Рабочая программа по химии (8 класс)

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА РОДНИЧНЫЙ ДОЛ»

ПЕРЕВОЛОЦКОГО РАЙОНА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

«Согласовано»

Зам по УВР МБОУ «СОШ

с. Родничный Дол»

_______ /Кузнецова Н.В/

от «__» ______________ 20__ г.

«Рассмотрено

Решением педагогического совета

протокол № ___

от «__» ______________ 20__ г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ с. Родничный Дол»

_________ /Решетова Н.М./

Приказ №

от «__» ______________ 20__ г.











ФИО

Казимова Сауле Мазитовна

категория

II

предмет

Химия

класс

8










с. Родничный Дол

2015 - 2016 учебный год



2. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы по химии для 8-10 классов общеобразовательных учреждений под редакцией проф. Н.Е.Кузнецовой.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение химии в объеме 2 часов в неделю (базовый уровень).

Содержание данной программы имеет гуманистическую и химико - экологическую направленность и ориентацию на развивающие обучение. В нем отражена система важнейших химических знаний, раскрыта роль химии в познавании окружающего мира, в повышении уровня материальной жизни общества, в развитии его культуры, в решении важнейших проблем современности. Оно представлено тремя блоками знаний: о веществе, химической реакции и о прикладной химии (химической технологии и применении веществ), развиваемыми по спирали, отражающей повышение теоретического уровня изучения и обобщения знаний.

Курс химии 8 класса предполагает изучение двух разделов. Первый посвящен теоретическим объяснениям химических явлений на основе атомно-молекулярного учения и создает прочную базу для дальнейшего изучения курса химии. Особое внимание уделено формированию системы основных химических понятий и языку науки; жизненно веществам и явлениям, химическим реакциям, которые рассматриваются на атомно-молекулярном уровне. Второй раздел посвящен изучению электронной теории и рассмотрению на ее основе периодического закона и системы химических элементов, строения и свойств веществ, а также сущности химических реакций.

2.1 Нормативно- правовая база рабочей программы:

Рабочая программа по химии разработана на основе нормативно - методических материалов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 № 74)

  • Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 08.06.2015 №253);

  • Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189;

  • Приказ Министерства образования Оренбургской области № 01-21/1063 от 13.08.2014 (в ред. приказа министерства образования Оренбургской области от 06.08.2015 № 01-21/1742) «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных организаций Оренбургской области»

  • Образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ с. Роднинчый Дол» Переволоцкого района;

  • Учебный план МБОУ «СОШ с. Роднинчый Дол» Переволоцкого района на 2015 - 2016 учебный год;

Программа курса химии 8-11 классы Н.Е.Кузнецова, Н.Н.Гара М.: «Вентана - Граф» 2014

2.3 Информация о количестве учебных часов

Количество учебных часов: 70 (2 часа в неделю, 35 рабочих недель)

2.4. Используемые УМК

1. Химия: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара и др. М.: Вентана-Граф, 2010

2. Задачник по химии: 8 класс.Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. -М.: Вентана-Граф, 2004

3. Шаталов М.А. Урок химии: 8 класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2009

2.5 Цели и задачи обучения

Вооружение учащихся знаниями основ науки и химической технологии, способами их добывания, переработки и применения.

Раскрытия роли химии в познании природы и обеспечении жизни общества; показ значения общего химического образования для правильной ориентации в жизни в условиях ухудшения экологической обстановки.

Внесение вклада в развитие научного миропонимания ученика, формирование химической картины природы как важного компонента научного мировоззрения.

Развития внутренней мотивации учения, повышение интереса к познанию химии.

развитие личности учащегося средствами данного учебного предмета, содействие адаптации ученика к постоянно изменяющимся условиям жизни.

Принципы отбора основного и дополнительного материала связаны с преемственностью целей образования на разных этапах обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся.

В соответствии с данными целями ставятся задачи:

Формирование у учащихся знания основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера.

Развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории, в повседневной жизни.

