Организация учебного занятия на основе сотрудничества

Статья "Организация учебного занятия на основе сотрудничества"раскрывает способы и формы организации учебного занятия на основе сотрудничества. Реализовать полноценное сотрудничество возможно в условиях погружения. При проведении учебных занятий исходили из дидактических принципов В.К. Дьяченко, которые характерны для современного становящегося способа обучения. Сотрудничество является основой получения метапредметных и личностных результатов  обучаемых. Именно принцип "всеобщего сотрудничества ...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация учебного занятия на основе сотрудничества

Нефедова М. П., учитель химии
Бычкова Н. А., учитель биологии
МБОУ « Краснотуранская СОШ» Красноярского края

Аннотация

Ключевые слова: учебное сотрудничество, метапредметные результаты

Содержание статьи раскрывает способы и формы организации учебного занятия на основе сотрудничества. Реализовать полноценное сотрудничество возможно в условиях погружения.

Учебные занятия на основе принципа «всеобщего сотрудничества и взаимопомощи» являются основанием для получения метапредметных и личностных результатов обучения.

«Благо везде и повсюду зависит от соблюдения 2-х условий: первое - это правильное установление конечных целей всякого рода деятельности и второе - отыскание соответствующих средств, ведущих к конечной цели»
(Аристотель).

Как утверждение Аристотеля можно приложит к жизни учащихся старшей школы? Ученики приходят в старшую школу для того, чтобы реализовать свою собственную цель (индивидуальную). Каким образом учитель может обеспечить реализацию индивидуальных целей учащихся, что поможет создать условия для решения этой задачи? Таким средством, мы считаем, является организация занятий на основе педагогики сотрудничества. Сотрудничество - это, прежде всего, ответственность - но не когда человек отвечает только за себя, но главным образом за других. Идея сотрудничества для организации учебного процесса известна давно. Однако обычно под сотрудничеством понималось взаимодействие учитель - ученик. В настоящее время акценты смещаются в сторону специально организованных взаимодействий ученик - ученик, что является основой формирования новых образовательных результатов. В дидактике В.К. Дьяченко, описывающей современный становящийся способ обучения, сотрудничество является основой получения не только предметных, но и личностных результатов обучаемых. Понимая, что принцип «всеобщего сотрудничества и взаимопомощи»1 должен стать одним из основных при построении современного учебного процесса, и одновременно признавая, что сразу и с «наскоку» такой учебный процесс построить не получится, мы постепенно начинаем внедрять в практику такие ситуации, где сотрудничество необходимо и без него качественно выполнять задания не удается.

В основе педагогики сотрудничества заложено продуктивное общение педагогов между собой, сотрудничество детей и взрослых, детей между собой. Что дает такая работа ученикам? Она создает ощущение значимости и сопричастности каждого общему делу, приучает брать на себя ответственность за результат личный и общий, формирует и развивает универсальные учебные действия учеников. Обучение на принципах сотрудничества способствует также личностному становлению учащихся: у них формируются навыки общения со взрослыми и сверстниками. Умение общаться позволяет эффективно взаимодействовать с окружающими людьми. Оно необходимо для того, чтобы учащиеся умели трудиться в большом коллективе, в малой группе и, если необходимо, индивидуально. Таким образом, организация работы на основе сотрудничества формирует навыки взаимодействия и социальной активности.

В ходе работы по развитию у учащихся УУД мы пришли к пониманию, что реализация полноценного сотрудничества возможно лишь в условиях погружения, когда рамки урока не мешают доводить начатые работы до логического завершения. Осваивая метод погружения, мы начали работать в модели метапредметных погружений. Мы исходили из того, что метапредметные учебные действия формируются в результате взаимодействия учебных предметов одной или даже разных областей, в каждом из которых преобладают определённые виды деятельности и соответственно определённые учебные действия. В предметах естественно-математического цикла ведущую роль играет познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные действия: умение классифицировать, умение объяснять, умение характеризовать, умение решать проблемные задачи. Поэтому на заседании учителей естественнонаучных предметов выделили общие метапредметные умения и определили умение, которое будем формировать на занятии - умение классифицировать.

