Рабочая программа по химии 8 класс

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Бюджетное муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 29 г. Химки


Рассмотрено на заседании

ШМО учителей ______________________

________________ Ф.И.О.

№ протокола ______


«___»____________ 2015г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________________

Е.В. Байбуртянц


«___» _______2015г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 29


____________________

Н.Г. Каныгина


«___»___________2015г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Предмет

ХИМИЯ

Класс

8-9

Количество часов в год

68

Количество часов в неделю

2

Учебник ___О.С. Габриелян Химия. Базовый уровень; Дрофа 2014 г ___________________

Учитель: Н.Н. Левина









2015-2016









Пояснительная записка


  1. Настоящая рабочая программа по Химии для 8-9 класса составлена на основе:

  1. Закона Российской Федерации «Об образовании»;

  2. Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»; для (8- 11 классов)

3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2015-2016 учебный год»;

4. Учебного плана МБОУ СОШ № 29 г. Химки.

5. Программы, выбранные общеобразовательным учреждением: О.С. Габриелян А.В.Купцовой Программа основного общего образования по химии. 8-9 классы. М: Дрофа, 2012г.

Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), в том числе на контрольные работы- 5 часа, практические работы 4 часа.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательнойпрограмме школы.

II. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Личностными результатами изучения предмета «Химия» в 8 классе являются следующие умения:

 осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и

объяснимости на основе достижений науки;

 постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

 оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

 оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

 формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

 самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему, определять цель учебной деятельности;

 выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

 составлять (индивидуально или в проблемы;

 работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

 в диалоге с учителем совершенствовать выработанные критерии оценки.

Школьные:

  • Обнаруживает и формулирует учебную проблему под руководством

  • Ставит цель деятельности на основе поставленной проблемы и

  • предлагает несколько способов ее достижения.

 самостоятельно анализирует условия достижения цели на основе учёта

выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

 планирует ресурсы для достижения цели.

 Называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и

предлагает пути их преодоления/ избегания в дальнейшей деятельности.

 Называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и

предлагает пути их преодоления/ избегания в дальнейшей деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

 самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.

 Самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе.

 при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения.

 выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.

 адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных

сферах самостоятельной деятельности.

Познавательные УУД:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

 осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

 строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

 создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

 составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

 преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

 уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Школьные:

 осуществляет расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

 Считывает информацию, представленную с использованием ранее неизвестных знаков (символов) при наличии источника, содержащего их толкование.

 Создает модели и схемы для решения задач.

Переводит сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текст и наоборот.

 Устанавливает взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.

Участвует в проектно- исследовательской деятельности.

проводит наблюдение и эксперимент под руководством учителя. Осуществляет выбор

наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

 дает определение понятиям.

 устанавливает причинно-следственные связи.

обобщает понятия - осуществляет логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

 осуществляет сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания) строить логическое рассуждение, включающее

Установление причинно- следственных связей; объясняет явления, процессы, связи и отношения,

Выявляемые в ходе исследования;

объясняет явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

Знает основы ознакомительного чтения;

Знает основы усваивающего чтения

Умеет структурировать тексты (выделяет главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивает последовательность описываемых событий)

 ставить проблему, аргументировать её актуальность.  самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).Школьные:

 Соблюдает нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии.

 Пользуется адекватными речевыми клише в монологе (публичном выступлении), диалоге, дискуссии.

 формулирует собственное мнение и позицию, аргументирует их.

 Координирует свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего.

 устанавливает и сравнивает разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.

 спорит и отстаивает свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

 осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

 организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;.

 умеет работать в группе - устанавливает рабочие отношения, эффективно сотрудничает и способствует продуктивной кооперации; интегрируется в группу сверстников и строит продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

Выпускник получит возможность научиться:

продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:

 осознание роли веществ:

- определять роль различных веществ в природе и технике;

- объяснять роль веществ в их круговороте.

 рассмотрение химических процессов:

- приводить примеры химических процессов в природе;

- находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.

 использование химических знаний в быту:

- объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.

 объяснять мир с точки зрения химии:

- перечислять отличительные свойства химических веществ;

- различать основные химические процессы;

- определять основные классы неорганических веществ;

- понимать смысл химических терминов.

 овладение основами методов познания, характерных для естественных наук:

- характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы;

- проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

 умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе:

- использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;

- различать опасные и безопасные вещества.

