Конспект урока по химии на тему Железо (к презентации по теме Железо)

Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Конспект урока по химии на тему Железо (к презентации по теме Железо)Конспект урока по химии на тему Железо (к презентации по теме Железо)Конспект урока по химии на тему Железо (к презентации по теме Железо)Конспект урока по химии на тему Железо (к презентации по теме Железо)Конспект урока по химии на тему Железо (к презентации по теме Железо)Конспект урока по химии на тему Железо (к презентации по теме Железо)Конспект урока по химии на тему Железо (к презентации по теме Железо)Конспект урока по химии на тему Железо (к презентации по теме Железо)Конспект урока по химии на тему Железо (к презентации по теме Железо)Конспект урока по химии на тему Железо (к презентации по теме Железо)Конспект урока по химии на тему Железо (к презентации по теме Железо)Конспект урока по химии на тему Железо (к презентации по теме Железо)

Конспект урока.

Железо. Лабораторная работа №1 Определение солей железа




Цель урока: обеспечить формирование знаний о свойствах простого вещества железо и образованных им сложных веществ в зависимости от его положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

Задачи:

а) образовательная: обеспечить формирование знаний о свойствах железа и его соединений в зависимости от его местоположения в периодической таблице химических элементов Д.И. Менделеева, ознакомить учащихся комплексными соединениями: красная и желтая кровяная соль, вспомнить ранее изученный материал о строении атома, электронно-графической формуле атома, ионные и ОВ реакции.

б) развивающая: продолжить работу по формированию умения самостоятельной работы, умения работать с различными источниками, умение делать выводы, умение правильно делать выводы, умение задавать вопросы и отвечать на них, умения проводить химические опыты.

в) воспитательная: формирование собственных взглядов и убеждений; формирование патриотизма.

Тип урока: урок изучение нового материала, с использованием исследовательской деятельности ученика. Метод исследования - практическая деятельность.

Методы: наглядный, словесный, проблемное изложение материала, коллективное обсуждение результатов самостоятельной деятельности, практический, частично-поисковый.

Форма урока: урок - практикум.

Средства: учебник, набор горных пород, набор сплавов, химическая посуда (штатив с лапкой, настольный пробиркодержатель, стеклянные трубочки, чашечка Петри, нож канцелярский, вата, химический стакан), набор реактивов (соли железа: хлорид железа (11) и хлорид железа (111), красная кровяная соль, желтая кровяная соль, роданид калия, гидроксид натрия), мультимедийное оборудование, компьютер, колонки.

Принципы обучения: доступность, научность, творчество, системность, последовательность.

Ход урока:

  1. Организационный момент - 1 минута

  2. Изучение нового материала -36 минут

  3. Повторение и закрепление изученного материала (рефлексия) - 5 минут

  4. Домашняя работа на следующий урок - 2 минуты

  5. Организованное завершение урока - 1 минута

План изучения нового материала:

  1. Положение в периодической системе.

  2. Нахождение в природе и значение.

  3. Физические и химические свойства.

  4. Соединения железа. На данном этапе проводится лабораторная работа.

Ход урока:

Учитель.

Здравствуйте ребята, садитесь! На прошлом уроке мы с вами повторили и обобщили материал по химическим свойствам металлов первой, второй и третей группы главных подгрупп. А сегодня рассмотрим металл побочной группы. Что это за элемент вы можете догадаться сами, ведь про него вы слышали следующее:

(источник : Read more at: 100-faktov.ru/100-interesnyx-faktov-pro-zhelezo/

  1. Отсутствуют примеси, поэтому оно является достаточно пластичным металлом.

  2. Магнитными свойствами обладает и теряет это свойство в нагретом виде.

  3. В организме человека обеспечивает процессы газообмена.

  4. «С неба» попало в руки первому человеку.

  5. На Луне было обнаружено в свободном виде.

  6. В Америке в военные годы заставляли обогащать муку для военных.

