Теория иметодика преподавания в ФГОС

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Теория иметодика преподавания в ФГОСТеория иметодика преподавания в ФГОСТеория иметодика преподавания в ФГОСТеория иметодика преподавания в ФГОСТеория иметодика преподавания в ФГОСТеория иметодика преподавания в ФГОС




« Теория и методика


преподавания предметов естественно- научного цикла в


формате ФГОС»








Чередановой Людмилы Николаевны



учителя химии МБОУ СОШ № 96

г. Нижнего Новгорода



















ФИО

Череданова Людмила Николаевна

Место работы

МБОУ « СОШ№96»

Должность

Учитель химии и биологии

Предмет

химия

Класс

8

Тема и номер урока в теме

Кристаллические решётки. № 28.

Базовый учебник

О.С.Габриэлян. Химия. 8 класс, М., «Дрофа», 2011,

Тема урока: "Кристаллические решётки".

8. Тип урока: урок формирования и закрепления новых знаний

9. Деятельностная цель:

формирование умения работать с коллекцией и горных пород.минералов

Образовательная цель:

формирование представлений о типах кристаллических решеток: рассмотреть особенности строения твёрдых веществ, которые определяют их свойства и внешнюю форму.

10. Формирование УУД:

Личностные действия:

воспитание умения видеть прекрасное в окружающей нас природе.

Регулятивные действия:

проследить взаимосвязи между типом кристаллической решётки и свойствами вещества, между пространственной формой кристаллической решётки и формой кристаллов.

Познавательные действия:

сформировать понятия о кристаллическом и аморфном строении твёрдых тел, ознакомить с типами кристаллических решёток.

Коммуникативные действия:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

11. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в группах.

Методы обучения:

-иллюстративно-словестный

-работа с природными материалами (образцы минералов, кристаллов, модели решеток)

-практико-ориентированный (химический эксперимент)

12.Оборудование:

лабораторное оборудование: химические подносы с пластилином, графитовыми стержнями от простого карандаша, химические стаканы с горячей водой, металлические и пластмассовые ложки; таблицы: " ПСХЭ Д. И. Менделеева", "Виды химической связи", "Электроотрицательность химических элементов"; модели кристаллических решёток разных типов: поваренной соли, алмаза и графита , углекислого газа , меди; листы формата А4 с распечатанным заданием (таблица "Кристаллические решётки , вид связи и свойства веществ") для самостоятельной работы учащихся.

13. Структура и ход урока:

1) организационный момент - 1 минута

2) актуализация знаний и умений - 8 минут

3) изложение нового материала - 22 минуты;

4) закрепление и систематизация материала - 9 минут;

5) Рефлексия. Подведение итогов урока - 3минуты;

6) домашнее задание - 2 минуты.

Образовательные технологии:

технология деятельностного метода, информационно-коммуникационные технологии , технология критического мышления , технология проблемного обучения , технология практико-ориентированного обучения.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Подготовка к восприятию нового материала.

Действия учителя

Действия учащихся

Беседа учителя с учащимися (вступление).

Как разнообразен мир музыки, так разнообразен и мир веществ. Рано или поздно каждый человек задает себе вопросы: "Почему воздух всегда - зимой и летом - газообразный?", "Почему в чайнике вода закипает и превращается в пар, а железо при тех же условиях остается твердым?", "Почему газы летают в пространстве, а жидкости текут и льются?" Нас удивляет блеск различных металлов, разнообразие природных минералов. Мы уже не можем обойтись без современных сплавов, пластмасс. А нужные лекарства спасают жизнь. Нас окружает огромное количество веществ. На слайде 1 вы видите несколько уже известных для вас формул веществ: поваренной соли, воды, кислорода, песка, железа.

Слайд 1

Далее следует беседа учителя с учащимися по вопросам:

1). Скажите, к какому классу веществ относится каждое вещество?

2). С помощью, каких химических связей они образованы?

3). В каких агрегатных состояниях находятся эти соединения при обычных условиях?

4). А может одно вещество находиться в разных агрегатных состояниях? Приведите пример.

5). Как вы думаете, почему вещества при одинаковых условиях находятся в разных агрегатных состояниях?

6). Какие виды частиц вы знаете?

