- Преподавателю
- Химия
- Реализация индивидуального подхода преподавании химии посредством дистанционного обучения
Реализация индивидуального подхода преподавании химии посредством дистанционного обучения
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Волобоева .М. |
Дата | 04.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ «СОВЕТСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Реализация
индивидуального подхода
преподавании химии
посредством дистанционного обучения.
АВТОР ПРОЕКТА:
преподаватель
Волобоева Марина Анатольевна
рассмотрен на заседании НМС от 09.12.2013 г. протокол № 2
г. Советский, 2013 год
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение
3
2. Аналитическое обоснование проекта
5
3. Концептуальные основы проекта
10
4. Описание сути проекта
18
5. Мероприятия по реализации проекта
25
6. Ресурсное обеспечение проекта
29
7. Материально-техническое обеспечение
30
8. Литература
31
«Учиться, а время от времени повторять изученное, разве это неприятно»?
( Конфуций)
Введение
Основная задача профессионального образования определяется как подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Именно эти личностные качества, социально востребованные в современных условиях быстро развивающегося мира, должны быть развиваемы у обучающихся в условиях современных образовательных учреждений.
Современная педагогическая технология предполагает признание индивидуальности обучающегося, которая определяется в значительной мере направленностью его развития. Одним из условий реализации личностно-ориентированного подхода в обучении химии является организация дифференцированного обучения. Главной целью дифференциации является преодоление, сглаживание противоречий между усредненным подходом ко всем обучающим и индивидуальностью каждого обучающегося. Информационные технологии позволяют в полной мере реализовывать дифференцированный подход.
Современные информационные технологии позволяют создать условия индивидуализации работы с каждым обучающимся, дифференциации усилий на подаче учебного материала, направленного на его усвоение каждым обучающимся, можно предложить такой способ подачи информации конкретному индивидууму, который будет ему интересен, понятен и доступен.
Отсюда актуальность создания модуля в разделе «Электронное обучение» на сайте колледжа для привлечение внимания обучающихся к предмету, повышение учебной мотивации.
Цель: Разработать электронный образовательный ресурс (ЭОР) по курсу «Химия», как средство индивидуального сопровождения обучающихся и повышения эффективности обучения предмету.
Задачи:
-
Проанализировать литературу по теме педагогического проекта.
-
Провести мониторинг уровня знаний обучающихся по химии.
-
Разработать элементы УМК по предмету на основе индивидуализации и дифференцированного подхода.
-
Разместить элементы УМК на сайте колледжа посредством программы дистанционного обучения Moodle.
-
Способствовать формированию у обучающихся общих компетенций:
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
Гипотеза:
Повышение эффективности обучения химии произойдет, если создать электронный образовательный ресурс «Химия», в котором будут размещены: курс лекций, практические и тестовые задания, построенные на основе дифференцированного подхода.
Ожидаемые результаты:
- создание электронного образовательного ресурса курса «Химия»
- повышение интереса обучающихся к предмету «Химия»;
- повышение качественной успеваемости по предмету;
- повышение вовлеченности обучающихся в научно-исследовательскую деятельность;
- реализация индивидуальной образовательной траектории обучающихся.
Аналитическое обоснование проекта
Педагогическая технология определяет совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных средств и методов обучения, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.
Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" основными задачами среднего общего образования считается становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
Организация образовательной деятельности основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей (ст. 66 273-ФЗ).
В связи с этим, важную роль играет избрание правильной подачи учебного материала обучающегося. Современные стандарты образования предусматривают создание учебно-методического комплекса (УМК).
Современные УМК естественно-научного цикла выступают как комплексное средство организации индивидуальной и самостоятельной работы обучающихся, что позволяет перенести акцент с процесса преподавания на процесс направляемого учения.
У Сухомлинского В.А. есть очень известные слова: «Страшная опасность - это безделье за партой, безделье 6 часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека…» Сейчас вспомнить эти слова особенно своевременно, поскольку существует проблема утраты познавательного интереса обучающихся к обучению вообще и к химии в частности, и, как следствие, происходит ухудшение успеваемости.
Особенно это актуально для обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования и так же в Советском профессиональном колледже. Ни для кого не секрет, что юноши и девушки, поступившие для обучения в образовательные учреждения среднего профессионального образования, далеки и не обладают достаточной жаждой овладения знаниями, как по специальности, так и по общеобразовательным предметам курса обучения. А если желание получить профессиональные и образовательные навыки у обучающегося и присутствует, то процесс обучения осложнен отсутствием у обучающихся навыков получения знаний.
