Пропидевтический курс химии 7 класс

Раздел Химия
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АДМИМИНСТРАЦИЯ ГОРОДА КОСТРОМЫ

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города КОСТРОМЫ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 36»





Рассмотрено «Согласовано» «Утверждено»

на заседании методического Заместитель директора по УВР Директор МБОУ СОШ № 36

объединения учителей _______________Е.Ю.Одинцова _____________Н.В.Щербакова

естественно - научного цикла « 28 » августа 2012 год « 28 » августа 2012 год

Протокол №_______


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (РАБОЧАЯ) ПРОГРАММА

ПРОПИДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА ПО ХИМИИ




Ступень обучения (класс): основное общее образование (7 класс)

Количество часов: 17 часов (0,5часа в неделю * 35 учебных недель)

Учитель первой квалификационной категории, М.Б.Столяренко

Кострома

2012

Содержание



Пояснительная записка ……………………………………………………………………...3

Место предмета в учебном плане………...……….………………………………………….4

Требования к уровню подготовки обучающихся …………………………………………...4

Учебно-тематический план по предмету ………..……….…………………………………. 5

Содержание программы учебного курса ………………….………………………………....6

Календарно-тематическое планирование учебного предмета……………………………...7

Контроль уровня знаний обучающихся…..………………………………………………….11

Перечень учебно-методического обеспечения, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного предмета …………………..………….12





















Пояснительная записка

Несмотря на то, что химия как наука занимает одно из центральных мест в естествознании, в настоящее время наблюдается сокращение объема часов на изучение данного предмета. Главной проблемой становится перегруженность курса химии основной школы, что не позволяет создать условия для развития познавательного интереса к изучению предмета.

Данный пропедевтический курс химии спосбствует формированию интереса к предмету, а также уменьшению интенсивности прохождения учебного материала в основной школе за счет отработки некоторых базовых понятий (физическое и химическое явление, химические знаки и формулы, простое и сложное вещество, строение атома, ПСХЭ Д.И.Менделеева).

Пропедевтический курс позволяет ввести учеников в круг простейших химических знаний и умений в 7-ом классе. Изучение первоначальных химических понятий на 1 год раньше даёт возможность разгрузить достаточно сложную по содержанию, с большим объёмом учебной информации программу по химии в 8-ом классе. Учащимся предоставляется время для привыкания к химическому языку, химической символике, что способствует более осмысленному использованию ими ключевых понятий и выработке экспериментальных навыков в 8-ом классе. Кроме того, в 8-ом классе высвобождаются часы на более тщательное и глубокое рассмотрение материалов таких разделов как "Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений", "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома". Изучение химии с 7-ого класса помогает на более раннем этапе обучения пробудить у школьников интерес и выявить склонности к науке, а значит, способствует осознанному выбору учащимися химического профиля дальнейшего образования.

Наибольший интерес у учащихся вызывает информация, которую они добывают сами, а не сообщает учитель. Изучение теоретического материала запоминается лучше, если подтверждается опытом. Поэтому одними из ведущих методов обучения в этом возрасте (13 - 14 лет) должны стать моделирование, эксперимент. Различные формы организации учебных занятий, в том числе активные, не только способствуют развитию познавательного интереса семиклассников, но и повышают качество знаний.

Программа пропедевтического курса не предусматривает изучения химических свойств веществ, но дает возможность более подробно описывать физические свойства, наблюдаемые процессы, значение и применение веществ, что приводит к пониманию значимости химических веществ в природе и жизни человека, к значимости науки химии в естествознании.

Цель изучения пропедевтического курса химии: подготовить учащихся к изучению учебного предмета «Химия».