7). Имеют ли заряды ионы, атомы, молекулы?

Учащиеся внимательно слушают учителя.



Учащиеся устно со своих мест отвечают на вопросы учителя.

Предполагаемые ответы:

1). Соли, оксиды, металлы, неметаллы

2). Ионная, ковалентная полярная, ковалентная неполярная, металлическая.

3). Твердое, газообразное, жидкое.

4). Может, Например вода, кислород.

5).Строение.

6). Атомы, ионы.

7). Ионы имеют заряд, молекулы и атомы нейтральны.

III. Изучение нового материала.

Действия учителя

Действия учащихся

1. Ознакомление с целью урока (смотрите слайд 2).

Учитель озвучивает тему урока, цели урока.

Слайд 2

Эпиграф к уроку (смотрите на слайде 3):

Слайд 3

Далее следует рассказ ученика с элементами беседы.

Любое вещество может находиться в газообразном, жидком или твёрдом агрегатном состоянии. Например, вода. При обычных условиях - это жидкость, но она может быть паром и льдом. Или кислород при обычных условиях представляет собой газ, при температуре -194 ºC он превращается в жидкость голубого цвета, а при температуре -218,8 ºC затвердевает в снегообразную массу, состоящую из кристаллов синего цвета.

Температурный интервал существования вещества в твёрдом состоянии определяется его температурами плавления и кипения.

Проблемный вопрос:

от чего зависит агрегатное состояние веществ? (заслушиваются ответы учащихся, а затем со слайда 4 правильный ответ).


Слайд 4

2. Актуализация знаний: демонстрация химического эксперимента.

[У учащихся на партах лежат подносы с пластилином, графитовым стержнем от простого карандаша, химический стакан с горячей водой, металлическая и пластмассовая ложки].

Сегодня на уроке мы будем рассматривать вещества в твёрдом агрегатном состоянии.

Проведём опыт №1.

Отломите кусочек пластилина и кусочек графита (грифеля). Повторите. Сравните сколы (края).

Проведём опыт №2.

Опустим в стакан с горячей водой металлическую ложку и пластмассовую ложку. Что наблюдаем?

Вопросы учителя:

1). От чего зависят свойства?

2). Каким должно быть строение, чтобы отламывались кусочки по строго определённому направлению?

Далее учитель продолжает рассказ.

Различают 2 вида твёрдых веществ - аморфные и кристаллические (смотрите слайд.

Затем со слайда 6 учащиеся записывают в тетради определения кристаллических и аморфных веществ.

Слайд 6Проблемные вопрос1).

Как объяснить существование твёрдых веществ со столь различными свойствами?

2). Почему кристаллические вещества при ударе раскалываются в определённых плоскостях, а аморфные вещества этим свойством не обладают?

Свойства веществ в твёрдом состоянии зависят от типа кристаллической решётки (прежде всего от того , какие частицы находятся в её узлах) , что , в свою очередь , обусловлено типом химической связи в данном веществе.

Для аморфного состояния характерно наличие только ближнего порядка. Структуры аморфных веществ напоминают жидкости , однако обладают гораздо меньшей текучестью. Аморфное состояние обычно неустойчиво. Под действием механических нагрузок или при изменении температуры аморфные тела могут закристаллизоваться. Реакционная способность веществ в аморфном состоянии значительно выше, чем в кристаллическом.

Твердые вещества имеют кристаллическое строение. Геометрически правильная форма вещества в твёрдом состоянии получила название кристалла, а подобное состояние - кристаллического. Оно характеризуется правильным расположением частиц в строго определенных точках пространства. При мысленном соединении этих точек пересекающимися прямыми линиями образуется пространственный каркас,который называют кристаллической решеткой. Точки, в которых размещены частицы, называются узлами кристаллической решетки.



Далее учащиеся со слайда 7 записывают в свои тетради определения понятиям "кристаллическая решётка", "кристалл" , "узлы решётки" и перечисляют типы самих кристаллических решёток.

Слайд 7

Учитель (на слайдах 8 , 9 , 10 , 11) и на демонстрационном столе демонстрирует учащимся рисунки моделей разных типов кристаллических решёток.

