Конспект открытого занятия Химики-волшебники

Конспект открытого занятия «Химики-волшебники». Цель: повторить и закрепить основные теоретические и практические вопросы по пройденному материалу.   Задачи: 1)              повторить и систематизировать знания о химических элементах, основных химических понятиях; 2)              закрепить умения сравнивать, сопоставлять, анализировать; 3)              создать условия для развития умений работать в группе; 4)              воспитать интерес к изучению химии. Продолжительность: 90 минут. Оборудов...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого занятия «Химики-волшебники».


Творческое объединение «Лаборатория волшебства» (МБОУДО Центр детского творчества «Звёздный» г. Гагарин).

Руководитель и автор Силина Юлия Сергеевна.

Возраст детей 7-10 лет

Конспект открытого занятия Химики-волшебники

Цель: повторить и закрепить основные теоретические и практические вопросы по пройденному материалу.

Задачи:

  1. повторить и систематизировать знания о химических элементах, основных химических понятиях;

  2. закрепить умения сравнивать, сопоставлять, анализировать;

  3. создать условия для развития умений работать в группе;

  4. воспитать интерес к изучению химии.

Продолжительность: 90 минут.

Оборудование и оформление:

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева (1 плакат на доске и несколько маленьких экземпляров для зрителей).

Песочные часы.

Пробирка, плоскодонная колба, стеклянная трубочка и трубочка для коктейля, ёршик для пробирок, химический стакан и стакан столовый, спиртовка и свечка, штатив для пробирок и сушилка для кухонной посуды, фильтровальная бумага и листок офисной бумаги в форме круга, воронка химическая и обычная, фарфоровая чашка для выпаривания и чашка кофейная, фарфоровая химическая ступка и деревянная ступка, стеклянная палочка, железная ложечка для сжигания веществ и чайная ложка, пробиркодержатель, резиновая пробка для пробирок и пробка от винной бутылки, колба коническая.

Карточки с заданиями (смотреть приложения).

Правила проведения игры:

В игре одновременно участвуют две команды по 6 человек. Выполняют задания по очереди или одновременно. Игра состоит из пяти конкурсов. За каждый правильный ответ выдаётся жетон. Побеждает та команда, которая набрала большее количество жетонов. Если нарушается дисциплина, то жетоны забираются по одному.

Играют зрители. Зритель, правильно ответивший на вопрос ведущего, получает жетон, который он может отдать любой команде.


Ход мероприятия.

  1. Вступительное слово (5 минут).

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами превратимся в химиков-волшебников и постараемся вспомнить все то, что изучали на занятиях. Все конкурсы и всё, что нас окружает сегодня будут волшебными. Чтобы начать игру, нам нужно разделиться на 2 команды, выбрать капитана, который будет следить за дисциплиной и придумать название команды.

Представление команд.

Первая команда:

- Ваша команда называется?......

Вторая команда:

- Ваша команда называется?.....

Начнем наше волшебство.


  1. Первый конкурс «Волшебные химические предметы» (10 минут).

Первый наш конкурс для команд называется «Волшебные химические предметы». Для того чтобы провести химический опыт, нужна химическая посуда и множество специальных приспособлений. Но на нашем столе всё перепуталось. Ваша задача определить ту посуду, которая нужна для проведения экспериментов! Нужно также правильно её назвать, разложить карточки с названиями. На это задание у вас будет 2 минуты.

На столе под салфеткой разложена посуда: для 1 команды: пробирка, плоскодонная колба, стеклянная трубочка и трубочка для коктейля, ёршик для пробирок, химический стакан и стакан столовый, спиртовка и свечка, штатив для пробирок и сушилка для кухонной посуды, фильтровальная бумаг и листок офисной бумаги в форме круга; для 2 команды: воронка химическая и обычная, фарфоровая чашка для выпаривания и чашка кофейная, фарфоровая химическая ступка и деревянная ступка, стеклянная палочка, железная ложечка для сжигания веществ и чайная ложка, пробиркодержатель, резиновая пробка для пробирок и пробка от винной бутылки, колба коническая. Стол разделён на две равные половины с одинаковым количеством предметов для каждой команды. Каждой команде ведущий раздаёт карточки с названием только химической посуды. Задача: правильно разложить карточки с названием к подходящему предмету. За каждый правильно угаданный предмет 1 жетон. Участвуют все участники команд одновременно. Время на выполнение 2 минуты (фиксируется песочными часами).Проверка задания.