Рабочая программа построена на основе концентрического подхода. Это достигается путем вычленения дидактической единицы - химического элемента - и дальнейшем усложнении и расширении ее: здесь таковыми выступают формы существования (свободные атомы, простые и сложные вещества). В программе учитывается реализация межпредметных связей с курсом физики (7 класс) и биологии (6-7 классы), где дается знакомство с строением атома, химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.

Преобладающей формой контроля выступают письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование), тестирование.


  1. Содержание учебного предмета

Введение (6 ч)

Предмет химии, Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент, моделирование. Источники химической информации, ее получение, анализ и представление его результатов.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных вещества.

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в ХVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки - работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Тема 1. Атомы химических элементов (10 ч)

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

Изменение числа протонов в ядре атома - образование новых химических элементов.

Изменение числа нейтронов в ядре атома - образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных уровней атомов химических элементов малых периодов периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента - образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь.

Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи. Понятие о валентности как свойстве атомов образовывать ковалентные химические связи. Составление формул бинарных соединений по валентности.

Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой - образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Тема 2. Простые вещества (7 ч)

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества - металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества - неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Молекулы простых веществ-неметаллов-водорода, кислорода, азота, галогенов. Относительная молекулярная масса.

Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ - аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

Число Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества - миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Тема 3 . Соединения химических элементов (13часов)

Степень окисления. Сравнение степени окисления и валентности. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния.

Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул.

Бинарные соединения неметаллов: оксиды, летучие водородные соединения, их состав. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Понятие о шкале кислотности -шкала-рН. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция. Аморфные и кристаллические вещества.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия доля.

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (13ч)

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами.

Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.

Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения - электролиз воды. Реакции соединения - взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения - взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).

Тема 5. Теория электролитической диссоциации и свойства классов неорганических соединений (19 ч)

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений. Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с металлами и оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями - реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании. Соли, их классификация и диссоциация в свете ТЭД. различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.

Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ. Окислительно-восстановительные реакции.

Определение степени окисления для элементов, образующих вещества разных классов. Реакции ионного обмена и ОВР. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Свойства простых веществ - металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.


№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

1

Ведение

6 часов

2

Практическая работа №1 « Знакомство с лабораторным оборудованием».


3

Атомы химических элементов

10 часов

4

Контрольная работа №1 по теме: « Введение. Атомы элементов»


5

Простые вещества

7 часов

6

Контрольная работа №2 по теме: « Простые вещества»


7

Соединения химических элементов.

13 часов

8

Практическая работа № 2 « Очистка загрязненной соли»


9

Практическая работа № 3 « приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества»


10

Контрольная работа №3 по теме: « Соединения химических элементов»


11

Изменения, происходящие с веществами

13 часов

12

Контрольная работа №4 по теме: « Изменения, происходящие с веществами».


13

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

19 часов

14

Практическая работа №4 « Ионные реакции»


15

Контрольная работа №5 по теме: « ТЭД»



  1. Учебно-методический комплекс

Рекомендуемая литература.

1. Литература, используемая учителем

- основная литература

1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа;

2. Габриелян О.С. Химия: 8 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа.

- дополнительная литература

1. Габриелян О.С. Изучаем химию в 8 кл.: дидактические материалы / О.С. Габриелян, Т.В. Смирнова. - М.: Блик плюс

2. Химия: 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. - М. : Дрофа;

3. Габриелян О.С., Вискобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 кл.: Методическое пособие. - М.: Дрофа;

4. Габриелян О.С., Рунов Н.Н., Толкунов В.И. Химический эксперимент в школе. 8 класс. - М.: Дрофа

5. Алхимик (alhimik.ru/) - один из лучших сайтов русскоязычного химического Интернета ориентированный на учителя и ученика, преподавателя и студента.

2. Литература, рекомендуемая для учащихся.

- основная литература

Габриелян О.С. Химия: 8 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа.

- дополнительная литература

1. Журнал «Химия в школе»;

2. Контрен - Химия для всех (kontren.narod.ru). - информационно-образовательный сайт для тех, кто изучает химию, кто ее преподает, для всех кто интересуется химией.

3. Алхимик (alhimik.ru/) - один из лучших сайтов русскоязычного химического Интернета ориентированный на учителя и ученика, преподавателя и студента.

4. Энциклопедический словарь юного химика

3. Медиаресурсы.

 CD «Неорганическая химия», издательство «Учитель»

 CD «Школа Кирилла и Мефодия», издательство «Учитель»

 Химия. Просвещение «Неорганическая химия»,. 8 класс (на 2-х дисках)

 Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория (учебное электронное издание)


  1. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:

  1. Список оборудования кабинета химии:

- Мультимедийный проектор;

- компьютер;

- МФУ;

- Телевизор;

- DVD - проигрыватель.

2. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

- Прибор для иллюстрации закона сохранения массы веществ; 15 шт

- Прибор для окисления спирта над медным катализатором;

- Горелка универсальная;

- Колонка адсорбционная;

- Прибор для получения газов;

- Набор для опытов по химии с электрическим током (лабораторный);

- Прибор для опытов по химии с электрическим током (демонстрационный);

- Набор моделей атомов для составления (лабораторный).


3. Натуральные объекты (коллекции):

• Каменный уголь и продукты его переработки (демонстрационный) 1 шт

• Каменный уголь и продукты его переработки (раздаточный)

• Нефть и продукты ее переработки (демонстрационный) 1 шт

• Нефть и продукты ее переработки (раздаточный)

• Волокна (демонстрационный)

• Волокна (раздаточный)

• Шкала твердости

• Пластмассы (раздаточный)

• Металлы (раздаточный)


  1. Натуральный фонд:

1. Кристаллические вещества

2. Твердые вещества

3. Растворы

4. Концентрированные кислоты

5. Растворы кислот

6. Растворы индикаторов

- Лакмус

- Метилоранж

- Фенофталеин


  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

 химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ, уравнения химических реакций;

 важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

 основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

 основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

 важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

называть: знаки химических элементов, изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических (кислород, водород, углекислый газ, аммиак, растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат -, карбонат-ионы, ионы аммония) и органических веществ;

вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю растворённого вещества в растворе, количество вещества, объём или массу реагентов или продуктов реакции.

проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

 определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

 экологически грамотного поведения в окружающей среде;

 оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

 безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

 приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

 критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.


  1. Электронные образовательные ресурсы

№ п/п

Название электронного образовательного ресурса

Вид электронного образовательного ресурса

Издательство (для электронных образовательных ресурсов на твердых носителях)

Ресурсы сети Интернет

1

Школьный химический эксперимент

Сборник демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы

учебное пособие, 3 части

2

Простые вещества - металлы

Презентация

3

Простые вещества - неметаллы

Презентация

4

Оксиды и летучие водородные соединения

Презентация

5

Основания, их состав и названия

Презентация

6

Кислоты, их состав и названия

Презентация

7

Соли, их состав и названия

Презентация

8

Типы химических реакций

Презентация

9

Генетическая связь между классами веществ

Презентация

10

Портал информационной поддержки единого государственного экзамена

ege.edu.ru

11

Электронная библиотека

lib.ru

12

Виртуальная библиотека

virlib.ru

13

Портал по учебникам (Общественно-государственная экспертиза учебников)

fsu-expert.ru




  1. Календарно-тематическое планирование предмета химия 8 класс

на 2015 - 2016 учебный год

№ пп

№ урока

Дата


Тема урока

УУД, развиваемые на уроке

Электронные образовательные ресурсы


план

факт




Ведение (6 часов)


1

1

1 неделя



Предмет химии. Вещества.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, стоят понятные для партнера понятия

Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно

Личностные: Формируют ответственное отношение к учению


1


2

2



Превращение веществ. Значение химии.



3

3

2 неделя



Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

1


4

4



Химические формулы. Относительные атомная и молекулярная массы.



5

5

3 неделя



Расчеты по химической формуле.



6

6



Практическая работа №1

«Знакомство с лабораторным оборудованием».




Атомы химических элементов (10 часов)


7

1

4 неделя



Основные сведения о строении атомов

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы; выбирают основания и критерии для классификации, преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать для себя удобную форму фиксации представления информации

Коммуникативные: Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Различать в устной речи мнение, доказательства, гипотезы; договариваются о совместной.

Регулятивные: Учитывают правило в планировании и контроле способа; решения, осуществляют пошаговый контроль; принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Личностные: Определяют свою личную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих партнеров успехов в учебе



8

2



Ядерные реакции. Изотопы.



9

3

5 неделя



Строение электронных оболочек атомов.

1


10

4



Периодическая система и строение атома.



11

5

6 неделя



Ионная химическая связь.

1


12

6



Ковалентная неполярная связь.

1


13

7

7 неделя



Ковалентная полярная связь. Электроотрицательность.

1


14

8



Металлическая связь

1


15

9

8 неделя



Обобщение по теме: « Атомы хим. элементов».



16

10



Контрольная работа №1 по теме: « Введение. Атомы элементов»




Простые вещества (7 часов)


17

1

9 неделя



Простые вещества - металлы.