  7. Первые изделия из металла были найдены во II-III вв. до н.э. в Месопотамии.

  8. По разведанным запасам этой руды Россия занимает 1 место в мире.

  9. Используется для получения чугуна и стали.

Ученики.

Этот элемент называется - железо.

Слайд №2

Учитель.

Правильно. Открываем тетради, записываем число и тему урока «Железо».

В учебниках вы можете открыть страницу 63 параграф 14.

Как вы бы сформировали цель нашего урока?

Ученики.

Выявить свойства простого вещества железо и образованных им сложных веществ в зависимости от его положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

Учитель.

Правильно. Изучать данный металл мы будем уже по известному для вас плану.

Слайд №3

  1. Положение в периодической системе.

  2. Нахождение в природе и значение.

  3. Физические и химические свойства.

  4. Соединения железа. На данном этапе проводится лабораторная работа.

Слайд №4

Для начала рассмотрим положение металла в периодической системе. Используя таблицу Д.И. Менделевия на доске отразить электронно-графическое строение атома и ответить на вопрос: «Какую валентность проявляет железо? Какие степени окисления может проявлять железо в химических реакциях?»

Ученик.

Элемент расположен в 4 периоде, 8 побочной группе, порядковый номер 26.

+26Fe 2e,8e, 14e,2e.

+26Fe 1s2/2s22p6/3s23p63d6/4s2

Валентность железа может быть равна 11 или 111, в химических реакциях степень окисления может быть равна +2 или +3, при этом железо является восстановителем и в химических реакциях окисляется.

Учитель.

Правильно. Запишите в тетради.

Рассмотрим нахождение железа в природе. Слайд №5

Основные горные породы в которых содержится железо. Слайд №6. Заодно показываем коллекцию горных пород ( лимонит и гематит часто встречаются в коллекциях горных пород)

Содержание железа в продуктах питания. Слайд №7.

Количественное содержание железа в продуктах питания. Слайд №8.

Данные значения вы можете легко найти в интернете. Это вы должны знать потому что железо входит в состав гемоглобина, лейкоцитов и ферментов (можно кратко спросить учеников об значении). Суточная норма железа составляет 10 мг у взрослого человека и 5-10 мг у детей.

Но в мире есть еще один очень знаменитый объект, связанный с железом. О чем идет речь?

Ученик.

Возможно ученики скажут о нержавеющем железном столбе, который находится в Азии.

Учитель.

Куттубова колонна, (Столб Индры), Индия, высота 7 м., диаметр - 0.5 м., вес - 6 тон, возраст более 16 веков. По мнению ученых сделана колонна из метеоритного железа, а такое железо очень слабо подвержено к коррозии. Точных данных, кто и когда смог сделать этот артефакт нет.

Слайд №9

Какими же физическими свойствами обладает атом железа. Слайд №11.

Задание: используя учебник расскажите о физических свойствах.

Ученик.

Железо серебристо-белый металл с металлическим блеском, t пл. = 15390, t кип = 27500, пластичен, проводит тепло и электричество, способен к намагничиванию

Учитель.

Правильно. Запишите температуру кипения, все остальное есть в учебнике.

Рассмотрим химические свойства. Слайд № 11 - 16

После просмотра видеофрагмента ученики решают уравнения около доски.

Ученик.

  1. Конспект урока по химии на тему Железо (к презентации по теме Железо)

  2. Конспект урока по химии на тему Железо (к презентации по теме Железо)

  3. Конспект урока по химии на тему Железо (к презентации по теме Железо)

  4. Конспект урока по химии на тему Железо (к презентации по теме Железо)

  5. Конспект урока по химии на тему Железо (к презентации по теме Железо)

  6. Конспект урока по химии на тему Железо (к презентации по теме Железо)

Учитель.