Основные задачи изучения пропедевтического курса химии:

  • разгрузить, насколько это возможно, курс химии основной школы;

  • сформировать устойчивый познавательный интерес к химии;

  • отработать те предметные знания и умения, на формирование которых не хватает времени при изучении химии в 8-м и 9-м классах;

  • рассказать о ярких, занимательных, эмоционально насыщенных эпизодах становле­ния и развития химии, чего учитель почти не может себе позволить;

  • интегрировать знания по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химия»

Место предмета в учебном плане


Программа пропидевтического курса химии реализуется за счет компонента образовательного учреждения 0,5 ч в неделю (34 недели - 17 часов)

Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса

знать/понимать

химическую символику: знаки некоторых химических элементов,

важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, агрегатное состояние вещества.

уметь

называть: некоторые химические элементы и соединения ;

объяснять: отличия физических явлений от химических;

составлять: рассказы об ученых, об элементах и веществах;

вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения, относительную молекулярную массу по формуле;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· безопасного обращения с веществами и материалами;

· экологически грамотного поведения в окружающей среде;

· оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

· критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

· приготовления растворов заданной концентрации.

Учебно-тематический план по предмету

7 класс (17 часов - 0,5 часа в неделю)

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Из них

Практические работы

Контрольные работы

1.

Раздел 1

Введение. Предмет химии.


1



2.

Раздел 2.

История становления химии, ее роль в жизни человека.


3


3.

Раздел 3.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.


6

1 зачет, 1 сам. работа

4.

Раздел 4.

Строение атома.


7

1 сам. работа


Итого:

17


1 зачет, 2 сам. работы













Содержание программы

учебного курса.


7 класс (17 часов)

Введение. Предмет химии.

В результате изучения темы учащийся должен

знать/понимать: основные понятия химии: химия, химический элемент, химический знак, химическая формула;

История становления химии, ее роль в жизни человека.

В результате изучения темы учащийся должен

знать/понимать: основные понятия химии: Волшебный мир химии. Алхимия. Вклад в развитие химии российских ученых М. В Ломоносова, Д.И. Менделеева, М. А. Бутлерова. Роль химии в жизни человека.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

знать/понимать: биографию Д.И. Менделеева, историю открытия, современные пути развития Периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева.

уметь:

- называть формулировки периодического закона (Д.И.Менделеева и современную)

- характеризовать химический элемент по его положению в таблице химических элементов Д.И. Менделеева

- объяснять свойства на основе положения элемента в таблице химических элементов Д.И. Менделеева

Демонстрации Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Строение атома.

В результате изучения темы учащийся должен

знать/понимать: основные сведения о строении атомов, состав атомных ядер, понятия относительная атомная масса химического элемента, относительная молекулярная масса вещества, ядерных реакций, понятие изотопы.

уметь:

- определять число протонов, нейтронов и электронов некоторх химических элементов;

- определять по периодической системе химических элементов относительне атомные массы химических элементов и относительные молекулярные массы веществ.

Календарно-тематическое планирование пропидевтического курса

«Химия»

7 класс (17 часов)


№ Ур.

РК

КОУ

Тема урока

Тип

урока

Основные понятия урока

Фор-

мы контроля

Д.З.

Виды деятельности

Д.О.

Наглядность

Дата проведения

Пл

ан

факт

1

Раздел 1Введение. Предмет химии.

Вводный инструктаж по Т.Б. Предмет химии среди естественных наук.

Т.Б. вводное занятие

Естественные науки

Предмет химии

Т.Б. ин.№

П.1

Беседа



2

Раздел 2.История становления химии, ее роль в жизни человека.

Алхимия, алхимики. Превращение веществ. Роль химии.

Изуч. нов. Матер

Алхимия, алхимики, явления,

Значение химии

Фр. опрос

П.2 лекция


Раб. с учебн.

презентация

3

История появления и становления химии. Отечественные ученые - химики химии.

Изуч. нов. Матер

Алхимия

Фр.опр. П.3 лекция

Презент.

Доклады

Табл.

Карт.

4

Знаки химических элементов. История их открытия.

Изуч. нов. Матер.

Знакомство с химическим языком.

