Технология уровневой дифференциации на уроках химии

В обучении химии  уровневая дифференциация имеет особое значение. Это обусловлено спецификой учебного предмета: у одних учащихся усвоение химии сопряжено со значительными трудностями, а у других проявляются явно выраженные способности к изучению этого предмета. Уровневая дифференциация обучения является залогом развития детей с разными способностями и интересами. В данной ситуации учителю важно учитывать как познавательные интересы учащихся, так и индивидуальный темп их развития. В статье предс...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технология уровневой дифференциации на уроках химииНефёдова Татьяна Сергеевна,

учитель химии СОШ №1 п. Нижний Одес


Технология уровневой дифференциации на уроках химии

В обучении химии уровневая дифференциация имеет особое значение. Это обусловлено спецификой учебного предмета: у одних учащихся усвоение химии сопряжено со значительными трудностями, а у других проявляются явно выраженные способности к изучению этого предмета. Уровневая дифференциация обучения является залогом развития детей с разными способностями и интересами. В данной ситуации учителю важно учитывать как познавательные интересы учащихся, так и индивидуальный темп их развития.

Применение уровневой дифференциации позволяет каждому учащемуся работать на любом уровне учебных достижений и получить соответствующие результаты. Учащиеся получают право и возможность выбирать уровень обучения, учитывая свои способности: на уровне воспроизведения фактов, их реконструирования (воспроизведения способа получения фактов) или на вариативном уровне (на уровне мыслительных операций). В процессе обучения дифференциация осуществляется, прежде всего, через применение разноуровневых заданий для учащихся, выполняемых на уроке с целью закрепления знаний, в качестве контрольных заданий на зачетах, контрольных работах.

Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает дополнительную возможность самореализации ученику, и предмет становится ему интереснее. Из массива заданий ученик выбирает тот уровень сложности, на который способен «замахнуться», и таким образом сам как бы отслеживает уровень своей компетентности.

Основная цель разноуровневой дифференциации состоит в том, чтобы создать условия для самореализации каждого ученика в соответствии с его интересами и, главное, возможностями. Эта технология позволяет учащимся реально оценивать свои силы, а также видеть свои достижения. В результате повышается интерес к предмету, между учителем и учащимися устанавливаются партнерские отношения, снижается психологическое напряжение учащихся на уроках. Повышается качество знаний и активность слабоуспевающих учащихся.

Представляю фрагменты дифференцированных заданий, применяемых мною на уроках.

1. При решении расчетных задач.

«3» 6 г 6 г х г 7г 19,6г х л

CaO + SiO2 = CaSiO3 Cu + 2H2SO4 = CuSO4 + SO2 + 2H2O

«4» Вычислить массу карбоната кальция, полученного при взаимодействии 74 г гидроксида кальция и 50 г оксида углерода (IV).

«5» В закрытом сосуде смешаны 15г оксида азота (II) с 10г кислорода. Сколько получится оксида азота (IV)? Какой газ, и в каком количестве останется?

Каждый ученик получает индивидуальную дифференцированную карточку с заданием.

2. Реакции ионного обмена

Составьте ионные уравнения

«3» NaOH + HNO3 = NaNO3 + H2O

Ca(OH)2 + 2HCl = CaCl2 +2H2O

2KOH + H2SO4 = K2SO4 + 2H2O

«4» Na2CO3 + CaCl2  CaCO3 + NaCl

BaCl2 + K2SO4  BaSO4 + KCl

Ag2SO4 + Na3PO4  Ag3PO4 + Na2SO4

«5» Напишите полные и сокращенные ионные уравнения реакций между растворами :

а) сульфата железа (II) и гидроксида натрия б) фосфата натрия и хлорида кальция; в) сульфата алюминия и гидроксида калия

3. Классы неорганических соединений.

«3» 1. Даны формулы оснований: Cu(OH)2, NaOH, Ca(OH)2, KOH, Ba(OH)2, Mg(OH)2, Al(OH)3, Fe(OH)2, Fe(OH)3. Распределите основания на 2 группы по известным вам признакам. Назовите по 2 вещества в каждой группе.

2. Допишите уравнения: t0

а) NaOH + HCl  б) AlCl3 + KOH  в) KOH + CO2  г) Fe(OH)2

3. Осуществить превращения: K  K2O  KOH  KNO3

«4» «5» 1. Приведите формулы оснований, соответствующие следующим оксидам: Li2O, MgO, K2O, CrO, BaO, Al2O3. Дайте им названия.

2. Допишите уравнения: t0

а) Ba(OH)2 + H2SO4  б) Ca(OH)2 + N2O5  в) Cr(OH)3

г) AlPO4+ NaOH  д) Cu(OH)2 + H3PO4

3. Осуществить превращения: Al  Al2O3  Al(NO3)3  Al(OH)3

Задание должно быть достаточно легким, чтобы не отпугнуть ученика, не вызвать в нем страх, но одновременно и достаточно сложным, чтобы воспитать в ученике культуру труда. Главное, чтобы труд был результативным. Использую дифференцированное обучение, я отказалась от ранжирования детей на «сильных» и «слабых» - просто все дети разные, каждый умеет и знает что - то лучше других.

В условиях классно-урочной системы обучения уровневая дифференциация является эффективным средством формирования у учащихся самооценки и самоконтроля.

Дифференцированное обучение - это один из способов достижения всем детьми общеобразовательной цели обучении с учетом их индивидуальных особенностей.





© 2010-2022