• Преподавателю
  • Химия
  • Активизация научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы общеобразовательных организаций Республики Мордовия по естественнонаучному направлению

Активизация научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы общеобразовательных организаций Республики Мордовия по естественнонаучному направлению

Раздел Химия
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Активизация научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы общеобразовательных организаций Республики Мордовия по естественнонаучному направлению.

Учитель химии «МБОУ КСОШ №2»Горохова Н.П.

Сегодня уже никого не удивляет, что в образовательном пространстве города, района соседствуют гимназии, лицеи, колледжи, традиционные школы, школы с гимназическими классами и авторские школы. Многие общеобразовательные заведения стали экспериментальными площадками, в том числе и вузов. Конечно, стратегический путь к новой школе пролегает через разработку и освоение новшеств, т. е. через инновационные процессы. И чем больше в педагогической деятельности нового, инновационного, тем ближе она к собственно эксперименту. И чем больше в педагогической деятельности известного, освоенного и обобщенного опыта, тем ближе школа к опытной работе, в ходе которой также возможен поиск нового. Поэтому по отношению к педагогическому поиску и педагогическому творчеству, которые совершенствуются и развиваются в естественных школьных условиях, правомерно говорить об опытно-экспериментальной работе. К тому же новизна изменений в образовании относительна и имеет преемственность с тем, что было ранее, хотя, вне всякого сомнения, идет переосмысление нового с современных позиций.

Состояние постоянного поиска и эксперимента естественно для современной школы. Вне этого состояния школа не сможет полностью выполнять функции образовательного учреждения. Опытно-экспериментальная работа стала действенным фактором созидания новой школы, нового учителя и нового ученика.

Первое педагогическое условие подразумевает систематическое включение обучающихся в деятельность ученического научного общества в контексте содержания образования естественнонаучного профиля. Анализ научно-педагогической литературы, педагогической практики позволяет сделать вывод о том, что потенциал профильного обучения в активизации исследовательской деятельности учащихся классов естественнонаучного профиля заложен в использовании различных организационных форм, основанных на предоставлении спектра выбора различных видов деятельности. Естественнонаучный профиль удовлетворяет познавательные интересы, связанные с углубленным изучением естественнонаучных дисциплин (биология, химия, физика и т.д.), с освоением интегративного арсенала знаний в данной области наук.

В современных условиях можно констатировать тот факт, что в общеобразовательных учреждениях разного типа создаются и реализуются научные общества учащихся, предполагающие объединение учащихся исследователей, педагогов, ученых, образующие целостную форму организации исследовательской деятельности. Ученическое научное общество - форма активизации исследовательской деятельности, организации пространства общения с единомышленниками, которые заинтересованы в решении проблемы исследовательского характера в определенной области наук в вариативном компоненте образовательного процесса общеобразовательной школы. Данная форма предоставляет возможность обучающимся расширить коммуникативные связи, реализовать собственные идеи, осуществлять деятельность по интересующей их исследовательской проблеме. Объединение учащихся по избранной профильной направленности позволяет более полно учитывать познавательный интерес, мотивацию ученика по углубленному изучению того или иного предмета. Общество создает атмосферу педагогической поддержки и партнерства, сотрудничества, сотворчества.

Анализ состояния ОЭР образовательных учреждений свидетельствует, что ее эффективность невозможна без педагогической диагностики.

Главный вопрос, который возникает в ходе рассуждений руководителей ОУ, заключается в следующем: каждой ли школе и каждому ли учителю эксперимент по плечу? Поэтому ядром диагностики ОЭР является идея выявления и изучения инновационногопотенциала учителя, который определяет его готовность совершенствовать свою педагогическую деятельность и подтверждает наличие средств и методов, обеспечивающих эту готовность.