Правильные ответы: Пробирка, плоскодонная колба, стеклянная трубочка, ёршик для пробирок, химический стакан, спиртовка, штатив для пробирок, фильтровальная бумага, воронка химическая, фарфоровая чашка для выпаривания, фарфоровая химическая ступка, стеклянная палочка, железная ложечка для сжигания веществ, пробиркодержатель, резиновая пробка для пробирок, колба коническая.


  1. Второй конкурс «Волшебные анаграммы» (10 минут).

Наш второй конкурс для команд «Волшебные анаграммы». Что же такое анаграммы? (ответы детей). Это слова, в которых порядок букв переставлен. Сейчас я вам раздам карточки со словами, порядок букв в которых перепутан. Ваша задача записать в свободные клетки правильные названия химических элементов и веществ, а также химических явлений. На выполнение этого задания вам дается 2 минуты. В этом задании за одно угаданное слово 1 жетон. Если команда ведет себя очень шумно, то 1 жетон я забираю. Участвуют все участники команд на местах. Командам выдаются карточки с заданиями (Приложение 1). Проверка задания.

Анаграммы: езелож, сликодор, еклинь, притонк, мединлоб, цинвес, леодруг, наплита, орребес, мникрей.

Отгаданные слова: железо, кислород, никель, криптон, молибден, свинец, углерод, платина, серебро, кремний.


  1. Третий конкурс «Волшебные знаки» (10 минут).

Третий конкурс - «Волшебные знаки» Задание для капитанов команд: вам дано слово ВОДА на каждую букву данного слова, вам необходимо выбрать название химического элемента из периодической системы Д.И. Менделеева на эту букву. Чем больше найдете элементов, тем больше жетонов получите. В этом задании за каждое слово один жетон. Капитаны команд выходят к доске к периодической системе химических элементов. Капитанам выдается карточка, на которой они работают (Приложение 2). Проверка задания.

Зрители тоже могут выполнять это задание и отдать заработанный жетон понравившейся команде. На это задание 1 минута.

Впереди у нас еще два конкурса, а сейчас подведем итоги первых трех конкурсов.


  1. Четвёртый конкурс «Волшебные загадки» (10 минут).

Четвёртый конкурс называется «Волшебные загадки». Каждой команде по очереди задаются загадки. Отвечать нужно сразу. За каждый правильный ответ - 1 жетон. Если одна команда затрудняется с ответом, ответить может другая команда и тем самым получить дополнительный жетон. В случае неправильных отчетов обеих команд, отвечают зрители и зарабатывают жетон для той команды, за которую болеют! Напоминаю, что подсказки, выкрикивания, плохая дисциплина приведёт к тому, что я буду забирать по одному жетону за нарушение! Поэтому не подводите друг друга и уважайте окружающих! И так начнём. Загадка для первой команды. Слушаем внимательно!


  • Ты меня услышать можешь
    В небе летнею порой.
    "Г" на "Х" смени - и что же?
    Элемент перед тобой.
    (Гром - Хром)

Для второй… и так далее.


  • С буквой "З" меня ты ценишь,
    Я известный элемент
    Лишь на "Д" ее заменишь
    Я - столярный инструмент
    . (Золото - Долото)


  • Имя женское возьми,
    Букву "В" на "С" смени.
    Химию не зря учил -
    Элемент ты получил.
    (Вера - Сера)


  • Серебристо-белый и активный очень,
    Говорит под водой он, между прочим.
    Сверканье бенгальским огням придает
    А в Новый год детям радость несет.
    (Магний)


  • Я крылатый элемент,
    В небеса лечу на керосине,
    Провожу тепло и ток,
    Нахожусь в природе в глине.
    (Алюминий)


  • Хлорид его - зеленый и синий купорос,
    Какой металл те соли
    Дает, вот в чем вопрос.
    (Медь)


  • Меня в составе мрамора найди,
    Я твердость придаю кости,
    В составе извести еще меня найдешь,
    Теперь меня ты верно назовешь.
    (Кальций)


  • Этому металлу хвала и честь,
    С ним получается "Белая жесть"
    Покрывают им сталь слегка,
    Тогда для консервов посуда годна.
    (Олово).