Большим достижением стало то, что мы пришли к пониманию необходимости договариваться и брать на себя ответственность за определённый результат занятия. Так при подготовке учебного занятия мы договариваемся о зонах ответственности каждого из нас педагогов на этапе подготовки к занятию и на всех этапах его проведения. При проведении учебного занятия по теме «Классификация» для учащихся профильных групп 10-11 классов, занимающихся в сети (участники сети МБОУ «Краснотуранская СОШ и МБОУ Лебяженская СОШ) на подготовительном этапе мы

- определили цели, задачи, структуру и содержание занятия,

- разделили обязанности по подбору материала для лекции и презентации,

- подготовили алгоритмы деятельности учащихся,

- обсудили формы работы для пары, при этом думали о каждом учащемся индивидуально (чему может научить один другого). Чтобы произошло полное взаимопонимание у всех учителей, организующих это занятие, постоянно обсуждали проект занятия. В ходе обсуждения появлялось новое представление, и тогда приходилось изменять некоторые элементы занятия. Так отбирая материал для лекции, вначале мы решили дать ученикам понятие о классификации на предметном содержании по биологии и химии. Но в ходе обсуждения пришло понимание, что метапредметные умения надо формировать на объектах, относящихся к жизненному опыту учащихся, поэтому в итоге для рассмотрения и анализа мы взяли предметы быта, книги. Корректировали занятие неоднократно. Важно было определить роль каждого учителя при проведении каждого этапа занятия. Мы договорились, что на первом этапе занятия учитель биологии. читает лекцию, готовит презентацию к ней, отвечает за формирование понятийного поля, учитель химии планирует практическую работу и отвечает за взаимодействие учащихся в парах сменного состава, составляет алгоритм для практической части. При проведении учебного занятия учитель биологии отвечала за работу группы №1; учитель химии - за работу группы №2.

На этапе работы в группах, чтобы обеспечить качественное выполнение ролей учащимися, необходимо предложить им перечень ролей, выполнение которых обеспечит сотрудничество. При организации работы в парах сменного состава предусмотреть возможные трудности, заготовить заранее средства (схемы, карточки, алгоритмы и.т.п.), которые помогут их преодолеть (приложение №1).

Опишем занятие учащихся профильных групп 10-11 классов по теме «Классификация».

Классификация объектов материального мира - одна из основных мыслительных операций, которая заключается в умении распределять объекты, понятия по классам, группам, разрядам при котором в одну группу попадают объекты, обладающие общим признаком. Умение классифицировать заключается в умении выделять признаки объектов, выделять существенные признаки объектов, а также выделять характерные признаки.

Цель занятия: создать условия для формирования умения классифицировать объекты различными способами. Построение учебного занятия проходило по разработанному совместно плану.

Первый этап - формирование информационного поля. На этом этапе учащиеся слушают лекцию, смотрят презентацию. Перед началом лекции учащимся предлагается составить вопросы, на которые они должны ответить после лекции2. Впоследствии им предстоит отдельный такт работы, где необходимо будет разобраться и ответить себе (в совместной работе со своей группой), были ли ответы на мои вопросы в лекции, почему я предположил, что ответов именно на такие вопросы следует ожидать, какие из моих вопросов уместны после лекции, а какие не относятся к рассматриваемому материалу? За счет составления вопросов по содержанию лекции и последующей работы с этими вопросами у учащихся, с одной стороны, формируется представление о классификации объектов, с другой стороны, они овладевают способом организации собственного понимания при восприятии устного текста, как необходимый метапредметный образовательный результат. Важно еще и то, что когда учащиеся выделяют основания классификации, то они видят, что для биологии важны внешнее и внутреннее строение, места произрастания, питание, для химии - состав, строение, свойства веществ, а сам способ и там и там одинаков - определить существенные и несущественные признаки объектов, а из них основания для классификации.

Второй этап - освоение (присвоение) знаний по теме занятия в группах. В группе 4 ученика, которые договариваются о зонах ответственности, при этом у каждого своя задача: 1 учащийся воспроизводит содержание лекции по плану; 2 учащийся составляет вопросы на понимание содержания лекции; 3 учащийся схематизирует содержание лекции; 4 учащийся выделяет признаки классификации. В результате такого взаимодействия у каждого школьника формируется умение действовать, «держать позицию», а также умение выделять признаки каждого отдельного объекта, т.е. первое микроумение, которое лежит в основе умения классифицировать.

