Кружок по химии задачи бывают разные

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кружок по химии задачи бывают разныеКружок по химии задачи бывают разные

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАБАРОВСКИЙ АВТОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ

(КГБОУ СПО ХАДТ)








Рабочая программа

кружка по химии для обучающихся 1-го курса


«Задачи бывают разными»


на 2014-2015 учебный год











Составил:

преподаватель химии

Л.Н. Безридный







Хабаровск

2014

Рассмотрено на заседании УТВЕРЖДАЮ

цикловой комиссии Зам. директора по УР

математических _____ О.А. Пустовалова

и естественно - научных

дисциплин

Протокол № от ________2014 г.

Председатель ц/к

______ Е.В. Шерстобитова
































Пояснительная записка

Предлагаемый кружок рассчитан для обучающихся 1-х курсов, которые сделали выбор соответствующего направления в обучении и проявляют определенный интерес к химии.

Цель курса: расширение знаний, формирование умений и навыков у учащихся по решению расчетных задач и упражнений по химии, развитие познавательной активности и самостоятельности.

Задачи курса: закрепить умения и навыки комплексного осмысления знаний и их применению при решении задач и упражнений; исследовать и анализировать алгоритмы решения типовых задач, находить способы решения комбинированных задач; формировать целостное представление о применении математического аппарата при решении химических задач; развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать и делать выводы; способствовать формированию навыков сотрудничества в процессе совместной работы.

Теоретической базой служит курс химии основной школы. Расширяя и углубляя знания, полученные на базовом уровне обучающиеся совершенствуют умения и навыки по решению расчетных задач и упражнений (типовых и повышенного уровня сложности в том числе комбинированных). В качестве основной формы организации учебных занятий предлагается проведений семинаров, на которых дается краткое объяснение теоретического материала, а так же решение задач и упражнений по данной теме.

Для повышения интереса к теоретическим вопросам и закрепления изученного материала, предусмотрены уроки-практикумы по составлению схем превращений, отражающих генетическую связь между классами неорганических и органических веществ и составлению расчетных задач, с указанием способов их решения.

При разработке программы кружка предмета акцент делается нате вопросы, которые в базовом курсе химии основной и средней школы рассматриваются недостаточно полно или не рассматриваются совсем.

Кружок рассчитан на 48 часов (2 часа в неделю во 2 семестре).








Содержание программы

Введение (2 ч)

Цели и задачи курса. Роль и место расчетных задач в системе обучения химии и практической жизни.

Тема 1. Расчеты по химическим формулам (8 ч)

Основные понятия и законы химии. Вещество, химический элемент, атом, молекула. Закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава, закон Авогадро. Количество вещества, моль, молярная масса, молярный объем газов. Массовая доля. Вычисление массовой доли химического элемента в соединении. Вывод химической формулы вещества по массовым долям элементов. Относительная плотность газов. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов с использованием абсолютной и относительной плотности вещества. Вывод формулы вещества по относительной плотности газов и массе (объему или количеству) продуктов сгорания.

Тема 2. Вычисления по химическим уравнениям (14 ч)

Химические реакции. Уравнения химических реакций. Вычисление массы (количества, объема) вещества по известной массе (количеству, объему) одного из вступивших в реакцию или получившихся веществ. Тепловой эффект реакции. Термохимические уравнения реакций. Расчеты теплового эффекта реакции по данным о количестве (массе, объему) одного из участвующих в реакции веществ и количеству выделяющейся или поглощающейся теплоты. Вычисление массы (количества, объема) продукта реакции, если одно из исходных веществ дано в избытке.

Химические свойства углеводородов и способы их получения.

Схемы превращений, отражающие генетическую связь между углеводородами: открытые, закрытые смешанные.

Вычисление массы (объема) продукта реакции по известной массе (объему) исходного вещества, содержащего определенную массовую долю примесей.

Вычисление массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Схемы превращений, отражающие генетическую связь между классами органических соединений (составить уравнения соответствующих реакций)

Практикум: составление схем превращений, отражающих генетическую связь между классами органических соединений.

Решение комбинированных задач.

Тема 3. Химический элемент (4 ч)

Строение и состав атома. Составление электронных и электронно-графических формул атомов химических элементов. Валентность и степень окисления химических элементов.

Периодический закон. Сравнительная характеристика химических элементов по их положению в порядковой системе химических элементов и строению атома.

Тема 4. Вещество (4 ч)

Постоянная Авогадро. Вычисление структурных единиц в определённом количестве, массе или объёме вещества. Уравнение Менделеева - Клапейрона. Способы выражения концентрации растворов (массовая, молярная) Правило смешения растворов, («правило креста»). Кристаллогидраты.

Тема 5. Химические реакции (16 ч)

Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ. Тепловой эффект и энтальпия реакции. Закон Гесса. Энтропия и энергия Гиббса реакции. Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Константа равновесия.

Реакции в растворах электролитов. Гидролиз солей. рH растворов.

Ряд стандартных электродных потенциалов. Расчеты, связанные с положением металлов в ряду стандартных электродных потенциалов.

Электролиз расплавов и растворов солей. Стехиометрические схемы реакций и расчеты по ним.




















Тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Введение

2 ч

1

Цели и задачи курса. Роль и место расчетных задач в системе обучения химии и практической жизни

2


Тема 1. Расчеты по химическим формулам

8 ч

2

Основные понятия и законы химии. Вещество, химический элемент, атом, молекула. Закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава, закон Авогадро. Количество вещества, моль, молярная масса, молярный объем газов.

2

3

Расчеты, связанные с понятием «количества вещества», «моль», молярная масса», молярный объем газа»

2

4

Вывод химических формул вещества по массовым долям элементов

2

5

Относительная плотность газов. Установление молекулярной формулы вещества по относительной плотности газов и массе (объему, количеству вещества) продуктов сгорания

2


Тема 2. Расчеты по химическим уравнениям

14 ч

6

Вычисление массы (количества, объема) вещества по известной массе (количеству, объему) одного из вступивших в реакцию или получившихся веществ

2

7

Тепловой эффект реакции. Термохимические уравнения реакций. Расчеты теплового эффекта реакции по данным о количестве (массе, объему) одного из участвующих в реакции веществ и количеству выделяющейся или поглощающейся теплоты.

2

8

Вычисление массы (количества, объема) продукта реакции, если одно из исходных веществ дано в избытке

2

9

Вычисление массы (объема) продукта реакции по известной массе (объему) исходного вещества, содержащего определенную массовую долю примесей.

2

10

Вычисление массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

2

11

Химические свойства углеводородов и способы их получения. Схемы превращений, отражающие генетическую связь между углеводородами: открытые, закрытые смешанные.

2

12

Составление схем превращений, отражающих генетическую связь между классами органических соединений.

2


Тема 3. Химический элемент

4 ч

13

Составление электронных и электронно-графических формул атомов химических элементов

2

14

Сравнительная характеристика химических элементов по их положению в порядковой системе химических элементов и строению атома

2


Тема 4. Вещество

4 ч

15

Уравнение Менделеева - Клапейрона. Применение уравнение Менделеева-Клапейрона для решения химических задач

2

16

Способы выражения концентрации растворов (массовая, молярная) Правило смешения растворов, («правило креста»).

2


Тема 5. Химические реакции

16 ч

17

Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений

2

18

Тепловой эффект и энтальпия реакции. Закон Гесса. Расчеты на основе закона Гесса

2

19

Энтропия и энергия Гиббса реакции. Вычисление энтропии и энергии Гиббса реакций

2

20

Скорость химической реакции. Расчеты, связанны со скоростью химической реакции

2

21

Химическое равновесие. Константа химического равновесия. Расчеты, связанные на химическое равновесие

2

22

рН раствора. Гидролиз солей. Составление уравнений гидролиза в молекулярной и ионной формах

2

23

Ряд стандартных электродных потенциалов. Расчеты, связанные с положением металлов в ряду стандартных электродных потенциалов.

2

24

Электролиз расплавов и растворов солей. Стехиометрические схемы реакций и расчеты по ним.

2


Итого

54 ч

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения предмета на занятиях кружка ученик должен

Знать/понимать

Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, моль, молярная масса, молярный объем, электролитическая диссоциация, гидролиз, электролиз, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, химическое равновесие, константа равновесия,

Основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике; Классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений.

Уметь

Называть: изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре; Определять: валентность и степень окисления химических элементов, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

Осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета).

























УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Теренин «Химия 10» ООО Дрофа 2000; 2005.

2. А.А.Цветков «Органическая химия 10-11» Владос 1989.

3. О.С.Габриелян И.Г.Остроумов «Настольная книга учителя химии 10 кл.» М Блик и К 2001.

4. О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов «Химия» методическое пособие М., Дрофа, 2006.

5. Иванова Р.Г., Каверина Н.А., Корощенко А.С. «Вопросы, упражнения и задания по химии 10-11» М., Просвещение, 2004.

6. О.С.Габриелян, С.Ю.Пономарева, Карцева «Органическая химия: задачи и упражнения» М., Просвещение, 2006.

7. Р.И.Иванова, А.А.Каверина, А.С.Корощенко «Контроль знаний учащихся по химии 10-11 класса» М., Дрофа, 2006.

8. Н.С.Павлова «Дидактические карточки-задания по химии» 10 класс М., Экзамен 2006.

9. Новошинский Н.Н. «Типы химических задач и способы их решения» М. «Оникс 21 век» 2005.

10. Гаврилова Л.И. «Органическая химия 10 кл.» Саратов «Лицей», 1999.

11.В.А.Болотов, «ЕГЭ химия 2005-2009» М., Просвещение, 2009.

12.А.А.Каверина и др., «Учебно - тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ» М., Интеллект - Центр, 2005.

13.Материалы ЕГЭ 2002 - 2010 года.

14.Р.А.Лидин, В.Б.Маргулис, Н.Н.Потапова «Химия для школьников и абитуриентов. Химические задачи с решениями» М., «Просвещение» 2004

14.А.С.Корощенко, М.Г.Снастина « Реальные варианты ЕГЭ 2008 - 2009».

М.:АСТ: Астрель, 2007. ФИПИ.

15.Электронные пособия:

СD диски «Общая и неорганическая химия»,

«Виртуальная лаборатория»

Интернет-ресурсы:

chem-astu.ru/chair/study/genchem/index.html

bril2002.narod.ru/chemistry.html

chemel.ru/

prosv.ru/ebooks/Gara_Uroki-himii_8kl/index.html




© 2010-2022