Презентация к уроку «Растворение. Растворимость веществ в воде». (8 класс)

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПРОФЕСССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ

«МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК» В 2012-2013 УЧЕБНОМ ГОДУ.

тема: « Растворение. Растворимость веществ в воде».

учителя химии МБОУ СОШ №44

ст. Северская, Северского района

Краснодарского края

Мяоц Светланы Владимировны

Цели урока

  • Образовательные: Познакомиться с растворением как физико-химическим процессом и с растворами как физико - химическими системами. Рассмотреть факторы, влияющие на растворимость веществ. Дать классификацию растворов по признаку. Сформировать понятия: гидраты, кристаллогидраты. Научить пользоваться таблицей растворимости солей, кислот и оснований, а также таблицей растворимости веществ в зависимости от температуры.

  • Воспитательные: воспитание гордости за отечественную химическую науку, связанную с именами Д.И.Менделеева, И.А. Каблукова, В.А. Кистяковского.

  • Развивающие: Сформировать навыки решения расчетных задач с применением растворимости и массовой доли растворенного веществ. Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, читать схемы, графики. Развивать познавательный интерес учащихся к предмету.

Тип урока: Урок сообщения и усвоения новых знаний и умений.

Вид урока: Традиционный урок с использованием ИКТ.

Возраст учащихся - 8 класс.


Программное обеспечение:

  • Программа по химии для 8-11 класс общеобразовательных учреждений под редакцией И.И. Новошинская, Н.С. Новошинская - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС»,2008. - 88с..

  • И.И. Новошинская, Н.С. Новошинская Химия 8 класс- М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС»,2008.

  • Сборник самостоятельных работ И.И. Новошинская, Н.С. Новошинская - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС»,2008. - 88с..

  • Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия 8 класс. М. Дрофа , 2003 г.

  • Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор)

  • MS Office (PowerPoint)

Дидактический материал:

Презентация «Растворение. Растворимость веществ в воде.

Межпредметные связи: физика (физические величины: масса, объем, плотность и др; единицы их измерения, вывод формул, перевод единиц), биология (роль воды в природе), математика (функция, абсцисса точки и ось ординат, графический способ задания функции, свойство прямой пропорциональности).


План урока.

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний, умений.

  3. Изложение нового материала и первоначальная проверка понимания.

  • Теория растворов.

  • Растворимость: качественная и количественная сторона.

  • Факторы, влияющие на растворимость.

  • Классификация растворов по признаку.

  1. Закрепление знаний.

  2. Подведение итогов.

  3. Инструктаж о выполнении домашнего задания.

  4. Рефлексия.





ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПРОФЕСССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ

«МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК» В 2012-2013 УЧЕБНОМ ГОДУ.

тема:« Растворение. Растворимость веществ в воде».

учителя химии МБОУ СОШ №44

ст. Северская, Северского района

Краснодарского края

Мяоц Светланы Владимировны


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемый результат

1

Организационный момент

Организация внимания всех учащихся

Слайд №1

Включение класса в деловой ритм

Быстрое включение в работу и деловой ритм

2

Актуализация знаний, умений и навыков учащихся

Актуализация знаний, умений и навыков учащихся

Карточка 1.

Выпишите отдельно формулы оксидов, кислот, оснований и солей:

KCl, MnO2, H2SO4, KOH, CO2, NaNO3, H2CO3, Al(OH)3.

Назовите соединения

Карточка 2. Составьте формулы химических соединений:

Оксид натрия, Соляная кислота, Фосфат кальция, Гидроксид бария

Карточка 3. Назовите способы разделения неоднородных смесей

Карточка 4. Назовите способы разделения однородных смесей

Карточка5.Определите смеси и чистые вещества:

  1. Водопроводная вода

  2. Углекислый газ

  3. Медь

  4. Морская вода

  5. Молоко

  6. Кислород

Карточка 6.Смесью является:

A. Дистиллированная вода

B. Воздух

C. Почва

D. Алюминий

E. Азот

Карточка 7. Из предложенных веществ назовите чистые:

  1. Воздух

  2. Вода в реке

  3. Вода в облаке

  4. Сахар

  5. Бензин

  6. Поваренная соль

Введение в тему.

Слайд № 2-9

1. Участвуют

в беседе по вопросам, высказывают свои мнения.

2.Запись темы.

3. Постановка цели урока

Создание ситуации, побуждающей познавательный интерес у учащихся

3

Изложение нового материала.

Изучение свойств растворов занимает очень важное место в современной науке. Так что же такое раствор? В чем сущность процесса растворения? Чтобы это понять необходимо познакомиться с теориями растворов.

По ходу объяснения, вам необходимо будет делать записи в рабочих тетрадях.

1. Теории растворов

  • Физическая (Вант - Гофф, Оствальд, Аррениус)

Растворение - это процесс диффузии, а растворы - это однородные смеси.

  • Химическая (Д.И.Менделеева, И.А. Каблуков, В.А. Кистяковский)

Растворение - это процесс химического взаимодействия растворяемого вещества с водой - процесс гидратации.

Растворы - это соединения гидраты.