Ежегодно входной контроль по предмету химия среди обучающихся Советского профессионального колледжа показывает следующие результаты:
Из приведенных диаграмм видно, что качество знаний обучающихся улучшается, являясь, в дальнейшем, одной из основ успешного овладения профессиональными навыками.
Для создания мотивации у обучающихся необходимо применять различные формы подачи учебного материала. Хорошие показатели, на мой взгляд, может дать деятельностный подход в обучении.
Деятельностный подход в обучении позволяет вовлечь обучающегося в процесс активного учения. Главный принцип такого подхода состоит в практических действиях обучающихся с учебным материалом. По сути, студенты становятся субъектами образовательного процесса, что приводит к интенсификации обучения.
Использование компьютерных технологий позволяет дополнить существующие наглядные средства обучения. Роль преподавателя заключается в вовлечении обучающихся в активную мыслительную и познавательную деятельность, в создании продуктивной, результативной рабочей деятельности.
Самостоятельная работа обучающегося с материалами курса ЭОР помогают проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений. При этом возрастает потребность в учении, и чётко выявляются мотивы познавательной деятельности. При самостоятельной работе с электронным ресурсом у обучающегося, выполняющего задание, возникает психологическое состояние, требующее новых знаний об объекте или явлении, о способе или условиях выполнения действия.
В тоже время, применение самостоятельного освоения химии при использовании ЭОР имеет свои трудности:
-
Обучающийся должен обладать определённым запасом знаний, поскольку отсутствие их не позволит ему успешно усваивать тему.
-
Обучающийся должен постоянно повышать свою эрудицию, быть оперативным в работе.
-
Обучающийся должен обладать минимальными навыками работы в сети интернет.
Однако преимущества очевидны:
-
У обучающегося в наибольшей степени развиваются навыки познавательной самостоятельности.
-
Формируется умение творчески, нестандартно решать учебные задачи.
Анализ сформированности знаний показывает, что, у ряда обучающихся наблюдается нейтральный, а в некоторых случаях и отрицательный познавательный интерес. Снижение познавательного интереса не формирует целостного взгляда на мир. У такой категории обучающихся задерживается развитие самосознания и самоконтроля, вырабатывается, а с годами и закрепляется, привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, "шпаргалке". Знания в основном - отрывочные и поверхностные.
Прежде всего, следует признать ведущую роль обучающегося в его собственном образовании. Важен в данном случае отбор индивидуального содержания образования, возможность выбора своего стиля обучения, оптимального темпа и ритма, оценки результатов. Каждому студенту надо предоставить возможность создания собственной, индивидуальной, образовательной траектории освоения учебной дисциплины. Индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого обучающегося в образовании.
Задача обучения по индивидуальной образовательной траектории состоит в обеспечении индивидуальной зоны развития обучающегося, позволяющей ему на каждом этапе создавать образовательную продукцию, опираясь на свои индивидуальные качества и способности.
Организация личностно-ориентированного образования обучающегося имеет целью реализовать следующие возможности:
-
возможность выбора или выявления индивидуального смысла и целей в каждой теме;
-
возможность выбора индивидуального темпа обучения, форм и методов решения образовательных задач, способов контроля, самооценки своей деятельности на основе знания своих индивидуальных особенностей;
-
возможность опережения или углубления осваиваемого содержания учебного курса.
Концептуальные основы проекта
ХХI век называют веком информационных технологий. Компьютеры, Интернет, спутниковое телевидение, мультимедиа стремительно вошли в нашу жизнь. В обществе создается ситуация, когда без умения пользоваться информационными технологиями становится сложно ориентироваться в современном мире. Чтобы идти в ногу со временем нужно приобрети навыки использования компьютерных технологий в различных сферах жизни.
Ускорение процессов информатизации всех сфер жизни общества поставило перед колледжем задачу: сформировать у обучающихся ряд компетентностей для успешной социализации.
Дифференциация - это организация учебного процесса с учетом доминирующих особенностей групп обучающихся.
Индивидуализация - это учет личных особенностей каждого обучающегося.
Предлагаемая технология обучения осуществляется в данном случае как:
1) «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для решения отдельных дидактических задач);
2) «монотехническая», когда все обучение опирается на применение компьютера;
3) дистанционное обучение.
