Конспект урок: Соли, строение, свойства

 Тема  урока:  «Соли,  строение,  свойства  и  применение».    Тема  урока:  «Соли,  строение,  свойства  и  применение».   Цели  урока: Обучающая:  обобщить,  углубить  и  систематизировать  знания  о солях,  как  объекта  окружающего  мира. Развивающая:  способствовать  развитию  внимания,  памяти,  наблюдательности,  интереса  к  предмету,  творческих  способностей. Воспитательная:  формировать  сотрудничество  учителя  и  обучающегося,  способствовать  воспитанию  чувств  ответственности, вз...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Соли, строение, свойства и применение».

Цели урока:

Обучающая: обобщить, углубить и систематизировать знания о солях, как объекта окружающего мира.

Развивающая: способствовать развитию внимания, памяти, наблюдательности, интереса к предмету, творческих способностей.

Воспитательная: формировать сотрудничество учителя и обучающегося, способствовать воспитанию чувств ответственности, взаимовыручки, взаимопомощи, применять знания на практике.

Межпредметная:

1. Технология приготовления мучных кондитерских изделий - "Способы разрыхления теста"

2. География - "География мировых природных ресурсов"

3. Товароведение пищевых продуктов - "Неорганические вещества: соли"

4. Физика - "Физические явления"

Дидактическая: создание условий для осмысливания новой учебной информации для применения знаний и умений.

Тип урока: комбинированный с применением ИКТ

Методы: словесно-наглядный, с элементами самостоятельной работы, эксперимент, ИКТ

Оборудование:

1. Реактивы: растворы кислоты, щёлочи, солей, твёрдые минералы

2. Тесты для индивидуальной и коллективной работы

3. Таблицы: 1. Растворимость кислот, оснований, солей в воде.

2. Ряд активности металлов.

7. Чёрный ящик

Литература:

1. О.С. Габриелян. Химия.

2. О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова. Химия.

3. О.С. Габриелян, И. Г. Остроумов. Настольная книга учителя химии.

4. Р.А. Лидин. Разноуровневые тестовые задания.

5. А.Л. Николаев. Первые в рядах элементов.

6. Н.Г. Бутейкин. Технология приготовления мучных кондитерских изделий

7. В.П. Максаковский. География.

Т. С. О. компьютер, проектор

Проблемы:

1. Что такое соль?

2. Море информации: " Как в нём не утонуть"

Слова к уроку - Эпиграф

"О разрешите мне загадку жизни,

Мучительно старинную загадку...

Скажите, что такое соль?"

Ход урока.

1. Оргмомент (готовность обучающихся на урок) - 1 мин.

Рапорт дежурного о состоянии группы.

2. Встреча гостей с хлебом и солью - 2 мин.

Преподаватель: Дорогие ребята, уважаемые гости, здравствуйте!

Сегодня урок необычный, присутствуют гости, а гостей принято встречать с хлебом и солью.

Что это за обычай встречать гостей с хлебом и солью?

Обратимся к столу справок. На уроке будет работать

стол справок.

Ученица: " Встречать гостей с хлебом и солью это - подчеркнуть равноценное с хлебом значение соли. «Без хлеба и соли не будет разговора», «Хлеб и соль - символ гостеприимства и радушия русской нации».

3. Актуализация знаний по теме: " Кислоты и Основания" - 11 мин.

3.1. Фронтальный опрос.

Вопросы всей группе:

1. Какие вещества называются кислотами? Приведите примеры.

2. Какая кислота содержится в желудке человека и вызывает изжогу?

3. Какие вещества называются основаниями? Приведите примеры.

4. Какое основание применяется для дезинфекции помещений?

5. Как можно практически определить кислоту и основание?

3.2.Самостоятельная работа по карточкам 3 варианта

1 вариант

1. Написать по названию формулы кислот и оснований:

Сернистая кислота, гидроксид лития, азотная кислота, гидроксид железа (II), гидроксид алюминия.

2 вариант

1. Написать по названию формулы кислот и оснований:

Фосфорная кислота, гидроксид натрия, азотистая кислота, гидроксид хрома (III), гидроксид кальция.

3 вариант

1. Написать по названию формулы кислот и оснований:

Угольная кислота, гидроксид железа (III), серная кислота, гидроксид меди (II), гидроксид бария.