Далее учитель продолжает:

"Изучать особенности каждого типа кристаллической решётки вы будете самостоятельно, в группах (учитель делит класс на 4 группы учащихся, примерно одинаковых по своим силам; Iгруппа изучает ионные кристаллические решётки, IIгруппа-атомные, IIIгруппа - молекулярные, IVгруппа - металлические). Откройте в учебниках страницы 115 - 119.На слайде 12 вам дана таблица (такие же таблицы в распечатанном виде лежат у вас на партах на листах формата А4). Каждая группа рассматривает только свой тип кристаллической решётки и заносит свои ответы в таблицу. После того как вы справитесь за определённое время, кто-нибудь один из группы должен выступить. Успехов вам в работе".

Слайд 12

Таблица 1. Кристаллические решётки, вид связи и свойства веществ

Тип решётки

Вид частиц в узлах решётки

Вид связи между частицами

Примеры веществ

Наиболее характерные физические свойства

После того как каждый представитель из 4 групп учащихся выступит, учителем и демонстрируется слайд 13 с полностью заполненной таблицей (учитель по ходу проверки , если у учащихся возникнут вопросы , даёт пояснения , уделяя особое внимание взаимосвязи типа кристаллической решетки , вида химической связи и свойств твёрдых веществ).





Слайд 13

Таблица 1. Кристаллические решётки, вид связи и свойства веществ

Тип решётки

Вид частиц в узлах решётки

Вид связи между частицами

Примеры веществ

Наиболее характерные физические свойства

Ионная

Ионы (катионы и анионы)

Ионная

Соли , оксиды и гидроксиды типичных металлов , галогениды (IА и IIА групп)

Тугоплавкие , нелетучие , твёрдые , многие растворимы в воде и проводят эл. ток в растворе и в расплаве

Атомная

Атомы

Ковалентная

Алмаз , графит , кремний , бор , кварц

Очень твёрдые и прочные , туго-плавкие , нелетучие , нерастворимы в воде

Молекулярная

Молекулы

Между молекулами слабые силы межмолекулярногопритяжения, а внутри молекул - прочная ковалентная связь

При обычных условиях - газы, жидкости с низкими температурами плавления (H2O, CO2, NH3, H2S, CH4, O2, N2, P4, S8, этанол, нафталин , сахароза)

Легкоплавкие,летучие, в твёрдом виде хрупкие, способны к возгонке , имеют малую твёрдость

Металлическая-кая

Положительно заряженные ионы и обобществлён-ные электроны

Металлическая

Металлы и сплавы

Ковкие , пластичные , тягучие , электро- и теплопроводные , имеют металлический блеск















Учитель ещё раз повторяет классу учащихся, что тип кристаллической решётки зависит от вида химической связи в веществе:

1).вещества с ионной связью имеют ионную кристаллическую решётку;

2).вещества с ковалентной связью имеют атомную или молекулярную кристаллическую решётку;

3).вещества с металлической связью имеют металлическую кристаллическую решётку.

Далее учитель продолжает беседу с классом.

Обратите внимание на зависимость типа кристаллических решёток для простых веществ от положения химических элементов в ПСХЭ Д. И. Менделеева (смотрите на слайд 14).

Слайд 14

Вопрос классу учащихся:

"Скажите,а какой тип кристаллической решётки из изученных сегодня на уроке не встречается в простых веществах?"

3. Закон постоянства состава вещества.

Учитель продолжает рассказ.

Остался ещё один момент урока - закон постоянства состава вещества , которому подчиняются вещества с молекулярным строением. Этот закон был открыт французским химиком Ж. Л. Прустом в 1808 году (смотрите на слайд 15).

Слайд 15

Постоянство состава веществ независимо от способа их получения можно объяснить, например, на получении углекислого газа: сгоранием угля в кислороде, разложением карбоната кальция, действием соляной кислоты на мрамор (смотрите слайд 15) или воды (смотрите на слайде 16).

Слайд 16

Учитель подчёркивает то, что для веществ с ионным строением закон Ж. Л. Пруста не всегда выполняется.

Учащиеся записывают в тетради дату, тему урока.

Учащиеся внимательно слушают учителя, наблюдают за ходом эксперимента, отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся высказывают свои гипотезы.

