• Преподавателю
  • Химия
  • Статья Формирование ключевых компетенций через интерактивные методы обучения химии

Статья Формирование ключевых компетенций через интерактивные методы обучения химии

Формирование ключевых компетенций  через интерактивные методы обучения химии. Завгороднева Наталья Сергеевна,   учитель химии МБОУ " СОШ им. П.Н. Бережнова села Нижняя Покровка Перелюбского муниципального района Саратовской области". (  [email protected]) Ключевые компетенции относятся к общему ( метапредметному) содержанию образования и стоят на первой ступени иерархической лестницы А.В. Хуторского. Одним из ведущих  методов интерактивного обучения,  способствующим формированию ключев...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование ключевых компетенций через интерактивные методы обучения химии.

Завгороднева Наталья Сергеевна, заместитель директора и учитель химии.

( [email protected])

Муниципальное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа села Нижняя Покровка Перелюбского муниципального района Саратовской области».

В 21 веке, по сравнению с предыдущим веком, все более явно прослеживаются прогрессивные черты в системе образования. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем на современном этапе. Концепция модернизации Российского образования предполагает изменения направленности образования, изменение целей и содержания, ориентирует его на « свободное развитие личности ребенка», на приобретение последними опыта человечества выработанного веками. Глобальной задачей образования является обеспечение условий, мотивирующих обучающихся самостоятельно добывать знания, обрабатывать информацию, обмениваться ею, ориентироваться в информационном пространстве, способствовать развитию творческой инициативы, и наиболее полному развитию способностей обучающихся. Таким образом, учеба должна стать более увлекательной, интересной и ориентировать обучающихся на понимание значения получаемых в школе знаний, приобретение личностного и профессионального опыта в ходе творческого исследовательского процесса. Особенное значение, эта задача приобретает для предметов естественнонаучного цикла, потому что именно они развивают навыки и умения обучающихся, необходимые в исследовательской деятельности. Для решения поставленных задач я применяю интерактивные методы обучения на уроках химии. Данные методы обучения, построены на взаимодействии и сотрудничестве обучающихся, учителя и социума. Они являются средой для формирования и развития ключевых компетенций, так как дают возможность: конструировать учебный процесс на основе индивидуального стиля деятельности обучающихся, осваивать новые способы деятельности на интегрированном содержании, приобретать опыт совместной деятельности, при выполнении творческих заданий, большую часть времени работать самостоятельно, планировать, организовывать, контролировать и оценивать свои действия. Ключевые компетенции относятся к общему ( метапредметному) содержанию образования и стоят на первой ступени иерархической лестницы А.В. Хуторского. Одним из ведущих методов интерактивного обучения, способствующим формированию ключевых компетенций обучающихся, является игровой урок-проект, который позволяет ярко реализовывать основные задачи обучения: воспитательную, и развивающую. Примером могут служить разработанные мною различные уроки- проекты: «Проектируем новое моющее средство» на основе знаний о применении аммиака, « Проектируем газированные напитки», на основе знаний о применении углекислого газа и другие. Данные уроки имеют узкую направленность и показывают применение конкретного вещества, для конкретных целей. При проектировании данных уроков соблюдаются все правила разработки проекта. На каждом этапе урока формируются ключевые компетенции.

Урок-проект по теме «Проектируем газированные напитки» Цель: Создать новый напиток. Задача: Показать прикладное значение химии. Обучающиеся разбиваются на группы « Производственные фирмы», перед которыми ставятся задачи:

- разработать проект нового напитка. На данном этапе идет актуализация знаний об областях применения оксида углерода. Обучающиеся - сотрудники фирмы рассматривают один из стандартных напитков и переписывают с этикетки его химический состав. Здесь идет формирование информационной компетентности, которая формирует умение самостоятельно анализировать, отбирать необходимую информацию.

- изготовить экспериментальные образцы нового напитка и провести испытание. Практическая работа « Получение оксида углерода». Обучающиеся разрабатывают образец напитка, используя готовую таблицу рецептов или применяя свой рецепт. Придумывают название напитка, этикетку. Здесь формируется учебно-познавательная компетенция- это знания, умения организации планирования, анализа, самооценки. Ученик овладевает креативными( творческими) навыками продуктивной деятельности. Компетенция личностного самосовершенствования, направленная на освоение способов интеллектуального саморазвития. Комплекс качеств связанных с основами безопасности жизнедеятельности и техники безопасности.

- рассчитать себестоимость разработанного товара. Воспользоваться таблицей оптовых цен продуктов, с учетом амортизации оборудования при их получении, стоимостью перевозки, хранения продукции. Социально-трудовые компетенции- владение опытом общественной деятельности умение анализировать ситуацию на рынке труда действовать с общественной и личной выгодой. Коммуникативная- способы взаимодействия с окружающими, навыки работы в команде. Умение выполнять различные роли.

- провести маркетинговые исследования получить сертификат качества.( Исследование на предмет востребования на рынке, и сбыта готовой продукции, результаты опроса продавцов и покупателей ). Представляют на утверждение сведения о товаре, об экологически опасных веществах, проект торговой этикетки, ориентировочную цену. Получают «Государственный сертификат качества». Коммуникативная компетенция- способы взаимодействия с окружающими, навыки работы в команде. Профессиональная компетенция-способность к ориентации на рынке труда, выбору профессии, определяющей личностное развитие и к эффективной трудовой и профессиональной деятельности. Ученик познает, какие профессии следует освоить, чтобы работать в производственной фирме по изготовлению напитков? (дегустатор, проектировщик, рекламодатель, эколог, химик,)

Последний этап- творческий -рекламная кампания Презентация готовой продукции фирмами. Рассказ о механизме действия разработанного ими товара. Формируется общекультурная компетенция - круг вопросов, в которых ученик хорошо осведомлен. В ходе данной работы ученик овладевает творческими( креативными) навыками продуктивной деятельности, учится разрабатывать, рассчитывать, экспериментировать, работать сообща в команде, едино и нестандартно мыслить, быть конкурентноспособными, предлагать свои идеи. Такие уроки требуют интеграции знаний, развивают когнитивные (познавательные) качества- умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины; креативные( творческие)-фантазию, прогностичность, вдохновленность, наличие своего мнения; оргдеятельные, коммуникативные, мировоозренческие качества, которые заложены в стандартах. Также в моей педагогической практике доминируют «Уроки-исследования», «Уроки путешествия», «По ступеням познания», « Уроки- практикумы», «Уроки-конференции».

Что дают такие уроки ученику:

  • Обучающиеся получают мощный мотив - познавательный интерес, импульс, с помощью которого расширяются его познавательные горизонты.

  • Желание работать, создавать своими руками и интеллектом продукт собственного труда.

  • Желание работать в команде и чувствовать свою значимость.

  • Способствуют инициативности, изобретательности, находчивости, ответственности, практических и познавательных умений.

Что дают такие уроки учителю:

  • Это основной способ увлечь детей предметом, активизировать на творческую деятельность

  • Реализовать педагогическую функцию влияния на развитие индивидуальности, интегрировать обучающий, воспитательный и развивающий аспекты.

  • Показать прикладное значение химии

  • Формировать у обучающихся успешность.

Литература:

А.В.Хуторской. Из доклада « Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов».

Н.В. Ширшина Проектная деятельность учащихся. Волгоград: учитель,2007.

Подборка статей журнала « Химия в школе».



© 2010-2022