- Преподавателю
- Химия
- ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА Реакции обмена между растворами электролитов. Ионные уравнения реакций
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА Реакции обмена между растворами электролитов. Ионные уравнения реакций
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Суслова Г.Н. |
Дата | 24.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Суслова Галина Николаевна
учитель химии
Тенистовская общеобразовательная школа
Бахчисарайского района
Республика Крым
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА
Реакции обмена между растворами электролитов. Ионные уравнения реакций
(Тема урока)
Аннотация к уроку: Урок в 9 классе по теме: «Реакции обмена между растворами электролитов.Ионные уравнения реакций» соответствует программе, учебник Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Это комбинированный урок. На уроке используются различные приёмы и методы: Метод опережающего обучения, актуализации опорных знаний, работа в группах, лабораторные опыты, индивидуальная и самостоятельная работа.
1. ФИО Суслова Галина Николаевна
2. Место работы Тенистовская СОШ.
3. Должность Учитель химии
4. Предмет Химия
5. Класс 9
6. Тема урока Реакции обмена между растворами электролитов. Ионные уравнения реакций.
7. Базовый учебник Химия 9: учебник для 9 класса образоват.организац. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г.Фельдман - М. :Просвещение, 2014. - 208 с.
Цели урока.:
Образовательные:
- раскрыть сущность протекания химических реакций в растворах электролитов.
- сформировать умение предсказывать обратимость химических реакций. --сформировать умение составлять полные и сокращённые ионные уравнения. -расширить и углубить представления учащихся о растворах и химических реакциях в растворах.
Воспитательные:
-воспитывать умение работать в группах, отстаивать и доказывать своё мнение
- воспитывать аккуратность, настойчивость, внимательность,
- воспитывать интерес к химии
- воспитывать тягу к знаниям, умение получать их самостоятельно.
Раз-вивающие:
- развивать мышление,
- развивать память,
- развивать умение применять знания на практике
Оборудование. Набор реактивов и пробирки на каждом столе.
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Актуализация опорных знаний в виде соревнования между двумя командами.
Команда 1 - Катионы. 2 - Анионы.
Команды защищают название своей команды.
Вопросы «Заморочки из бочки».
-
Электролит - это?
-
Электролитической диссоциацией называется ?
-
При диссоциации солей образуются ионы?
-
Почему в водных растворах происходит процесс диссоциации?
-
Неэлектролиты это?
-
Почему происходит диссоциация в расплавах?
-
Какие одинаковые ионы образуются в растворах кислот?
-
Вид связей в молекулах электролитов?
-
Какие одинаковые ионы образуются в растворах щелочей?
-
Оболочка иона из диполей воды называется?...
-
Чем сильный электролит отличается от слабого?
-
Катион - это?
-
Степень диссоциации 0,93? Какой это электролит?.
-
Реакции ионного обмена идут до конца, когда?...
-
Щёлочь - это электролит?....
-
Степень диссоциации 0,002. Какой это электролит?
-
Кислота - это электролит?...
-
Анион - это?...
-
Написать уравнение диссоциации ортофосфорной кислоты.
-
Написать уравнение реакции диссоциации сульфата алюминия.
Капитанам команд даётся задание.
В трёх пробирках для каждого капитана налиты растворы:
1. хлорид калия -бесцветный раствор, хромат калия - жёлтый раствор, бихромат аммония - ярко-оранжевый раствор.
2. Хлорид меди - зелёный раствор, сульфат меди - синий раствор, хлорид натрия - бесцветный раствор.
Написать уравнения диссоциации указанных солей (по три) и, посоветовавшись с командой, дать ответ на вопрос: Какие ионы окрашены, а какие не имеют окраски.
РАБОТА В ГРУППАХ.
Каждой группе выдаётся карточка по проведению лабораторного опыта. Группы из 4 человек. 1 ученик у доски проводит опыт. 2 ученик пишет уравнения реакций в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде. 3 ученик комментирует происходящее. 4 ученик делает вывод.
Строго по инструкции провести лабораторные опыты.
Инструктаж по технике безопасности проводит лаборант.
Лабораторный опыт 1 группе: Реакция обмена между электролитами, протекающая с образованием осадка.
Слить раствор сульфата натрия с раствором хлорида бария.
Лабораторный опыт 2 группе: Реакция обмена между электролитами, протекающая с выделением газа.
К карбонату кальция прилить соляную кислоту.
Лабораторный опыт 3 группе: Реакция обмена между электролитами, протекающая с формированием слабого электролита.
К раствору гидроксида натрия прилить раствор фенолфталеина, в эту же пробирку до обесцвечивания добавить соляную кислоту.
ПРИЁМ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ.
Две последние группы по 6 человек
Лабораторный опыт 4. В три пробирки с растворами: а) соляной кислоты,
б) хлорида натрия, в) хлорида магния прилить пипеткой по несколько капель раствора нитрата серебра.
Лабораторный опыт 5. В три пробирки с растворами а) сульфата натрия, б) сульфата калия, в) серной кислоты прилить раствор хлорида серебра.
Обсуждение двух последних опытов и на основе обсуждения делаем вывод: ВЫВОД:Качественная реакция на хлорид - ион «Образование белого творожистого осадка от добавления нитрата серебра».ВЫВОД: Качественная реакция на сульфат - ион «Образование белого кристаллического осадка от добавления хлорида бария»
Учитель проводит опыты, сливая вещества, которые не образуют ни осадка, ни газа, ни воды.
Коллективное обсуждение. Дети делают вывод о необратимости реакций ионного обмена.
Вывод: Реакции ионного обмена идут до конца, если:
а) образуется осадок
б) выделяется газ
в) образуется малодиссоциирующее вещество (вода)
Дети, желающие улучшить оценку, получают карточку, которую могут взять домой.
Обобщение и закрепление.
Подведение итогов. Домашнее задание
Использованная литература:
1. Учебник для 9 класса Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман.-М.: Просвещение, 2014. -208 с.