- Преподавателю
- Химия
- Рабочая программа по химии 8 класс
Рабочая программа по химии 8 класс
Раздел | Химия |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Левина Н.Н. |
Дата | 27.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Бюджетное муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 29 г. Химки
Рассмотрено на заседании
ШМО учителей ______________________
________________ Ф.И.О.
№ протокола ______
«___»____________ 2015г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
__________________
Е.В. Байбуртянц
«___» _______2015г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 29
____________________
Н.Г. Каныгина
«___»___________2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет
ХИМИЯ
Класс
8-9
Количество часов в год
68
Количество часов в неделю
2
Учебник ___О.С. Габриелян Химия. Базовый уровень; Дрофа 2014 г ___________________
Учитель: Н.Н. Левина
2015-2016
Пояснительная записка
-
Настоящая рабочая программа по Химии для 8-9 класса составлена на основе:
-
Закона Российской Федерации «Об образовании»;
-
Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»; для (8- 11 классов)
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2015-2016 учебный год»;
4. Учебного плана МБОУ СОШ № 29 г. Химки.
5. Программы, выбранные общеобразовательным учреждением: О.С. Габриелян А.В.Купцовой Программа основного общего образования по химии. 8-9 классы. М: Дрофа, 2012г.
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), в том числе на контрольные работы- 5 часа, практические работы 4 часа.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательнойпрограмме школы.
II. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Личностными результатами изучения предмета «Химия» в 8 классе являются следующие умения:
осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и
объяснимости на основе достижений науки;
постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему, определять цель учебной деятельности;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в проблемы;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать выработанные критерии оценки.
Школьные:
-
Обнаруживает и формулирует учебную проблему под руководством
-
Ставит цель деятельности на основе поставленной проблемы и
-
предлагает несколько способов ее достижения.
самостоятельно анализирует условия достижения цели на основе учёта
выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
планирует ресурсы для достижения цели.
Называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и
предлагает пути их преодоления/ избегания в дальнейшей деятельности.
Называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и
предлагает пути их преодоления/ избегания в дальнейшей деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.
Самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе.
при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения.
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.
адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных
сферах самостоятельной деятельности.
Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Школьные:
осуществляет расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Считывает информацию, представленную с использованием ранее неизвестных знаков (символов) при наличии источника, содержащего их толкование.
Создает модели и схемы для решения задач.
Переводит сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текст и наоборот.
Устанавливает взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.
Участвует в проектно- исследовательской деятельности.
проводит наблюдение и эксперимент под руководством учителя. Осуществляет выбор
наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
дает определение понятиям.
устанавливает причинно-следственные связи.
обобщает понятия - осуществляет логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
осуществляет сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания) строить логическое рассуждение, включающее
Установление причинно- следственных связей; объясняет явления, процессы, связи и отношения,
Выявляемые в ходе исследования;
объясняет явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
Знает основы ознакомительного чтения;
Знает основы усваивающего чтения
Умеет структурировать тексты (выделяет главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивает последовательность описываемых событий)
ставить проблему, аргументировать её актуальность. самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).Школьные:
Соблюдает нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии.
Пользуется адекватными речевыми клише в монологе (публичном выступлении), диалоге, дискуссии.
формулирует собственное мнение и позицию, аргументирует их.
Координирует свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего.
устанавливает и сравнивает разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.
спорит и отстаивает свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;.
умеет работать в группе - устанавливает рабочие отношения, эффективно сотрудничает и способствует продуктивной кооперации; интегрируется в группу сверстников и строит продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
Выпускник получит возможность научиться:
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:
осознание роли веществ:
- определять роль различных веществ в природе и технике;
- объяснять роль веществ в их круговороте.
рассмотрение химических процессов:
- приводить примеры химических процессов в природе;
- находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.
использование химических знаний в быту:
- объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.
объяснять мир с точки зрения химии:
- перечислять отличительные свойства химических веществ;
- различать основные химические процессы;
- определять основные классы неорганических веществ;
- понимать смысл химических терминов.
овладение основами методов познания, характерных для естественных наук:
- характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы;
- проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе:
- использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;
- различать опасные и безопасные вещества.
Рабочая программа построена на основе концентрического подхода. Это достигается путем вычленения дидактической единицы - химического элемента - и дальнейшем усложнении и расширении ее: здесь таковыми выступают формы существования (свободные атомы, простые и сложные вещества). В программе учитывается реализация межпредметных связей с курсом физики (7 класс) и биологии (6-7 классы), где дается знакомство с строением атома, химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.
