Конспект урока по теме «Типы химических реакций»

 Цели урока:  закрепить понятие «химическая реакция», повторить признаки и условия протекания различных химических реакций; обобщить знания о классификации химических реакций по составу и количеству исходных веществ и продуктов реакции; продолжить формирование умения записывать уравнения химических реакций и определять их тип по составу и количеству исходных веществ и продуктов реакции.   Урок рассчитан на учеников 8 класса. Проводится с выполнением демонстрационных опытов, характеризующих химич...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по теме «Типы химических реакций»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний по теме.

Форма урока: комбинированный урок с использованием ИКТ.

Оборудование: учебник О.С. Габриеляна- 8 класс, малый химический тренажёр, интерактивная доска, мультимедиапроектор, презентация, реактивы и химическая посуда (растворы сульфата меди (II), гидроксида натрия, соляная (хлороводородная) кислота, цинк, бихромат аммония, 3 пробирки, штатив, спички, спиртовка, защитные очки, лучинка.)

Цели урока:

  • Закрепить понятие «химическая реакция», повторить признаки и условия протекания различных химических реакций.

  • Обобщить знания о классификации химических реакций по составу и количеству исходных веществ и продуктов реакции.

  • Продолжить формирование умения записывать уравнения химических реакций и определять их тип по составу и количеству исходных веществ и продуктов реакции.

Задачи

  1. · Обучающие: - систематизировать знания учащихся о классификации веществ, типах химических реакций, продолжить формирование умений наблюдать, записывать уравнения и предвидеть продукты химических реакций, продолжить формирование умения при написании реакций обмена.

  2. · Развивающие:- совершенствовать умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов; совершенствовать умения учащихся сравнивать и обобщать; развивать память, устойчивое внимание, самостоятельное мышление, умение слушать и слышать другого человека; развивать аналитическое мышление.

  3. · Воспитательные:- продолжить формирование диалектико-материалистического мышления учащихся, умение наблюдать, формулировать выводы и обобщать информацию.

Ход урока

I. Все, что нас окружает, состоит из веществ. Кажется, что они живут своей жизнью, таинственной и непостижимой. Взаимодействуя, они изменяют свои свойства и состав. Без химических реакций невозможна жизнь и все многообразие веществ. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо.

Сегодня на уроке мы должны систематизировать все полученные вами знания о химических реакциях, для того, чтобы в дальнейшем вы могли правильно описывать химические свойства веществ, а также предсказывать возможности их получения. Хорошо овладев этой темой, вы сможете решать всевозможные химические задачи. Слайд 1,2

Слайд 3:

Вспомните, какие явления мы называем химическими реакциями?

Учащиеся: Химические реакции - это явления, сопровождающиеся образованием новых веществ?

По каким признакам можно определить, что у вещества изменились свойства?

Учащиеся: Появление запаха, выделение газа, выпадение или растворение осадка, изменение цвета, выделение или поглощение тепла и света.

Слайд 4:

Проверим?

Слайд 5:

Реакции протекают повсюду: они происходят в окружающем нас воздухе, листьях растений, в организме человека. Например, в печени человека происходит 20 миллионов различных реакций.

Слайд 6:

Как с помощью химического языка описать происходящие явления?

Учащиеся: С помощью химического уравнения.

Химическое уравнение - это условная запись химической реакции с помощью химических формул и математических знаков.

Слайд 7:

Повторим правила составления химического уравнения.

Учащиеся: Уравнения химических реакций составляют на основании Закона сохранения массы веществ. Число атомов химических элементов до реакции и после неё, остаётся неизменным, а значит, их общая масса тоже не изменяется.

Огромное множество реакций необходимо классифицировать. Зачем?

Учащиеся: Это необходимо сделать, чтобы не запутаться во всём многообразии химических реакций.

Мы классифицировали реакции на 4 группы.

Слайд 8:

Какие типы реакций вы знаете?

Учащиеся: Соединения, разложения, обмена, замещения.

Слайд 9:

Итак, По изменению числа исходных веществ и конечных продуктов реакции делят на

  • Реакции соединения.

  • Реакции разложения.

  • Реакции замещения.

  • Реакции обмена.

Слайд 10:

Рассмотрим примеры реакций соединения.

Какие вещества взаимодействуют между собой?

Какие вещества образуются?

Что общего в этих реакциях?

Какие реакции относятся к данному типу?

Учащиеся:…

Слайд 11

Вывод: Реакции между двумя или несколькими простыми или сложными веществами, в результате которых образуется только одно сложное вещество, называют реакциями соединения.

Слайд 12:

Рассмотрим примеры реакций разложения.

Что общего в этих реакциях?

Какие реакции относятся к данному типу?

