо...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 15(21)

20.11.14

Тема: Железо. Физические и химические свойства.

Цель: рассмотреть строение атома железа, как элемента побочной подгруппы, изучить свойства простого вещества железа, нахождение в природе и его биологическая роль.

Задачи:

-обучающие рассмотреть положение химического элемента железа в Периодической системе химических элементов Д. И Менделеева., строение атома. Изучить химические свойства простого вещества - железа; рассмотреть биологическую роль железа;

-развивающие развивать интеллектуальные умения: выделять главное, анализировать, сравнивать, делать выводы, использовать ранее накопленные знания по химии в контексте нового материала, расширить научную лексику путем введения в активный словарь новых терминов;

-воспитательные воспитывать коммуникативные навыки, формировать научное мировоззрение, интерес к предмету, поддерживать устойчивую мотивацию к изучению химии на основании положительного эмоционального восприятия предмета.

Тип урока Комбинированный урок

Организационные формы: беседа, самостоятельная работа.

Оборудование: периодическая система химических элементов; железные изделия.


Ход урока

I.Организационный момент.

Отбросим в сторону переживания и неудачи.
Не опуская рук, возьмемся за дела, мой друг,
И на уроке этом мы опять -
Все поработаем на пять.

II. Повторение.

  1. Ответь на вопрос:

  • Каковы особенности строения атомов металлов?

  • Самый распространенный на Земле металл. (Алюминий.)

  • Какие металлы самые активные? (Щелочные)

  • Какая область промышленности занимается получением металлов? (Металлургия)

  • Какие способы получения металлов вам известны? (пиро-, гидро-, электрометаллургия)

  • Какие металлы реагируют с водой при комнатной температуре? (активные)

  • Самый твердый металл. (Хром)

  • Металл - жидкость. ( Ртуть)

  • Самый пластичный металл. (Золото).

  • Какой металл убивает бактерий? (Серебро).

  1. Осуществить превращение:

Al - AlCl3 - Al(OH)3 - Al2O3 - NaAlO2 - Al2(SO4)3 - Al(OH)3 - AlCl3 - NaAlO2

  1. Напишите в ионном виде уравнения реакций между растворами сульфата алюминия и гидроксида калия при недостатке и избытке последнего.

Физминутка

III. Новая тема.

О каком химическом элементе мы сегодня будем говорить. Отгадайте загадку:

Среди металлов самый славный,

Важнейший древний элемент.

В тяжелой индустрии - главный,

Знаком с ним школьник и студент.

Родился в огненной стихии,

Расплав его течет рекой.

Важнее нет в металлургии,

Он нужен всей стране родной". ( Железо)

Ребята, давайте составим план по которому мы будет изучать данный металл.

Учащиеся высказывают свои идеи и составляют план.

  1. Положение в ПСХЭ

  2. Физические свойства

  3. Нахождение в природе

  4. Биологическая роль

  5. Химические свойства

  6. Способы получения

  7. Соединения железа

  8. Применение железа и его соединений

6-8 пункт плана рассмотрим на следующем уроке.

1.Характеристика химического элемента

Работая в паре, определите местоположение элемента в Периодической системе, составьте электронную формулу атома. Сделайте записи в тетради.

Порядковый номер:

Период:

Группа:

Подгруппа:

Электронное строение атома:

Состав атома.

2.Физические свойства

Работа по учебнику: выбрать материал.

Цвет: Теплопроводность:

Запах: Электропроводность:

Металлический блеск: Плотность: 7,87 г/см. куб
Твердость: Температура плавления:

Пластичность:

3.Нахождение в природе

Содержание в земной коре.

Учитель: Железо - один из самых распространенных элементов в природе. В земной коре содержится 4,65% (по массе) железа. По распространенности железо занимает 4-е место после кислорода, кремния, алюминия. Железо входит в состав большинства горных пород. Для получения железа используют железные руды с содержанием железа 30-70% и более. Чистое железо находится в космосе: метеориты.

4.Биологическая роль (учитель):

Железо - наиболее распространенный в организме d-элемент. В организме человека его содержится около 5 г. Суточная потребность в железе составляет 0,02 г.

Большая часть железа (около 70%) сосредоточена в гемоглобине крови.

Гемоглобин - красный пигмент эритроцитов.

В 100 мл крови в норме содержится около 15 г гемоглобина. Гемоглобин представляет собой сложный белок, молекула которого содержит 4 полипептидных цепи (глобин), каждая из которых связана с небелковой группой (гемом).

Железо содержится в составе сложных белков - ферритина и трансферрина. Трансферрин содержит два иона железа Fe3+, его молекулярная масса 90.000. Трансферрин является биологическим переносчиком железа по всему организму. Так, трансферрин переносит железо от ферритина в костный мозг, где образуется гемоглобин в новых эритроцитах. Железо участвует в процессах кроветворения и. его недостаток в организме приводит к болезни крови - железодефицитной анемии (малокровие). Избыток железа тоже вреден, так как железо, которое не связывается в биокомплексы, может вызвать нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы, печени, легких.

5.Химические свойства

Учитель: Ребята, давайте, попробуем предположить, какими химическими свойствами может обладать железо?

Железо взаимодействует как с простыми, так и сложными веществами.

Задание: записать уравнение реакции и составить электронный баланс. Чем является железо в данных уравнениях реакций?

У доски работают 3 человека.

