План проведения урока ХИМИИ В 8 КЛАССЕ

Разработка урока химии в 8 классе по теме:" Строение атома". Урок соответствует  КТП по новому стандарту  образования в РК. ·         Познакомить учащихся с историей установления сложного строения атома, с частицами, составляющими атом и их характеристиками. ·         Отработать умение записывать массовое число, порядковый номер элемента рядом с его символом, определять число протонов, нейтронов и электронов атомов любых химических элементов. ·          Показать что атом делим. Дать понятие о со...        
Раздел Химия
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Строение атома.

Урок химии в 8 классе

РоманенкоТ.В., учитель химии и биологии,

ОСШОД№8 г.Уральск,

Западно -Казахстанская область

Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала.

Цели урока: . Доказать делимость атома на основе изучения научных данных,

подтверждающих сложность строения атома и атомного ядра.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с историей установления сложного строения атома, с частицами, составляющими атом и их характеристиками.

  • Отработать умение записывать массовое число, порядковый номер элемента рядом с его символом, определять число протонов, нейтронов и электронов атомов любых химических элементов.

  • Показать что атом делим. Дать понятие о составе атома и атомного ядра. Раскрыть взаимосвязь понятий: протон, нейтрон, электрон, массовое число.

  • Воспитывать у учеников научно - материалистическое мировоззрение.

Методы : словесный, наглядный, демонстрационный.

Оборудование:

  • Презентация "Строение атома". Фрагменты фильма "Строение атома

  • Словари, в которых представлено понятие "атом"

  • Так как предусмотрена работа в парах, то ученики разделены на мини-группы .

  • Листы с дополнительной информацией об истории открытия атома, его состава и строения.

  • Постеры , фломастеры

Содержание урока.(Урок сопровождается презентацией и демонстрацией фрагментов фильма "Строение атома." )

Здравствуйте, ребята.

Сегодня мы с вами должны познакомиться с одним из основных понятий химии - "атом" .Начнем мы с вами с истории. Римский поэт и философ, Тит Лукреций Кар (Iв до н.э.) рассказал в бессмертной поэме "О природе вещей" об атоме.

(Если через окно в класс проникают солнечные лучи, то можно во время чтения стихотворения акцентировать внимание учащихся на этом моменте)

Вот посмотри: всякий раз, когда солнечный свет
проникает
В наши жилища и мрак прорезает своими лучами,
Множество маленьких тел в пустоте ты увидишь;
мелькая,
Мечутся взад и вперед, в лучистом сиянии света;
Будто бы в вечной борьбе они бьются в сраженьях и битвах,
В схватки бросаются вдруг по отрядам, не зная покоя,
Или сходясь или врозь постоянно опять разлетаясь.

Вопрос: Как вы думаете, суть каких явлений, с точки зрения современных представлений, описал поэт в данном стихотворении?

Ответы:

- явление диффузии;

- броуновское движение: пылинки в солнечном свете - хаотичное движение молекул и их столкновение.

Вывод: Учение об атомах по своей сути материалистично. Самые различные явления природы находят себе простое объяснение. Движения атомов и их соударения подчиняются простым и строгим законам. Однако, по мнению Демокрита, атом неизменен и вечен: У вас на столах лежат словари. Используя их дайте определение понятию "атом". Итак, согласно всем словарям атом характеризуется неделимой частицей. Действительно ли это так?

Я предлагаю вам самостоятельно познакомиться с основными этапами развития учения об атомах. У вас на столах в каждой группе (это блок №1) лежит лист с описанием опытов, проведенных физиками в XIX в. Изучите, пожалуйста, материал в течение 3 мин. Затем один человек от группы должен кратко изложить суть открытия:

- Ирландский физик Стони открыл электроны

- Англичанин Дж. Томсон и француз Жан Перрен дали характеристику электрона и получили поток электронов

- Физик Анри Беккерель открыл явление радиоактивности.

- Англичанин Эрнест Резерфорд изучал рассеивание a-частиц.

Атом любого химического элемента - как бы крохотная Солнечная система, в центре которой ядро, а вокруг вращаются электроны. Поэтому такую модель атома, предложенную Резерфордом, называют планетарной. Но и это не все. Оказывается, и крошечное атомное ядро, в котором сосредоточена вся масса атома, состоит из частиц двух видов.

Посмотрите, пожалуйста, на экран. На 1 слайде мы с вами можем увидеть как раз планетарную модель атома водорода. Обратите внимание на выводы, которые мы с вами только что сделали. Итак, атом состоит из трех видов частиц: протонов и нейтронов, которые образуют ядро и электронов.

На 2 слайде показано , что ядра имеют положительный заряд. Самое простое ядро - это ядро атома водорода. Также, здесь дана характеристика каждого вида частиц, составляющих атом. Повторите их, пожалуйста.

Ответ: Протоны, имеют массу равную 1, положительный заряд равный +1, обозначаются р+. Нейтроны имеют массу равную 1, заряда не имеют, обозначаются n0. Электроны имеют отрицательный заряд равный -1, массу, равную1/1840 массы протона, обозначаются е-.

Задание мини- группам: Через 1 минуту в тетрадях вы должны нарисовать модель атома водорода и подписать названия всех его частей.

На 3 слайде рассмотрено правило о том, что порядковый номер элемента равен числу протонов.

На 4 слайде показана модель ядра атома углерода и рассмотрена закономерность:

р+ + n0 = массовому числу А

Показано правило записи символа химического элемента, его порядкового номера и массового числа.

Задание мини-группам: Напишите символы, массовое число и порядковый номер для кремния и лития, азота и натрия, гелия и фосфора. На 5 слайде показаны правила определения нейтронов

n0 = А - z.

Атомы электронейтральны, следовательно, электронов в атоме должно быть столько же, сколько протонов

р+= е-

Вопрос: А как вы думаете, так ли уж необходимо нам с вами изучать строение атомов? Для чего нам необходимы эти знания? А ведь энергетические ресурсы атома неисчерпаемы, в отличие, например, от запасов природных ископаемых, таких как уголь, нефть, газ. Мирный атом и атомная энергия, используемая в военных целях. Тяжелые последствия применения атомной бомбы известны всему миру, когда в 1945 г Хиросима была уничтожена.

Греки говорили, что атом неделим. Так ли это? Используя материал этого урока, как вы можете ответить на этот вопрос? Как это ни странно, но правы и вы и Демокрит. Атом - этохимически неделимая частица, так как в химических реакциях атомы не изменяются, но знать строение атома необходимо каждому химику для объяснения многих химических процессов.

У нас осталось немного времени. Задание мини-группам: (Рефлексия) На постерах запишите свои фамилии и за 3 минуты отобразите смысл изученного на уроке - четыре ключевых слова и 1 рисунок-схема. Рабочие тетради с заданиями сдать на проверку.

Домашнее задание: §53.

Использованная литература:

1. Нурахметов Н., Сарманова К., Джексембина К. Химия. Учебник для 8 класса общеобразовательных школ- Алматы:Мектеп, 2012.

2.Зефиров Н. Химическая энциклопедия. -Издательство : Большая российская энциклопедия , 1995.

3. Журналы "Химия в Казахстанской школе "



© 2010-2022