Формирование специальных умений: обращаться с веществами, выполнять несложные эксперименты, соблюдая правила техники безопасности; грамотно применять химические знания в общении с природой и в повседневной жизни.

Раскрытие гуманистической направленности химии, ее возрастающей роли в решении главных проблем, стоящих перед человечеством, и вклада в научную картину мира.

Развитие личности обучающихся: их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности.

2.6 Общая характеристика

Курс химии 8 класса предполагает изучение 2х разделов. Первый посвящён теоретическим объяснениям химических явлений на основе атомно-молекулярного учения и создаёт прочную базу для дальнейшего изучения курса химии. Второй раздел посвящён изучению электронной теории и на её основе рассмотрению периодического закона и системы химических элементов, строения и свойств веществ и сущности химических реакций.

2.7 Структура курса

Наименование разделов, тем.

Кол-во часов

Вид контроля

к/р

п/р

л/о

п/р

Тесты

Сам. раб

Введение

3


1


1



Раздел 1. Вещества и химические явления с позиций атомно-молекулярного учения

41


5

5




Тема 1. Химические элементы и вещества в свете атомно-молекулярного учения

9



1



1

Тема 2. Химические реакции. Закон сохранения массы и энергии.

6

1


1




Тема 3. Методы изучения химии.

2



1




Тема 4. Вещества в окружающей нас природе и технике.

6


3

1

3



Тема 5. Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение.

7

1

1


1


1

Тема 6. Основные классы неорганических соединений.

11

1

1

1

1



Раздел 2. Вещества и химические реакции в свете электронной теории.

22

1

2

1




Тема 7. Строение атома.

3







Тема8. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

3






1

Тема 9. Строение вещества.

4







Тема 10. Химические реакции в свете электронной теории

4

1






Тема 11. Водород и его важнейшие соединения.

3


1


1



Тема 12. Галогены.

5


1

1

1



Резерв

4




Итого

70

4

8

6

2.8 Информация о внесенных изменениях

Программа соответствует авторской программе

2.9 Содержание курса

Введение (3 ч)

Химия и научно-технический прогресс. Исторические этапы возникновения и развития химии. Основные понятия и те­ории химии. Лабораторное оборудование и приемы работы с ним. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии.

Демонстрации. Таблицы, слайды, показывающие истори­ческий путь развития, достижения химии и их значение; лабора­торное оборудование.

Практическое занятие. Приемы обращения с Лабораторным оборудованием.

Раздел I. Вещества и химические явления с позиций атомно-молекулярного учения

Тема 1 Химические элементы и вещества в свете атомно-молекулярного учения (9 ч)

Понятие «вещество» в физике и химии. Физические и химиче­ские явления. Изменяющееся вещество как предмет изучения хи­мии. Фазовые переходы. Описание веществ.

Химические элементы: их знаки и сведения из истории от­крытия. Состав веществ. Закон постоянства состава, химические формулы. Формы существования химических элементов. Веще­ства простые и сложные. Простые вещества: металлы и неметаллы. Общая характеристи­ка металлов и неметаллов. Некоторые сведения о металлах и неме­таллах, обусловливающих загрязненность окружающей среды. Опи­сание некоторых наиболее распространенных простых веществ.

Атомно-молекулярное учение в химии. Относительные атом­ные и молекулярные массы. Система химических элементов Д.И. Менделеева. Определение периода и группы. Характеристи­ка положения химических элементов в периодической системе.

Валентность.

Количество вещества. Определение валентности по положе­нию элемента в периодической системе. Моль - единица количе­ства вещества. Молярная масса.

Демонстрации. 1. Физические и химические явления. 2. Модели ато­мов и молекул. Кристаллические решетки. 3. Коллекция металлов и неметаллов. 4. Кипячение воды.

5. Коллекция простых веществ, образованных элементами I-III периодов.