  • Современная теория

Растворение - это физико-химический процесс.

Раствор - это однородная система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия - гидратов.

- Почему физическая теория объединилась с химической?

- Что же такое гидраты и каков их состав?

Состав гидратов

А) непостоянный (в растворах)

Б) постоянный ( в кристаллогидратах)

Примеры кристаллогидратов:

CuSO4ּ 5H2O - медный купорос

Na2CO3ּ 10 H2O - сода кристаллическая

Признаки взаимодействия при растворении

  1. тепловые явления (экзотермические -растворение серной кислоты, эндотермические - растворение нитрата аммония)

  2. изменение цвета:

белые кристаллы ← синие кристаллы

CuSO4 (безводного) CuSO4 ∙ 5H2O,

Раствор голубого цвета

Объяснение материала с использованием презентации

Слайд № 11

Слайд № 12

Слайд № 6


Слайд №7

Слайд № 8



Слайд №13


Восприятие и усвоение новых знаний умений.

Ответы на поставленные вопросы по ходу объяснения учителем.

Работа в рабочих тетрадях.


Слушание.

Записи схем по теме в рабочей тетради


Активные действия учащихся в овладении нового учебного материала (учебно-познавательной деятельности)

Вторым вопросом нашей темы является понятие «растворимость» и факторы, влияющие на растворимость. Попытаемся выяснить это.

2. Растворимость. Качественная и количественная сторона

Растворимость или коэффициент растворимости показывает, какая максимальная масса вещества может раствориться в 100 (или в 1000) г растворителя.

- Сравним качественную и количественную стороны растворимости.

- Рассмотрим факторы, влияющие на растворимость.

3. Факторы, влияющие на растворимость.

  • Температура

Справка Сравнение зависимости растворимости твердых веществ и газов. Если растворимость твердых веществ при повышении температуры увеличивается, то у газов - уменьшается. Именно, поэтому кипячением освобождают воду от растворенных в ней газов. Поэтому кипяченая вода «мертвая», в такой воде рыбы погибают, т.к. в ней отсутствует кислород.

  • Природа растворенного вещества (на 100г Н2О при 200С;

  1. Хорошо растворимые (более 1 г);

  2. Малорастворимые (менее 1г);

  3. Практически нерастворимые (меньше 0,01г)

4. Классификация растворов по признаку

Поэтому существуют следующие типы растворов:

- ненасыщенные (вещество приданной температуре еще растворяется);

- насыщенные (больше не растворяется);

- пересыщенные (содержат в растворе больше вещества, чем насыщенный раствор).

- Так как растворимость характеризуется качественной и количественной характеристиками то нам необходимо научиться решать задачи и прежде всего уяснить чем «растворимость» отличается от «массовой доли» растворенного вещества

Сравнение качественной и количественной характеристик.

Слайд № 14, 15

Беседа по вопросам

Слайд № 14



Объяснение

Слайд № 15


Слайд №16

Объяснение

Слайд № 17


Работа с таблицей на слайде.






Просмотр слайда

Запись в рабочей тетради

Усвоение сущности новых знаний, способа действий на репродуктивном уровне, ликвидация типичных ошибок.





4

Закрепление знаний и способы действий

Лабораторная опыт №6: «Гидратация сульфата меди (II)»

Цель:

Оборудование:

Реактивы:

1. Насыпать в пробирку немного сульфата

немного сульфата меди (II) белого цвета

2. Добавили несколько капель воды

3. Поставьте пробирку дном на ладонь

Наблюдения:

……………………………………………………………………

Вывод:

Почему изменился цвет сульфата меди (II)

Объяснение

Слайд № 17


Самостоятельная работа

Выполнение заданий в рабочих тетрадях.

Взаимопроверка

Определить степень усвоения изученного материала

Самостоятельное выполнение заданий,, требующих применения знаний в знакомой ситуации.

5

Итог урока

Заключение

1.Растворение- это:

А) физический процесс

Б) химический процесс

В) физико-химический процесс

2.При растворении серной кислоты происходят:

А) экзотермические процессы;

Б) эндотермические процессы

3. Какие бывают растворы:

а) насыщенные б) мутные

в) концентрированные г) прозрачные

4. Вклад Д.И.Менделеева в науку о растворах заключается в том, что он:

А) открыл химическую сущность процесса растворения;

Б) выдвинул идею о гидратации ионов в растворе;

5.Кристаллогидратами называют:

А) кристаллические вещества, в состав которых входит химически связанная вода;

Б) Соли, растворимые в воде.

Ответы:

1. В 2. А 3.А,В 4.А 5. А

Индивидуальный опрос какие знания приобрели на уроке

Отвечают учащихся, оценивают свой ответ

Формировать желание изучать тему.

6

Домашнее задание.

Инструктаж о выполнение домашнего задания

Д/з §36,Определения

Полное понимание классом задания.

7

Рефлексия

  1. Чем тебе понравился урок?

  2. Что было сложного для тебя на этом уроке?

  3. Что на уроке усвоено хорошо?

Самоанализ и оценка своей работе на уроке.

Удовлетворенность работой на уроке.




© 2010-2022