Урок химии в 8 классе Признаки химических реакций по программе Габриеляна

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

(8 класс) Тема урока: Признаки химических реакций.

Цель урока: Изучить на практике признаки химических реакций.

Задачи урока: 1. Сформировать знания о признаках химических реакций, на этой основе совершенствовать умение отличать физические процессы от химических.

Продолжить формирование умения наблюдать.

2. Развивать умения и навыки работы с лабораторным оборудованием, химическими реактивами.

3. Воспитывать стойкий позитивный интерес к предмету, гордость за отечественную науку.

Средства урока: проектор, компьютер, презентация к уроку, набор реактивов (упомянутых в конспекте) для проведения эксперимента.

Тип урока: урок получения новых знаний, урок - практикум.

Ход урока.


Организационный момент.

Ребята, сегодняшний урок я хотела бы начать со слов великого русского учёного М. В. Ломоносова: «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и, не принимаясь за химические операции». (Слайд 2)

Этап получения новых знаний.

Ежеминутно в мире протекает миллионы химических реакций - в нашем желудке, когда мы едим, в выпекающемся пироге или в двигателе автомобиля. Но как определить происходит химическая реакция или нет?

При химических процессах происходит превращение одних веществ в другие, которые обладают новыми свойствами, которыми не обладали исходные вещества. Эти превращения сопровождаются яркими и наглядными изменениями. Эти наглядные изменения называются признаки.

Какова же тема нашего урока? (Дети формулируют тему урока).

- Признаки химических реакций. (СЛАЙД 3). Запишите себе в тетрадь.

Правильно, а цель нашего урока изучить на практике признаки химических реакций. (СЛАЙД 4)

Но вначале небольшой инструктаж по технике безопасности.(СЛАЙД 5) Здесь пропущен один пункт -какой? (Вещества нельзя пробовать на вкус.)

Я предлагаю вашему вниманию туфовую башню (СЛАЙД 6). Давайте повторим эту реакцию в лабораторных условиях.

Предлагаю поступить так. В раствор карбоната натрия добавим хлорид кальция. Что вы наблюдаете? ( СЛАЙД 7)

Давайте составим уравнение этой реакции.

Na2CO3 + CaCl2 = CaCO3↓ + 2NaOH

Признак данной реакции - появление осадка. Запишите себе в тетрадь уравнение реакции и соответствующий ей признак.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ! (СЛАЙД 8)

А можно ли считать обратный процесс- растворение осадка, признаком химической реакции?

Если в полученный осадок добавить серную кислоту. Что вы наблюдаете? (СЛАЙД 9). Давайте составим уравнение этого превращения.

CaCO3 + 2HCl= CaCl2 + H2О + СO2

Признаки этой реакции - растворение осадка и выделение газа. Запишите себе в тетрадь уравнение реакции и соответствующий ей признак.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ! (СЛАЙД 10)

Чтобы наблюдать растворение осадка, не надо ходить за тридевять земель, это ближе, чем вы думаете. (СЛАЙДЫ 11, 12)

Почему дрожжевое тесто «пыхтит» в кастрюле? А когда его обминают, то появляется писк? Это тоже признак того, что протекает химическая реакция. При брожении дрожжей образуется углекислый газ, происходит образование нового вещества. (Слайды 13, 14)

А сейчас давайте проведём опыт, повторяющий гашение соды уксусом, который ваши мамы проводят, когда готовят тесто для оладьев, сырников и других изделий из теста.

Возьмите раствор соды и уксусной кислоты. Проведите эту реакцию, запишите её уравнение, определите признак данной реакции.

Na2CO3 + CH3COOH = CH3COONa + H2O + CO2

Изменение окраски, это тоже признак химической реакции. Наглядный тому пример - листья на деревьях. (СЛАЙД 15) Летом они зелёные, а осенью жёлтые и красные.

Предлагаю рассмотреть реакцию взаимодействия хлорида железа и роданида калия (СЛАЙД 16) Что вы наблюдаете?

FeCl3 + 3KNCS = Fe(NCS)3 + 3KCl

Признак этой реакции - изменение окраски. Запишите себе в тетрадь уравнение реакции и соответствующий ей признак.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ! (СЛАЙД 17)

На нашей планете ежедневно происходят извержения вулканов. Слайд 18 (слайд с вулканом). Огромное количество энергии в виде тепла и света выделяется при этом. Я считаю, что это тоже будет признаком химической реакции.

Убедимся в этом на примере нашего минивулкана - реакции разложения бихромата аммония (Слайд 19)

( ПОДЖИГАЕМ ВУЛКАН) (Опыт проводится в виде демонстрации.)

Что вы наблюдаете?

(NH4)2Cr2O7 =N2 ↑+Cr2O3+4H2O

Запишите себе в тетрадь уравнение реакции и соответствующий ей признак.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ! (Слайд 20)

И ТАК МЫ С ВАМИ исследовали признаки химических реакций, доказали опытным путём происхождение многих явлений природы - изменение окраски листьев, растворение и образование осадка.

Рефлексия: А теперь, как бы вы ответили на следующие вопросы? (Слайд 21)

Итоги урока.

Домашнее задание: § 31 упр. 1,2

Я благодарю вас за сотрудничество, все свободны, до свидания. (Слайд 22)





Список используемых источников:

1. А. Смит, Ф. Кларк, К. Хендерсон Изучаем химию. Смеси и соединения.

Москва «Росмэн» 2003 г.

2. Габриелян О. С. Химия 8 класс «Дрофа» 2006 г

3. Материалы Microsoft Internet Explorer





© 2010-2022