Дистанционное обучение - новая форма обучения и, соответственно, новая форма образования. Но эта новая форма обучения не может быть автономной системой. Дистанционное обучение строится в соответствии с теми же целями, что и очное обучение (если оно строится по соответствующим программам образования), тем же содержанием. Однако форма подачи материала, формы взаимодействия преподаватель - обучающийся и обучающийся - преподаватель иные. Дидактические принципы организации дистанционного обучения в основе своей опираются на принципы научности, системности и систематичности, активности, принципы развивающего обучения, наглядности, дифференциации и индивидуализации обучения. Но реализуются они специфичными способами, также обусловленными спецификой новой формы обучения, возможностями информационной среды Интернет, ее услугами.
Дистанционное обучение - совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.
Для обеспечения процесса дистанционного обучения используются наряду с традиционными информационными ресурсами следующие средства дистанционного обучения: специализированные учебники с мультимедийным сопровождением, электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно-тестирующие комплексы и иные материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам связи.
Каковы преимущества дистанционного обучения?
Использование дистанционного обучения:
позволяет получить качественное образование независимо от места проживания;
реализует принцип равной доступности к любым образовательным информационным ресурсам (федеральным, региональным, мировым);
позволяет наиболее способным студентам в дальнейшем освоить Hi-Tech (высокие технологии), что повышает конкурентособность личности для успешного встраивания в систему общественных, профессиональных и межличностных отношений;
увеличивает эффективность коммуникативной деятельности в режиме on-line (общение через сеть Интернет).
Задачи проекта связаны с обеспечением качества образования не ниже государственного образовательного стандарта и с расширением диапазона форм и видов информационного взаимодействия.
В их числе:
- отбор и пополнение информационного образовательного ресурса;
- создание единой образовательной информационной среды для участников педагогического процесса;
- создание образовательного информационного Интернет-Портала, где размещается информация для обучающихся.
Обязательная составляющая в технологии дистанционного обучения - информация, операция с обратной связью, контроль.
Программный материал подается одновременно на всех возможных кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном.
Последовательность шаговых учебных процедур образует обучающую программу - основу технологии программированного обучения;
Принцип учета индивидуального темпа и управления в обучении создает условия для успешного изучения материала всеми учащимися, хотя и за разное время;
Работа обучающихся по программе является строго индивидуальной и предоставляет каждому учащемуся возможность продвигаться в учении со скоростью, которая для его познавательных сил наиболее благоприятна.
Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий.
Для достижения эффекта наилучшего усвоения материала я предлагаю создать электронный ресурс (сайт) в Интернете по теме «Общая и органическая химия», на котором будут отражены вопросы и материалы программы обучения обучающихся СПК по данному предмету.
Принципы дистанционного обучения на электронном образовательном ресурсе:
Один из главных принципов дистанционного обучения - его доступность - каждый желающий может, при определенных условиях, стать «виртуальным обучающимся». Для совершенствования качества в сравнении с традиционными формами обучения программа дистанционного образования включает следующие принципы:
1. Принцип гуманистичности обучения.
Этот принцип является определяющим в системе интенсивного непрерывного обучения и усиливается применительно к системе ДО. Его сущность заключается в:
-
обращенности обучения и образовательного процесса в целом к человеку;
-
создании максимально благоприятных условий для овладения обучающимися социально накопленного опыта, заключенного в содержании обучения;
-
освоении избранной профессии для развития и проявления творческой индивидуальности, высоких гражданских, нравственных, интеллектуальных качеств, которые обеспечивали бы ему социальную защищенность, безопасное и комфортное существование.
2. Принцип педагогической целесообразности применения новых информационных технологий.
Он требует педагогической оценки эффективности каждого шага проектирования и создания СДО. Поэтому на первый план необходимо ставить не внедрение техники, а соответствующее содержательное наполнение учебных курсов и образовательных услуг.
3. Принцип выбора содержания образования.
Содержание образования СДО должно соответствовать нормативным требованиям Государственного образовательного стандарта и требованиям рынка.
4. Принцип обеспечения безопасности информации, циркулирующей в системе ДО.
Необходимо предусматривать организационные и технические способы безопасного и конфиденциального хранения, передачи и использования нужных сведений, обеспечения ее безопасности при хранении, передачи и использовании.
5. Принцип стартового уровня образования.