Познавательные: Умение работать с учебником, дополнительной литературой и периодической системой; Выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат

Коммуникативные: Умение сотрудничать с учителем в поиске и сборе информации, слушать его; аргументируют свою позицию и координируют ее с позиции партнеров в сотрудничестве

Регулятивные: Оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспекивной оценки

Личностные: Овладение навыками для практической деятельности; Проявляют ответственность за результаты

2


18

2



Простые вещества - неметаллы.

3


19

3

10 неделя



Количество вещества. Молярная масса.



20

4



Молярный объем газов. Закон Авогадро.



21

5

11 неделя



Решение задач с использованием понятий

« Количествово вещества, молярная масса, молярный объем»



22

6



Обобщение по теме: « Простые вещества»



23

7

12 неделя



Контрольная работа №2 по теме: « Простые вещества»




Соединения химических элементов (13 часов)


24

1

12 неделя



Степень окисления.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы; Строят речевое высказывание в устной и письменной форме; Выдвижение гипотез, их обоснование, доказательство;

Выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процессии результат;

Коммуникативные: Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Регулятивные: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Личностные: Формирование готовности и способности к обучению и саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию



25

2

13 неделя



Оксиды и летучие водородные соединения.

4


26

3



Основания, их состав и названия.

5


27

4

14 неделя



Кислоты, их состав и названия.

6


28

5



Соли, их состав и названия.

7


29

6

15 неделя



Кристаллические решетки.

1


30

7



Чистые вещества и смеси.

1


31

8

16 неделя



Массовая и объемная доля компонентов смеси.



32

9



Решение задач на нахождение объемной доли.



33

10

17 неделя



Практическая работа № 2

«Очистка загрязненной соли»



34

11



Практическая работа № 3 « приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества»



35

12

18 неделя



Обобщение по теме: «Соединения химических элементов»



36

13



Контрольная работа №3 по теме: «Соединения химических элементов»



Изменения, происходящие с веществами (13 часов)







37

1

19 неделя



Химические реакции.

Познавательные: Выдвижение гипотез, их обоснование, доказательство; Используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Коммуникативные: Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: Планируют свои действия в связи с поставленной задачей и условиями ее решения

Личностные: Проявляют ответственность за результаты




38

2



Химические уравнения.

1


39

3

20 неделя



Составление уравнений химических реакций.



40

4



Расчеты по химическим уравнениям.



41

5

21 неделя



Расчеты по химическим уравнениям



42

6



Реакции разложения.

8


43

7

22 неделя



Реакции соединения.

8


44

8



Реакции замещения.

8


45

9

23 неделя



Реакции обмена.

8


46

10



Типы химических реакций на примере свойств воды.

1


47

11

24 неделя



Обобщение по теме: «Классы веществ. Типы реакций»



48

12



Обобщение по теме: «Классы веществ. Типы реакций».



49

13

25 неделя



Контрольная работа №4 по теме: «Изменения, происходящие с веществами».



Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (19 часов)


50

1

25 неделя



Растворение. Растворимость веществ.

Познавательные: Выдвижение гипотез, их обоснование, доказательство; Ставят и формулируют цели и проблемы урока и условиями ее решения .

Коммуникативные Формирование умения работать индивидуально и в парах, сотрудничать с учителем;

Адекватно используют речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.

Регулятивные: Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; различают способ и результат действия.

Личностные: овладение навыками для практической деятельности





51

2

26 неделя



Электролитическая диссоциация.



52

3



Основные положения ТЭД.



53

4

27 неделя



Диссоциация кислот, оснований, солей.

1


54

5



Ионные уравнения реакций. Реакции обмена, идущие до конца.



55

6

28 неделя



Составление ионных уравнений реакций.



56

7



Кислоты в свете ТЭД, их классификация и свойства.

1


57

8

29 неделя



Химические свойства кислот.



58

9



Основания в свете ТЭД, их классификация и свойства.

1


59

10

30 неделя



Химические свойства оснований.



60

11



Оксиды, их классификация и свойства.

1


61

12

31 неделя



Соли в свете ТЭД, их классификация и свойства.

1


62

13



Химические свойства солей. Генетическая связь классами неорганических веществ.



63

14

32 неделя



Практическая работа №4 «Ионные реакции»



64

15



Генетическая связь между классами веществ.

9


65

16

33 неделя



Контрольная работа №5 по теме: « ТЭД»



66

17



Окислительно-восстановительные реакции.



67

18

34 неделя



Обобщение по теме: « ТЭД. ОВР»



68

19



Повторение пройденного материала






© 2010-2022