• Преподавателю
  • Химия
  • Методическая разработка «Использование электронных учебных пособий на уроках органической химии»

Методическая разработка «Использование электронных учебных пособий на уроках органической химии»

Методическая разработка освещает вопросы использования электронных учебных пособий в процессе обучения органической химии. Использование электнонных учебников на уроках позволяет разнообразить процесс обучения, помогает развитию у учащихся умений анализировать, сравнивать, делать выводы, использовать химические понятия, формулировать определения веществ на основе понимания особенностей строения, а также  расмотрению химических свойств органических соединений на основе знаний об их молекулярном с...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование электронных учебных пособий

на уроках органической химии


Емельянова Инна Владимировна,

учитель химии МБОУ СОШ № 46

города Краснодара

Современные дидактические требования к содержанию школьного предмета химии включают необходимость формирования и развития целостной системы знаний теорий и законов, химического языка и основных химических понятий, правил, фактического материала , а также системы общеучебных и спе­циальных умений (умения оперировать хи­мическими понятиями, терминами, прово­дить химический эксперимент, логически мыслить, применять приемы анализа и син­теза, выявлять причинно-следственные свя­зи, делать выводы и обобщения и т. д.).

Поэтому моей основной задачей в процессе обучения является фор­мирование умений как способности челове­ка выполнять какую-либо деятельность или действия на основе ранее полученного опы­та.

Специальные и общеучебные умения ус­пешно формируются при правильном соче­тании разнообразных методов и приемов обучения, целесообразном использовании дидактических средств: натуральных объек­тов, изобразительных пособий, а также со­временных технических средств обучения. Так, при изучении органической химии для развития у учащихся умений анализировать, сравнивать, использовать химические понятия, формулировать их оп­ределения, делать выводы, я широко использую электронные учебные пособия.

В школьном курсе органической химии важнейшее значение имеют понятия, составляющие теорию строения органических веществ, так как они позволяют объяснять различные химические явления, свойства органических веществ. Современный курс органической химии включает не только классическую теорию химического строения, а является его ос­новой, но и электронную теорию химиче­ской связи и вопросы стереохимии, на осно­ве которых учащиеся глубже усваивают ма­териал о зависимости свойств веществ от строения. Строение веществ рассматривает­ся на различных теоретических уровнях: атомно-молекулярном, электронном и квантово-механическом - с использованием преимущественно качественной характери­стики метода валентных связей и понятия о гибридизации электронных орбиталей.

При переходе от неорганической к орга­нической химии соотношение конкретного и абстрактного материала меняется в сторо­ну увеличения доли абстрактного. Многие понятия органической химии связаны с яв­лениями микромира. Это касается электрон­ной природы химической связи, стереохимических понятий, при изучении которых отсутствует возможность проведения хими­ческого эксперимента.

Вопрос об электронном строении моле­кулы этилена играет важную роль для закре­пления знаний основных положений теории строения и создания представлений о крат­ности связей между атомами углерода. Этот материал - основа для изучения строения и свойств органических соединений других классов (алкины, алкадиены, ароматические углеводороды).

Традиционные дидактические средства: плакаты, рисунки, шаростержневые, мас­штабные и другие модели - не дают полного и четко­го представления о формах и способах пе­рекрывания электронных облаков в молеку­лах органических соединений, распределении электронной плотности, не позволяют показать явление образования химической связи в динамике.

Эти проблемы успешно решаются при ис­пользовании на уроке электронных учебников.

Поэтому для изучения строения молеку­лы этилена я выбрала такую форму органи­зации урока, которая позволила сочетать эв­ристическую беседу с использованием виртуальных моделей и самостоятельную рабо­ту учащихся по изучению и закреплению учебного материала.

Поэтому при проведении уроков я делю их на четыре этапа.

Первый этап - этап актуализации знаний и способов выполнения действий, т. е. провер­ки опорных знаний, их уточнение и углубле­ние с целью подготовки учащихся к усвое­нию нового материала.

Непредельные углеводороды нельзя изу­чать иначе, как путем постоянного сравне­ния по строению и свойствам с ранее изу­ченными предельными углеводородами.

Ос­нова для понимания электронного и про­странственного строения веществ - пред­ставление о гибридизации электронных орбиталей, уже знакомое учащимся. Чтобы це­ленаправленно подготовить учащихся к по­ниманию и усвоению нового материала, в домашнее задание к этому уроку включаю повторение понятий «гибридизация», «σ- и π-связи», «возбужденный атом углерода», а так­же строения молекул метана и других алканов. Кроме того, предлагаю расчетную зада­чу на нахождение молекулярной формулы этилена. Поскольку строение этилена рас­сматривается в сравнении со строением ме­тана, перед изучением нового материала за­даю вопросы об электронном строении ато­ма углерода в нормальном и возбужденном состояниях, гибридизации электронных орбиталей в молекулах алканов, форме и расположена относительно плоскости σ -связей? Какая из связей - σ - или π- более прочная и почему?

6. Какова пространственная форма моле­кулы этилена? Чему равна длина связи меж­ду атомами углерода? Каков валентный угол?