Лабораторные опыты. 1. Рассмотрение веществ с различны­ми физическими свойствами (медь, железо, цинк, сера, вода, хло­рид натрия и др.). 2. Примеры физиче­ских явлений: сгибание стеклянной трубки, кипячение воды, плавление парафина. 3. Примеры химических явлений: горение древесины, взаимодействие мрамора с соляной кислотой. 4. Изу­чение образцов металлов и неметаллов (серы, железа, алюминия, графита, меди и др.).

Расчетные задачи. 1. Вычисление относительной молекуляр­ной массы веществ, массовой доли элементов по химическим формулам. Вычисление молярной массы вещества.

Тема 2 Химические явления в свете атомно-молекулярного учения (9 ч)

Сущность химических явлений в свете атомно-молекулярного учения. Признаки протекания химических реакций. Причины и направления протекания химических реакций.

Понятие об энтропии и внутренней энергии вещества. Обратимость химических реакций. Превращение энергии при химических реакциях, условия протекания химических реакций, экзо- и эндотермиче­ские реакции. Законы сохранения массы и энергии, их взаимо­связь в законе сохранения материи. Составление уравнений хи­мических реакций. Расчеты по уравнениям химических реакций. Типы химических реакций: разложения, соединения, замеще­ния, обмена. Обобщение знаний о химических реакциях.

Демонстрации. 1. Примеры химических реакций разных ви­дов: разложение малахита, получение суль­фида железа, горение магния, взаимодействие соляной кислоты с карбонатом натрия и др.

Лабораторные опыты. 1. Признаки протекания химических реакций: нагревание медной проволоки; взаимодействие раство­ров едкого натра и хлорида меди; взаимодействие растворов ук­сусной кислоты и гидрокарбоната натрия; растирание в ступке порошков хлорида аммония и гашеной извести. 2. Типы химических реакций: разложение малахита; взаимодействие же­леза с раствором хлорида меди (II), взаимодействие растворов ед­кого натра и хлорного железа.

Расчетные задачи. Вычисление по химическим уравнениям масс, количеств веществ:

а) вступивших в реакцию; б) образова­вшихся в результате реакции.

Тема 3 Методы химии (2ч)

Понятие о методе как средстве научного познания действительности. Методы, связанные с непосредственным изучением веществ: наблюдение, описание, сравнение, эксперимент. Анализ и синтез веществ - экспериментальные методы химии. Понятие об индикаторах. Теоретическое объяснение, моделирование, прогнозирование химических явлений. Химический язык (термины и названия, знаки, формулы и уравнения), его важнейшие функции в химической науке. Способы выражения закономерностей в химии (качественный, количественный, математический, графический). Химические опыты и измерения, их точность. Единицы измерений, наиболее часто используемые в химии. Рас­четы в химии, количественные химические задачи.

Лабораторные опыты. 1. Описание веществ молекулярного и немолекулярного строения. 2. Сравне­ние свойств двух металлов: меди и железа.

Расчетные задачи. 1. Вычисления, связанные с переводом еди­ниц в Международную систему единиц (СИ). 2. Построение гра­фиков и таблиц по имеющимся данным о количествах веществ, расходующихся или получающихся в химических реакциях.

Тема 4 Вещества в окружающей нас природе и технике (6 ч)

Вещества в природе: основные сведения о вещественном составе геосфер и космоса. Понятие о техносфере. Чистые вещества и смеси. Степень чистоты: и виды загрязнения веществ. Понятие

о гомогенных и гетерогенных смесях. Разделение смесей. Очистка веществ: фильтрование, дистилляция, кристаллизация, экстрагирование, возгонка. Идентификация веществ с помощью определения температур плавления и кипения.

Вещества в технике. Получение веществ с заданными свойствами - основная проблема химии. Понятие о веществах как о сырье, материалах и продукции. Вещества органические и

неорганические. Первоначальные сведения о химической технологии. Планетарный характер влияния техники на окружающую среду. Природоохранительное значение очистных сооружений и экологически чистых технологий.

