ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Железо – металл цивилизации человечества»

Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»



Тема урока:



«Железо - металл цивилизации человечества»






9 класс



Составила: Юхненко Ольга Пимоновна

учитель химии

высшей квалификационной категории

2015 учебный год





ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


«Железо - металл цивилизации человечества»




Цель урока: продолжить внедрение компетентностного подхода к обучению на уроках химии, как метода формирования умений действовать в заданной учебной ситуации.

Задачи:

- обучающие: продолжить знакомство с особенностями научного исследования на основе установления причинно-следственной связи между строением, свойствами и применением на примере железа, способами самоконтроля при выполнении тренажерных заданий;

-развивающие: развитие познавательных интересов, умения определять цель, выдвигать гипотезу через выполнение исследовательской работы; навыков самостоятельной работы и способность к рефлексии, коммуникативных качеств, уверенности в своих силах.

-воспитательные: формирование культуры общения, чувства сопричастности общему делу, умения работать коллективно через работу в парах, группе; воспитание культуры умственного труда, сохранения своего здоровья.

Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний с использованием ЭОР.

Формы работы учащихся: изучение материала, формулирование вопросов по теме урока, выполнение практических опытов, фиксирование в тетради уравнений реакций и выводов по уроку, выполнение тренажерных заданий, осуществление самоконтроля по оцениванию уровня усвоения своих знаний.

Методы и методические приемы - исследовательский, поисковый, лабораторная работа, работа в группах, решение проблемных ситуаций, взаимоконтроль, эвристическая беседа, тестирование

Необходимое техническое оборудование: мультимедийные средства, таблица «Периодическая система химических элементов», таблица «Растворимость кислот, солей и оснований», интерактивная доска, проектор, компьютер, презентация к уроку.





Ход урока


1.организационный момент

2. мотивация учебной деятельности

Учитель: Дорогие ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучение металлов и познакомимся с очень важным металлом, с ним так неразрывно связана жизнь человечества. При участии этого металла пролились реки крови, потеряны жизни и одержаны незабываемые победы, его называют металлом цивилизации человечества. Как вы думаете, о каком металле идет речь? Почему его так назвали?

Слайд № 1

Сообщения учащихся: Я думаю, что железо так называют, потому что оно связано с развитием человеческого общества и с умением людей обрабатывать металлы. Был каменный век, затем медный, бронзовый, а появление железа в человеческой цивилизации положило начало железному веку.

Учащийся: Я считаю, что человеку для защиты нужны были ножи, стрелы, копья, щиты, чтобы их изготовить, необходим был твердый, но ковкий металл. Этим металлом стало железо.

Слайд № 2

Учитель: На самом деле железо имеет очень много важных свойств, необходимых человеку и пока является незаменимым металлом. Послушайте высказывание академика Ферсмана: «Железо не только основа всего мира, самый главный металл. Оно основа культуры и промышленности, оно орудие войны и мирного труда, и во всей таблице Менделеева невозможно найти другой такой элемент, который был бы так связан с прошлыми, настоящими и будущими судьбами человечества»

На нашем уроке мы должны подтвердить данное высказывание, поэтому давайте сформулируем цель нашего урока. Учащиеся формулируют цель урока: мы сегодня должны дать характеристику железа по положению в ПСХЭ Д. И. Менделеева, изучить строение атома

железа, физические и химические свойства данного вещества.

3. Актуализация знаний

Слайд № 3

В изучении нового материала нам будут помогать наш учебник и презентация материала.

Прежде, чем приступить к научной работе, давайте узнаем откуда же брали древние люди железо, в то время когда еще не научились добывать его из руды?

