- Преподавателю
- Химия
- Программа по химии для автомехаников
Программа по химии для автомехаников
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Барабанова Л.В. |
Дата | 15.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Иркутской области
«Ульканский межотраслевой техникум»
УТВЕРЖДЕНО:
Приказ директора ГБПОУ «УМТ»
№ ____ от «___» ______ 20__ г.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.06 Химия
наименование индекс
2014г.
Рассмотрена и одобрена
на заседании методической
комиссии «____» _________201__г.
Протокол № ___
Программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Химия» (разработанной на основе среднего профессионального образования) и Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по профессии 190631.01 Автомеханик
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Ульканский межотраслевой техникум»
Разработчик: Барабанова Любовь Васильевна, преподаватель
Рецензент:
(от работодателя)
____________________ ________________ _________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации программы учебной дисциплины
10
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
12
-
паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Химия
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 190631.01Автомеханик.
1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
-
определять валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам соединений;
-
характеризовать элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;
-
объяснить зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;
-
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;
-
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников; использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах;
-
связывать изученный материал со своей профессиональной деятельностью;
-
решать расчётные задачи по химическим формулам и уравнениям;
-
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения химических явлений происходящих в природе, быту и на производстве; определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на живые организмы; безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием; приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве; критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит, электролитическая диссоциация, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
-
основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И.Менделеева;
-
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;
-
важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные , кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щёлочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося 39 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объём часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
117
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
78
в том числе:
лабораторные работы
10
практические занятия
49
контрольные работы
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
39
в том числе:
подготовка сообщений, презентаций
10
подготовка к лабораторным, практическим работам
8
подготовка к контрольным работам
2
подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике.
11
подготовка рефератов
8
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Химия
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
1
1
I. Общая и неорганическая химия
Тема 1.1.Основные понятия и законы химии
Содержание учебного материала
1
1.
Вещества
2
Практические занятия
П.р. № 1 «Изучение химических знаков и формул»
П.р. № 2 «Изучение закона постоянства состава»
П.р. № 3 «Изучение закона сохранения массы»
П.р. № 4 «Изучение закона Авогадро»
4
Тема 1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома
Содержание учебного материала
1
1.
Основные сведения о строении атома
2
Практические занятия
П.р. № 5 «Изучение Периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И.Менделеева»
П.р. № 6 «Изучение строения электронных оболочек атомов»
П.р. № 7 «Определение электронных конфигураций атомов»
3
Самостоятельная работа обучающихся
№ 1 Подготовить реферат по теме: «Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине»
4
Тема 1.3. Строение вещества
Содержание учебного материала
4
1.
Водородная связь
2
2.
Газообразные вещества
3.
Жидкие вещества
4
Твёрдые вещества
Практические задания
П.р. № 8 «Изучение ионной связи»
П.р. № 9 «Изучение ковалентной связи»
П.р. №10 «Изучение металлической связи»
П.р. № 11 «Изучение дисперсных систем»
П.р. № 12 «Исследование чистых веществ и смесей»
П.р. № 13 «Решение расчётных задач на нахождение объёмной и массовой долей смесей»
6
Тема 1.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация
Содержание учебного материала
2
1.
Растворимость веществ
2
2.
Основные положения теории электролитической диссоциации
1
Практические занятия
П.р. № 14 «Изучение электролитической диссоциации»
П.р. № 15 «Изучение кислот, оснований, солей как электролитов»
2
Лабораторные работы
Л.р. .№ 1 «Приготовление раствора заданной концентрации»
1
Самостоятельная работа обучающихся
№ 2 Подготовить сообщение по теме: «Химические процессы, проходящие в аккумуляторных батареях автомобилей»
2
Тема 1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства
Содержание учебного материала
1. Оксиды, их классификация и свойства
1
Практические занятия
П.р. № 16 «Изучение кислот как электролитов, их классификации и свойств»
П.р. № 17 «Изучение оснований как электролитов, их классификации и свойств»
П.р. № 18 «Изучение солей как электролитов, их классификации и свойств»
3
Лабораторные работы
Л.р. № 2 «Изучение способов получения оксидов»
Л.р. № 3 «Изучение химических свойств кислот»
Л.р. № 4 «Изучение основных способов получения кислот»
Л.р. № 5 «Изучение основных способов получения оснований»
Л.р. № 6 «Изучение способов получения солей»
5
Контрольная работа за 1 полугодие
1
Самостоятельная работа обучающихся
№ 3 Подготовить презентацию по теме: «Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту»
Тема 1.6. Химические реакции
Содержание учебного материала
1.
