- Преподавателю
- Химия
- Мастер-класс по химии Применение активных методов и форм обучения при изучении качественных реакций
Мастер-класс по химии Применение активных методов и форм обучения при изучении качественных реакций
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Митрофанова В.Д. |
Дата | 09.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
-
Мастер- класс.
-
Тема: Применение активных методов и форм обучения при изучении качественных реакций.
-
Цель: актуализация опыта учителей по использованию активных методов и форм обучения при изучении качественных реакций на уроках химии.
-
Я очень рада видеть вас в моей мастерской.
-
Почему мастерская потому, что о качественных реакциях мы - химики говорим на многих уроках и я сегодня хочу познакомить с некоторыми активными методами и формами обучения, которые я использую в своей работе при их изучении.
-
Скажите кто-то из вас знает, что такое качественные реакции.
-
Качественные реакции - характерные реакции, используемые для идентификации различных веществ.
-
Давайте посмотрим какие задания я приготовила для вас и будем их выполнять.
1.Найдите ошибку
Задание 1. Прочитайте текст учебника №1, затем текст №2, в котором найдите 3 ошибки, исправьте эти ошибки.
Текст№1.
Цветные реакции белков.
Используют следующие реакции:
-
ксантопротеиновую, при которой происходит взаимодействие ароматических и гетероатомных циклов в молекуле белка с концентрированной азотной кислотой,
сопровождающееся появлением желтой окраски; -
биуретовую, при которой происходит взаимодействие слабощелочных растворов белков с раствором сульфата меди (II) с образованием комплексных соединениймежду ионами Си2+ и полипептидами. Реакция сопровождается появлением фиолетово-синей окраски.
Текст№2.
Цветные реакции применяются для установления белковой природы вещества, идентификации белков и определения их аминокислотного состава в различных биологических жидкостях. В клинической лабораторной практике эти методы используются для определения количества белка в плазме крови, аминокислот в моче и крови, для выявления наследственных или приобретенных нарушений обмена веществ у новорожденных.
Реакция №1 «Биуретовая реакция на пептидную связь»
В основе биуретовой реакции лежит способность пептидных связей (-СО-NH-) образовывать с сульфатом меди в щелочной среде окрашенные комплексные соединения, интенсивность окраски которых зависит от длины полипептидной цепи. Раствор белка дает оранжевое окрашивание.
Реакция №2 «Ксантопротеиновая реакция»
При добавлении к раствору белка концентрированной серной кислоты и нагревании появляется желтое окрашивание. Сущность реакции заключается в нитровании бензольного кольца циклических аминокислот серной кислотой с образованием нитросоединений, выпадающих в осадок. Реакция выявляет наличие в белке циклических аминокислот (фенилаланин, тирозин, триптофан).
2.Игра «Крестики- нолики». Покажите выигрышный путь, который составляют формулы реагентов для определения уксусной кислоты.
лакмус
HNO3
Аg2O
HCI
Р-р Na2CO3
Cu(OH)2
AgCl
FeCl3
C2H5OH
3. Прочитайте текст (см.ниже) составьте:
1)самый простой вопрос;
2) вопрос - тест с одним правильным вариантом ответа;
3) вопрос - утверждение правильное или неправильное;
4) вопрос- сравнение;
5)задание по составлению схемы или решения задачи
Качественное определение крахмала в незрелом яблоке, отсутствие крахмала в спелом яблоке.
Реактивы и материалы:
пищевые материалы - 10 г незрелого яблока, 10 г спелого яблока,
раствор Люголя (1 г иода и 2,5 г иодида калия растворяют в 20 мл воды. По растворении объем раствора доводят до 100 мл) в капельнице - 5 мл.
гидроксид натрия 10%-ный раствор - 5 мл,
этиловый спирт - 5 мл,
Оборудование:
нож или терка для измельчения, марлевая салфетка для отжима сока,
таблетка горючего или спиртовка или плитка или водяная баня - на выбор, демонстрационные пробирки - 6 штук, пробиркодержатель,пипетка.
Особенности проведения реакции:
С помощью этой реакции можно определить степень спелости яблока. Спелость наступает, когда весь крахмал превратился в моно-, дисахариды.
4. Работа в виртуальной лаборатории. Качественные реакции на белки.
Проделайте в виртуальной лаборатории качественные реакции на белки.
Наблюдайте за изменениями, опишите их, сделайте вывод.
5. Качественное определение крахмала в майонезе. Практическая работа. Работа в парах.
Реактивы и материалы:
майонез - 10 г , спиртовой раствор иода- 5 мл,
Оборудование:
Чашки для майонеза, пипетки.
Ход работы. Капните 2-3 капли раствора иода на майонез. Какие изменения наблюдаете? Данная реакция является качественной реакцией на крахмал? Может ли быть крахмал в хорошем майонезе?
6. Как отличить настоящий стиральный порошок от подделки?
Смотрим видео из серии « Среда обитания», в котором говорится, как отличить настоящий стиральный порошок от поддделки.
Затем проделываем опыт. Работа в парах.
Чтобы определить настоящий стиральный порошок или подделка для этого проводим опыт: в 4 стаканчика с водой капаем 3 капли зеленки и насыпаем разные стиральные порошки, а в одну вместо стирального порошка кальцинированную соду. Оставляем на 10 мин. Смотрим там, где настоящий порошок раствор обесцветится, а в растворе с поддельным порошком останется таким же зеленым. Вы, согласны с просмотренным видео - роликом, можно с помощью зеленки установить подлинность стиральных порошков для цветного белья? Подлинность порошков для белого белья?
7.Подготовка к ГИА И ЕГЭ.
Выполнение заданий открытого банка заданий ФИПИ: ГИА и ЕГЭ.
Выполнение тестов для подготовки и самоподготовки к ЕГЭ, ГИА в обучающей системе Дмитрия Гущина.
Вывод. 1.Для достижения прочных знаний учащимся нужны не только теоретические знания, но и их ПРАКТИЧЕСКОЕ применение. Слово «ПРАКТИЧЕСКОЕ» выделено не случайно, оно является ключевым для успешной реализации основной идеи - поступление в ВУЗ.
2. Безусловно, сегодня мы успели использовать лишь малую крупицу активных форм и методов обучения при изучении качественных реакций и надеюсь на дальнейшее сотрудничество с вами.
Рефлексия.
Предлагается по цепочке обратится ко мне и к другим с пожеланиями.