Урок Азот -источник танталовых мук человечества

Методическая разработка "Азот - источник танталовых мук человечества" может быть использована для подготовки к урокам  для  учащихся 9-х классов. Урок -исследовани е. Цель урока: Создать условия развития  навыков исследовательской  работы учащихся, их  творческой  и  деловой  активности..Формировать  универсальные  учебные  действия  на  основе  изучения  взаимосвязи  состава, строения, свойств и применения  азота  и  его  соединений.Формировать  логическое  мышление  и  познавательный  интерес....
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Источник танталовых мук человечества» ( 1 слайд)

Цель: Создать условия для развития навыков исследовательской работы учащихся, их творческой и деловой активности..

Задачи:

Образовательные: Формировать универсальные учебные действия на основе изучения взаимосвязи состава, строения, свойств и применения азота и его соединений.

Развивающие: Формировать логическое мышление и познавательный интерес.

Воспитательные: Формировать гражданскую позицию, воспитывать гуманизм на примере решения одной из глобальных проблем человечества.

Методы: Эвристическая беседа, самостоятельная лабораторная работа.

Форма работа: Групповая, индивидуальная, коллективная.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, рабочая тетрадь, инструкционные карты.

Нашатырный спирт, универсальный индикатор, азотная кислота, раствор белка, образец почвы, зелёный лист на пластинке, р-р дифениламина, вода, стеклянная палочка, штатив с пробирками.

Ị этап Ориентировочно - мотивационный ( 2 слайд)

Песня:

Я над землёю нахожусь,

Меня там много, я горжусь, что в атмосфере занимаю столько места.

Меня узнали вы народ, ну да, конечно, я азот.

Для вас я газ уже давным давно известный.

Я бесцветный газ и полезен знаю я для вас……..

Вы из воздуха меня извлечь давным давно старались.

Сколько долгих лет химиков учёных ваших цвет

Только мной одним в лаборатории и занимались.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

О каком элементе пойдёт речь?

Об азоте

Когда человек начинает знакомиться с новым предметом, темой, то всегда возникают вопросы, зачем нужно изучать этот предмет, чем интересна , значима эта тема.
По словам американского биохимика Камена: « Азот - это вечный источник танталовых мук человечества, это вечные терзания голода среди океана изобилия» По данным ООН, одна треть населения планеты голодает. Каждую минуту несколько человек умирает именно по этой причине. (3слайд)

Почему азот связывают с проблемами нехватки пищи, голода?

Сообщение учащегося (4 слайд)

В 1972г английский химик Даниэль Резерфорд открыл новый газ, а в 1773 году французский химик Антуан Лавуазье обнаружил, что мыши погибают в атмосфере этого газа и дал ему название «азот», что значит «негодный для жизни». На самом деле азот вполне заслужил бы имя «биогениум», что значит «рождающий жизнь». Основой любого живого организма является белок. В состав белка входит азот. Установлено, что азот составная часть каждой клетки живого организма независимо от того, будет ли это невесомая бактерия или 150 - тонная туша кита. Человеку в сутки необходимо употреблять 12-17 грамм азота в составе белковой пищи.

Как можно решить проблему голода?

Решение проблемы на втором этапе урока

2 этап. Операционно - исполнительский (5 слайд)

Тема«Источник танталовых мук человечества»

Девиз « В любом труде, в любом творенье - необходимо вдохновенье» (6слайд)

Работа по инструкционным картам.

Определение объекта исследования.

Объект - азот и его соединения (7 слайд)

Определение предмета исследования.

Предмет исследования - строение и свойства соединений азота.

Формулирование гипотезы исследования.

Гипотеза: Если будут получены соединения азота, усваиваемые растениями, то проблема голода будет решена. ( 8 слайд)

Рассматривают строение атома азота, записывают в тетради. 1б

Сколько валентных электронов в атоме азота?

3

Что вы можете сказать об активности атома азота?

Какие соединения образует?

Активен, образует соединения.

Вспоминают формулы соединений азота, записывают в тетради. 1б

Проверим версии. Работаем по инструкционной карте.

Рассматривают строение молекулы азота и делают вывод о его пассивности.

Исходя из строения азот пассивен и не усваивается растениями несмотря на то, что в воздухе 78% азота по объёму и над 1км кв. земной поверхности находится 8 млн. тонн (9слайд).

Учащиеся формулируют задачу, которые они должны решить - Найти пути усвоения азота.

Уточняют гипотезу: Если будут найдены пути связывания азота, то проблема голода будет решена. ( 10 слайд)

Нахождение степеней окисления азота в соединениях. ( аммиаке и азотной кислоте)1б

Определение окислителя и восстановителя. Причины. 1б

Определение наиболее устойчивого вещества. Причины. 1б

Исследование свойств веществ. Решение проблемы будут ли они усваиваться растениями.