3.3. Т е с т

В а р и а н т 1.

1) Из предложенного перечня выберите основной оксид:

а) Na2O; б) SO3; в) Р2О5.

2) В результате взаимодействия оксида серы(VI) с водой образуется:

а) основание; б) кислота; в) соль.

3) В растворах щелочей фенолфталеин имеет цвет:

а) бесцветный; б) синий; в) малиновый.

4) Какой металл не реагирует с соляной кислотой?

а) Натрий; б) серебро; в) цинк.

5) Вещества какой пары могут реагировать между собой?

а) NaOH + HCl; б) NaCl + Zn; в) Аu + H2SO4.

В а р и а н т 2.

1) Из предложенного перечня выберите кислотный оксид:

а) СО2; б) СаО; в) K2О.

2) В результате взаимодействия оксида натрия с водой образуется:

а) кислота; б) щелочь; в) соль.

3) В растворах щелочей лакмус имеет цвет:

а) бесцветный; б) фиолетовый; в) красный.

4) Что из перечисленного не подходит для характеристики соляной кислоты?

а) Сильная;

б) двухосновная;

в) бескислородная.

5) Вещества какой пары могут реагировать между собой?

а) Zn + НСl;

б) Fe(OH)3 + SiО2;

в) Ag + H2SO4 (разб.).

Преподаватель: Даны две пронумерованные пробирки, докажите где кислота, а где основание? Преподаватель говорит про Т.Б.

При работе с кислотами и щелочами соблюдайте осторожность, избегайте их попадания на кожу.

Консультант проводит опыт (преподаватель делает вывод)

Вывод: Как изменяется окраска универсального индикатора в кислоте и основании.

4. Изучение нового материала.

Преподаватель объявляет тему урока, цели урока. Далее преподаватель читает слова эпиграфа к уроку и задаёт вопрос группе: Какая ассоциация у них связана со словом соль?

А что скажет нам стол справок? Что означает слово соль?

Ученица отвечает (стол справок): Соль - от арабского слова солёный. От латинского слова Сол т. е. Солнце.

Преподаватель Солнце - это жизнь, а значит соль, имеет большое значение в жизни человека.

Давайте послушаем небольшое сообщение о значение соли в жизни человека (сообщение обучающегося)

А что такое соль с точки зрения химии? (рассмотрим план урока и обращается к плану урока, написанного на доске). Итак, первый вопрос плана.

4.1 Состав, строение соли -10 мин.

Соли - это продукты взаимодействия кислоты и основания, запишем формулу основания Са(ОН)2 и кислоты Н3РО4, составляем формулу соли на первое место ставим ион металла кальция на второе место ион кислотного остатка, (кислоты и основания состоят из ионов), указываем величину заряда иона металла и заряд иона кислотного остатка, получаем формулу соли Са3(РО4)2.

3Ca(OH)2 +2H 3PO4 = Са3(РО4)2 + 6H 2O

Аналогично запишем формулы солей: К2СО3

KOH + H 2CO3 = K 2CO3 +H 2O

Соли очень многообразны по своим свойствам и составу.

4.2 Классификация, номенклатура солей - 11мин.

Преподаватель: Соли классифицируются:

Средние, кислые, основные; записывает формулы: Nа2СО3, NаНСО3. Си(ОН)Се и объясняет как складываются названия солей.

Средние (нормальные) - это продукты полного замещения атомов водорода в кислоте на металл.

Кислые - это продукты неполного замещения атомов водорода в кислоте на металл.

Основные - это продукты неполного замещения гидроксогрупп в основании на кислотный остаток.

В природе существует природная основная соль - Малахит (слайд)

Малахит от греческого слова малахе (округлые почки растений), которые распускаются, образуя рельефные листочки).

Стол справок дополняет. В 1839г на УРАЛЕ была обнаружена огромная глыба малахита массой 250 тонн. Это сделало возможным создание в Эрмитаже уникального малахитового зала. Малахит - это неодушевлённый герой знаменитых уральских сказок Баженова.

Это 1. Малахитовая шкатулка

2. Хозяйка медной горы.

(Слайды: Малахит, Сказки Баженова)

4.3. Физические свойства солей -8 мин.