Понятие о растворах как гомогенных физико-химических системах. Значение растворов для жизни человека, сельскохозяйственного и промышленного производства. Растворимость ве­ществ. Влияние техносферы на природные пресные и морские воды. Факторы, влияющие на растворимость твердых веществ и газов. Изменение растворимости кислорода в связи с загрязнением вод. Коэффициент растворимости. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля, молярная концентрация.

Демонстрации. 1. Разделение смесей различными методами: методом отстаивания; с помощью делительной воронки; методом колоночной хроматографии. 2. Коллекция различных сортов нефти, каменного угля. 3. Коллекция природных и синтетических органических веществ. 4. Тепловые эффекты при ра­створении: растворение серной кислоты, нитрата аммония.

Лабораторные опыты. 1. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ, минералов и горных пород. 2. Разделение смеси серы и железа, разделение смеси нефти и воды. 3. Исследо­вание физических и химических свойств природных веществ (из­вестняков).

Практические работа. 1. Очистка веществ. 2. растворимость веществ 3.Приготовление растворов заданной концентрации.

Расчетные задачи. 1. Вычисление концентрации растворов (массовой доли, молярной концентрации) по массе растворенного вещества и объему или массе растворителя.

Тема 5 Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение (7 ч)

Понятие о газах. Закон Авогадро. Воздух - смесь газов. Относи­тельная плотность газов.

Кислород - химический элемент и простое вещество. Исто­рия открытия кислорода. Схема опытов Д. Пристли и А.Л. Ла­вуазье.

Аллотропия. Озон. Значение озонового слоя Земли. Пробле­ма нарушения его целостности. Повышение содержания озона в приземном слое атмосферы.

Получение кислорода в промышленности и лаборатории. Хи­мические свойства кислорода. Процессы горения и медленного окисления. Применение кислорода.

Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Тенденции измене­ния состава воздуха в XX в. Основные источники загрязнения ат­мосферы. Транспортный перенос загрязнений. Круговорот ки­слорода в природе. О всемирном законе об атмосфере.

Демонстрации. 1. Получение кислорода. 2. Сжигание в атмо­сфере кислорода, серы, угля, красного фосфора, натрия, железа. 3. Получение озона. 4. Взаимодействие озона с растворами инди­го и иодида калия. 5. Опыты, подтверждающие состав воздуха. 6. Опыты по воспламенению и горению.

Практическое работа. Получение кислорода и исследование его свойств.

Расчетные задачи. 1. Определение относительной плотности газов по значениям их молекулярных масс. 2. Определение относительных молекулярных масс газообразных веществ по значению их относительной плотности.

Тема 6 Основные классы неорганических соединений (11 ч)

Оксиды - состав, номенклатура, классификация. Понятие о гидроксидах - кислотах и основаниях. Названия и состав основа­ний. Гидроксогруппа. Классификация кислот, их состав, назва­ния. Состав, названия солей, правила составления формул солей. Химические свойства оксидов. Влияние состава кислот на ха­рактер их свойств (на примерах соляной и серной кислот). Об­щие химические свойства кислот. Растворимость кислот. Кислот­ные дожди. Физические свойства и способы получения щелочей. Химические свойства солей (взаимодействие растворов солей с растворами щелочей и металлами). Генетическая связь классов неорганических соединений. Амфотерность. Оксиды и гидроксиды, обладающие амфотерными свойствами. Классификация не­органических веществ. Периодическое изменение свойств хими­ческих элементов и их соединений (на примере оксидов, гидроксидов и водородных соединений).

Демонстрации. 1. Образцы соединений - представителей кислот, солей, нерастворимых оснований, щелочей, оксидов. 2. Опыты, иллюстрирующие существование генетической связи между соединениями натрия, кальция. 3. Взаимодействие кальция и натрия с водой. 4. Действие индика­торов. 5. Опыты, иллюстрирующие химические свойства отдель­ных классов неорганических соединений. 6. Образцы простых веществ и их соединений (оксидов и гидроксидов), образован­ных элементами одного периода.