7. Возможно ли вращение атомов углеро­да вокруг двойной связи? Почему?

Процесс изучения нового материала пре­доставляет большие возможности для разви­тия логического мышления учащихся, уме­ний сравнивать, анализировать, выявлять причинно-следственные связи и т.д. Напри­мер, предлагаю учащимся предсказать вид гибридизации электронных орбиталей ато­ма углерода в молекуле этилена, расположе­ние в пространстве гибридных и негибрид­ных орбиталей, сравнить прочность σ- и π-связей, сделать вывод о строении молеку­лы, ответить на вопрос о возможности вра­щения атомов вокруг двойной связи и т. д.

Правильность высказанных предположе­ний учащиеся проверяют в ходе последую­щего просмотра элетронного учебника.

Для выполнения учащимися необходи­мых рисунков и записей (схемы образования связей, структурная и молекулярная форму­лы этилена, значения энергии и длины свя­зи, выводы о строении) останавливаю некоторые графические иллюстрации.

Третий этап - закрепление знаний и умений.

После просмотра учащиеся устно отвеча­ют на вопросы к учебнику. Таким образом, вновь осуществляется проверка знаний, те­перь уже для того, чтобы определить их уро­вень, эффективность процесса обучения, об­наружить пробелы в восприятии, осмысле­нии знаний и действий, их применении на практике. Это позволяет своевременно кор­ректировать деятельность учащихся и спосо­бы руководства этой деятельностью: допол­нительно объяснить непонятные вопросы, помочь выработать правильный способ рас­суждений.

Четвертый этап - проверка и оценка знаний и умений.

На этом этапе функция проверки заключается в том, чтобы предупредить отставание и неуспеваемость отдельных учащихся, свое­временно выявить пробелы в их знаниях и принять решение о способах их ликвидации. Кроме того, можно выявить общую тенден­цию в усвоении учебного материала, устано­вить эффективность использования выбран­ной методики, пути ее усовершенствования. Учащиеся выполняют проверочную рабо­ту по вариантам, заполняя табл. 1 и 2. Орга­низую работу учеников в парах: заполнив таблицу своего варианта, учащиеся обмени­ваются тетрадями с соседями по парте, проверяют правильность выполнения заданий, исправляют найденные ошибки. Такой под­ход позволяет всем учащимся проработать задания обоих вариантов.

Организованная таким образом провер­ка знаний позволяет и учителю, и ученикам сразу же после завершения урока сделать сознательный вывод о качестве усвоения но­вого материала.

табл. 1.

Сравнительная характеристика этана и этилена

Признаки сравнения

Вещества



Этан

Этилен

Класс соединения

Молекулярная формула

Структурная формула

Вид гибридизации электронных орбиталей атома углерода

Значение валентного угла

Длина связи между атомами углерода

Вид химической связи между атомами углерода





табл. 2.

Сравнительная характеристика а- и л- связей

Характеристика

Вид связи

Варианты ответов



α

π



Образование связи

Вид перекрывания

Степень перекрыва­ния

Орбитали, участву­ющие в образова­нии СВЯЗИ

Пространственное положение связи Прочность

Возможность сво­бодного вращения атомов вокруг связи

Поляризация

Осевое или боковое

Значительное или незначительное

Шбредные или не­гибридные

В плоскости молеку­лы или вне ее Высокая или невы­сокая

Возможно или невозможно

Высокая или невы­сокая

По желанию учащиеся мо­гут получить отметку за выполненную рабо­ту (с учетом проверки работы соседа). Если же учащийся не уверен в положительном ре­зультате, он сдает свою работу с пометкой «без отметки». Я проверяю все работы уча­щихся.

Кратким анализом работ учащихся начи­наю следующий урок.

Затем после проверки домашнего задания учащиеся выполняют самостоятельную работу. Приведу примеры заданий.

Вариант I

1. Дайте определение σ-связи.

2. Приведите развернутую структурную формулу этилена, укажите виды связей меж­ду всеми атомами и значение расстояния между атомами углерода.

3- Приведите схему образования σ-связей в молекуле этилена.

4. Какая из связей (σ- или π-) менее проч­ная и почему?

Вариант II

1. Дайте определение π-связи.

2. Приведите схему гибридизации элек­тронных орбиталей атома углерода в моле­куле этилена, укажите вид гибридизации и значение валентного угла.

3. Приведите схему образования тг-связи в молекуле этилена.

4. Возможно ли свободное вращение ато­мов при двойной связи и почему?

Анализ результатов проверочной работы позволяет сделать вывод об эффективности использования электронного учебника на уроке. При изучении нового материала с использовани­ем электронного учебника у учащихся формируются как специальные химические умения (умение пользоваться химической терминологией), так и общеучебные (умения работать с экран­ными пособиями, получать информацию из разных источников, наблюдать, составлять конспект урока, давать определения, кратко и точно излагать свои мысли, проводить такие операции, как анализ, синтез, сравнение, ус­тановление взаимосвязей и выявление при­чинно-следственных связей и т. д.).

© 2010-2022