3 Fe +2O2 = Fе 3O 4

При нагревании до 200-250 0С реагирует с хлором

2Fe+Cl2=2FeCl3

Fe+S=FeS

Действует ли вода на железо?

При обычных условиях вода не действует на железо, однако, в присутствии кислорода протекает следующая реакция:

Конспект урока Железо. Физические и химические свойства

Fe(OH)3 - гидроксид железа (III) - основная часть ржавчины. Для протекания данной реакции необходимо одновременно присутствие воды и кислорода, в противном случае коррозия так и не наступит. Известно, что в течение многих столетий стоит знаменитая железная колонна в столице Индии Дели. Почему? (Там сухой воздух).

Может вытеснять железо водород из воды? Да, может, но только при сильном нагревании (запись на доске).

Fe + H2O = FeO +H2

Fe0 - 2e = Fe+2 - восстановитель - окисление

2H+ + 2е = Н2 - окислитель - восстановление

Рассмотреть взаимодействие железа с кислотами и солями. Записать уравнение реакции.

Fe + 2HCI = FeCI2 + H2

Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu

Fe0 - 2e = Fe+2 (восстановитель)

В концентрированных азотной и серной кислотах железо не растворяется, так как на поверхности металла возникает пленка, препятствующая реакции металла с кислотой, поэтому концентрированные серную и азотную кислоты можно перевозить в железной таре (происходит пассивация металла).

Сделайте вывод о химической активности простого вещества - железа.

IV.Закрепление.

Железо - основа всей металлургии, машиностроения, железнодорожного транспорта, судостроения, грандиозных инженерных сооружений - от башни Эйфеля до ажура железнодорожных мостов. Все, все - начиная от швейной иглы, гвоздя, топора и кончая паутиной железных дорог, плавающими крепостями - авианосцами и линкорами - и огнедышащими домнами, где рождается само железо, - состоит из железа. Железо - это металл созидания!

Итак, ребята, что сегодня мы с вами узнали на уроке?

V.Итог урока.

Выставление оценок за урок.

VI. Домашнее задание: параграф 14 страницы 76-78 читать, страница 82 вопрос 4










Самоанализ урока в 9 классе по химии

Аспекты самоанализа

Реализация основных этапов урока

1. Место урока в теме и в общем курсе предмета

Урок по теме: «Железо.Физические и химические свойства», по счету 21, в теме 15

2. Как урок связан с предыдущими, на что он опирается?

Урок систематизирует знания учащихся о химическом элементе железе в периодической системы химических элементов. Опирается на навыки, умения учащихся характеризовать положение в ПСХЭ, строение их атомов, свойствах, анализировать.

3. Как урок работает на последующие уроки, темы, разделы?

Данный урок систематизирует знания учащихся и обеспечивает формирование интереса к химической науке, которые будут необходимой базой при изучении последующих тем и предметов.

4. Какие особенности учащихся были учтены при подготовке к уроку?

- умения четко излагать свои мысли

- анализировать

- узнать новое

- применить на практике

5. Цели и задачи урока.

Цель: рассмотреть строение атома железа, как элемента побочной подгруппы, изучить свойства простого вещества железа, нахождение в природе и его биологическая роль.

Задачи:

-обучающие рассмотреть положение химического элемента железа в Периодической системе химических элементов Д. И Менделеева., строение атома. Изучить химические свойства простого вещества - железа; рассмотреть биологическую роль железа;

-развивающие развивать интеллектуальные умения: выделять главное, анализировать, сравнивать, делать выводы, использовать ранее накопленные знания по химии в контексте нового материала, расширить научную лексику путем введения в активный словарь новых терминов;

-воспитательные воспитывать коммуникативные навыки, формировать научное мировоззрение, интерес к предмету, поддерживать устойчивую мотивацию к изучению химии на основании положительного эмоционального восприятия предмета.

6. Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке.

Методы, применяемые на данном уроке:

1. Познавательный через самостоятельную деятельность

2. Частично-поисковый

3. Словесный (обсуждение)

Приемы:

Работа с учебником

Разминка

7. Актуализация опорных знаний.

Актуализация опорных знаний была осуществлена с помощью: заданий в разной форме.

8. Использование средств обучения (наглядных пособий, ТСО, личностных особенностей учащихся).

На уроке были использованы следующие средства:

Таблица ПСХЭ Д.И.Менделеева, ряд ЭО неметаллов, учебник, тетрадь.

9. Организация учителем самостоятельной работы учащихся (характер упражнений, степень сложности, вариативность, инструктаж и пр.)

На уроке присутствовала самостоятельная работа учащихся - как индивидуальная, так и парная. Задания были реподуктивного и развивающего характера.

10. Степень активности учащихся на уроке.

Учащиеся на уроке не все были активны, с удовольствием участвовали во всех видах учебной деятельности учащиеся, имеющие повышенный интерес к предмету.

11. Атмосфера на уроке.

Психологическая атмосфера на уроке была благоприятная, доброжелательная, располагающая к совместной работе.

12. Педагогическая техника учителя: (темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальной терминологии, приемы влияния на учащихся.)

- оптимальный темп речи и четкая дикция учителя

- ведение урока эмоционально окрашено

- точно и доступно излагалась и использовалась научная

терминология

- учет индивидуальных особенностей учащихся (личностно ориентированный подход)

13. Подача домашнего задания.

Параграф 14, страницы 76-78 читать, страница 82 вопрос 4

Учитель: Мартынова М.И.





© 2010-2022