Знаки

Хим.элементов

П.4 лекция

Зап. Карточки

Систем

Карт



5

Раздел 3.Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева - история открытия, биография Д.И. Менделеева.


Изуч. нов. Матер.


Период. сист.

хим. элем.- история открытия, биография Д.И. Менделеева


П.4

Периодическая система


Табл.

Раб. с сист.


Периодическая система,

презентация

6

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева - путь с момента открытия до наших дней.

Изуч. нов. матер.

Исторический путь и становление ПСХЭ

П.4

Периодическая система

Письм.

работа

Периодическая система

7

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева - перспективы развития.

Изуч. нов. матер.

Перспективы развития ПСХЭ, новые направления развития.

П.4

Периодическая система

Раб. в тетр.

Периодическая система

Сообщения учащихся

8

Характеристика некоторых химических элементов по положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.

Закрепление знаний

Умение ориентироваться в ПСХЭ, положение в системе.

П.4

Периодическая система

Раб. в тетр.

Периодическая

система

9

Обобщение по теме «ПСХЭ» Самостоятельная работа по теме «ПСХЭ»

Урок пров. Знан.

С.р.

Письменная индивидуальнаяработа

Периодическая

система


10

Раздел 4.Строение атома.

Строение атома - история открытия, разнообразие моделей


Изуч. нов. матер.

Модели строения атома

Протоны

Электроны

Нейтроны


П.6, лекция


Лекция

с элементами

беседы


Табл.

Модели

11

Химические формулы. Правила написания и составления.

Комби-

ниров.

Знакомство с химическим языком формул

П.5Фр. опр.

лекция

презентация

12

Относительная атомная и относительная молекулярная массы.

Изуч. нов. матер.

Написание, определение относительной атомной массы, правила расчета относительной молекулярной массы некоторых несложных формул.

П. 6, задание в тетради

Индивидуальная работа в тетради

Пер. система хим. элементов

13

Закрепление по теме «Относительная атомная и относительная молекулярная массы». Самостоятельная работа

Урок закрепления и проверки знаний

Индивидуальная самостоятельная работа в тетради

Пер. система хим. элементов

14

Ядерные реакции. История открытия и наши дни.

Урок

Закр.

Ядерные реакции

П.7, лекция

Беседа

Раб

В тетр.

Презентация, сообщение

15

Изотопы - миф или реальность.

Изуч. нов. матер.

изотопы

П.8,лекция

Беседа

Раб

В тетр.

сообщения

16

Обобщение по теме: «Строение атома» -зачет.

Урок обобщения и пров. знан.

Пров. тетр.

зачет

Письм. Раб.

Пер. система хим. элементов

17

Обобщение, повторение пройденного.

Урок повторения пройденного


Пер. сист Табл.

модели





Контроль уровня знаний обучающихся


Оценка устного ответа.

Отметка «5» :

- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

- ответ самостоятельный.

Ответ «4» ;

- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требо ванию учителя.

Отметка «З» :

- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2» :

- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые уча щийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.

Оценка письменных контрольных работ.

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существен ная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»:

- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

- работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необ ходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Оценка тестовых работ.

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10-15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20-30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов

• нет ошибок - оценка «5»;

• одна ошибка - оценка «4»;

• две ошибки - оценка «З»;

• три ошибки - оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

• 25-З0 правильных ответов - оценка «5»;

• 19-24 правильных ответов - оценка «4»;

• 13-18 правильных ответов - оценка «З»;

• меньше 12 правильных ответов - оценка «2».

Оценка реферата.

Реферат оценивается по следующим критериям:

• соблюдение требований к его оформлению;

• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.

Перечень учебно-методического обеспечения,

описание учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного предмета «Химия»


Натуральные объекты.

Коллекции минералов и горных пород, металлов и сплавов, минеральных удобрений, пластмасс, каучуков, волокон и т. д.

Ознакомление учащихся с образцами исходных веществ, полупродуктов и готовых изделий позволяет получить наглядное представление об этих материалах, их внешнем виде, а также о некоторых физических свойствах.