На основе записанных уравнений на доске можно прийти к следующим выводам:

Слайд №17

1 простое вещество железо взаимодействует с простыми веществами - неметаллами;

2 простое вещество железо взаимодействует со сложными веществами.

3 в этих реакциях железо является восстановителем (исключение реакция с солями менее активных металлов)

А в каких случаях железо будет проявлять степень окисления +2 и +3.

В этом поможет разобраться представленная схема. Слайд №18.

Ученик.

При взаимодействии железа с слабыми окислителями степень окисления железа меняется от 0 до +2, при взаимодействии с сильными - от 0 до +3.С кислородом +2 и +3, так как образуется смешанный оксид.

Учитель.

Правильно. Как вы видите при данных реакциях образуются соединения железа относящиеся к разным классам. Слайд № 19.

При этом два соединения амфотерны. Слайд №20.

Кроме оксидов и гидроксидов известны и другие соединения железа, относящиеся к классу солей. При этом существуют способы, с помощью которых можно определить ионы железа (и других элементов) в растворе, так называемые качественные реакции. Слайд № 21

В тетради запишите:

Лабораторная работа 1

Определение солей железа.

Цель: выявить качественные реакции на соли железа +2 и +3.

Для выполнения работы вам необходимо прочитать параграф № 14 на стр.66. Выявить соединения для определения солей железа +2 и +3.

И так определите вещества необходимые для реакций.

Ученик.

Реактивами для качественных реакций на ионы железа +2 и +3 являются красная кровяная соль, желтая кровяная соль и роданид калия.

Учитель.

Правильно. Соединения такого типа вам еще не знакомы. Это особая группа солей, которые называются комплексными. С ними вы познакомитесь в старших классах. Пока же вам нужно усвоить , как диссоциируют такие соли: (запись на доске). Уравнение диссоциации запишите в тетради.

Красная кровяная соль:

K3[Fe(CN)6] = 3K+ + [Fe(CN)6]3-

Желтая кровяная соль:

K4[Fe(CN)6] = 4K+ + [Fe(CN)6]4-

По ходу выполнения работы мы будем заполнять таблицу. Слайд №22.

При выполнении лабораторной работы вы должны соблюдать правила техники безопасности, а именно: без разрешения учителя не смешивать вещества, не пробовать их на вкус, в лапке штатива закрепляем пробирку так, чтобы она могла немного вращаться, смешивать жидкости в небольшом количестве.

Ученики вместе с учителем (указывает какие вещества смешивать) проводят лабораторную работу. При этом учитель показывает слайды № 23 и 24. Ученики заполняют таблицу.

Для расширения кругозора учеников мной был показан опыт «Химические порезы». Для этого за 2 часа до урока обработал кожу в локтевом суставе левой руки слабым раствором роданида калия. Во время показа опыта нанес на лезвие настоящего ножа (заранее притупленного) хлорид железа (111) и начал показывать что режу ножом кожу. На месте порезов появляется рана окрашенная красным цветом. Так же показываю опыт с появлением на чистом листе бумаги надписей после её обработки солью железа +2 или +3. Для этого за 2 часа до опыта на лист бумаги наношу записи желтой или красной кровяной солю.

Учитель.

Кроме представленных соединений есть еще одно вещество, которое можно использовать для определения ионов железа в растворе. Что это за соединение определите сами. Слайд № 25. Какое это соединение из представленных и почему вы так думаете?

Ученик.

Это гидроксид натрия, так как только он дает осадок с раствором хлорида железа (11) и (111). При взаимодействии с хлоридом натрия и сульфатом натрия все полученные вещества растворяются в воде и реакция обратима.

Учитель.

Правильно. Около доски записать уравнение ионного обмена хлорида железа (11) и хлорида (111) с гидроксидом натрия (два ученика).

Ученик.

