КОМПЕТЕНТНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННАЯ Программа надпредметного образования

Достижение главных целей надпредметного образования осуществляется изучением  «Экспериментальной химии.» На изучение этого раздела не выделяется конкретное время, поскольку химический эксперимент является обязательной составной частью каждого из разделов программы. Разделение лабораторного эксперимента на практические занятия и лабораторные опыты, и уточнение их содержания проводятся в рабочих программах  по химии для основной школы. Вариант конкретизации химического эксперимента и распределени...
Раздел Химия
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение к рабочей программе по предмету « Химия»

(основное общее образование)



КОМПЕТЕНТНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННАЯ

Программа надпредметного образования

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус:

Примерная программа надпредметного образования по химии для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.

Задача: Развить у учащихся общедеятельностные - надпредметные

( метапредметные) навыки учения, обеспечивающие учащимся успешность самостоятельного усвоения новых знаний, умений и компетентности.

Надпредметная программа по химии обеспечивается системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей и общеучебных умений.

2) Принцип целостности - предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности).

3) Принцип психологической комфортности - предполагает создание на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

4) Принцип вариативности - предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

5) Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

В программе используются следующее классификации ключевых надпредметных компетенций.

I. Исследовательские компетенции:
1. Разработка проекта
• определение объекта и предмета исследования;
• постановка целей, формулирование задач и гипотез;
• описание материалов и методов исследования;
• выявление и постановка проблемы;
• описание планируемого результата.
2. Исследовательский процесс
• сбор данных (накопление фактов);
• работа с первоисточниками;
• работа со словарями, энциклопедиями, справочниками.
• использование компьютера для поиска информации;
• анализ и синтез информации;
• проверка гипотез;
• построение обобщений и выводов;
• решение задач творческого и поискового характера;
• постановка опытов и проведение экспериментов.
3. Защита исследовательского проекта

II. Речевые компетенции:
• задавать вопросы и отвечать на них;
• логично излагать свои мысли;
• аргументировать свою позицию, точку зрения, мнение;
• пользоваться научным стилем речи (писать рефераты, тезисы, аннотации);
,• вести конспект (книги, лекции);
• редактировать текст.

III. Когнитивные (мыслительные) компетенции:
1. Умение анализировать
• выделять главное;
• сравнивать;
• сопоставлять;
• проводить диалектическое исследование (видеть плюсы и минусы).
2. Умение обобщать
• определять теоретическое значение;
• определять практическое значение;
• делать выводы.

3. Умение систематизировать
• строить графики и таблицы;
• классифицировать.

4. Умение абстрагировать
• отвлекаться от частных свойств предметов и явлений;
• выделять существенные признаки.
5. Умение синтезировать
• исследовать явление в целостности;
• исследовать взаимные связи частей.

IV. Ценностно-смысловые компетенции
• ставить цели;
• осознавать свои действия и поступки;
• видеть ценностные смыслы в жизненных ситуациях, явлениях;
• видеть и понимать окружающий мир;
• отвечать за свои решения и действия.

V. Общекультурные компетенции
• познавать себя и других;
• следить за своим здоровьем;
• соблюдать этические нормы;
• организовать себя на выполнение поставленной задачи;
• слушать и слышать;
• проявлять толерантность;
• прощать и просить прощение;
• быть благодарным.

Достижение главных целей надпредметного образования осуществляется изучением «Экспериментальной химии.»

На изучение этого раздела не выделяется конкретное время, поскольку химический эксперимент является обязательной составной частью каждого из разделов программы. Разделение лабораторного эксперимента на практические занятия и лабораторные опыты, и уточнение их содержания проводятся в рабочих программах по химии для основной школы. Вариант конкретизации химического эксперимента и распределения его по учебным темам приведён в примерном тематическом планировании.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:
1) использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
2) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
3) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
4) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
5) использование различных источников для получения химической информации.
·анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;

  • разъяснять на примерах (приводить примеры подтверждающие) материальное единство и взаимосвязь компонентов живой и неживой природы и человека, как важную часть этого единства;

  • строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе.

  • оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Основная функция примерного тематического планирования- организационно-планирующая, предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала с учетом межпредметных и метапредметных требований, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.


Календарно-тематическое планирование:

Таблица 1

урока

Название темы

Количество часов

Вид деятельности учащихся (на уровне УУД)

Планируемые результаты

Средства достижения

Личностные

Метапредметные (УУД)

9 класс



1. ПЗ и ПС хим. элементов Д.И.Менделеева.

