• Преподавателю
  • Химия
  • «Внеурочная деятельность учащихся по химии в контексте требований ФГОС нового поколения»

«Внеурочная деятельность учащихся по химии в контексте требований ФГОС нового поколения»

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ СОШ № 1 с.Ногир Пригородного района РСО-Алания

Учитель химии Бестаева Альбина Алимбековна

Статья «Внеурочная деятельность учащихся по химии в контексте требований ФГОС нового поколения».

Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

Образованный человек в современном обществе - это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания и применять их в любой ситуации. Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.

Речь идет о формировании у обучающихся современных ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, социальной.

Для построения образовательного процесса, опирающегося на потребности, способности и возможности всех его субъектов, нам нужны деятельностные , групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее адекватным поставленным целям, с моей точки зрения, является метод проектов. Метод проектов дает возможность организовать внеурочную деятельность, обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать обучающимся опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления.

Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам внеурочной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности. Метод адаптируется к особенностям практически всех учебных дисциплин.

Химия - одна из самых гуманистически ориентированных естественных наук: ее успехи всегда были направлены на удовлетворение потребностей человечества. Изучение химии в школе способствует формированию мировоззрения учащихся и целостной научной картины мира, пониманию необходимости химического образования для решения повседневных жизненных проблем, воспитанию нравственного поведения в окружающей среде.

Новое содержание образования не может ограничиваться перечнем требований к предметным знаниям, умениям и навыкам, оно должно охватить все основные компоненты социализации:

1. Систему духовно-нравственных ценностей.

2. Систему научных представлений о природе, обществе и человеке.

3. Систему универсальных учебных действий.

В то же время, в условиях резкого сокращения времени, отводимого на изучение химии при сохранении объема ее содержания, снижается интерес учащихся к предмету.

Как организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся воспринимали химию как нужную и востребованную жизнью науку, как часть мировой культуры, необходимую каждому образованному человеку для формирования целостной картины мира?

Учить химии только традиционными методами невозможно, т.е. формировать химическую грамотность, обучать расчетам, максимально включать теоретические знания. Необходимо создавать условия для развития естественной познавательной активности ребенка и его самореализации через накопление индивидуального опыта, через внеурочную деятельность учащихся.

Для реализации в полной мере развивающего потенциала школьного курса химии помогает метод проектов, учитывающий потребность сегодняшнего дня - смену приоритетов с усвоения готовых знаний на активную самостоятельную, познавательную деятельность каждого ученика.

Работа по внедрению метода проектов начинается с простого ознакомления с методом и алгоритмами проектирования. Вначале сам педагог знакомится с технологией организации проектной деятельности. Затем учитель должен научить учащихся работать над проектами.

Учащиеся знакомятся с правилами и основами проектной деятельности, с требованиями, предъявляемыми к проектам. Основные требования таковы:

- в проекте обязательно должна быть решена какая-либо проблема;

- в процессе работы над проектом проводится исследование, используются исследовательские методы;

- исследование, как и весь проект, выполняется самостоятельно учащимися;

- учитель не вмешивается в работу над проектом, он выступает в роли консультанта;

- содержательная часть проекта структурирована;

- результаты выполненного проекта должны иметь практическую значимость;

- результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. оформлены;

- если проект выполняется группой учащихся, то необходимо указать роль каждого на различных этапах;

- по окончании работы над проектом на этапе рефлексии необходимо проанализировать причины неудач и отметить положительные результаты и т.д.

В помощь учащимся, начинающим работу над проектами, собраны в папку все необходимые материалы:

- требования к проектам;

- методические рекомендации по подготовке проекта;

- памятки "Как оформить результаты проекта", "Как подготовить защиту, презентацию проекта", "Как оформить паспорт проекта";

- лист "Оценивание проекта";

- лист "Номинации проектов" и др.

На подготовительном этапе предлагаются примерные темы для проектов по химии (Приложение 1). При составлении списка примерных тем проектов учитываются основные аспекты гуманитаризации школьного курса химии: историко-методологический, искусствоведческий, филологический, экологический, прикладной и региональный.

Историко-методологический аспект.

Возможные направления раскрытия историко-методологического аспекта в проектах:

- история развития вещества как части природы;

- история химического производства;

- история развития и становления химии как науки;

- жизнь и деятельность ученых-химиков.

Такие проекты расширяют кругозор учащихся, устанавливают межпредметные связи, позволяют воссоздать сложную эволюцию научных знаний, показать роль научного предвидения. Учащиеся при выполнении проектов могут "повторить" открытие ученого, проверить некоторые экспериментальные данные, полученные химиками в прошлом. Такой исторический подход к химическому эксперименту позволяет моделировать или реконструировать прошлое, становиться как бы участником процесса открытия.