Сообщение учащегося: Железо - в переводе с шумерского языка обозначает « капнувший с неба, небесный». Первое железо, с которым столкнулось человечество, было железом из метеоритов. Впервые доказал, что « железные камни падают с неба» в 1775 году русский путешественник П. С. Паласс, который привез в Петербург глыбу самородного железного метеорита весом 600 кг. Самым крупным железным метеоритом является найденный в 1920 г. в Юго - Западной Африке метеорит «Гоба» весом 60 т. В гробнице Тутанхамона , полностью наполненной золотом, самым дорогим был небольшой железный амулет бога Гора, который относится к числу наиболее ранних железных изделий Египта. Ученые предполагают, что именно страны Малой Азии, где проживали племена хеттов, было местом возникновения черной металлургии. Из стран Малой Азии «тайны» изготовления железа распространились в Египте, Ассирии, Палестине. В Европу железо пришло уже в 1тыс. до н. э., так в Европе начался железный век. Слайд № 4

4. Изучение нового материала

Учитель: Итак, на некоторое время вы становитесь исследователями и изучаете железо. Работа выполняется по инструкции, вы составляете отчет в виде ответов на вопросы, записываете в тетради уравнения реакций. Что вы можете сказать о нахождении железа в ПСХЭ Д. И. Менделеева?

Слайд № 5

Учитель: Откройте п. 14, стр 63 и прочитайте материал о строении атома железа, составьте электронную формулу атома железа.

Слайд № 6

Учитель: Определите физические свойства железа, точно по инструкции провести эксперимент, повторите правила работы в химической лаборатории.

Инструктивная карточка № 1

Опыт № 1 «Изучение физических свойств железа»

Оборудование:

Железные опилки, железные стружки, железный гвоздь, магнит, стакан с водой, медная пластинка.

Ход эксперимента:

Внимательно осмотрите внешний вид выданных образцов, сравните с медной пластиной и сделайте выводы:

1.Твердость железа

2.Цвет железа

3.Магнитные свойства

4.Растворимость в воде

5.Плотность железа

Учитель: А теперь давайте вспомним, с чем вступают в реакцию металлы, в том числе и железо?

Учащиеся: Я думаю, что железо будет реагировать, как и все металлы с кислородом, серой, галогенами, водой, кислотами, солями.

Слайд № 7

Посмотрите на схему слайда и выпишите из учебника химические свойства железа. Проведите лабораторную работу № 2 «Взаимодействие железа с кислотами и солями»

Какие правила безопасности вы должны соблюдать при выполнении данной работы?

Инструктивная карточка № 2

Опыт № 2 «Взаимодействие железа с кислотами и солями»

Оборудование: железные стружки, разбавленная серная кислота, раствор сульфата меди(2), 2пробирки.

Ход эксперимента.

Проведите опыты, подтверждающие взаимодействие железа с кислотами и солями. Для этого, насыпьте в каждую пробирку железные стружки, и в одну пробирку прилейте разбавленную серную кислоту, а в другую - раствор сульфата меди (2). Зафиксируйте свои наблюдения. Сделайте выводы о взаимодействии железа с кислотами и солями. Запишите соответствующие уравнения реакций.

Учитель: Знакома ли вам фраза « Доктор сказал, что у вас анемия, не хватает в организме железа». Какую биологическую роль выполняет железо в организме живых существ ?

Слайд № 10

Сообщения учащихся о биологической роли железа.

Учитель: Мы изучили свойства железа, на основании полученных знаний, перечислите области применения железа,

Слайд № 11

Учащиеся: В настоящее время, железо - это основа современной промышленности, сельскохозяйственного машиностроения, транспорта, средств связи, космической отрасли.

5. Закрепление изученного материала

Предлагается выполнить тестовое задание.

6.Диагностика уровня усвоения учащимися новых знаний

Учитель подводит итог урока, выставляет оценки. Учащиеся обсуждают итоги полученных знаний.

7. Домашнее задание

Учитель объясняет и комментирует домашнее задание. Прочитать текст параграфа, выполнить письменно упражнение 6 стр.68 и выучить §14 стр.63-64.


© 2010-2022