Учащиеся:…

Слайд 13

Вывод: Реакции, в результате которых из одного сложного вещества получается несколько простых или сложных веществ, называют реакциями разложения.

Слайд 14:

Рассмотрим примеры реакций замещения.

Назовите исходные вещества и продукты реакций, определите их состав.

Выделите общие признаки этих реакций.

Какие реакции относятся к данному типу?

Учащиеся:…

Слайд 15

Вывод: Реакции замещения -это реакции, в результате которых атомы простого вещества замещают атомы какого-нибудь элемента в сложном веществе

Слайд 16:

Рассмотрим примеры реакций обмена. Какие реакции относятся к данному типу?

Учащиеся:…

Слайд 17

Вывод: Реакции обмена - это реакции, при которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями.

II. Работа с дидактическими материалами (см. приложение).

Учащиеся выполняют задания по вариантам.

Найдите такие реакции в своём варианте карты, объясните свой выбор:

1 вариант реакции соединения

2 вариант реакции разложения

3 вариант реакции замещения

4 вариант реакции обмена.

Проверяем выполнение задания.

Слайд 18,19.

А теперь отдохнём.

Выполним гимнастику для глаз.

Внимательно следим глазами за движениями шайбы по экрану.

Слайд 20

А теперь закрепление.

Расставьте коэффициенты в следующих уравнениях реакций. Определите типы реакций, объясните свой выбор.

Конспект урока по теме «Типы химических реакций»


Слайд 21

Усложним задание.

Напишите уравнения реакций по названиям исходных веществ и продуктов реакций. Определите типы реакций.

а) Оксид натрия + оксид азота (V) → нитрат натрия

б) Железо + соляная кислота → хлорид железа (II) + водород

в) Хлорид калия + нитрат серебра → нитрат калия + хлорид серебра

г) Железо + сера → сульфид железа (II)

д) Сульфат магния + гидроксид натрия → гидроксид магния + сульфат натрия

Итак, сегодня мы вспомнили всё, что знаем о химических реакциях. Использовали наши знания при выполнении заданий. Это поможет нам при изучении следующей темы. А теперь запишите домашнее задание:

Слайд 23

  • Упражнение №3, стр. 145

Вам необходимо расставить коэффициенты в химических реакциях и определить их тип, то есть ещё раз повторить то, что мы делали на уроке.

Для любителей решать задачи. Дополнительное задание:

  • Упражнение №7, стр. 128

Вспомните, как решается задача с использованием понятия «массовая доля»

Слайд 24. Урок окончен, спасибо за внимание.





Приложения

карточка - тренажер

Уравнения химических реакций

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

1

t

2MgO+O2=2MgO

Fe+ CuCl2= Cu+ FeCl2

t

2Cu+ O2 = 2CuO

2Na + 2H2O = 2NaOH + H2

2

2K + 2H2O = 2KOH + H2

t

4P + 5O2 = 2 P2O5

Fe2O3 + 6HCl = 2FeCl3 + + 3H2O

Zn + Pb(NO3)2 =Pb + Zn(NO3)2

3

Fe + H2sO4 = FeSO4 +H2

Mg +2HCl= MgCl2 + H2

Ba + H2O = Ba(OH)2 +H2

Zn+ H2SO4 = ZnSO4 + H2

4

Zn+ Cu(NO3)2= Zn(NO3)2 + Cu

Al2O3+ 6HCl =2AlCl3+ 3H2O

H2O + SO2 ↔ H2SO3

2H2 + O2 = 2H2O

5

CaO +H2O = Ca(OH)2

P2O5+ 3H2O = 2H3PO4

CuCl2 +2KOH =2Cu(OH)2 ↓+ 2KCl

t

Cu(OH)2 = CuO+ H2O

6

3CaO + 2H3PO4=

Ca3(PO4)2 +3H2O

Ba(OH)2 +2HNO3=

Ba(NO3)2 +2H2O

2HNO3+ Ca(OH)2=

Ca(NO3)2 +2H2O

CaCO3+ 2HCl=CaCl2 + H2СO3

⁄\

H2O CO2

7

2NaOH + H2SO4=

Na2SO4+ 2H2O

Ca +2H2O =Ca(OH)2 + H2

AgNO3 + NaBr = NaNO3 + AgBr↓

HBr + NaOH= NaBr + H2O

8

BaCl2+Na2SO4=BaSO4↓+2NaCl

AgNO3+ KCl = KNO3+ AgCl↓

Cu +Hg(NO3)2= Cu(NO3)2 + Hg

AgNO3+ KI = KNO3 + AgI↓

9

CO2 +H2O ↔ H2CO3

t

2Fe(OH)3= Fe2O3 +3H2O

Mg + 2HCl = MgCl2 + H2

Na2O + H2O = 2NaOH


© 2010-2022