Эффективное обучение в системе ДО требует определенного набора знаний, умений, навыков. Например, для продуктивного обучения учащийся должен быть знаком с научными основами самостоятельного учебного труда, обладать определенными навыками обращения с компьютером и др.
6. Принцип соответствия технологий обучения.
Технологии обучения должны быть адекватны моделям ДО. Так, в традиционных дисциплинарных моделях обучения в качестве организационных форм обучения (видов занятий) используются лекции, семинарские и практические занятия, имитационные или деловые игры, лабораторные занятия, самостоятельная работа, творческие работы, контроль усвоения знаний. В процессе становления системы ДО могут появиться новые модели, которые в случае необходимости должны быть включены в нее. Примером таких новых моделей могут служить объектно-ориентированные или проектно-информационные модели. В числе организационных форм обучения в этих моделях будут использоваться компьютерные конференции, вебинары, информационные сеансы, видео-консультации, проектные работы и пр.
7. Принцип разносторонности методического консультирования.
Реализуется через включение в модульные программы советов учителя, инструкций, памяток, других объяснительных методов, облегчающих усвоение информации.
8. Принцип открытости образования.
9. Принцип гибкость процесса обучения.
10. Принцип мобильности обучения.
Особенностями дистанционного обучения являются:
1) обособленность (удаленность) учащегося от преподавателя;
2) самостоятельность - это некий вариант обучения;
3) активная интеграция информационных средств и ресурсов в процесс обучения.
Новейшие технологии имеют следующие преимущества:
1) способствуют повышению мотивации обучения;
2) являются источником информации, стимулируют самообразование,
3) формируют навыки самостоятельной, сосредоточенной деятельности;
4) повышают информативность, интенсивность, результативность образования;
Дистанционное образование создает широкие возможности применению обучающих и информационных технологий, подразумевает их совместное применение. Вместе с тем, на современном этапе его организация образует целый комплекс нерешенных проблем. Даже самые лучшие и передовые технологии - как информационные, так и психолого-педагогические - без адекватной организации учебного процесса могут оказать обратное, порой разрушительное, воздействие, поэтому для качественного и доступного образования недостаточно просто внедрить их в процесс обучения, необходим творческий подход к делу, создание налаженной системы организации учебной работы преподавателей и обучающихся.
Учебный процесс на сайте будет организован по следующим этапам:
1. Презентация - первое мероприятие, в котором участвуют студенты, обучающиеся в СовПК. Цель презентации - знакомство с организацией учебного процесса, учебными материалами, учебным сервером.
Организуется и проводится в учебном заведении очно.
2. Работа обучающихся с учебными материалами (рабочие тетради, работа с компьютерными приложениями и мультимедийными курсами, выполнение тестов и заданий, работа с материалами, расположенными на учебном сервере).
Организуется и проводится самостоятельно, вне учебного заведения.
3. Консультации.
За группой закрепляется специально подготовленный преподаватель - «тьютор», который в любое время готов ответить на вопросы, провести консультации, помочь в изучении материала. В запланированное время в учебном заведении очно или по телефону, а также в любой момент, используя возможности учебного сервера.
Организуется и проводится в запланированное время, а также в любой момент, используя возможности учебного сервера.
4. Выполнение контрольных работ.
В течение всего курса обучения учащиеся выполняете несколько письменных контрольных работ, сдают их (или отправляете по e-mail) «тьютору» и после проверки получают не только оценку, а подробный отзыв на свою работу с указанием ошибок и недочетов, способов их исправления.
Самостоятельно, обращаясь к тьютору очно в запланированное время или консультационным материалам сервера в любой момент. Сдать работу и получить отзыв можно, используя учебный сервер.
5. Тестирование
В течение всего периода обучения учащимся доступны тренировочные и аттестационные тесты.
Проводится на учебном сервере в указанный в расписании срок.
6. Промежуточный дифференцированный зачет.
Описание сути проекта
В последние годы обучающиеся все чаще относят химию к числу нелюбимых и трудных предметов. Что же говорить об обучающихся системы среднего профессионального образования. Результаты входного контроля показывают низкий уровень знаний по химии: многие не только не умеют решать задачи, писать уравнения химических реакций, но даже не знают символы химических элементов.
Каждое учебное заведение работает над созданием собственной информационной образовательной среды. В нашем колледже созданы все условия для активного применения информационных образовательных технологий: в каждом учебном кабинете оснащен мультимедийной системой , выходом в глобальную сеть Интернет.