Проверка первой версии ( аммиака) ( работа по инструкционной карте). Проверяется среда индикатором. (среда щелочная) 1б

Лакмус синий в щелочах

Это каждый знает

А щёлочь, как известно кожу разъедает.

Следовательно, это среда опасная для жизни. Можно ли вносить в почву?

Нет

Вещество активное, жидкость агрессивная. Особенный характер проявляет.

Во встречах с индикатором цвет она меняет.

С лакмусом метиловым глаз поднять не смеет, видно от смущения сразу розовеет.

Исследование свойств азотной кислоты.

Определение среды раствора 1б

Среда кислая

Действует на белок. Белок разрушается.

Приливается в почву. Вытесняется оксид углерода.

Вывод: В почву вносить нельзя.

А что делать ?



Какая связь?

Нейтрализовать.

При взаимодействии этих веществ с друг другом образуются нейтральное по характеру вещество- соль. Нитрат аммония-1б

Связь - донорно - акцепторная 1б 11слайд

Это соль плодородия. Она усваивается растениями 12 слайд

3 этап. Рефлексивно - оценочный. 13слайд.

«Жизнь ставит цели науке, наука освещает путь жизни». Этими словами Михайловского начинаем третий этап урока 14 слайд.

Мы установили, что нитраты усваиваются растениями, исследуем листья растений, если качественным реактивом на азот является дифениламин.

Исследование на дифениламин.

Вывод. Синее окрашивание листьев свидетельствует о наличии азота. 1б

Слайд 14 Пищевая цепь. Беседа по пищевой цепи.

Растения усваивают азотные удобрения, растениями питаются животные, человек, употребляя белок животных, получает азот, необходимый для жизни.

Итак, что вы сделали?

Из веществ, которые не усваиваются растениями, получили вещество, которое усваивается растениями.

Нашли путь связывания азота.

Нельзя забывать о том, что всё должно быть в меру. Избыто нитратов в продуктах может привести к отравлениям.

Представление результатов исследовательской работы.

« Обнаружение нитратов в продуктах питания»

Заканчиваю урок словами. Слайд 15

Элементы и атомы

В менделеевский взятые круг,

Сделали химию самой богатой,

Самой творческой из наук.

Учащиеся считают количество поставленных себе баллов и выставляют отметки.

10-12б - «5»

8-9б-«4»

6-7 б- «3»

Домашнее задание: Написать эссе, миниатюру, сказку на тему «Как азот решит проблему голода»

Азот - источник танталовых мук человечества.

Фамилия, имя_______________________________________________

Класс______________________________________________________

Вопросы

Ответы

Баллы

1

Каково строение атома азота?

2

а)Напишите соединения азота

б)Найдите степень окисления азота в соединениях.

в) Какие соединения наиболее устойчивы?

3

Каково строение молекулы азота?

4

Как зависят свойства от строения?

5

Какова реакция среды аммиака?

6

Какова реакция среды азотной кислоты?

7

а)Как нейтрализовать реакционную среду?

б)Каков механизм образовавшейся связи?

в) К какому классу относится полученное вещество?

8

Содержится ли азот в листьях растений?




Инструкция

1 Определите объект исследования.

2 определите предмете исследования

3 Сформулируйте гипотезу:

Если------------------------------------------------------------, то проблема голода будет решена.

4 Какие задачи для решения проблемы мы должны решить на уроке?

-Изучить-----------------------------------------------------------------

-Выявить_______________________________________________

-Вспомнить____________________________________________

-Исследовать_______________________________________________

Получить_____________________________________________________

5 Рассмотрите электронное строение атома азота и сделайте вывод об его активности

6 Запишите формулы соединений азота какие вы знаете

7 Напишите схему строения молекулы азота. Как строение влияет на свойства данного вещества? Будет ли свободный азот усваиваться растениями?

8 Определите степень окисления азота в соединениях. Что является только окислителем, только восстановителем? Какие из них наиболее устойчивы?

9 Определите реакцию среды аммиака универсальным индикатором. Сделайте вывод, можно ли его вносить в почву.?

10 Определите реакцию азотной кислоты индикатором. Прилейте азотную кислоту в почву. Что наблюдаете?. Сделайте вывод можно ли вносить азотную кислоту в почву?

11 Как можно нейтрализовать агрессивные вещества? Напишите уравнение реакции. Сделайте вывод, можно ли полученное вещество вносить в почву.

12 На растёртые зелёные растения капнуть дефиниламин. Что наблюдаете? Сделайте вывод, содержится ли азот в зелёных клетках растений?

13 Решена ли проблема голода и как?



© 2010-2022