Обучающиеся изучают материал самостоятельно и делают выводы:

Что Соли - это твердые вещества, имеют разнообразную окраску. Большинство солей белого цвета, такие как гидрокарбонат натрия, хлорид натрия, некоторые имеют оранжевую окраску - дихромат калия, желтую - хромат калия, зеленую - сульфат никеля (II), розовую - сульфат кобальта (II), черную - сульфид меди (II).Некоторые соли ядовитые, кислые все растворяются в воде, основные соли нерастворимы, а средние имеют разную растворимость (см табл. растворимости).

4.4.1. Химические свойства солей. 17 мин.

Основные химические свойства солей: Преподаватель говорит и записывает уравнения:

1. Диссоциация солей, т. е. распад на ионы:

КСI = К+ + СI -

AI 2(SO4)3 = 2AI3+ + 3SO42-

Преподаватель даёт определение: " Соли - электролиты, которые диссоциируют на катионы металлов и анионы кислотных остатков."

2. Реакция разложения:

2NаНСО3 = Nа2СО3 + СО2 + Н2О

Используется в качестве рыхлителя для приготовления теста.

3. Соль + кислота = новая соль + новая кислота

BaCI2 + H2SO4 = BaSO4 + 2HCI

Ag NO3 + HCI = AgCI (O) + HNO3

4. Соль + основание = н. соль + н. основание.

FeCI3 + 3NaOH= Fe(OH)3 + 3NaCI

NiSO4 + NaOH = Na2 SO4 + Ni(OH)2 (o)

5. Соль + соль = н. соль + н. соль

BaCI2 + Na2SO4 = BaSO4 (O) + 2NaCI

SO 4 2- + Ba 2+ = BaSO 4(O)

Ca(NO 3) 2 + Na 2CO 3 = CaCO 3 (O)+ 2 NaNO 3

Ca 2+ + CO 3 2- = CaCO 3(O)

6. Соль + Мет. = нов. Соль + др. Мет

CuSO 4 + Fe = FeSO4 + Cu (железо вытесняет медь их сульфатов

4.4.2. Химический эксперимент.

ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ: Химические свойства солей.

ЦЕЛЬ: 1. Закрепить знания по свойствам солей.

2. Проверить и закрепить практические навыки проведения

эксперимента.

ОБОРУДОВАНИЕ: пробирки, штатив, индикатор.

РЕАКТИВЫ: р - ры: НСI, NаОН, СиSО4, Nа 2СО 3, ВаСI 2, Nа 24.

ОСТОРОЖНО ! ! !

При работе с кислотами и щелочами соблюдайте осторожность, избегайте их попадания на кожу. Раствор медного купороса - отравляющее вещество. Будьте аккуратны в обращении с ним.

ОПЫТЫ:

Слейте попарно растворы веществ:

1.Карбонат натрия и соляная кислота (соль + кислота):

2СО 3 + 2НСl = 2NaCI + H 2CO 3

2.Сульфат меди и гидроксид натрия (соль + щелочь):

СиSО4 + 2 NаОН = Cu(OH)2 + Na 2SO4

3.Хлорид бария и сульфат натрия (соль + соль):

ВаСl2 + Nа 24 = BaSO4 + 2 NaCI

ЗАКОНЧИТЕ УРАВНЕНИЯ:

5. Применение солей - 15 мин.

(Слайды: Поваренная соль в природе. Пищевая сода - рыхлитель)

6. Закрепление. - 11мин.

6.1. Фронтальный опрос.

Вопросы группе:

1. Что такое соль?

2. Какие типы солей бывают?

6.3. Химический диктант:

NaHCO3 - рыхлитель (выбрать правильные утверждения)

1. Гидрокарбонат натрия - это соль.

2. Это средняя соль.

3. Соль растворяется в воде.

4. Соль не используется в хлебопечении.

5. Соль используется в хлебопечении.

6. Это кислая соль.

7. Это соль не является рыхлителем.

8. Это рыхлитель

9. Соль используется для засолки овощей.

10. Соль используется против изжоги.

7. Подведение итогов урока. -2мин.

8. Домашнее задание. п.№24, сообщение "Производство соды" 1 мин











© 2010-2022