Преобладающей формой контроля выступают письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование), тестирование.
-
Содержание учебного предмета
Введение (6 ч)
Предмет химии, Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент, моделирование. Источники химической информации, ее получение, анализ и представление его результатов.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных вещества.
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в ХVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки - работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Тема 1. Атомы химических элементов (10 ч)
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома - образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома - образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных уровней атомов химических элементов малых периодов периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента - образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь.
Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи. Понятие о валентности как свойстве атомов образовывать ковалентные химические связи. Составление формул бинарных соединений по валентности.
Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой - образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Тема 2. Простые вещества (7 ч)
Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества - металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.
Важнейшие простые вещества - неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Молекулы простых веществ-неметаллов-водорода, кислорода, азота, галогенов. Относительная молекулярная масса.
Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ - аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Число Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества - миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Тема 3 . Соединения химических элементов (13часов)
Степень окисления. Сравнение степени окисления и валентности. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния.
Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул.
Бинарные соединения неметаллов: оксиды, летучие водородные соединения, их состав. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Понятие о шкале кислотности -шкала-рН. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция. Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия доля.
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (13ч)
Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами.
Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.
замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.
Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения - электролиз воды. Реакции соединения - взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения - взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
Тема 5. Теория электролитической диссоциации и свойства классов неорганических соединений (19 ч)
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений. Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с металлами и оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями - реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании. Соли, их классификация и диссоциация в свете ТЭД. различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ. Окислительно-восстановительные реакции.
Определение степени окисления для элементов, образующих вещества разных классов. Реакции ионного обмена и ОВР. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Свойства простых веществ - металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.
№ п/п
Раздел, тема
Количество часов
1
Ведение
6 часов
2
Практическая работа №1 « Знакомство с лабораторным оборудованием».
3
Атомы химических элементов
10 часов
4
Контрольная работа №1 по теме: « Введение. Атомы элементов»
5
Простые вещества
7 часов
6
Контрольная работа №2 по теме: « Простые вещества»
7
Соединения химических элементов.
13 часов
8
Практическая работа № 2 « Очистка загрязненной соли»
9
Практическая работа № 3 « приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества»
10
Контрольная работа №3 по теме: « Соединения химических элементов»
11
Изменения, происходящие с веществами
13 часов
12
Контрольная работа №4 по теме: « Изменения, происходящие с веществами».
13
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.
19 часов
14
Практическая работа №4 « Ионные реакции»
15
Контрольная работа №5 по теме: « ТЭД»
-
Учебно-методический комплекс
Рекомендуемая литература.
1. Литература, используемая учителем
- основная литература
1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа;
2. Габриелян О.С. Химия: 8 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа.
- дополнительная литература
1. Габриелян О.С. Изучаем химию в 8 кл.: дидактические материалы / О.С. Габриелян, Т.В. Смирнова. - М.: Блик плюс
2. Химия: 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. - М. : Дрофа;
3. Габриелян О.С., Вискобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 кл.: Методическое пособие. - М.: Дрофа;
4. Габриелян О.С., Рунов Н.Н., Толкунов В.И. Химический эксперимент в школе. 8 класс. - М.: Дрофа
5. Алхимик (alhimik.ru/) - один из лучших сайтов русскоязычного химического Интернета ориентированный на учителя и ученика, преподавателя и студента.
2. Литература, рекомендуемая для учащихся.
- основная литература
Габриелян О.С. Химия: 8 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа.
- дополнительная литература
1. Журнал «Химия в школе»;
2. Контрен - Химия для всех (kontren.narod.ru). - информационно-образовательный сайт для тех, кто изучает химию, кто ее преподает, для всех кто интересуется химией.
3. Алхимик (alhimik.ru/) - один из лучших сайтов русскоязычного химического Интернета ориентированный на учителя и ученика, преподавателя и студента.
4. Энциклопедический словарь юного химика
3. Медиаресурсы.
CD «Неорганическая химия», издательство «Учитель»
CD «Школа Кирилла и Мефодия», издательство «Учитель»
Химия. Просвещение «Неорганическая химия»,. 8 класс (на 2-х дисках)
Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория (учебное электронное издание)
-
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:
-
Список оборудования кабинета химии:
- Мультимедийный проектор;
- компьютер;
- МФУ;
- Телевизор;
- DVD - проигрыватель.
2. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
- Прибор для иллюстрации закона сохранения массы веществ; 15 шт
- Прибор для окисления спирта над медным катализатором;
- Горелка универсальная;
- Колонка адсорбционная;
- Прибор для получения газов;
- Набор для опытов по химии с электрическим током (лабораторный);
- Прибор для опытов по химии с электрическим током (демонстрационный);
- Набор моделей атомов для составления (лабораторный).
3. Натуральные объекты (коллекции):
• Каменный уголь и продукты его переработки (демонстрационный) 1 шт
• Каменный уголь и продукты его переработки (раздаточный)
• Нефть и продукты ее переработки (демонстрационный) 1 шт
• Нефть и продукты ее переработки (раздаточный)
• Волокна (демонстрационный)
• Волокна (раздаточный)
• Шкала твердости
• Пластмассы (раздаточный)
• Металлы (раздаточный)
-
Натуральный фонд:
1. Кристаллические вещества
2. Твердые вещества
3. Растворы
4. Концентрированные кислоты
5. Растворы кислот
6. Растворы индикаторов
- Лакмус
- Метилоранж
- Фенофталеин
-
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ, уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
называть: знаки химических элементов, изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических (кислород, водород, углекислый газ, аммиак, растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат -, карбонат-ионы, ионы аммония) и органических веществ;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю растворённого вещества в растворе, количество вещества, объём или массу реагентов или продуктов реакции.
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
-
Электронные образовательные ресурсы
№ п/п
Название электронного образовательного ресурса
Вид электронного образовательного ресурса
Издательство (для электронных образовательных ресурсов на твердых носителях)
Ресурсы сети Интернет
1
Школьный химический эксперимент
Сборник демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы
учебное пособие, 3 части
2
Простые вещества - металлы
Презентация
3
Простые вещества - неметаллы
Презентация
4
Оксиды и летучие водородные соединения
Презентация
5
Основания, их состав и названия
Презентация
6
Кислоты, их состав и названия
Презентация
7
Соли, их состав и названия
Презентация
8
Типы химических реакций
Презентация
9
Генетическая связь между классами веществ
Презентация
10
Портал информационной поддержки единого государственного экзамена
ege.edu.ru
11
Электронная библиотека
lib.ru
12
Виртуальная библиотека
virlib.ru
13
Портал по учебникам (Общественно-государственная экспертиза учебников)
fsu-expert.ru
-
Календарно-тематическое планирование предмета химия 8 класс
на 2015 - 2016 учебный год
№ пп
№ урока
Дата
Тема урока
УУД, развиваемые на уроке
Электронные образовательные ресурсы
план
факт
8а
8б
Ведение (6 часов)
1
1
1 неделя
Предмет химии. Вещества.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, стоят понятные для партнера понятия
Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно
Личностные: Формируют ответственное отношение к учению
1
2
2
Превращение веществ. Значение химии.
3
3
2 неделя
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
1
4
4
Химические формулы. Относительные атомная и молекулярная массы.
5
5
3 неделя
Расчеты по химической формуле.
6
6
Практическая работа №1
«Знакомство с лабораторным оборудованием».
Атомы химических элементов (10 часов)
7
1
4 неделя
Основные сведения о строении атомов
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы; выбирают основания и критерии для классификации, преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать для себя удобную форму фиксации представления информации
Коммуникативные: Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Различать в устной речи мнение, доказательства, гипотезы; договариваются о совместной.
Регулятивные: Учитывают правило в планировании и контроле способа; решения, осуществляют пошаговый контроль; принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Личностные: Определяют свою личную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих партнеров успехов в учебе
8
2
Ядерные реакции. Изотопы.
9
3
5 неделя
Строение электронных оболочек атомов.
1
10
4
Периодическая система и строение атома.
11
5
6 неделя
Ионная химическая связь.
1
12
6
Ковалентная неполярная связь.
1
13
7
7 неделя
Ковалентная полярная связь. Электроотрицательность.
1
14
8
Металлическая связь
1
15
9
8 неделя
Обобщение по теме: « Атомы хим. элементов».
16
10
Контрольная работа №1 по теме: « Введение. Атомы элементов»
Простые вещества (7 часов)
17
1
9 неделя
Простые вещества - металлы.