Третий этап занятия - практическая работа по теме «Классификация объектов по существенным и характерным признакам». На этом этапе ученики работают с текстами по биологии и химии, работают в парах по алгоритму (приложение №2 и №3). Пара состоит из учащегося 10 класса и учащегося 11 класса. Первая пара работает с биологическими объектами, вторая пара с химическими объектами. В паре у каждого ученика своё задание. Вначале каждый находит характерные признаки данных ему объектов, затем рассказывают друг другу. Основным требованием здесь является не просто рассказать, но и обосновать свое решение.

Потом ученики меняются в парах, и получается, что пара уже состоит из «ученика-биолога» и «ученика-химика». Теперь в паре они учат друг друга своему предметному содержанию и вместе заполняют таблицу.









Б10









Б11

Х 11

Х 10


Учителя на данном занятии выступают в роли консультантов. Учитель должен видеть, получается ли взаимодействие в группе, видеть затруднения и предложить средства для их устранения, например, инструменты для самопроверки (приложение №4 и 5). На этом этапе формируется взаимная ответственность за общий результат деятельности. Осваивается содержание по биологии и химии. Формируется умение классифицировать.

Осваивая такой метод организации занятий, мы приобрели некоторый опыт работы по организации сотрудничества между учащимися, в том числе в разновозрастных группах (10, 11 класс), между учащимися и учителями по достижению гарантированных результатов в аспекте освоения содержания учебных предметов, метапредметных и личностных образовательных результатов.

Что касается (поведенческого) компонента, то здесь преимущественно формируются:

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

- умение конструктивно разрешать конфликты за счёт работы в группах, в парах, парах сменного состава.

Результатом организации подобных занятий для нас, учителей стало понимание того, что если главным становится формирование деятельностного результата, то и роль учителя существенно меняется. Учитель создаёт условия для достижения индивидуальных целей учеником, организуя сотрудничество. И еще один важный вывод мы сделали: учитель сможет создать модель учебного занятия на основе сотрудничества и провести это занятие с опорой на принцип сотрудничества, если он сам готов сотрудничать с коллегами, участвовать в таком взаимодействии, которое скреплено отношениями взаимного интереса и доверия.

Приложение №1

Памятка для классификации объектов

  1. Выделить признак объекта - это значит определить внешнее (внутреннее) строение объекта, найти отличительные особенности именно этого объекта, места произрастания или обитания и др.

  2. Характерные признаки - это признаки, по которым можно отличить объекты друг от друга внутри одного класса (например, березы от всех остальных деревьев).

Определить существенные признаки, то есть найти общее между объектами. Объект обладает существенными (важными) признаками. Если изменить существенные признаки, то это будет уже другой


Приложение №2

Тема: «Общая характеристика грибов»

Карточка № 1.

  1. Прочитай определение: «Характерные признаки - это те, которыми различаются разные объекты друг от друга внутри одного класса (например, березы от всех остальных деревьев)».

  2. Заполни таблицу № 1. Выпиши признаки подберезовика и мухомора.

Таблица № 1.

Признаки объектов


Подберезовик

Мухомор

Внешнее строение





Места произрастания



Питание





Особенности объекта



  1. Обсуди с напарником признаки. Если признаки не совпадают, обоснуйте каждый свое мнение. Впишите недостающие, зачеркните лишние в таблице.

  2. Подчеркни прямой линией в своей таблице признаки грибов, которые отличаются друг от друга - это будут характерные признаки.

  3. Ответь на вопрос: «Каким способом ты находил характерные признаки грибов?»

  4. Выбери три наиболее характерных признака и запиши в таблицу № 2 в верхнюю строку.

  5. Запиши в колонки по два-три названия грибов, у которых те же характерные признаки. Объясни, почему получившийся у тебя результат является классификацией объектов.

Таблица № 2. «Классификация грибов по характерным признакам»

Характерный признак




Названия грибов








  1. Ответь на вопрос: «Как ты классифицировал грибы по характерным признакам?»

  2. Прочитай определение: «Объект обладает существенными (важными) признаками. Если изменить существенные признаки, то это будет уже другой объект».

  3. Рассмотри в таблице одинаковые для всех объектов признаки (которые ты не подчеркнул).

  4. Ответь на вопрос: «Какой признак нужно изменить в грибе, чтобы это был уже не гриб?» Это будет существенный признак объекта.

  5. Подчеркни волнистой линией существенный признак.

  6. Обсуди с напарником выделенные признаки. Если признаки не совпадают, обоснуйте каждый свое мнение.