На общеобразовательный курс химии в колледже отводится меньшее количество часов в сравнении с общеобразовательной школой. Но, несмотря на разное количество часов, которое отводится на изучение всего курса химии, номенклатура подавляющего большинства учебных тем и их содержание зачастую оказываются одинаковыми в учебных заведених.
Обучение химии в учреждениях СПО, в отличие от общеобразовательной школы, должно включать компонент, учитывающий особенности подготовки специалистов разных профессий. Его назначение состоит в том, чтобы приблизить содержание курса химии к потребностям учащихся, сформировать положительную мотивацию к изучению данного предмета и, за счет этого, сделать профессиональную подготовку более эффективной.
Обучающиеся по-разному воспринимают информацию, по-разному её анализируют, у них разная работоспособность, разное внимание, память и т.д. Разные обучающиеся, в конечном счете, требуют разного подхода в обучении, т.е. индивидуального дифференцированного подхода, который пока зачастую только декларируется, а на практике реализуется плохо.
Химия как дисциплина, наряду с другими общеобразовательными дисциплинами, изучается студентами на первом курсе на основе примерной программы (на базе основного общего образования).
На изучение вопросов общей, неорганической и органической химии в соответствии с учебным планом колледжа выделяется 78 часов. Анализ квалификационных характеристик и содержания общепрофессиональных и специальных дисциплин по выявлению межпредметных связей с химией показал, что многие химические понятия, термины и законы являются базовыми для изучения таких дисциплин, как «Строительные материалы и изделия», «Техническая механика», «Материаловедение», «Строительные конструкции», «Электротехника», «Эксплуатационные материалы».
Таким образом, знания, получаемые студентами при изучении химии на первом курсе, должны служить в дальнейшем фундаментом для овладения знаниями по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.
ЭОР «Химия» - не электронный вариант очного или заочного обучения, адаптирующий традиционные формы занятий и бумажные средства обучения в телекоммуникационные. Он решает задачи, которые традиционное обучение решить не может, это, прежде всего:
-
усиление активной роли обучающихся в собственном образовании, использование доступных образовательных ресурсов;
-
повышение мотивации к обучению;
-
применение интерактивных форм занятий;
-
усиление творческой составляющей образования, наличие условий для самовыражения, насыщенность и интенсивность обучения;
-
возможность получения экспертного заключения результатов своей учебной деятельности без широкой огласки.
Модель организации обучения с использованием дистанционных технологий рассчитана:
1. на обучающихся, желающих приобрести новые знания, увлеченных данным предметом;
2. на обучающихся, испытывающих затруднения при обучении;
3. распространения возможности овладения предметом на тех, кто не имеет возможности получить образовательные услуги в традиционной форме.
В общем виде проект представляет собой процесс управления и организации процесса усвоения знаний. Реализация педагогического проекта направлена на решение поставленных задач и внедрения в образовательный процесс ЭОР «Химия», как наиболее эффективного. В качестве условий успешной реализации ЭОР в колледже необходимо подготовить нормативную документацию по внедрению данной системы.
Электронный образовательный ресурс открывает обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышает эффективность самостоятельной работы, дает новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных навыков, а преподавателю - позволяет реализовывать новые формы и методы обучения.
Дистанционное обучение - это инструмент, с помощью которого можно управлять процессом обучения и планировать результат. Каждый обучающийся может строить индивидуальную траекторию обучения, комбинируя виды работ, сроки их выполнения, объем заданий. Образовательный процесс проходит в специфической педагогической системе, элементами которой являются технологии, методы, формы, средства обучения. К сетевым технологиям относятся:
-
Тестирование. У каждого студента есть допуск к электронной среде общеобразовательного учреждения, в котором ученик может проходить тестирование, отвечать на вопросы форума, задавать вопросы преподавателю.
-
Форум. Преподаватель выносится ряд вопросов для обсуждения, обучаемые отвечают на данные вопросы. При этом могут дополнять друг друга.
-
Видеоконференции. Фактически это обычная конференция, на которой студенты могут подготовить различные доклады (проекты), которые будут оценены преподавателем и обучающимися.
-
Электронная рассылка. Данная форма позволяет рассылать ученикам методические материалы, необходимые для обучения (видео-аудио-лекции).
Таким образом, обучающийся, который постоянно выполняет задания по предмету, приобретает знания, то есть у него происходит формирование теоретических знаний и практических навыков, которые достигаются в процессе изучения материала и его отработки.