Познавательные: Умение работать с учебником, дополнительной литературой и периодической системой; Выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат
Коммуникативные: Умение сотрудничать с учителем в поиске и сборе информации, слушать его; аргументируют свою позицию и координируют ее с позиции партнеров в сотрудничестве
Регулятивные: Оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспекивной оценки
Личностные: Овладение навыками для практической деятельности; Проявляют ответственность за результаты
2
18
2
Простые вещества - неметаллы.
3
19
3
10 неделя
Количество вещества. Молярная масса.
20
4
Молярный объем газов. Закон Авогадро.
21
5
11 неделя
Решение задач с использованием понятий
« Количествово вещества, молярная масса, молярный объем»
22
6
Обобщение по теме: « Простые вещества»
23
7
12 неделя
Контрольная работа №2 по теме: « Простые вещества»
Соединения химических элементов (13 часов)
24
1
12 неделя
Степень окисления.
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы; Строят речевое высказывание в устной и письменной форме; Выдвижение гипотез, их обоснование, доказательство;
Выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процессии результат;
Коммуникативные: Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Регулятивные: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Личностные: Формирование готовности и способности к обучению и саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
25
2
13 неделя
Оксиды и летучие водородные соединения.
4
26
3
Основания, их состав и названия.
5
27
4
14 неделя
Кислоты, их состав и названия.
6
28
5
Соли, их состав и названия.
7
29
6
15 неделя
Кристаллические решетки.
1
30
7
Чистые вещества и смеси.
1
31
8
16 неделя
Массовая и объемная доля компонентов смеси.
32
9
Решение задач на нахождение объемной доли.
33
10
17 неделя
Практическая работа № 2
«Очистка загрязненной соли»
34
11
Практическая работа № 3 « приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества»
35
12
18 неделя
Обобщение по теме: «Соединения химических элементов»
36
13
Контрольная работа №3 по теме: «Соединения химических элементов»
Изменения, происходящие с веществами (13 часов)
37
1
19 неделя
Химические реакции.
Познавательные: Выдвижение гипотез, их обоснование, доказательство; Используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Коммуникативные: Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные: Планируют свои действия в связи с поставленной задачей и условиями ее решения
Личностные: Проявляют ответственность за результаты
38
2
Химические уравнения.
1
39
3
20 неделя
Составление уравнений химических реакций.
40
4
Расчеты по химическим уравнениям.
41
5
21 неделя
Расчеты по химическим уравнениям
42
6
Реакции разложения.
8
43
7
22 неделя
Реакции соединения.
8
44
8
Реакции замещения.
8
45
9
23 неделя
Реакции обмена.
8
46
10
Типы химических реакций на примере свойств воды.
1
47
11
24 неделя
Обобщение по теме: «Классы веществ. Типы реакций»
48
12
Обобщение по теме: «Классы веществ. Типы реакций».
49
13
25 неделя
Контрольная работа №4 по теме: «Изменения, происходящие с веществами».
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (19 часов)
50
1
25 неделя
Растворение. Растворимость веществ.
Познавательные: Выдвижение гипотез, их обоснование, доказательство; Ставят и формулируют цели и проблемы урока и условиями ее решения .
Коммуникативные Формирование умения работать индивидуально и в парах, сотрудничать с учителем;
Адекватно используют речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.
Регулятивные: Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; различают способ и результат действия.
Личностные: овладение навыками для практической деятельности
51
2
26 неделя
Электролитическая диссоциация.
52
3
Основные положения ТЭД.
53
4
27 неделя
Диссоциация кислот, оснований, солей.
1
54
5
Ионные уравнения реакций. Реакции обмена, идущие до конца.
55
6
28 неделя
Составление ионных уравнений реакций.
56
7
Кислоты в свете ТЭД, их классификация и свойства.
1
57
8
29 неделя
Химические свойства кислот.
58
9
Основания в свете ТЭД, их классификация и свойства.
1
59
10
30 неделя
Химические свойства оснований.
60
11
Оксиды, их классификация и свойства.
1
61
12
31 неделя
Соли в свете ТЭД, их классификация и свойства.
1
62
13
Химические свойства солей. Генетическая связь классами неорганических веществ.
63
14
32 неделя
Практическая работа №4 «Ионные реакции»
64
15
Генетическая связь между классами веществ.
9
65
16
33 неделя
Контрольная работа №5 по теме: « ТЭД»
66
17
Окислительно-восстановительные реакции.
67
18
34 неделя
Обобщение по теме: « ТЭД. ОВР»
68
19
Повторение пройденного материала