Запись на доске:

Первый ученик:

FeCl2 + 2NaOH = Fe(OH)2 + 2NaCl

Fe2+ + 2Cl- + 2Na+ + 2OH- = Fe(OH)2 + 2Na+ + 2Cl-

Fe2+ + 2OH- = Fe(OH)2

Второй ученик:

FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3 + 3NaCl

Fe3+ + 3Cl- + 3Na+ + 3OH- = Fe(OH)3 + 3Na+ + 3Cl-

Fe3+ + 3OH- = Fe(OH)3

Учитель.

Проводим реакцию солей железа с гидроксидом натрия. Результаты заносим в таблицу. Слайд №26.

Итак, мы познакомились с новой темой. Возникли ли у вас вопросы по данной теме. (Если есть, то отвечаем, вносим ясность).

А теперь кратко вспомним все то, что изучили. (В виде фронтальной беседы, должен высказаться каждый ученик).

Ученик.

На уроке мы выяснили положение железа в периодической системе химических элементов, особенности строения атома, отметили где металл встречается в природе, каково его значение, познакомились с физическими и химическими свойствами.

На этом этапе ответа учитель просит выполнить задание по слайду № 27.

Выявили реактивы для определения ионов железа в растворе.

Учитель.

Записываем домашнюю работу. Параграф 14, прочитать, выучить химические свойства железа, вопросы 4 - 7 выполнить письменно. (Учитель выставляет оценки учащимся за работу на уроке)

Учитель.

Спасибо за урок. Можете идти на перемену.

Источники информации.

  1. 100-faktov.ru/100-interesnyx-faktov-pro-zhelezo/

  2. interneturok.ru/ru/school/geografy/6-klass/bvvedenieb/razvitie-geograficheskih-znaniy-o-zemle?seconds=0&chapter_id=5119&book_id=74

  3. files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fa8063ff-518b-465f-aff1-0a376b7250e2/8_25.swf

  4. Презентация.Учительский портал. Работу выполнили: Учителя химии ГБОУ СОШ № 1465 имени Н.Г.Кузнецова Попова Светлана Анатольевна и ГБОУ СОШ № 880 Гершановская Евгения Владимировна, Город Москва.

  5. ru.wikipedia.org

  6. google.ru/search

  7. epochtimes.ru








Лист ученической тетради.


Железо.


+26Fe 2e,8e, 14e,2e.

+26Fe 1s2/2s22p6/3s23p63d6/4s2

Валентность: 11 и 111, степень окисления +2 и +3

t кип = 27500

Химические свойства:

  1. Конспект урока по химии на тему Железо (к презентации по теме Железо)

  2. Конспект урока по химии на тему Железо (к презентации по теме Железо)

  3. Конспект урока по химии на тему Железо (к презентации по теме Железо)

  4. Конспект урока по химии на тему Железо (к презентации по теме Железо)

  5. Конспект урока по химии на тему Железо (к презентации по теме Железо)

  6. Конспект урока по химии на тему Железо (к презентации по теме Железо)

Лабораторная работа 1

Определение солей железа.

Цель: выявить качественные реакции на соли железа +2 и +3.

Красная кровяная соль:

K3[Fe(CN)6] = 3K+ + [Fe(CN)6]3-

Желтая кровяная соль:

K4[Fe(CN)6] = 4K+ + [Fe(CN)6]4-

Вещества

Fe+2

Fe+3

Красная кровяная соль

Зеленоватый

Красный

Желтая кровяная соль

Синий

Синий

Роданид калия

Красный

Красный

Гидроксид натрия

Темно-зеленый

Коричневый

FeCl2 + 2NaOH = Fe(OH)2 + 2NaCl

Fe2+ + 2Cl- + 2Na+ + 2OH- = Fe(OH)2 + 2Na+ + 2Cl-

Fe2+ + 2OH- = Fe(OH)2

FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3 + 3NaCl

Fe3+ + 3Cl- + 3Na+ + 3OH- = Fe(OH)3 + 3Na+ + 3Cl-

Fe3+ + 3OH- = Fe(OH)3

8


© 2010-2022