Искусствоведческий аспект содержания курса химии позволяет раскрыть роль химии в становлении и развитии художественной культуры, в частности, живописи, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Работая над проектами такого содержания, учащиеся знакомятся с приемами обработки природных материалов, с созданием керамики, стекла, сплавов, лаков, красок и других искусственных материалов, из которых делают не только бытовые предметы и орудия труда, но и великолепные вещи, украшающие жизнь людей.

Филологический аспект содержания курса касается межпредметных связей учебного материала по химии с русским языком, литературой. При организации работы над проектами по химии мы советуем учащимся обращаться к различным словарям. Зная происхождение слова, школьник не только верно напишет термин, но и глубже поймет его смысл. Богатейшими возможностями располагает художественная литература для эмоционального и интересного обучения химии.
Проекты могут быть основаны на исследовании отрывков и цитат из различных литературных источников, на нахождении неверных описаний химических явлений, ошибок в названиях веществ, неправильных трактовок свойств веществ. А сколько возможностей предоставляют для исследования химика тексты современной рекламы!

Экологический аспект.

Курс химии дает возможность в проектах экологического содержания:

- раскрыть особую роль химической науки в борьбе с экологическим невежеством, проявляющимся в укоренившемся представлении о "виновности" химии в сложившейся экологической ситуации;

- привлечь школьников к исследовательской работе по изучению состояния природной среды;

- воспитать у учащихся чувство личной ответственности за ее сохранение.

Работая над такими проектами, школьники приобретают практические умения и навыки, позволяющие им не только жить в окружающем мире, не разрушая его, но и посильно участвовать в мероприятиях по защите природы.

Прикладной аспект содержания химического образования школьников позволяет расширить научно-технический кругозор учащихся, способствовать становлению их мировоззрения, формировать грамотное поведение в быту, природе, на производстве.
Проекты прикладного характера можно отнести к одному из направлений:

- энергетика и химические производства;

- использование продуктов химической промышленности;

- химия в быту;

- химия и пища;

- химия и организм человека.

Региональный аспект.

В процессе обучения химии следует использовать местные данные, как наиболее знакомые и наиболее интересные для исследования учащимися. При выполнении проектов мы ориентируем учащихся на то, что нужно опираться на местные условия природной среды, экологическую обстановку, преобладающие технологии, историко-культурные традиции своего региона, своей области, своего района, своей школы.

Нужно отметить, что один и тот же проект может одновременно учитывать различные аспекты.

Результаты применения метода проектов

Анализируя опыт организации проектной деятельности по химии, я постаралась привести в систему накопившиеся факты, которые отчетливо указывают на следующие результаты применения проектного метода:

- работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к химии. Это подтверждается следующими фактами:

- увеличилось количество учащихся, выбирающих химию, как предмет по выбору, выбирающих экзамен по химии для итоговой аттестации;

- прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований привлекают и делают проекты лично значимыми для учащихся (как отмечают ребята, "пригодятся в жизни");

- у ребят появился стимул не только получить хорошую оценку, но и получить хорошие результаты проделанной работы;

- наука химия - трудная для понимания наука для большинства учащихся школы. Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся различных уровней развития, возможностей и индивидуальных особенностей. Это подтверждает анкетирование, проводимое как перед началом проектной деятельности, так и по результатам ее;

- у обучающихся, выполняющих проекты, формируются проектные умения:

1) проблематизация,

2) целеполагание,

3) планирование,

4) поисковые (исследовательские) умения,

5) коммуникативные умения,

6) презентационные умения,

7) рефлексивные умения;

Таким образом, как показывает практика, проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.

Самое главное, участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт школьнику, невозможный при других формах обучения.

Приложение 1

Список примерных тем проектов по химии

  1. Перспективы развития химии.

  2. Из истории химии.

  3. Ткани: прошлое и настоящее.

  4. Что мы знаем о веществе?

  5. Паспорт элемента №….

  6. Сказания об одном веществе.

  7. История спички.

  8. Вода в космосе.

  9. Химия - польза или вред. Результат социологического опроса.

  10. Жизнь - взаимодействие между молекулами.

  11. Химия и виртуальный мир.

  12. Вещества на Земле и в космосе;

  13. История открытия химического элемента №….

  14. Самый первый химический элемент.

  15. От алхимии к настоящей химии.

  1. Памятники истории и архитектуры в промышленных городах.

  2. Химия и искусство.

  3. Металлы в искусстве.

  1. Готовимся к научно-практической конференции «Естествознание ХIХ века».

  2. Химия и литература. Точки соприкосновения.

  3. «Химические» сюжеты в литературных произведениях.

  4. Химия и экология.

  5. Нитраты в продуктах питания.

  6. Загрязнение атмосферного воздуха.

  7. Бытовые отходы.

  8. Городская свалка.

  9. Курение как фактор загрязнения атмосферного воздуха.

  10. Анализ проб воды в различных районах города.

  11. Дезодоранты и озоновый щит планеты.

  12. Экология жилища и здоровья человека.

  13. Химики о секретах красоты.

  14. Химия вокруг нас.

  15. Все о пище с точки зрения химика.