Типы хим. связей.

2 часа

Работа в группах

Выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества; оценивать свою учебную деятельность. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей. Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

(Р) - работа по составленному плану; доп. источники информации. (П) - «если… то…», выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения (К) - умеют слушать других, договариваться.

Табло коэффициент участия, рефлексивные табло.

Состав и свойства оксидов, кислот, оснований.

1

Работа в парах,схематизация изучаемого материала

Умение самостоятельно определять цели своего обучения.

Когнитивные (мыслительные) компетенции.

умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в паре.

Применение схематизации, применение методик организации понимания

Экспериментальное решение задач

« Реакции ионного обмена»

1

Исследование работа в парах.

Исследовательские компетенции.
Результативность: формирование познавательной, самообразовательной, социальной компетентностей .Когнитивные (мыслительные) компетенции.

-умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
-умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике.

-умение слушать и договариваться.

Организационно-деятельностная схема,

рефлексивные табло

Общая характеристика подгруппы галогенов.

Инертные газы.

1

индивидуально-ориентированная работа

Формирование УУД выделение главного в тексте.

Результативность: формирование познавательной, самообразовательной, социальной компетентностей .Когнитивные (мыслительные) компетенции.

организовать себя на выполнение поставленной задачи

Алгоритм действий учащихся,

карточка для индивидуальной работы, карточка самопроверки

Хлор, его физические и химические свойства. Нахождение в природе.

1

Работа в парах,схематизация изучаемого материала.

Умение самостоятельно определять цели своего обучения.

Когнитивные (мыслительные) компетенции.

умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в паре.

Применение схематизации, применение методик организации понимания


Хлороводород

Молярный объём газов.

1

Исследование работа в парах.

Исследовательские компетенции.
Результативность: формирование познавательной, самообразовательной, социальной компетентностей .Когнитивные (мыслительные) компетенции.

-умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
-умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике.

-умение слушать и договариваться.

Организационно-деятельностная схема,

рефлексивные табло



П/Р «Получение соляной кислоты и опыты с ней»

Проведение диагностики универсального учебного действия.

1

Исследование работа в парах.

Исследовательские компетенции.
Результативность: формирование познавательной, самообразовательной, социальной компетентностей .Когнитивные (мыслительные) компетенции.

-умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
-умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике.

-умение слушать и договариваться.

Организационно-деятельностная схема,

рефлексивные табло.

Сравнительная характеристика галогенов.

Проведение диагностики универсального учебного действия.

1

Работа в группах

Выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества; оценивать свою учебную деятельность. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей. Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Освоение познавательной и личностной рефлексии.

(Р) - работа по составленному плану; доп. источники информации. (П) - «если… то…», выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения (К) - умеют слушать других, договариваться.

Табло коэффициент участия, рефлексивные табло.

П/Р Решение экспериментальных задач по теме: « Галогены»

Проведение диагностики универсального учебного действия

1

По шаговое моделирование эксперимента, прогнозирование результатов, анализ и вывод

Когнитивные (мыслительные) компетенции.


умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
-умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике.

-умение слушать и договариваться.

Организационно-деятельностная схема,

рефлексивные табло.

Обобщение по теме

« Галогены». Проведение диагностики универсального учебного действия

Проведение диагностики универсального учебного действия.

1

Работа в группах

формировать способность осознавать цели учебной деятельности и умение их прояснить, умение поставить цель и организовать её достижение, способность к творчеству, рефлексивное мышление, самоанализ, самооценка.

Общекультурные компетенции:

организовать себя на выполнение поставленной задачи;
• слушать и слышать;
• проявлять толерантность.

Организационно-деятельностная схема, карточка самопроверки,

рефлексивные табло.

Тема № 2 Подгруппа кислорода.

(9 часов).

индивидуально-ориентированная работа

формировать способность осознавать цели учебной деятельности и умение их прояснить, умение поставить цель и организовать её достижение, способность к творчеству, рефлексивное мышление, самоанализ, самооценка.

Формирование когнитивных (мыслительных) компетенций.

ИОУП использование технологии ИОСО

Практическая работа № 2 «Решение экспериментальных задач»

1

По шаговое моделирование эксперимента, прогнозирование результатов, анализ и вывод. Исследование работа в парах.