  7. Заполни таблицу № 3. Распредели на 3 группы объекты: подберезовик, олень, акула, ромашка, опенок, орел, береза. Объясни, почему получившийся у тебя результат является классификацией объектов.

Таблица № 3. «Питание живых организмов»

Питается органическими веществами.

Поглощает пищу путем всасывания.

Поглощает пищу путем заглатывания.












  1. Проверь по карточке № 2 (для самопроверки).

  2. Ответь на вопрос, как составлять классификацию по существенным признакам «Питание живых организмов».

Приложение №3

Тема: «Классификация кислот»

Карточка № 1.

1. Прочитай текст параграфа 20 (учебник О.С. Габриеляна, 8 класс).

2. Заполни таблицу № 1. Выпиши признаки соляной, щавелевой и фосфорной кислот.

Таблица № 1.

Признаки объектов


Соляная кислота (HCl)

Щавелевая кислота

(НООС-СООН)

Фосфорная кислота (H3PO4)

Химический состав






Число атомов водорода, которые могут замещаться атомами металлов (основность)




Наличие кислорода в кислотном остатке






Особенности кислот




3. Обсуди с напарником признаки. Если признаки не совпадают, обоснуйте каждый свое мнение. Впишите недостающие кислоты, зачеркните лишние в таблице.

4. Подчеркни прямой линией в своей таблице признаки кислот, которые отличаются друг от друга - это будут характерные признаки.

5. Ответь на вопрос: «Каким способом ты находил характерные признаки кислот?»

6. Выбери три наиболее характерных признака и запиши в таблицу № 2 в верхнюю строку.

7. Запиши в колонки по два-три названия кислот, у которых те же характерные признаки. Объясни, почему получившийся у тебя результат является классификацией кислот.

Таблица № 2. «Классификация кислот по характерным признакам»

Характерный признак




Названия кислот








8. Ответь на вопрос: «Как ты классифицировал кислоты по характерным признакам?»

9. Прочитай определение: «Объект обладает существенными (важными) признаками. Если изменить существенные признаки, то это будет уже другой объект».

10. Рассмотри в таблице одинаковые для всех кислот признаки (которые ты не подчеркнул).

11. Ответь на вопрос: «Какой признак нужно изменить в кислоте, чтобы это была уже не кислота?» Это будет существенный признак кислоты.

12. Подчеркни волнистой линией существенный признак.

13. Обсуди с напарником выделенные признаки. Если признаки не совпадают, обоснуйте каждый свое мнение.

14. Заполни таблицу № 3. Распредели на 3 группы вещества: Na2O, HCN, KOH, CaCl2, LiOH, Fe(OH)2, AlCl3, CaO, HCl, Н2SO4, MgSO4, NaHSO4, H3AsO4.

15. Объясни, почему получившийся у тебя результат является классификацией веществ.

Таблица № 3. «Классификация неорганических веществ по составу»

Содержит атомы водорода и кислотного остатка.

Содержит атомы металла и кислотного остатка.

Содержит атомы металла и атомы гидроксильной группы.




16. Проверь по карточке № 2 (для самопроверки).

17. Ответь на вопрос, как составлять классификацию по существенным признакам «Классификация неорганических веществ по составу».



Приложение №4

Карточка № 2 (для самопроверки).

Таблица № 3. «Питание живых организмов»

Питается органическими веществами.

Поглощает пищу путем всасывания.

Поглощает пищу путем заглатывания.

Подберезовик;

олень;

акула;

опенок;

орел;

береза.

Подберезовик;

ромашка;

опенок;

береза.

Олень;

акула;

орел.





Приложение№5

Карточка № 2 (для самопроверки).

Таблица № 3. «Классификация неорганических веществ по составу»

Содержит атомы водорода и кислотного остатка.

Содержит атомы металла и кислотного остатка.

Содержит атомы металла и атомы гидроксильной группы.

HCl

Н2SO4

HCN

H3AsO4

CaCl2

AlCl3

MgSO4

NaHSO4

KOH

LiOH

Fe(OH)2

1 Дьяченко В.К.Дидактика. Т.1. М.: Народное образование, 2006. С. 194 - 196

2 Минова М.В. Организация понимания школьников на учебных занятиях. Germany, Saarbrucher: LAP LAMBERT, 2011. С. 126 - 133

© 2010-2022