- Преподавателю
- Химия
- План проведения урока ХИМИИ В 8 КЛАССЕ
План проведения урока ХИМИИ В 8 КЛАССЕ
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Романенко Т.В. |
Дата | 25.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Строение атома.
Урок химии в 8 классе
РоманенкоТ.В., учитель химии и биологии,
ОСШОД№8 г.Уральск,
Западно -Казахстанская область
Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала.
Цели урока: . Доказать делимость атома на основе изучения научных данных,
подтверждающих сложность строения атома и атомного ядра.
Задачи урока:
-
Познакомить учащихся с историей установления сложного строения атома, с частицами, составляющими атом и их характеристиками.
-
Отработать умение записывать массовое число, порядковый номер элемента рядом с его символом, определять число протонов, нейтронов и электронов атомов любых химических элементов.
-
Показать что атом делим. Дать понятие о составе атома и атомного ядра. Раскрыть взаимосвязь понятий: протон, нейтрон, электрон, массовое число.
-
Воспитывать у учеников научно - материалистическое мировоззрение.
Методы : словесный, наглядный, демонстрационный.
Оборудование:
-
Презентация "Строение атома". Фрагменты фильма "Строение атома
-
Словари, в которых представлено понятие "атом"
-
Так как предусмотрена работа в парах, то ученики разделены на мини-группы .
-
Листы с дополнительной информацией об истории открытия атома, его состава и строения.
-
Постеры , фломастеры
Содержание урока.(Урок сопровождается презентацией и демонстрацией фрагментов фильма "Строение атома." )
Здравствуйте, ребята.
Сегодня мы с вами должны познакомиться с одним из основных понятий химии - "атом" .Начнем мы с вами с истории. Римский поэт и философ, Тит Лукреций Кар (Iв до н.э.) рассказал в бессмертной поэме "О природе вещей" об атоме.
(Если через окно в класс проникают солнечные лучи, то можно во время чтения стихотворения акцентировать внимание учащихся на этом моменте)
Вот посмотри: всякий раз, когда солнечный свет
проникает
В наши жилища и мрак прорезает своими лучами,
Множество маленьких тел в пустоте ты увидишь;
мелькая,
Мечутся взад и вперед, в лучистом сиянии света;
Будто бы в вечной борьбе они бьются в сраженьях и битвах,
В схватки бросаются вдруг по отрядам, не зная покоя,
Или сходясь или врозь постоянно опять разлетаясь.
Вопрос: Как вы думаете, суть каких явлений, с точки зрения современных представлений, описал поэт в данном стихотворении?
Ответы:
- явление диффузии;
- броуновское движение: пылинки в солнечном свете - хаотичное движение молекул и их столкновение.
Вывод: Учение об атомах по своей сути материалистично. Самые различные явления природы находят себе простое объяснение. Движения атомов и их соударения подчиняются простым и строгим законам. Однако, по мнению Демокрита, атом неизменен и вечен: У вас на столах лежат словари. Используя их дайте определение понятию "атом". Итак, согласно всем словарям атом характеризуется неделимой частицей. Действительно ли это так?
Я предлагаю вам самостоятельно познакомиться с основными этапами развития учения об атомах. У вас на столах в каждой группе (это блок №1) лежит лист с описанием опытов, проведенных физиками в XIX в. Изучите, пожалуйста, материал в течение 3 мин. Затем один человек от группы должен кратко изложить суть открытия:
- Ирландский физик Стони открыл электроны
- Англичанин Дж. Томсон и француз Жан Перрен дали характеристику электрона и получили поток электронов
- Физик Анри Беккерель открыл явление радиоактивности.
- Англичанин Эрнест Резерфорд изучал рассеивание a-частиц.
Атом любого химического элемента - как бы крохотная Солнечная система, в центре которой ядро, а вокруг вращаются электроны. Поэтому такую модель атома, предложенную Резерфордом, называют планетарной. Но и это не все. Оказывается, и крошечное атомное ядро, в котором сосредоточена вся масса атома, состоит из частиц двух видов.
Посмотрите, пожалуйста, на экран. На 1 слайде мы с вами можем увидеть как раз планетарную модель атома водорода. Обратите внимание на выводы, которые мы с вами только что сделали. Итак, атом состоит из трех видов частиц: протонов и нейтронов, которые образуют ядро и электронов.
На 2 слайде показано , что ядра имеют положительный заряд. Самое простое ядро - это ядро атома водорода. Также, здесь дана характеристика каждого вида частиц, составляющих атом. Повторите их, пожалуйста.
Ответ: Протоны, имеют массу равную 1, положительный заряд равный +1, обозначаются р+. Нейтроны имеют массу равную 1, заряда не имеют, обозначаются n0. Электроны имеют отрицательный заряд равный -1, массу, равную1/1840 массы протона, обозначаются е-.
Задание мини- группам: Через 1 минуту в тетрадях вы должны нарисовать модель атома водорода и подписать названия всех его частей.
На 3 слайде рассмотрено правило о том, что порядковый номер элемента равен числу протонов.
На 4 слайде показана модель ядра атома углерода и рассмотрена закономерность:
р+ + n0 = массовому числу А
Показано правило записи символа химического элемента, его порядкового номера и массового числа.
Задание мини-группам: Напишите символы, массовое число и порядковый номер для кремния и лития, азота и натрия, гелия и фосфора. На 5 слайде показаны правила определения нейтронов
n0 = А - z.
Атомы электронейтральны, следовательно, электронов в атоме должно быть столько же, сколько протонов
р+= е-
Вопрос: А как вы думаете, так ли уж необходимо нам с вами изучать строение атомов? Для чего нам необходимы эти знания? А ведь энергетические ресурсы атома неисчерпаемы, в отличие, например, от запасов природных ископаемых, таких как уголь, нефть, газ. Мирный атом и атомная энергия, используемая в военных целях. Тяжелые последствия применения атомной бомбы известны всему миру, когда в 1945 г Хиросима была уничтожена.
Греки говорили, что атом неделим. Так ли это? Используя материал этого урока, как вы можете ответить на этот вопрос? Как это ни странно, но правы и вы и Демокрит. Атом - этохимически неделимая частица, так как в химических реакциях атомы не изменяются, но знать строение атома необходимо каждому химику для объяснения многих химических процессов.
У нас осталось немного времени. Задание мини-группам: (Рефлексия) На постерах запишите свои фамилии и за 3 минуты отобразите смысл изученного на уроке - четыре ключевых слова и 1 рисунок-схема. Рабочие тетради с заданиями сдать на проверку.
Домашнее задание: §53.
Использованная литература:
1. Нурахметов Н., Сарманова К., Джексембина К. Химия. Учебник для 8 класса общеобразовательных школ- Алматы:Мектеп, 2012.
2.Зефиров Н. Химическая энциклопедия. -Издательство : Большая российская энциклопедия , 1995.
3. Журналы "Химия в Казахстанской школе "