Учащиеся внимательно слушают учителя, проводят опыты и наблюдают за ходом опытов , отвечают на вопросы учителя.

Предполагаемые ответы: у кусочков пластилина края различные, у грифеля - чёткие, ровные края.

Предполагаемые ответы: металлическая ложка нагрелась, а пластмассовая нет.

Предполагаемые ответы учащихся:

1). От строения.

2). Строение должно быть строго

определённым. Учащиеся внимательно слушают учителя и при необходимости конспектируют изучаемый материал в свои тетради.

Записывают со слайда 6 определения кристаллических и аморфных веществ в свои тетради. Учащиеся внимательно слушают рассказ учителя.













Учащиеся со слайда 7 конспектируют в свои тетради определения кристаллической решётке, кристаллу, узлам решётки, перечисляют типы самих кристаллических решёток. Учащиеся внимательно слушают учителя, смотрят на различные модели кристаллических решёток, сравнивают их между собой.

Учащиеся в классе делятся на 4группы, рассаживаются по группам и самостоятельно выполняют задание на листочках формата А4 , обсуждают между собой ответы , заносят их в таблицу на листках формата А4.

В конце самостоятельной работы учащиеся внимательно слушают выступления представителей от каждой из 4 групп по одному из типов кристаллических решёток, остальные дополняют, корректируют ответы.

После того как все ответы будут высказаны, учитель демонстрирует правильные ответы со слайда 13 , а учащиеся по мере необходимости задают учителю вопросы.

Учащиеся внимательно слушают учителя.

















Учащиеся внимательно слушают учителя.

















Предполагаемый ответ учащихся: ионные.

Учащиеся внимательно слушают учителя, конспектируют в свои тетради важные моменты , при необходимости задают вопросы учителю.

IV. Проверка усвоения изученного материала.

Действия учителя

Действия учащихся

Вопросы учащимся:

1). Сделайте вывод, от чего зависят свойства веществ?

2). От чего зависит тип кристаллической решётки?

3). От чего зависит вид связи?

4). Какую классификацию веществ вы узнали сегодня на уроке?

5). В каком агрегатном состоянии вещества имеют кристаллические решётки?

6). Какие типы кристаллических решёток вы теперь знаете?

7). С каким основным законом химии вы познакомились сегодня на уроке?

8). Определите тип кристаллической решётки в веселящем газе (N2O).

9). Определите тип кристаллической решётки в кремнии (Si).

10). Определите тип кристаллической решётки в олове (Sn).

11). Определите тип кристаллической решётки в оксиде лития (Li2O).

12). Как вы думаете, какие 3 из 9 предложенных веществ имеют одинаковую кристаллическую решётку (по вертикали , горизонтали , диагонали)? [смотрите на слайд 17].

Слайд 17

NaCl

N2O

Mg(OH)2

CO2

K2S

NH3

Cl2

O2

NaOH

Предполагаемые ответы:

1). От типа кристаллических решёток.

2). От вида химической связи.

3). От строения атома.

4). Вещества в твёрдом агрегатном состоянии делятся на аморфные и кристаллические.

5). В твёрдом.

6). Ионные , атомные , молекулярные , кристаллические.

7). С законом постоянства состава веществ.

8). Молекулярная.

9). Атомная.

10). Металлическая.

11). Ионная.

12). Верный ответ:

NaCl ‒ K2S ‒ NaOH

V. Закрепление нового материала.

Действия учителя

Действия учащихся

Задание классу.

Учащиеся письменно в своих тетрадях выполняют тест по теме "Кристаллические решётки" (смотрят на вопросы и варианты ответов на Интерактивной доске) и по завершении урока всем классом сдают учителю свои тетради на проверку.

Тест смотрите в разделе приложения.

После уроков учитель для облегчения проверяет тест по заранее написанным им ответам и выставляет учащимся оценки.

В тетрадях пишут: тест по теме "Кристаллические решётки", внимательно читают вопросы и выбирая правильный ответ , записывают его , а также слушают внимательно указания учителя и выполняют их.

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Действия учителя

Действия учащихся

Учитель задаёт вопросы: "Что вы сегодня узнали нового?", "С какими понятиями вы познакомились на уроке?", "С какими трудностями вы столкнулись?"