  16. Мир запахов.

  17. Химия и интерьер.

  18. Украшения моей мамы.

  19. Вещества в моем доме.

  20. Чайные истории с точки зрения химии.

  21. Блеск и сила здоровых волос.

  22. Самый лучший стиральный порошок.

  23. Чудесный мир бумаги.

  24. История бумажных денег.

  25. Сотовый телефон.

  26. Комплексные соединения в медицине.

  27. Здоровье, красота и химия.

  28. Соединения серы и селена в косметике.

  29. Химическая завивка и обесцвечивание волос.

  30. Химические материалы для создания искусственных органов.

  31. Химические вещества - строительные материалы.

  1. Фарфоровые и фаянсовые изделия в моем доме.

  2. Современные пятно выводящие средства. Инструкция пользователю.

  3. В нашем доме ремонт.

  4. Как придать одежде обновленный вид.

  5. Мое хобби - вязание. О волокнах.

  6. Мое хобби - шитье. О тканях.

  7. Домашняя аптечка.

  8. Керамика.

  9. Домашняя химчистка.

  10. Большая стирка.

  11. Химия на кухне.

  12. Красители в повседневной жизни.

  13. Самая лучшая зубная паста.

  14. Химики на автозаправочной станции.

  15. Сахар, который мы едим.

  16. Обыкновенное чудо (домашние эксперименты).

  17. Углекислый газ в школьном здании или «Как меняется концентрация углекислого газа во время занятия в классе».

  18. Шумовое загрязнение в районе.

  1. Гармония химических формул.

  2. Кое-что о зеркалах.Мир зеркал.

  3. Химия и наркотические вещества.

  4. Имеет ли вода память?

  5. Памятники и ограды во Владикавказе.

  6. Полиэтилен - знакомый незнакомец.

  7. Гончарный круг в истории человечества.

  8. Стекла - хамелеоны.

  9. Мы строим дачу.

  10. Мое представление о городе будущего.

  11. Фотография и химия.

  12. Бой пожирателям металлов.

  13. Способы очистки питьевой воды.

  14. Чугун: и волшебство, и вдохновенье.

  15. Сталь: от оружия до … ювелирных изделий.

  16. Пищевые добавки: за и против.

  17. Химия и военное дело.

  18. Реклама: достоверность с позиции химии.

  19. Химия и цвет.

  1. Новинки фармакологии.

  2. Собственный взгляд на периодическую систему.

  3. Формулы - цветы у меня в саду.

  4. Химия против терроризма.

Приложение 2

Проект

Химия и военное дело

Аннотация:

  • Данный проект позволяет развивать творческое мышление школьников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщения, высказывать собственные суждения, критически относиться к чужому мнению.

  • В проекте одна из групп рассматривает характеристику химических органических и неорганических смертоносных отравляющих веществ, используемых в военных целях. Их свойства, степень действия на организм человека, признаки поражения, способы применения. Подходы к уничтожению химического оружия.

  • Другая группа рассматривает использование органических и неорганических соединений в создании военной техники, в различных военных технологиях.

Этапы и сроки проведения проекта

Подготовительный этап:

  • формирование групп;

  • распределение обязанностей внутри группы, выбор лидеров групп;

  • разработка плана действия каждого участника проекта;

  • формулировка проблемы исследования;

  • выбор творческого названия проекта;

  • обсуждение творческого названия проекта;

  • обсуждение источников информации;

  • обсуждение предстоящих исследований.

  • обсуждение индивидуальных планов работы учащихся;

Основной этап:

  • обмен информацией, работа в группе;

  • распределение собранного материала;

  • разработка общего плана и планов индивидуальных докладов;

  • общие выводы по направлениям.

Заключительный этап:

  • подготовка материалов, оборудования к показу работ;

  • оценивание работы учащихся и подведение итогов;

  • рефлексия деятельности учащихся.



Список литературы

Гребенникова, О.А. Проектная деятельность как средство развития познавательных интересов старшеклассников: Дис. …канд. пед. наук. [Текст]/ О.А. Гребенникова. - Великий Новгород, 2005. - 181 с.

Зайцев О.С. Методика обучения химии - М.,1999г. С - 46

Ключникова О.В. Современные технологии в процессе преподавания химии - М., 2007г. С. 65 - 112

Энциклопедия современного учителя. - М., «Издательство Астрель», «Олимп», «Фирма «Издательство АСТ», 2000. - 336с.: ил.

Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. 1998. №3. - С. 11-17.

Иванова, Л. Проектирование в обучении: дидактические принципы [Текст] / Л. Иванова // Учитель. - 2004. - №6. - С. 11-15

Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании [Текст]/ О.Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - №5. - С. 3-12.

Лернер, И.Я. Дидактическая система методов обучения [Текст] / И.Я. Лернер. - М.: Знание, 1976. - 64 с

standart.edu.ru/map.aspx

kdsch6.svao.mskobr.ru/obrazovanie/fgos/





© 2010-2022