Лабораторные опыты. 1. Рассмотрение образцов оксидов (углерода (IV), водорода, меди, кальция, железа ). 2.Наблюдение растворимости оксидов алюминия, натрия, кальция и меди в воде. 3. Определение среды получен­ных растворов с помощью индикатора. 4. Рассмотрение образ­цов солей и определение их растворимости.

5. Взаимо­действие оксидов меди (II) и цинка с раствором серной кисло­ты. 7. Получение углекислого газа и взаимодействие его с изве­стковой водой. 8. Исследование свойств соляной и серной кислот с использованием индикаторов. 9. Взаимодействие ме­таллов (магния, цинка, железа, меди) с растворами кислот. 10. Изменение окраски индикаторов в растворах щелочей. 11. Взаимодействие растворов кислот со щелочами. 12. Взаимо­действие растворов кислот с нерастворимыми основаниями. 13. Получение нерастворимых оснований и исследование их свойств (на примере гидроксида цинка).

Практические работа. 1. Исследова­ние свойств оксидов, кислот, оснований.


Раздел 2 Вещества и химические реакции в свете электронной теории

Тема 7 Строение атома (3 ч)

Строение атома. Постулаты Бора. Строение электронных оболо­чек атомов элементов: s-, p-, d-, f-электроны. Место элемента в пе­риодической системе и электронная структура атомов. Радиоак­тивность. Понятие о превращении химических элементов. Уравне­ния ядерных реакций. Причины возникновения радиоактивных осадков и их биологическое значение.

Демонстрации. 1. Схемы опытов Томсона, Резерфорда

Тема 8 Периодический закон и периодическая система элементов Д.И. Менделеева

(3 ч)

Свойства химических элементов и их изменения. Классификация химических элементов. Открытие периодического закона. Строение атомов элементов малых и больших периодов, главных и побочных подгрупп. Формулировка периодического закона в современной трактовке. Периодическая система в свет строения атома. Физический смысл номера периода и группы Семейства элементов (на примерах щелочных металлов, галогенов, инертных газов). Характеристика химических свойства элементов главных подгрупп и периодичность их изменения в свете электронного строения атома. Элементы, соединения которых проявляют амфотерные свойства. Относительная электроотрицательность элементов. Общая характеристика элемента на основе его положения в периодической системе Д.И. Менделеева. Значение периодического закона для разви­тия науки и техники. Роль периодического закона в создании научной картины мира.

Демонстрации. 1. Набор слайдов, кодограмм, таблиц «Перио­дический закон и строение атома». 2. Демонстрация образцов щелочных металлов и галогенов. 3. Взаимодействие щелочных металлов и галогенов с простыми и сложными веществами.

Лабораторный опыт. Исследование свойств амфотерных гидроксидов и щелочей.

Тема 1 Строение вещества (4 ч)

Валентное состояние атомов в свете теории электронного стро­ения. Валентные электроны. Химическая связь атомов. Ковалентная связь и механизм ее образования. Неполярная и поляр­ная ковалентная связь. Свойства ковалентной связи. Электрон­ные и структурные формулы веществ. Ионная связь и механизм ее образования. Свойства ионов. Степень окисления.

Природа химической связи и ее типы. Относительность типо­логии химической связи. Влияние типа химической связи на свойства химического соединения.

Кристаллическое строение веществ. Кристаллические решет­ки: атомная, ионная, молекулярная - и их характеристики.

Уровни химической организации веществ. Зависимость свойств веществ от их строения.

Демонстрации. 1. Моде­ли кристаллических решеток веществ с ионным, атомным и моле­кулярным строением. 2. Возгонка иода.

Тема 10 Химические реакции в свете электронной теории. (4 ч)

Физическая сущность химической реакции.

Электронные уравнения Льюиса. Реакции, протекающие с изменением и без изменения степеней окисления. Окисли­тельно-восстановительные реакции. Процессы окисления и восстановления; их единство и противоположность. Состав­ление уравнений окислительно-восстановительных реакций, расстановка коэффициентов методом электронного баланса, общая характеристика.