После беседы с детьми учитель, озвучивая, выставляет оценки учащимся, хвалит их за работу на уроке.

Учащиеся устно отвечают на вопросы учителя по одному со своих мест.







VII. Домашнее задание.

Действия учителя

Действия учащихся

Учителем проводится инструктаж по домашнему заданию (смотрите на слайд 18).

Слайд 18

Затем учитель просит сдать всех учащихся свои рабочие тетради на проверку.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник и, что непонятно, задают учителю вопросы, а затем сдают свои рабочие тетради на проверку.











СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Габриелян О. С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - 14-е издание , стереотип. - М.: Дрофа , 2013. - 273 с. , ил.

2. Гара Н. Н. , Зуева М. В. Сборник заданий для проведения промежуточной аттестации: 8-9: книга для учителя. - М.: Просвещение , 2013. - 175 с. , ил. - (Текущий контроль).

3. Новошинский И. И. , Новошинская Н. С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. - М.: ООО "ТИД Русское слово-РС" , 2013. - 224 с. , ил.

4. Рябов М. А. , Невская Е. Ю. Тесты по химии к учебнику О. С. Габриеляна Химия. 8 класс. - М.: Экзамен , 2013. - 64 с. , ил. - (Текущий контроль).

5. Хомченко Г. П. Пособие по химии для поступающих в ВУЗы. - 5-е издание , исправленное и дополненное. - М.: Новая Волна , 2012. - 464 с. , ил.

6. Интернет-ресурсы.

fcior.edu.ru/card/11621/testy-po-teme-alyuminiy.html











ПРИЛОЖЕНИЯ

ТЕСТ ПО ТЕМЕ: "КРИСТАЛЛИЧЕСКИЕ РЕШЁТКИ"

1. Среди перечисленных веществ выберите вещества, которые имеют кристаллическое строение:

а).воск; б). алмаз; в). сосновая смола; г). поваренная соль;

д). "сухой лёд" (твёрдый CO2).

2. В узлах разных кристаллических решёток могут находиться:

а).атомы; б). электроны; в). протоны; г). ионы; д). молекулы.

3. Выберите вещества, имеющие атомную кристаллическую решётку:

а).графит; б). сульфат меди (II); в). алмаз; г). оксид кремния (IV); д). лёд (вода).

4. Выберите вещества , имеющие ионную кристаллическую решётку:

а). "сухой лёд" (твёрдый CO2); б). оксид кремния (IV); в). хлорид натрия;

г).гидроксид калия; д). сульфат алюминия.

5. Выберите вещества, имеющие металлическую кристаллическую решётку:

а).цинк; б). алмаз; в). графит; г). медь; д). алюминий.

6. Выберите вещества, имеющие молекулярные кристаллические решётки:

а).оксид кремния (IV); б). лёд (вода); в). хлорид калия;

г). "сухой лёд" (твёрдый CO2); д). глюкоза.

7. В узлах металлической решётки находятся:

а).атомы; б). катионы (положительно заряженные ионы); в). молекулы;

г).анионы (отрицательно заряженные ионы); д). электроны.

8. С каким типом кристаллической решётки вещество хорошо проводит электрический ток:

а).с молекулярной; б). с атомной; в). с ионной; г). с металлической?

9. У какого из веществ выше температура плавления:

а).у иодида калия; б). у йода; в). у йодоводорода; г). у хлороводорода?













































ОТВЕТЫ НА ТЕСТ

1 - б , г , д; 6 - б , г , д;

2 - а , г , д; 7 - а , б;

3 - а , в , г; 8 - г;

4 - в , г , д; 9 - а.

5 - а , г , д;

КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ

"5" - 8 - 9 правильных ответов;

"4" - 6 - 7 правильных ответов;

"3" - 3 - 5 правильных ответов;

"2" - 2 и меньше правильных ответов.

Примечание: ответ на вопрос засчитывается тогда , когда все варианты ответа выбраны полностью правильно.







Таблица №1

Тип решётки

Вид частиц в узлах решётки

Вид связи между частицами

Примеры веществ

Наиболее характерные физические свойства



© 2010-2022