- Преподавателю
- Химия
- Урок химии в 8 классе Признаки химических реакций по программе Габриеляна
Урок химии в 8 классе Признаки химических реакций по программе Габриеляна
Раздел | Химия |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гузеева Е.А. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
(8 класс) Тема урока: Признаки химических реакций.
Цель урока: Изучить на практике признаки химических реакций.
Задачи урока: 1. Сформировать знания о признаках химических реакций, на этой основе совершенствовать умение отличать физические процессы от химических.
Продолжить формирование умения наблюдать.
2. Развивать умения и навыки работы с лабораторным оборудованием, химическими реактивами.
3. Воспитывать стойкий позитивный интерес к предмету, гордость за отечественную науку.
Средства урока: проектор, компьютер, презентация к уроку, набор реактивов (упомянутых в конспекте) для проведения эксперимента.
Тип урока: урок получения новых знаний, урок - практикум.
Ход урока.
Организационный момент.
Ребята, сегодняшний урок я хотела бы начать со слов великого русского учёного М. В. Ломоносова: «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и, не принимаясь за химические операции». (Слайд 2)
Этап получения новых знаний.
Ежеминутно в мире протекает миллионы химических реакций - в нашем желудке, когда мы едим, в выпекающемся пироге или в двигателе автомобиля. Но как определить происходит химическая реакция или нет?
При химических процессах происходит превращение одних веществ в другие, которые обладают новыми свойствами, которыми не обладали исходные вещества. Эти превращения сопровождаются яркими и наглядными изменениями. Эти наглядные изменения называются признаки.
Какова же тема нашего урока? (Дети формулируют тему урока).
- Признаки химических реакций. (СЛАЙД 3). Запишите себе в тетрадь.
Правильно, а цель нашего урока изучить на практике признаки химических реакций. (СЛАЙД 4)
Но вначале небольшой инструктаж по технике безопасности.(СЛАЙД 5) Здесь пропущен один пункт -какой? (Вещества нельзя пробовать на вкус.)
Я предлагаю вашему вниманию туфовую башню (СЛАЙД 6). Давайте повторим эту реакцию в лабораторных условиях.
Предлагаю поступить так. В раствор карбоната натрия добавим хлорид кальция. Что вы наблюдаете? ( СЛАЙД 7)
Давайте составим уравнение этой реакции.
Na2CO3 + CaCl2 = CaCO3↓ + 2NaOH
Признак данной реакции - появление осадка. Запишите себе в тетрадь уравнение реакции и соответствующий ей признак.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ! (СЛАЙД 8)
А можно ли считать обратный процесс- растворение осадка, признаком химической реакции?
Если в полученный осадок добавить серную кислоту. Что вы наблюдаете? (СЛАЙД 9). Давайте составим уравнение этого превращения.
CaCO3 + 2HCl= CaCl2 + H2О + СO2↑
Признаки этой реакции - растворение осадка и выделение газа. Запишите себе в тетрадь уравнение реакции и соответствующий ей признак.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ! (СЛАЙД 10)
Чтобы наблюдать растворение осадка, не надо ходить за тридевять земель, это ближе, чем вы думаете. (СЛАЙДЫ 11, 12)
Почему дрожжевое тесто «пыхтит» в кастрюле? А когда его обминают, то появляется писк? Это тоже признак того, что протекает химическая реакция. При брожении дрожжей образуется углекислый газ, происходит образование нового вещества. (Слайды 13, 14)
А сейчас давайте проведём опыт, повторяющий гашение соды уксусом, который ваши мамы проводят, когда готовят тесто для оладьев, сырников и других изделий из теста.
Возьмите раствор соды и уксусной кислоты. Проведите эту реакцию, запишите её уравнение, определите признак данной реакции.
Na2CO3 + CH3COOH = CH3COONa + H2O + CO2
Изменение окраски, это тоже признак химической реакции. Наглядный тому пример - листья на деревьях. (СЛАЙД 15) Летом они зелёные, а осенью жёлтые и красные.
Предлагаю рассмотреть реакцию взаимодействия хлорида железа и роданида калия (СЛАЙД 16) Что вы наблюдаете?
FeCl3 + 3KNCS = Fe(NCS)3 + 3KCl
Признак этой реакции - изменение окраски. Запишите себе в тетрадь уравнение реакции и соответствующий ей признак.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ! (СЛАЙД 17)
На нашей планете ежедневно происходят извержения вулканов. Слайд 18 (слайд с вулканом). Огромное количество энергии в виде тепла и света выделяется при этом. Я считаю, что это тоже будет признаком химической реакции.
Убедимся в этом на примере нашего минивулкана - реакции разложения бихромата аммония (Слайд 19)
( ПОДЖИГАЕМ ВУЛКАН) (Опыт проводится в виде демонстрации.)
Что вы наблюдаете?
(NH4)2Cr2O7 =N2 ↑+Cr2O3+4H2O
Запишите себе в тетрадь уравнение реакции и соответствующий ей признак.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ! (Слайд 20)
И ТАК МЫ С ВАМИ исследовали признаки химических реакций, доказали опытным путём происхождение многих явлений природы - изменение окраски листьев, растворение и образование осадка.
Рефлексия: А теперь, как бы вы ответили на следующие вопросы? (Слайд 21)
Итоги урока.
Домашнее задание: § 31 упр. 1,2
Я благодарю вас за сотрудничество, все свободны, до свидания. (Слайд 22)
Список используемых источников:
1. А. Смит, Ф. Кларк, К. Хендерсон Изучаем химию. Смеси и соединения.
Москва «Росмэн» 2003 г.
2. Габриелян О. С. Химия 8 класс «Дрофа» 2006 г
3. Материалы Microsoft Internet Explorer