Веселые задачи на уроках химии

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Веселые задачи на уроках химии
















Исхакова Р.У. учитель химии

МОБУ СОШ с. Октябрьское

[email protected]









Веселые задачи на уроках химииВеселые задачи на уроках химии












Комплект нетрадиционных химических задач с литературным содержанием





«Веселые задачи на уроках химииВинни-Пух и все-все-все».

А. Милн.

Заметил однажды Винни-Пух на большом старом дубе пчелиное гнездо. Уж так ему захотелось сладкого медку покушать, да не добраться до него, уж слишком высоко пчёлы устроились. Даже Пятачок со своим голубым воздушным шариком не смог ему помочь. И решили они сходить за советом к умному братцу Кролику. Кролик, конечно же, нашёл выход из положения. Он сконструировал небольшой дирижабль объёмом 50 литров. Но для того, чтобы взлететь на нём, требовался газ, который легче воздуха, например, водород.

Задание.

Рассчитайте, какую массу цинка и соляной кислоты нужно взять Винни-Пуху, чтобы заполнить дирижабль объёмом 50 литров и добраться до мёда?


«Волшебная лампа Алладина». Арабская сказка

ВВеселые задачи на уроках химииспомните эту сказку, а именно то место, где злой колдун - магрибинец, прикинувшийся дядей Алладина, привёл его к старой сокровищнице и сказал: «Сейчас я начну читать над огнём заклинания, и земля перед тобой расступится. Ты увидишь лестницу, спустись по ней в подземелье, открой дверь и иди вперёд. Ты встретишь страшных зверей и чудовищ, но не бойся. Как только ты дотронешься до них, чудовища упадут мёртвыми. Так ты пройдёшь 4 комнаты, а за ними будет сад. В конце сада будет дверь, идущая в большую комнату полную золота. Возьми оттуда всё, что хочешь, а мне принеси только старую медную лампу, которая висит на стене в правом углу. Но магрибинец ничего не сказал Алладину о весе этой лампы. Сможет ли мальчик поднять её на поверхность?

Задание.

Рассчитайте массу медной лампы, зная, что если бы колдун захотел её уничтожить, растворив в концентрированной серной кислоте, то получилось бы облако какого-то газа объёмом 140 литров.




«Веселые задачи на уроках химииСобака Баскервилей».

А. Конан Дойл.

«…Да! Это была собака, огромная, чёрная как смоль. Но такой собаки ещё никто из нас, смертных, не видывал. Из её открытой пасти вырывалось пламя, по морде и загривку переливался мерцающий огонь…

Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. «Фосфор», - сказал я».

Задание.

Какую массу фосфоритов, содержащих 20% примесей, необходимо взять, чтобы получить 100 грамм чистого фосфора?


«Конёк-Горбунок». П.П.Ершов.

Вспомните, как начинается известная сказка «Конёк-Горбунок»:

«За горами, за лесами,

ЗВеселые задачи на уроках химииа широкими морями,

Против неба - на земле,

Жил старик в одном селе.

У старинушки три сына.

Старший умный был детина,

Средний сын и так, и сяк,

Младший вовсе был дурак.

Братья сеяли пшеницу

Да возили в град-столицу…»

Задание.

И так, зная, что за один сезон пшеница выносит с 1 Га до 75 кг азота, какое из минеральных удобрений вы посоветовали бы братьям для восполнения азота в почве: NaNO3 или (NH4)3SO4?






«Шляпа Волшебника». Туве Янсон.

«В один из весенних деньков в Муме-доле появилась волшебная шляпа. Её нашли Муми-Тролль, Снусмумрик и Снифф, прогуливаясь после долгой зимней спячки. Но должного применения эта шляпа не нашла, и Муми-папа решил использовать её вместо корзины для бумаг. Необычность свою она раскрыла, когда яичные скорлупки, брошенные туда Муми-мамой, превратила в пять маленьких мягких и пухлых тучек.

Муми-Троль был на выдумки мастак и захотел ещё чудес. На глаза ему попался словарь иностранных слов, которым так гордился Муми-папа. Бедная книга была немедленно отправлена в шляпу, а тут ещё Снусмумрик притащил из чулана бутыль с какой-то странной жидкостью, и её содержимое тоже отправилось за словарём.

После этого все кучей бросились к столу и спрятались под ним. А в это время словарь начал съёживаться. Его страницы походили теперь на увядшие листья, иностранные слова вылезли из него и расползлись по полу.

- Это надо-же! - сказал Муми-Тролль. И вдруг что-то произошло…

ЗВеселые задачи на уроках химииадание.

1) Что, по-вашему, могло произойти в волшебной шляпе, если на бутылке была этикетка: «Осторожно! Смесь НNO3 или H2SO4 - 97 : 3. Масса 200 грамм»?

2) Была ли в этом заслуга Волшебной шляпы?

3) Осталось ли что-нибудь от Муми-папиного словаря, если его масса была около 150 грамм?

«Малыш и Карлсон, который живёт на крыше». А. Линдгрен.

Была осень, темнело рано. Малыш стоял у окна своей комнаты, бледный от волнения, и глядел на звёзды, мерцавшими над крышами. Он ждал прилёта маленького приведения из Вазастана! Но сначала должна была появиться Фрекен Бок, тогда бы Малыш незаметно дёрнул бы шнур, спрятанный за занавеской, и у Карлсона бы зазвенел колокольчик. Это был условный сигнал… И вот она появилась. Фрекен Бок мрачно поглядела на Малыша.

- Почему ты стоишь в пижаме у открытого окна? Немедленно марш в постель!