Классификация химических реакций в свете электронной теории.

Демонстрации. Примеры окислительно-восстановительных реакций различных типов: горение веществ, взаимодействие ме­таллов с галогенами, серой, азотом, растворами кислот и солей.

Тема 11 Водород и его важнейшие соединения (3 ч)

Водород в космосе. Ядерные реакции на Солнце. Водород в земной природе. Получение водорода в лаборатории. Водород - химический элемент и простое вещество. Энергия связи в молекуле водорода. Изотопы водорода. Физические и химические свойства водорода. Водород в ОВР. Применение водорода. Промышленное получение водорода. Водород - экологически чистое топливо; перспективы его использования. Оксид водорода - вода; состав, пространственное строение, водородная связь. Физико-химические свойства воды. Изотопный состав воды. Тяжелая вода и особенности ее свойств. Пероксид водорода: состав, строение, свойства, применение, пероксид водорода в ОВР.

Демонстрации. 1. Получение водорода в лаборатории. 2.Горение водорода. Восстановление меди из ее оксида в токе водорода. 3. Опыты, подтверждающие химические свойства воды. 4. Химические свойства пероксида| водорода.

Практические работа 1. Получение водорода и изучение его свойств.

Тема 12 Галогены (5 ч)

Характеристика галогенов как химических элементов и простых веществ. Строение атомов галогенов. Нахождение галогенов в природе. Физические и химические свойства галогенов. Получение хлора и хлороводорода в лаборатории и промышленности. Биологическое значение галогенов. Галогены и отравляющие ве­щества.

Демонстрации. 1. Получение хлора. 2. Взаимодействие с хло­ром натрия, железа. 3. Обесцвечива­ние хлором красящих веществ. 4. Синтез хлороводорода. 5. Полу­чение хлороводорода реакцией обмена и растворение его в воде. 6. Взаимодействие йода с металлами; раствора йода с крахмалом. 7. Растворение йода в воде и органических растворителях. 8. Взаимное вытеснение галогенов.

Лабораторные опыты. Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов.

Практическая работа . 1. Получение соляной кислоты и опыты с ней.

Расчетные задачи. Вычисление объема газов по количеству веществ.

2.10 Планируемые результаты

В результате изучения программы обучающиеся должны:

Знать:

  • формулировку и смысл Периодического закона Д. И. Менделеева, основные закономерности, отраженные в Периодической системе химических элементов, строение электронных оболочек атомов первых четырех периодов, характеристику элементов главных подгрупп по положению в периодической системе и строению атомов простых и сложных веществ, образованных этими элементами; определять и применять понятия: ковалентная связь (полярная и неполярная), ионная связь, электроотрицательность, степень окисления, кристаллическая решетка (ионная, атомная, молекулярная), аллотропия, изотопы, окислительно-восстановительные реакции, скорость химической реакции и условия, влияющие на нее; химическое равновесие и его смещение под влиянием температуры; определять и применять понятия: моль, молярная масса, молярный объем газов при нормальных условиях, относительная плотность газов; знать закон Авогадро;

смысл электронных формул веществ, образованных элементами трёх периодов и термохимических уравнений;

общие и специфические свойства галогенов, свойства и применение соляной кислоты, хлоридов, серы, сероводорода, оксидов серы (IV), (VI), серной кислоты, сульфатов; химические реакции, лежащие в основе производства серной кислоты, и условия их осуществления.

Понимать:

значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и производства;

идею материального единства химических элементов и веществ, переход количественных изменений в качественные, внутреннюю противоречивость в строении атомов элементов, значение этих противоречий для химических превращений веществ.