Скорость химических реакций
1
Практические занятия
П.р. № 19 «Изучение классификации химических реакций»
П.р. № 20 «Изучение теплового эффекта химических реакций»
П.р. № 21 «Изучение окислительно-восстановительных реакций»
П.р. № 22 «Изучение химического равновесия и способов его смещения»
4
Самостоятельная работа обучающихся
№ 4 Подготовить сообщение по теме: «Аллотропия металлов»
2
Тема 1. 7. Металлы и неметаллы
Содержание учебного материала
-
Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов
1
Практические занятия
П.р. № 23 «Изучение сплавов»
П.р. № 24 «Изучение неметаллов»
П.р. № 25 «Решение экспериментальных задач на тему: «Металлы и неметаллы»
3
Лабораторные работы
Л.р. № 7 «Изучение способов получения металлов»
Л.р. № 8 «Получение, собирание и распознавание газов»
2
Контрольная работа за курс «Общая и неорганическая химия»
1
Самостоятельная работа обучающихся
№ 5 Подготовить презентацию по теме: «Коррозия металлов и способы защиты от коррозии»
№ 6 Подготовить реферат по теме: «Отечественная чёрная и цветная металлургия и её вклад в автомобилестроение»
№ 7 Подготовить сообщение по теме: «Выхлопные газы и их влияние на окружающую среду»
9
II. Органическая химия
Тема 2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений
Содержание учебного материала
1. Предмет органической химии
2. Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова
2
Практические занятия
П.р. № 26 «Изучение классификации органических соединений»
П.р. № 27 «Изучение номенклатуры органических соединений»
П.р. № 28 «Определение типов химических реакций в органической химии»
3
Самостоятельная работа обучающихся
№ 8 Подготовить сообщение по теме: «Реакция горения в автомобиле»
2
Тема 2.2. Углеводороды и их природные источники
Практические занятия
П.р. № 29 «Изучение алканов»
П.р. № 30 «Изучение алкенов»
П.р. № 31 «Изучение алкадиенов»
П.р. № 32 «Изучение натуральных и синтетических каучуков»
П.р. № 33 «Изучение алкинов»
П.р. № 34 «Изучение аренов»
П.р. № 35 «Определение генетической связи между различными классами углеводородов»
П.р. № 36 «Решение задач»
П.р. № 37 «Изучение природного газа»
П.р. № 38 «Изучение нефти»
10
Самостоятельная работа обучающихся
№ 9 Подготовить презентацию по теме: «Резина, техническое производство и роль в автомобилестроении»
№ 10 Подготовить презентацию по теме: «Углеводородное топливо, его виды и назначение»
№ 11 Подготовить сообщение по теме: «Сварочное производство и роль химии углеводородов в ней»
№ 12 Подготовить сообщение по теме: «Химическое объяснение детонации бензина»
9
Тема 2.3. Кислородсодержащие органические соединения
Содержание учебного материала
1.Фенол
1
Практические занятия
П.р. № 39 «Изучение предельных одноатомных спиртов»
П.р. № 40 «Изучение многоатомных спиртов»
П.р. № 41 «Изучение альдегидов»
П.р. № 42 «Изучение карбоновых кислот»
П.р. № 43 «Изучение сложных эфиров»
П.р. № 44 «Изучение углеводов»
6
Лабораторные работы
Л.р. № 9 «Изучение химических свойств уксусной кислоты»
1
Самостоятельная работа обучающихся
№ 13 Подготовить презентацию по теме: «Этанол величайшее благо и страшное зло»
№ 14 Подготовить презентацию по теме: «Жиры как продукт питания и химическое сырьё»
№ 15 Подготовить сообщение по теме: «История уксуса»
8
Тема 2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры
Содержание учебного материала
1.Белки
1
Практические занятия
П.р. № 45 «Изучение аминов»
П.р. № 46 «Изучение аминокислот»
П.р. № 47 «Изучение пластмасс»
П.р. № 48 «Изучение волокон»
П.р. № 49 «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений»
5
Лабораторные работы
Л.р. № 10 «Распознавание пластмасс и волокон»
1
Дифференцированный зачёт
1
Всего:
78
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Оборудование и наличие рабочих мест:
-
рабочие места по количеству обучающихся;
-
рабочее место преподавателя;
-
методические пособия;
Технические средства обучения:
-
компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедийный проектор, экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для обучающихся
Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова - М., 2010.
Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М., 2010.
Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М., 2010.
Габриелян О.С, Воловик В.В. Единый государственный экзамен. Химия: Сб. заданий и упражнений. - М., 2011.
Габриелян О.С, Остроумов И.Г, Введенская А.Г. Общая химия в тестах, задачах и упражнениях. - М., 2011.
Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека - М., 2010.
Габриелян О.С, Лысова Г.Г. Химия в тестах, задачах и упражнениях: учеб. пособие. - М., 2009.
Для преподавателей
Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно - методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова - М., 2006.
Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов - М., 2004.
Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс в 2 ч. / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская - М., 2004.
Аршанский Е.А. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля - М., 2003.
Кузнецова Н.Е. Обучение химии на основе межпредметной интеграции / Н.Е. Кузнецова, М.А. Шаталов - М., 2004.
Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. - М., 2003.
Габриелян О.С. Лысова Г.Г. Химия для преподавателя: методическое пособие. - М., 2004.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Уметь:
- называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре
Наблюдение за выполнением практических работ: № 29 - № 31, № 33, № 34, № 39 - № 42
- определять принадлежность веществ к разным классам соединений
Оценка результата выполнения практических работ: № 1, № 8 - № 10,
№ 15 - № 18, № 21, № 29 - № 31, № 33, № 34, № 39 - № 46
- характеризовать элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И.Менделеева
Оценка результата выполнения практических работ: № 5, № 16 - № 18,
№ 24, № 29 - № 31, № 33, № 34, № 39 - № 46
- объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения
Оценка результата выполнения практических работ: № 8 - № 10, № 22
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений
Оценка результата выполнения лабораторных работ: № 2 - № 10
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников
Выполнение и защита рефератов, сообщений, презентаций
- связывать изученный материал со своей профессиональной деятельностью
Оценка результата выполнения практических работ: № 16, № 20, № 23,
№ 32, № 38.
Выполнение презентаций на темы: «Коррозия металлов и способы защиты от коррозии»; «Резина, техническое производство и роль в автомобилестроении»; «Углеводородное топливо, его виды и назначение»; Выполнение сообщений на темы: «Химические процессы, проходящие в аккумуляторных батареях автомобилей»; «Выхлопные газы и их влияние на окружающую среду»; «Реакция горения в автомобиле».
- решать расчётные задачи по химическим формулам и уравнениям
Оценка результата выполнения практических работ: № 2 - № 4, № 12, № 25, № 36, № 49
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения химических явлений происходящих в природе, быту и на производстве
Оценка результата выполнения лабораторной работы №1. .Выполнение презентаций на темы: «Коррозия металлов и способы защиты от коррозии»; «Резина, техническое производство и роль в автомобилестроении»; «Углеводородное топливо, его виды и назначение»; «Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту»; «Этанол величайшее благо и страшное зло»; «Жиры как продукт питания и химическое сырьё»; «История уксуса». Выполнение сообщений на темы: «Химические процессы, проходящие в аккумуляторных батареях автомобилей»; «Выхлопные газы и их влияние на окружающую среду»; «Реакция горения в автомобиле», «Аллотропия металлов», «Сварочное производство и роль химии углеводородов в ней». Выполнение рефератов на темы: «Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине»; «Отечественная чёрная и цветная металлургия и её вклад в автомобилестроение»
Знать:
- важнейшие химические понятия
Оценка результата выполнения практических работ: № 1 - № 4, № 8 - № 10, № 14, № 20 - № 22, № 29 - № 34, № 39 - № 46
- основные законы химии
Оценка результата выполнения практических работ: № 2, № 3, № 5
- основные теории химии
Оценка результата выполнения практических работ: № 6 - № 8, № 11, № 13 -№ 15, № 24, № 29 - № 34, № 39 - № 48
- важнейшие вещества и материалы
Оценка результата выполнения практических работ: № 16 - № 18,
№ 23 - № 24, № 29 - № 34, № 37, № 39, № 43, № 44 - № 48.
6