- Я…я глядел на звёзды,- пробормотал Малыш. - А Вы, Фрекен Бок, не хотите на них взглянуть? - Это он так схитрил, чтобы заставить её подойти к окну. И тут у него прямо дух захватило; потому что от крыши вдруг отделилось и медленно полетело по тёмному небу небольшое, белое, круглое приведение. Его полёт сопровождался тихой и печальной музыкой.

- Вот…О, гляди, гляди…Боже праведный! - воскликнула Фрекен Бок. Она побелела как полотно, ноги у неё подогнулись, и она плюхнулась на стул. Малыш кинулся к аптечке.

Задание.

Рассчитайте, какой объём аммиака может получить Малыш (чтобы привести в чувство Фрекен Бок), если вскроет ампулу, содержащую 2 грамма 10%-ного раствора нашатырного спирта.

«Цветик - Семицветик». В.П. Катаев.

Жила-была девочка Женя. Однажды послала её мама в магазин за баранками. Купила Женя связку баранок и отправилась домой. Идёт, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А тем временем сзади пристала незнакомая собака да все баранки одну за другой и съела. Почувствовала Женя, что баранки стали что-то чересчур лёгкие. Обернулась, да уж поздно.

-Веселые задачи на уроках химии Ах ты, вредная собака! - закричала Женя и бросилась её догонять. Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась. Испугалась Женя и заплакала.

Вдруг откуда ни возьмись - старушка.

-Девочка, почему ты плачешь?

Женя старушке всё и рассказала. Пожалела старушка Женю, привела её

в свой садик и говорит:

-Не плачь, я тебе помогу, есть у меня один цветок, называется цветик-семицветик. Он всё устроит.

Но когда старушка и Женя подошли к клумбе, их ждало горькое разочарование. Волшебный цветочек потускнел, листики пожелтели, и ему срочно потребовалась азотная подкормка. У старушки нашлись 3 вида азотных удобрений: NaNO3 (натриевая селитра), (NH4)2SO4 (сульфат аммония), NН4NO3 (нитрат аммония).

Задание.

Сравните массовые доли азота в этих соединениях и сделайте вывод: какое вещество более выгодно использовать в данной ситуации?


«Сказка».

ДВеселые задачи на уроках химииалеко-далеко в тридевятом царстве жил-был король. И была у него красавица дочь. Но не радовался её красотой король, потому как с детства не умела принцесса смеяться. И созвал он тогда своих советников-министров, и решили они разослать во все концы гонцов с известием: «Кто излечит бедную принцессу от её недуга, тот и получит её в жёны».

Узнал об этом принц из соседнего королевства и пошёл за советом к старой-престарой феи. Посмотрела фея в свою волшебную книгу и говорит: «Да, есть такое средство, что может вылечить принцессу. Ей нужно выпить 200 грамм 80%-ного чудодейственного эликсира, который хранится у старого колдуна в чулане».

Поблагодарил принц фею и отправился по указанной дороге. Но, к большому сожалению принца колдуна давно уже не было в живых, а его сын в чулане нашёл две склянки с эликсиром, но разной концентрации: 125 грамм 90%-ного и 75 грамм 63,3%-ного.

Задание

Можно ли из этих двух растворов приготовить третий необходимой массы и концентрации, который смог бы помочь принцессе?

«Золушка». Шарль Перро

Сегодня во дворце короля состоится бал!

Золушка так давно мечтала потанцевать там! И вот ей представилась такая возможность. Но прежде злая мачеха велела ей помыть пол, постирать бельё и разделить следующую смесь на отдельные компоненты: древесная зола, песок, соль, железные гвозди, растительное масло.

Задание:

Помогите Золушке справиться с заданием злой мачехи.




«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».

А.К. Дойль.

КВеселые задачи на уроках химиивартирная хозяйка Шерлока Холмса, миссис Хадсон, была настоящей мученицей. Мало того, что второй этаж её дома в любое время подвергался нашествию странных и, зачастую, мало приятных личностей, но и сам её знаменитый квартирант своей эксцентричностью и безалаберностью жестоко испытывал терпение хозяйки. Его чрезвычайная неаккуратность, привычка музицировать в самые неподходящие часы суток, иногда стрельба из револьвера в комнате, загадочные, и весьма неароматичные химические опыты, которые он часто ставил, да и вся атмосфера преступлений и опасности, окружавшая его, делали Холмса едва ли не самым неудобным квартирантом в Лондоне.

Вот и сейчас по всему дому распространялся зловонный запах тухлых яиц.

Ватсон неохотно оторвался от чтения прелестных морских рассказов Кларка Рассела. «Ну откуда здесь взяться испорченным продуктам? Да ещё в таком количестве»? Закутавшись поглубже в плотный шарф, он отважился переступить порог комнаты Холмса. Никаких яиц нигде не было видно. На столе в беспорядке были разбросаны химические приборы (видно недавно использованные), да стояли 3 пузырька с порошками железа, серы и раствором соляной кислоты, как определил Ватсон по этикеткам.

-Холмс!- воскликнул он.- Откуда столько тошнотворного запаха?

Насколько я знаю, при взаимодействии железа и соляной кислоты должен выделяться водород, абсолютно непахнущий, да и чтобы получить столько вонючего газа, наверное, понадобились килограммы реактивов?

- Дорогой Ватсон!- отвечал Холмс, сидя в кресле, и пуская колечками дым из своей трубки. - Таким замечательным запахом обладает сероводород, и получено его всего 2 литра. Но чтобы почувствовать его присутствие, необходимо всего несколько молекул на 1 м воздуха. А вот откуда он здесь взялся, вам придётся поломать голову. Да и сколько грамм реактивов для этого потребовалось рассчитать не сложно, зная объём полученного сероводорода. Я лишь уточню, что кислота была 5%-ная.

© 2010-2022