Эвристические задания на уроках химии

Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Эвристические задания – тот элемент обучения, который может быть достаточно успешно введен в образовательную среду на первом этапе инновационного процесса.В докладе представлен алгоритм создания эвристических заданий по А.В.Хуторскому, приведены примеры эвристических заданий по разным темам, которые можно использовать на уроках хи...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Эвристические задания на уроках химии

Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей обучения является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Эвристические задания - тот элемент обучения, который может быть достаточно успешно введен в образовательную среду на первом этапе инновационного процесса. Именно с включения подобных заданий в урок, в практику дополнительных занятий, домашних заданий, могут быть начаты и другие изменения в школьном образовании.

«Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя это открытие.» А.В.Хуторской

«Эвристика» - в переводе с греческого «heurisko» означает «отыскиваю», «нахожу», «открываю».

Эвристические задания не имеют однозначных результатов их выполнения. Такие задания принципиально отличаются от традиционных вопросов, тестов, задач и упражнений, у которых есть «правильные» ответы, с которыми сравнивается полученный учеником результат.

Алгоритм создания эвристических заданий:

1. Название задания (яркое, образное, интригующее)

2.Фундаментальные образовательные объекты

(тема, раздел, модуль)

3.Виды деятельности (по А.В.Хуторскому):

а. когнитивные

б.креативные

в.ценностно-смысловые

г.регулятивные

д.коммуникативные

4.Образовательный продукт

(таблица, рассказ, схема, ребус, кроссворд, рисунок, сочинение, ответ на вопрос, и т.д.)

5.Методы выполнения задания

а. прочитай

б.заполни таблицу

в.нарисуй

г.составь

д.придумай

6.Текст задания

7.Критерии оценивания

Задание 1

Тема урока: «Вода», 8 класс

1.Название задания: «Эта удивительная вода»

2.Образовательный объект: вода

3.Виды деятельности: определять цель, выбирать средства достижения цели, исследования, выводы

4.Образовательный продукт: отчет по плану

5.Метод выполнения задания: исследование

6.Текст задания:

Вода... Её можно назвать как угодно - от романтического «источник жизни» до сухого и научного «H2O»…Многим вода кажется самой простой субстанцией, которую только можно себе представить. Однако, в действительности вода является крайне таинственным веществом. Ведь она скрывает много загадочного, и многие её свойства не изучены до сих пор. Придумайте и проведите исследование свойств водопроводной воды доступными тебе методами. Результаты исследования оформите в виде небольшого отчета по плану:

Цель исследования;

Гипотеза;

Оборудование, реактивы;

Какие опыты проводил;

Результаты исследования;

Выводы.

7.Критерии оценивания:

«5»- определена цель, исследовано и описано 3 свойства, сделаны выводы

«4»- определена цель, исследовано и описано 2 свойства, сделаны выводы

«3»-определена цель, исследовано и описано 1 свойство, сделаны выводы
Задание 2

Тема урока: «Предмет химии», 8 класс

1.Название задания: «Символ химии»

2.Образовательный объект: графическое изображение

3.Виды деятельности: представить информацию в разных графических изображениях

4.Образовательный продукт: рисунок

5.Метод выполнения задания: творческое задание

6.Текст задания:

Ко всему, что существует в мире можно придумать символ. Как ты думаешь, какой символ можно дать химии? Каким ты его представляешь? Нарисуй в любом графическом формате и сделай соответствующие пояснения.

7.Критерии оценивания:

«5»- наличие рисунка, пояснение, соответствующее изображению, творческий подход

«4»- наличие рисунка, пояснение, соответствующее изображению

«3»- наличие рисунка

Задание 3

Тема урока: «Химические реакции», 8 класс

1.Название задания: «Загадочные реакции»

2.Образовательный объект: химические реакции, признаки химических реакций

3.Виды деятельности: поиск, отбор, оформление, пояснение информации

4.Образовательный продукт: таблица

5.Метод выполнения задания: найдите, определите, запишите

6.Текст задания:

В сущности, любая химическая реакция уже необычна и таинственна как сама жизнь. Разве можно привыкнуть к тому, что одно вещество превращается в другое? И все же многие из таких превращений стали обыденными: сталкиваясь с ними ежедневно, мы уже над ними не задумываемся. Приведите примеры химических реакций встречающихся в повседневной жизни. Укажите признак реакции. Результаты оформите в виде таблицы:


Химические реакции

Признаки реакций


7.Критерии оценивания:

«5»- приведено 5 и более примеров, указаны признаки

«4»- приведено 3,4 примера, указаны признаки

«3»- приведено 1,2 примера, указаны признаки

«Все дети разные, у них различные способности, интересы, предназначения. Наша цель - дать возможность каждому ученику образовываться по-своему, выстраивать свою индивидуальную траекторию. Этот путь для ученика - непрерывное открытие нового».

А.В.Хуторской


© 2010-2022