Уметь:

выявлять существенные признаки при характеристике элементов, простых веществ и химических соединений; на основе знаний периодической системы химических элементов и строения атомов предсказывать форму соединений, вид химической связи и характерные общие свойства веществ;

составлять формулы высших оксидов, продуктов их взаимодействия с водой, водородных соединений неметаллов по положению элементов в периодической системе; составлять схемы строения атомов с указанием числа электронов в электронных оболочках; составлять электронные формулы веществ с различным видом химической связи, определять степень окисления элементов по формулам соединений, составлять химические уравнения с электронным балансом на примере изучаемых окислительно-восстановительных реакций;

вычислять массу по известному количеству вещества, относительную плотность газов, массы и объемы газов (при нормальных условиях), массы веществ или объемы газов по известному количеству вещества одного из вступающих в реакцию пли получающихся веществ; рассчитывать объемные отношения газов по химическим уравнениям; выполнять расчеты по термохимическим уранениям;

распознавать йод, соляную кислоту, хлориды, бромиды, иодиды, серную кислоту и сульфаты; получать хлороводород реакцией обмена и растворять его в воде.

2.11 Информация об используемых технологиях, методах и приемах обучения

Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационные опыты, разработанные учителем или учениками мультимедийные продукты.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок-игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

Урок решения задач. У учащихся вырабатываются умения и навыки решения задач не только на уровне обязательного минимума, но и на более высоком уровне.

Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, научения технике тестирования.

Обобщение и систематизация знаний. Основная черта обобщающих уроков - приобретение школьниками новых знаний на базе систематизации и обобщения, переосмысления имеющихся знаний.

Урок-практикум (практическая работа). На этих уроках проводятся большие по объему и сложные по содержанию работы. Учащиеся самостоятельно выполняют практические работы. Компьютер на таких уроках может использоваться как виртуальная лаборатория.

Урок - путешествие. Урок - познавательная игра, в ходе которой совершаются с помощью книг, карт экспедиции в разные эпохи, страны. Они могут быть вводно-обзорные по теме и заключительные.

ИКТ - технология. Позволяет в концентрированной форме изучать и повторять материал по теме в темпе, который каждый ученик сам подбирает в соответствии с индивидуальными особенностями.

Технология системно-деятельностного подхода - воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Он предусматривает развитие умения ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты

Технология проблемного обучения - обучение основано на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях

Технология реализации межпредметных связей - способствует систематизации, а, следовательно, глубине и прочности знаний, помогает дать ученикам целостную картину мира.

2.12 Виды и формы промежуточного, итогового контроля

-текущий: тематические срезы, тест, устный опрос (индивидуальный и фронтальный), творческие работы, исследовательские задания;

- промежуточный: проверочная работа, тест, самостоятельная работа;

- итоговый: контрольная работа, тест;

2.13 Примерные темы исследовательских и проектных работ для учащихся

  1. Вода - уникальное вещество природы

  2. Использование озона для обеззараживания воды

  3. История спички

  4. Самый первый химический элемент

  5. От алхимии к настоящей химии

  6. Металлы в искусстве

  7. Химики о секретах красоты

2.14 Список литературы

  1. Кузнецова Н.Е. формирование систем понятий при обучении химии: книга для учителя.- М.: Просвещение,1989.

  2. Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. проблемное обучение на основе межпредметной интеграции (на примере дисциплин естественнонаучного цикла): Учебное пособие, - СПб: Образование.1998.

  3. Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. проблемно-интегрированный подход и методика его реализации в обучении химии // Химия в школе.- 1993.-№3.

  4. Гара Н.Н., Зуева М.В. Химия, система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников основной школы. - М.: вентана-Граф,2003

  5. Титова И.М. Малый химический тренажер: Технология организации адаптивно-развивающих диалогов, Комплект дидактических материалов для 8-11 классов общеобразовательной школы.- М.: Вентана-Граф,2001.

  6. Зуева М.В., Гара Н.Н.новые контрольные и проверочные работы по химии. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2002

Оборудование и приборы

  1. Комплект портретов ученых-химиков для средней школы.

  2. Комплект наборов «микролаборатория»

  3. Комплект таблиц по химии для основной школы.

  4. Химическая посуда , оборудование, химические реактивы (в соответствии с программой основной школы по химии)

  5. Комплект шаростержневых моделей.