Создание электронного образовательного ресурса «Химия» позволяет педагогу:
-
получить навыки использования дистанционных форм обучения учащихся;
-
получить навыки интерактивного взаимодействия;
-
представить педагогическому сообществу свои материалы с целью получения независимой оценки и советов;
-
использовать ЭОР как метод взаимодействия с обучающимися;
-
организовать дистанционное обучение обучающихся;
-
организовывать проектную деятельность;
Сегодня Интернет предоставляет преподавателю большое количество ресурсов и инструментов для создания своего интернет-представительства и использования его в образовательном процессе. ЭОР «Химия» представляет собой целенаправленный процесс взаимодействия субъектов обучения между собой с помощью компьютерных и коммуникационных технологий, что сводит к нулю различия в пространственном расположении обучающегося и преподавателя.
Продуктивность ЭОР заключается:
- в том, что обучающиеся успешно овладевают системой знаний, практическими умениями, предусмотренными программой, развивают образовательные и личностные компетенции;
- в возможности внедрения опыта может быть использован каждым преподавателем при освоении внедрения дистанционного обучения, при наличии желания, теоретической подготовки, достаточного количества дополнительной литературы;
- в результативности опыта: новые информационные технологии позволяют достичь глубокого и серьезного решения проблемы дистанционного обучения, которые повышает рост качества, особенно в старших классах, уровень мотивации, развивает предметные, метапредметные, информационные, личностные компетенции учащихся, помогает их социальной адаптации.
Новизна методов обучения состоит в том, что преподаватель:
1) управляет познавательной деятельностью студента, т.е. переходит с позиции носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора познавательной деятельности;
2) мотивирует познавательную деятельность за счёт коммуникации, взаимопонимания и добивается положительного отношения к предмету;
3) организует самостоятельную работу, включая работу с источником знаний;
4) использует коллективные способы обучения (КСО), включает всех учащихся в коллективную творческую деятельность, организует взаимопомощь;
5) организует помощь в процессе деятельности ученику, проявляет внимание к результатам его самостоятельной деятельности;
6) организует самоанализ собственной деятельности студента и формирует его адекватную самооценку.
Возможные недостатки:
-
не у всех обучающихся есть ПК и доступ к сети Интернет, существует возможность временных технических сбоев;
-
организация дистанционного обучения требует дополнительных ресурсных и временных затрат.
В результате реализации проекта был сделан следующий вывод:
Дистанционное обучение позволяет обучающимся повысить качество обучения, заниматься в удобное для них время, в удобном месте, в не зависимости от места проживания, состояния здоровья и материального обеспечения. Обучающиеся могут дополнительно повысить свой уровень знаний по другим предметам, используя данный вид образования. Дистанционное образование позволяет реализовать два основных принципа современного образования - «образование для всех» и «образование через всю жизнь».
Предполагаемые результаты:
Обучающиеся получают:
- доступный, качественный процесс обучения предмету в безопасных, комфортных условиях, адаптированных к возможностям и способностям каждого обучающегося;
- создание банка виртуальных образовательных ресурсов по предмету «Химия»;
- улучшение качественной успеваемости обучающихся за счет эффективного использования современных образовательных технологий.
Преподаватель сможет:
-
рационально планировать учебный процесс по данной дисциплине;
-
контролировать ход усвоения каждым обучающимся и учебной группой изучаемого материала;
-
своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего контроля;
-
всесторонне и объективно оценивать выполнение каждым обучающимся учебного поручения;
-
точно и объективно определять итоговую оценку по дисциплине с учетом текущей успеваемости и промежуточной аттестации.
Дистанционное образование открывает студентам доступ к нетрадиционным источникам информации, повышает эффективность самостоятельной работы, дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, а преподавателям позволяет реализовывать принципиально новые формы и методы обучения с применением концептуального и математического моделирования явлений и процессов.
Мероприятия по реализации проекта.
Сроки реализации проекта.
Этапы реализации
Сроки
Мероприятия
подготовительный
Октябрь
2013-
Июнь 2014 г
-Разработка проекта
-разработка электронного образовательного курса
-объяснение технологии работы с ЭОР
практический
Сентябрь 2014-декабрь 2014 г
-внедрение,
-апробация проекта в группах
аналитический
Июнь 2016 г
Анализ результатов.
Перспективный план работы по проекту.
