Подготовка обучающихся к итоговой аттестации по химии в тестовой форме

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Шхурпаш Мира Гиссовна

учитель химии МБОУ «СОШ №1»

Теучежского района

ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТЕСТАЦИИ ПО ХИМИИ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ

Разрыв между фактически изучаемым на уроках химии материалом и предъявляемым при проведении экзаменов в форме ЕГЭ и ОГЭ продолжает углубляться. Сокращение времени, отводимого учебным планом на изучение химии, и изменение содержания предмета в условиях проводимой реформы образования затрудняет получение учащимися высоких результатов при выполнении тестов ЕГЭ и ОГЭ.

Одно из решений проблемы - совершенствование методики подготовки учащихся к экзаменам в тестовой форме.

В своей работе по подготовке к итоговой аттестации по химии мною используется несколько принципов, позволяющих улучшить качество подготовки учащихся.

Во-первых, использование основополагающих знаний, получаемых на уроках химии («базовые» знания). Формы освоения и запоминания базовых знаний могут быть различны, однако использование опорных конспектов в условиях ограниченного времени, отводимого на подготовку к ЕГЭ и ОГЭ, является предпочтительным. Варианты опорных конспектов по общей, неорганической и органической химии были апробированы как при подготовке учащихся к экзаменам ЕГЭ и ОГЭ, так и непосредственно на уроках химии. Использование опорных конспектов и «базовых» знаний позволяет алгоритмизировать учебные навыки.

Во-вторых, система упражнений, направленная на освоение практических навыков владения материалом и построенная с учётом психологии учащихся. В каждом задании материал разбит на блоки («тесты») с различным, в зависимости от содержания вопроса, числом заданий. Число блоков - 5-10 (чаще всего 7-10), число заданий - от 5-6 до 12-17 в зависимости от сложности изучаемого вопроса. Такая структура конкретизирует подготовку по объему и срокам изучения материала, а также позволяет варьировать объёмы регулярно выполняемых заданий.

В-третьих, наиболее важным элементом предлагаемой схемы подготовки является большое число примеров, решение которых подробно объяснено (в «Тематических тестах» ЕГЭ уровней, тестах заданий повышенного уровня сложности приводится 15 примеров и полное решение заданий и ответы или решения заданий вопросов, рассматриваются задания повышенного уровня в новой формулировке и их решение; для выпускников 9-х классов ОГЭ - подробно разобраны решения заданий повышенного уровня.

Анализируя «плюсы» и «минусы» итоговой аттестации в 9 классе в новой форме и ЕГЭ, я пришла к выводу, что следует вводить тестовые технологии в систему обучения, с 8 класса, что позволит:

  • ограничивать время выполнения вопросов теста (поминутно);

  • обращать внимания учащихся на уровень сложности заданий (разноуровневость);

  • учить находить выход в ситуации «сложного вопроса», пропуская задание и возвратиться к нему позже;

  • в некоторых случаях искать правильный вариант ответа «методом исключения»

Тем самым можно не только оценить процент усвоения материала учеником, но и отработать у обучающихся навыки работы с тестовыми заданиями, что, безусловно, может реально повысить балл в ходе сдачи экзамена.

Использование тестологического тематического и итогового контроля в типовых конструкциях тестовых заданий ОГЭ и ЕГЭ , применяемых на экзамене, позволяет готовить ученика практически не тратить время на понимание инструкции по выполнению заданий, т. к. в таких заданиях формируются психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. Они позволяют повысить эффективность подготовки к экзамену. С момента внедрения в практику итоговой государственной аттестации в форме ЕГЭ я готовлю учащихся к сдаче экзамена. Особенные трудности вызывает подготовка к заданиям повышенного уровня. Одно из заданий высокого уровня сложности, проверяет знания о свойствах веществ, в том числе и амфотерных свойствах. Знание этого материала поможет учащимся успешно сдать экзамен по химии. Для успешного выполнения этого задания нужно знать и способы разрушения комплексных солей. В учебной литературе этому материалу уделяется недостаточно внимания. Ни в одном отдельно взятом пособии он подробно не рассматривается. Основной целью подготовки к ЕГЭ для учеников, имеющих хорошие знания по химии, является овладение навыками выполнения наиболее сложных заданий. К этому относится знание наиболее широкого круга окислительно-восстановительных реакций, реакций возможно большего числа классов органических соединений, методов решений самых сложных типов расчетных задач. Подготовка учеников, имеющих разный уровень сформированности знаний по химии, ориентирована на успешную сдачу ЕГЭ как минимум на удовлетворительную отметку. Для этого достаточно уверенного выполнения базовой части контрольно- измерительных материалов. Подготовка учеников этой группы ведётся по самым характерным свойствам веществ, наиболее распространенным типам реакций, самым простым и чаще всего используемым алгоритмам решения задач. Большое значение для подготовки к ЕГЭ имеют элективные курсы, на которых, в дополнение к базовому, рассматриваются наиболее сложные темы. 8 кл. «За страницами школьного учебника», 9 кл. «Окислительно-восстановительные реакции», 10 кл. «Избранные вопросы органической химии», 11 кл. «Химия в тестах». При обучении основной упор делается на темы: «Реакции в растворах (электролитическая диссоциация, ионные реакции, гидролиз)», «Окислительно-восстановительные реакции в неорганической и органической химии», «Кислородсодержащие органические вещества», «Решение расчетных задач». По возможности материал этих тем связываем с рассмотрением вопросов других разделов школьного курса. Типы заданий Важно сформировать у учащихся вычислительные умения, необходимые для решения задач разных типов и видов. В системе контроля используем практико-ориентированные задания, а также задания, требующие комплексного применения знаний из различных разделов курса химии и других предметов естественно-математического цикла. На занятиях систематически обучаем школьников приемам работы с различными типами контролирующих заданий, аналогичных заданиям контрольно- измерительных материалов единого государственного экзамена (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом).

Подобный анализ структуры, содержания и системы оценивания теста ЕГЭ помогает выпускникам не только психологически подготовиться к экзамену, но и позволяет лучше выполнить задания экзаменационного теста и набрать максимально возможное число баллов.





© 2010-2022