Список литературы для обучающихся

  1. Кузнецова Н.Е., Титова И.М. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.-М.: Вентана-Граф, 2009.

4. Система оценивания обучающихся по предмету

Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам изучения данного предмета. Оцениваются результаты обучения по пятибалльной системе. При оценке учитываются не только объем и глубина, но и прочность, осознанность знаний.

1. Оценка устных ответов учащихся

Отметка «5»:

а) дан полный и правильный ответ на основе изученных теорий;

б) материал осознан;

в) материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

г) ответ самостоятельный;

д) допустимы 2 - 2 несущественные ошибки.

Отметка «4»:

а) дан правильный ответ на основе изученных теорий;

б) материал осознан;

в) материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

г) допустимы 2-3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя, или некоторая неполнота ответа.

Отметка «3»:

а) учебный материал в основном изложен полно, но при этом допущены 1 - 2 существенные ошибки (например, неумение применять законы и теории к объяснению новых фактов);

б) ответ неполный, хотя и соответствует требуемой глубине, построен несвязно. Допустима некоторая помощь учителя (наводящие вопросы).

Отметка «2»:

а) ответ обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее существенной части учебного материала;

б) допущены существенные ошибки, которые не исправляются с помощью учителя, материал изложен несвязно.

Отметка «1»:

ответ обнаруживает полное незнание и непонимание основного и существенного в учебном материале.

2. Оценка умения решать задачи (расчетные и качественные)

Отметка «5»:

а) в решении и объяснении нет существенных ошибок;

б) ход решения рациональный;

в) если необходимо, решение произведено несколькими способами:

г) допустимы ошибки по невнимательности (оговорка, описка) .

Отметка «4»:

а) в решении и объяснении нет существенных ошибок;

б) допущены 1-2 несущественные ошибки в решении и объяснении, или неполное объяснение (отсутствие вопросов ил и пояснений к решению, обозначений или ответа, содержащего необходимый вывод), или использование одного способа решения при заданных нескольких,

Отметка «3»:

а) допущено не более одной существенной ошибки, которая исправляется по указанию учителя, записи неполные, с некоторыми неточностями;

б) решение в основном осуществляется самостоятельно, но с ошибками в математических расчётах

Отметка «2»:

а) решение осуществляется только с помощью учителя;

б) допущены существенные ошибки;

в) решение и объяснение построены неверно.

Отметка «1»:

ответ обнаруживает полное неумение решить задачу.

Оценка письменных работ. При оценке письменных работ учитель должен руководствоваться указаниями, приведенными выше для оценки соответствующих знаний и умений. Из оценок за каждый вопрос выводится итоговая оценка за письменную работу.











График контрольных и практических работ 8 класс

предмет

дата

день недели

№ урока по расписанию

вид работы

тема

химия

09/09

среда

5

Практическая работа №1

«Приемы обращения с лабораторным оборудованием»

химия

30/10

пятница

4

Контрольная работа №1

«Химические элементы и вещества в свете атомно-молекулярного учения»

химия

20/11

пятница

4

Практическая работа № 2

«Очистка веществ»

химия

27/12

пятница

4

Практическая работа № 3

«Растворимость веществ»

химия

04/12

пятница

4

Практическая работа №4

«Приготовление растворов заданной концентрации»

химия

18/12

пятница

4

Практическая работа №5

«Получение, собирание и обнаружение кислорода»

химия

13/01

среда

5

Контрольная работа №2

«Вещества в окружающей нас природе. Понятие о газах»

химия

17/02

среда

5

Практическая работа №6

«Исследование свойств оксидов, оснований и кислот»

химия

19/02

пятница

4

Контрольная работа №3

«Основные классы неорганических веществ»

химия

15/04

пятница

4

Контрольная работа №4

«Периодический закон и Периодическая система химических элементов»

химия

27/04

среда

5

Практическая работа №7

«Получение водорода и изучение его свойств»

химия

11/05

среда

5

Практическая работа №8

«Получение соляной кислоты и опыты с ней »



© 2010-2022