Наличие инновационного потенциала связано со следующими основными параметрами:

- творческая способность генерировать новые идеи и проектировать их в практическую деятельность;

- интеллектуальная и эмоциональная развитость и высокий уровень культурной грамотности;

- открытость к новому, базирующаяся на толерантности личности, гибкости и панорамности мышления;

- приятие личности ребенка и его интересов, ориентация на творчество как основу совместной деятельности. (Новые ценности образования: тезаурус. - М., 1995).

Этапы и логический аппарат исследования

I. Диагностический этап.

1. Обосновывается актуальность избранной темы на основе изучения истории и современного состояния вопроса.

2. Определяется и анализируется противоречие. Например: противоречие между необходимостью формирования познавательного интереса у школьника и недостаточностью его развития учителями на практике.

3. Формулируется проблема, которая вытекает из установленного противоречия, как правило, в форме вопроса. Например: каковы условия (содержание, способы и приемы), необходимые для формирования у школьников познавательного интереса при обучении?

II. Прогностический этап.

1. Определяется объект исследования, т.е. та часть практики или научного знания, которую нужно будет исследовать. Объект - это область действительности, на которую направлена деятельность исследователя (процесс обучения, система воспитательной работы, преподавания какого-либо предмета, формирования познавательного интереса и т.п.).

2. Устанавливается предмет исследования, т.е. та сторона, тот аспект, та конкретная, наиболее существенная часть объекта, которая будет изучаться. Объект - процесс, а предмет - его часть. Если объект познания выступает как заданное, то предмет - именно то, что исследуется. Например, объект исследования - процесс формирования познавательногоинтереса у школьников, предмет исследования - психолого-педагогические возможности развития познавательного интереса у учащихся 5 класса при обучении математике.

3. Формулируется цель исследования - это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в результате исследования. Например: выбор эффективных методов и средств, обеспечивающих развитие познавательного интереса у школьников при изучении биологии.

4. Выдвигается научная гипотеза - развернутое предположение о том, в чем сущность явления и как оно протекает. Это своеобразное в обобщенном виде исследование в уме. В гипотезе выражается система мер по реализации исследования, так как истинное значение предположения не очевидно, его надо доказать. Посылкой для построения гипотезы является опора познания в науке. Гипотеза формулируется по типу; «Если..., то...» или «Чем..., тем...».

5. Ставятся задачи исследования - это частные, сравнительно самостоятельные подцели деятельности, направленной к общей цели исследования, к проверке гипотезы в определенных конкретных условиях. Они выводятся исходя из состояния науки, нужд практики к собственных возможностей. Их обычно 2 - 4.

6. Планируются методы и средства исследования - определяется оптимальное их сочетание, наиболее эффективное применение и т.д.

Ш. Организационный этап.

1. Определяются сроки и база исследования, в том числе контрольные классы.

2. Составляет план экспериментальной работы:

- изучение литературы и документации по проблеме;- разработка (подбор) и уточнение методики эксперимента с критериями результативности;

- сбор и обработка эмпирических данных;

- уточнение аппарата исследования (см. диагностический этап);

- организация экспериментального исследования: 1 - проведение констатирующего демонстрационного среза; 2 - осуществление преобразующего (формирующего или созидательного) эксперимента; 3 - изучение результатов деятельности учащихся экспериментальных и контрольных классов; 4 - проверка гипотезы контрольных констатирующим срезом; 5 -проведение отсроченного среза (при необходимости).

IV. Практический этап

1. Оформление теоретического материала по проблеме.

2. Проведение эксперимента и анализа полученных данных.

3. Корректировка методик и построчное проведение эксперимента.

4. Сбор дополнительных сведений (при необходимости).

V. Обобщающий этап

1. Обработка и анализ результатов, корректировка гипотезы.

2. Оформление демонстрационного материала (схем, таблиц).

Исследователями не рождаются, но становятся. И учитель может овладеть исследовательскими умениями, необходимыми и в анализе и обобщении опыта своей работы, и в конструктивно-методической деятельности.

© 2010-2022