  1. Пятый конкурс «Волшебные эксперименты» (40 минут).

Последний конкурс - «Волшебные эксперименты». Название конкураса говорит нам о том, что мы будем проводить химические опыты. Но перед тем, как мы приступим к этому, нужно повторить технику безопасности (дети рассказывают о мерах безопасности).

У меня в руках мешочек с футлярами от киндер-сюрпризов. В каждом футляре - название опыта, который вам нужно будет сделать самостоятельно при помощи веществ и предметов, лежащих на столе. Каждая команда по очереди будет выбирать по одной коробочке и выполнять опыт. Капитаны команд выбирают участников для выполнения опыта, максимум 2 человека. Конкурс не на время, а на правильность и качество выполнения. Оценивается правильность выбора веществ для данного опыта, правильность выполнения и использования посуды и умение объяснить результат эксперимента. Если выполнены все пункты, то команда зарабатывает 6 жетонов. Если только один пункт, то 2 жетона, если 2 пункта, то 4 жетона.

Названия опытов для карточек (Приложение 3). Реактивы и оборудование для проведения опытов:

«Волшебный пластилин»: тетраборат натрия, клей ПВА, бриллиантовый зелёный, химический стакан, стеклянная палочка, резиновые перчатки.

«Волшебный фильтр»: химический стакан со смесью воды и почвы, стеклянная палочка, фильтровальная бумага, коническая колба, воронка, резиновые перчатки.

«Волшебная змея»: 3 таблетки глюконата кальция, таблетка сухого горючего, металлический поднос, спички (только с помощью педагога!!!).

«Волшебная лампа»: 3 химических стакана, пищевые красители, стакан с водой, спирт, подсолнечное рафинированное масло, таблетка аспирина, маленький светильник.

«Волшебный шарик»: пластиковая бутылка, сода пищевая, шпатель, уксусная кислота (9%), воздушный шарик.

«Волшебные водоросли»: химический стакан, стакан с водой, силикатный клей, медный купорос, железный купорос, шпатель.


  1. Подведение итогов. (5 минут)

Волшебство наше подошло к концу. Надеюсь вам понравилось наше мероприятие и вы получили массу удовольствия. Кто-то узнал много нового, кто-то вспомнил, повторил и закрепил уже известное. Время подводить итоги и переходить к церемонии награждения! Первая команда заработала …жетонов, вторая…. жетонов. Побеждает…команда! Ура! Наши поздравления! Всем спасибо за хорошую игру!!!

Командам вручаются медали 1 и 2 места. Все участники получают сладкие призы.





Приложение 1


Т



Р


И


С


П













С



Л


И


К


О


Д


О

Р











Л



Е


О


Д


Р


У


Г











О



Р


Р


Е


Б


Е


С











Р



И


Н


О


Е


Г


Е










М



Н


И


К


Р


Е


Й












С



И


Т


О


Л


К


А











Е



З


Е


Л


О


Ж











М



Р


А


Х


А


Л


К











П



О


Р


У


К


О


С













Приложение 2.


В

О

Д

А














Приложение 3.


ВОЛШЕБНЫЙ ПЛАСТИЛИН



ВОЛШЕБНЫЙ ФИЛЬТР


ВОЛШЕБНАЯ ЗМЕЯ


ВОЛШЕБНАЯ ЛАМПА



ВОЛШЕБНЫЙ ШАРИК


ВОЛШЕБНЫЕ ВОДОРОСЛИ


Список литературы.


  1. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия/Глав. ред. В. А. Володин, вед. науч. ред. И.Леенсон. - М.:Аванта+,2003. - 640с.:ил.

  2. Жилин Д.М. Юный химик. 145 опытов с веществами. - изд. 2-е, перераб. - М.: Изд. «Ювента», 2014. - 176 с.: ил.

  3. simplescience.ru/video/about:chemistry/

  4. sev-chem.narod.ru/opyt.htm


© 2010-2022