Химические реактивы и материалы.

1)простые вещества

-медь, натрий, кальций, алюминий, магний, железо, цинк, сера;

2)оксиды

-меди(II), кальция, железа(III), магния;

3)кислоты

-соляная, серная, азотная;

4)основания

-гидроксид натрия, гидроксид кальция, гидроксид бария, 25%-ный водный раствор аммиака;

5)соли

-хлориды натрия, меди (II), железа(III); нитраты калия, натрия, серебра; сульфаты меди(II), железа(II), железа(III), алюминия, аммония,калия, бромид натрия;

6)органические соединения

-крахмал,глицирин, уксусная кислота, метиловый оранжевый, фенолфталеин, лакмус.

Химическая лабораторная посуда, аппараты иприборы.

Химическая посуда подразделяется на две группы: для выполнения опытов учащимися и демонстрационных опытов.Приборы,аппараты и установки, используемые на уроках химии, подразделяют на основе протекающих в них физических и химических процессов с участием веществ, находящихся в разных агрегатных состояниях:

1)приборы для работы с газами

-получение, собирание, очистка, сушка, поглощение газов; реакции между потоками газов;

2)аппараты и приборы для опытов с жидкими и твердыми веществами -

перегонка, фильтрование, кристаллизация; проведение реакций между твердым веществом и жидкостью, жидкостью и жидкостью,твердыми веществами.

Модели.

Объектами моделирования в химии являются атомы, молекулы, кристаллы, заводские аппараты, а также происходящие процессы. В преподавании химии используются модели кристаллических решеток алмаза, графита, серы, фосфора, оксида углерода(IV), иода,железа,меди, магния.

Наборы моделей атомов для составления шаростержневых моделей молекул при изучении органической химии.

Учебные пособия на печатной основе.

В процессе обучения химии используются следующие таблицы постоянного экспонирования: «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева»,

«Таблица растворимости кислот, основанийисолей»,«Электрохимический ряд напряжений металлов».

Для организации самостоятельной работы обучающихся на уроках используют разнообразные дидактические материалы: тетради на печатной основе, карточки с заданиями разной степенитрудности для изучения нового материала, самопроверки и контроля знаний учащихся.

Технические средства обучения.

Экранно-звуковые средства обучения: магнитофон, ноутбук, МФУ, колонки.

Литература, используемая учителем:

основная литература

1.Габриелян О.СПрограмма курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.-М.: Дрофа;

2. Габриелян О.С. Химия:8 класс :учебник для общеобразовательных учреждений.-М.: Дрофа.

дополнительная литература

1. Габриелян О.С.Изучаем химию в8 кл./дидактическиематериалы/ О.С.Габриелян, Т.В. Смирнова. -М.: Блик плюс

2. Габриелян О.С., Вискобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 кл.: Методическое пособие.-М.: Дрофа;

Литература, рекомендуемая для учащихся:

основная литература

Габриелян О.С. Химия: 8 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. -М.: Дрофа.- 2014 г.

Дополнительная литература для ученика

  1. Малышкина В. Занимательная химия. Нескучный учебник. - Санкт-Пертебург: Трион, 1998.

  2. Артеменко А.И. Удивительный мир химии. - М.: Дрофа, 2008.

  3. Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С.. Полезная химия: задачи и история. - М.: Дрофа, 2006.

  4. Степин Б.Д., АликбероваЛ.Ю.. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. - М.: Дрофа, 2005.

Электронные пособия:

презентации учащихся

Интернет-ресурсы:

chem-astu.ru/chair/study/genchem/index.html

bril2002.narod.ru/chemistry.html

chemel.ru/

prosv.ru/ebooks/Gara_Uroki-himii_8kl/index.html

chem-inf.narod.ru/inorg/element.html

Документы:

1. Закон «Об образовании»

2. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»

3. Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

4. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»

5. Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

6. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

7. Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного план

1


© 2010-2022