Исследовательские компетенции.
Результативность: формирование познавательной, самообразовательной, социальной компетентностей .Когнитивные (мыслительные) компетенции.

умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
-умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике.

-умение слушать и договариваться

Организационно-деятельностная схема,

рефлексивные табло.

Информационный урок: «Экология воздуха».

2

Разработка проекта
• определение объекта и предмета исследования;
• постановка целей, формулирование задач и гипотез;
• описание материалов и методов исследования;
• выявление и постановка проблемы;
• описание планируемого результата.

Проведение диагностики универсального учебного действия.

Организационно-деятельностная схема,

рефлексивные табло.

Основные закономерности хим. реакций

8

Работа в парах.

Взаимоконтроль.

Формировать умение:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

-структурирование знаний;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;


  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

ИОУП использование технологии ИОСО Организационно-деятельностная схема, карточка самопроверки,

рефлексивные табло.

Подгруппа азота.

15

1.Индивидуальная работа по изучению нового материала.

2.Работа в паре по закреплению нового материала.

3.Работа в группе по выполнению общего задания.

4.Индивидуальная работа по ИОУП

Формировать

-Умение самостоятельно определять цели своего обучения.

-Умение .самостоятельно планировать пути достижения целей.

Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

1.Включение в учебные занятия целеполагания, как обязательной составляющей

2.Организационно- деятельностные схемы занятий, разделов

3. План урока по способу работы.

4.Табло заказа.

5.ИОУП.

6.Рубежное оценивание

Практическая работа «Получение аммиака и опыты с ним»

1

Исследование работа в парах.

Исследовательские компетенции.
Результативность: формирование познавательной, самообразовательной, социальной компетентностей .Когнитивные (мыслительные) компетенции.

-умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
-умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике.

-умение слушать и договариваться.

Организационно-деятельностная схема,

рефлексивные табло

Подгруппа углерода

10

Работа в паре.

Индивидуальная работа.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

Применение схематизации

Применение методик организации понимания.

Практическая работа «Получение углекислого газа и изучение его свойств»

1

Исследование работа в парах.

Исследовательские компетенции.
Результативность: формирование познавательной, самообразовательной, социальной компетентностей .Когнитивные (мыслительные) компетенции.

-умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
-умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике.

-умение слушать и договариваться.

Организационно-деятельностная схема,

рефлексивные табло.

Металлы главной подгруппы I-III групп ПС хим. элементов. Д.И.Менделеева .

7

Индивидуальная работа, работа в паре и группе.

Исследовательский процесс
• сбор данных (накопление фактов);
• работа с первоисточниками;
• работа со словарями, энциклопедиями, справочниками.
• использование компьютера для поиска информации;
• анализ и синтез информации;
• проверка гипотез;
• построение обобщений и выводов;
• решение задач творческого и поискового характера;
• постановка опытов и проведение экспериментов

-умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
-умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике.

-умение слушать и договариваться

1.Включение в учебные занятия целеполагания, как обязательной составляющей

2.Организационно- деятельностные схемы занятий, разделов

(Применение индивидуальной, парной, групповой и коллективной оргформ).

3. План урока по способу работы.

4.Табло заказа.

5.ИОУП.

6.Рубежное оценивание

Повторение основных вопросов неорганической химии

4

Проведение диагностики универсального учебного действия.

(специальная организация групповой работы- позиционное разделение).

Организационно- деятельностные схемы.

Табло заказа.

ИОУП

Использованная литература:

1.Лебединцев В.Б. Разработка программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся // Управление начальной школой. - 2012. - № 4. - С. 33-45.

2. Формирование понимающих способностей школьников на учебных занятиях : методическое пособие / М.В. Минова, Е.В. Герик, Т.М. Захарова, Л.И. Иволгина и др.. - Красноярск : ККИПКИППРО, 2008. - 123 с.

3. Воронцов А.Б. Истоки деятельностной педагогики. М., 2007.

4. Воронцов А.Б. Учебная деятельность. М., 2008.

5. Лазарев. В.С. Становление и развитие учебной деятельности в развивающем обучении // В сб. «Развивающее образование: Нерешенные проблемы развивающего образования».- М., с.50-51.

6. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. Монография.. − М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2007.

7. Петерсон Л.Г., Ю.В. Агапов, М.А. Кубышева, В.А. Петерсон. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. - М., 2009.


© 2010-2022