Что предстоит делать при дистанционном обучении
Учебный процесс
Дистанционное обучение с очными занятиями
Интернет - обучение
Презентация - первое мероприятие, в котором участвуют студенты, обучающиеся по индивидуальным программам на дистанционном обучении.
Цель презентации - знакомство с организацией учебного процесса, учебными материалами, учебным сервером.
Организуется и проводится в учебном заведении очно.
Обучающиеся получают всю необходимую информацию и материалы на Учебном сервере.
Работа студентов с учебными материалами
Работа с компьютерными приложениями и мультимедийными курсами, выполнение тестов и заданий, работа с материалами, расположенными на учебном сервере.
Самостоятельно, вне учебного заведения.
Самостоятельно, вне учебного заведения
Консультации
За группой закрепляется специально подготовленный учитель - тьютор, который в любое время готов ответить на вопросы, провести консультации, помочь в изучении материала.
В запланированное время в учебном заведении очно или по телефону, а также в любой момент, используя возможности учебного сервера.
В запланированное время, а также в любой момент, используя возможности учебного сервера.
Выполнение контрольных работ
В течение всего курса обучения учащиеся выполняют несколько письменных контрольных работ, сдают их (или отправляете по e-mail) тьютору и после проверки получают не просто оценку, а подробный отзыв на свою работу с указанием ошибок и недочетов, способов их исправления.
Самостоятельно, обращаясь к тьютору очно в запланированное время или консультационным материалам сервера в любой момент. Сдать работу и получить отзыв можно, используя учебный сервер.
Самостоятельно, обращаясь к тьютору или консультационным материалам сервера в любой момент. Сдать работу и получить отзыв можно, используя учебный сервер.
Тестирование
В течение всего периода обучения учащимся доступны тренировочные и аттестационные тесты.
Проводится на учебном сервере в указанный в расписании срок.
Проводится на учебном сервере в указанный в расписании срок.
Тьюториалы - активные очные занятия (деловые и ролевые игры, тренинги, практические работы, разбор конкретных ситуаций).
Проводятся в учебном заведении очно, 1 раз в полугодии
Не проводятся, но могут заменяться выполнением практических заданий и решением задач, размещенных на учебном сервере, проведением учебных форумов и конференций.
Промежуточная аттестация в форме дифференцированный зачет.
Зачет, проводимый в конце изучения дисциплины и охватывающий все изученные темы.
Проводится в учебном заведении очно.
Проводится на учебном сервере в виде тестирования.
Методы исследования
-
Изучение и анализ специальной литературы, по предмету.
-
Целенаправленное педагогическое наблюдение за учебным процессом.
-
количественный и качественный анализ результатов.
Для реализации педагогического проекта по разработке, и внедрению Электронного обучения обучающихся необходимо подготовить к работе инициативную группу преподавателей, обеспечить их необходимым оборудованием, информационными материалами для разработки учебно-программной и учебно-методической документации.
Ресурсное обеспечение.
1. Руководитель проекта - преподаватель химии, несет полную ответственность за организацию проекта.
2. Заведующий СПО осуществляет координацию и утверждение материалов, используемых для дистанционного обучения.
3. Заместитель директора СовПК по АХЧ - организует работу по обеспечению проекта оборудованием.
4. Преподаватель, обеспечивающий методическое обеспечение работы с информационными программами.
Материально-техническое обеспечение
- персональный компьютер;
- сканер, принтер (многофункциональное устройство),
- графический планшет;
- выход в Интернет;
- единая информационная среда(skype, Moodl, Team Viewer, Virtual Room)
ЛИТЕРАТУРА
1. Интернет: dist-edu.ru; hse.ru; ui.usm.ru.
2 Каледина А.Н., Кушельман Н.В. Высшее учебное заблуждение. М.: «Дрофа»,2006. - 228 с.
3 Кларин М.В. Инновации в обучении. Метафоры и модели. М.: «Наука», 2007. - 398 с.
4. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. - 4-е изд. - М.: Школьная Пресса, 2009. - 512 с.
5. Шахмаев Н.М. Технические средства дистанционного обучения. М. - «Знание», 2007. - 276 с.
6. nsportal.ru/sites_ou
7. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat dissercat.com/content/individualizatsiya-obucheniya-khimii-kak-uslovie-povysheniya-kachestva-znanii-uchashchikhsya
8. Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения. - М., МЭСИ, 2008. - 120 с.
9. Бершадский А.М., Кревский И.Г. Понятие, формы и методы дистанционного образования vspu.ac.ru/sci/monograf