Уровневая дифференциация в обучении химии

Данная тема отроажае актуальную проблему в современном образовательном процессею Поскольку в наше время осуществляется переход на развивающее образование, где одним из показателей является развитие личности обучающихся, встает вопрос о применении в процессе обучения разнообразных форм и методов работы с обучающимися, где учитываются их индивидуально-типологические особенности (способности, интересы, склонности, особенности интелектуальной деятельности, особенности психологического развития). Цел...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ





Доклад учителя химии МОУ «ООШ № 90»

Бытко Светланы Владимировны









Саратов

2015

Оглавление



  1. Введение.

  2. Основная часть.

2.1Цели и задачи дифференцированного обучения.

2.2Осуществление дифференцированного подхода на уроках химии.

  1. Заключение.

  2. Библиография.

  3. Приложения.













Введение

Данная тема отражает актуальную проблему в современном образовательном процессе.

Поскольку в настоящее время осуществляется переход на развивающее образование, где одним из основных показателей является развитие личности учащихся, встает вопрос о применении в процессе обучения разнообразных форм и методов работы с учащимися, где учитываются индивидуально-типологические особенности учащихся (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности, особенности психологического развития).

Целью данной работы является показать использование мною дифференцированных методов в обучении химии учащихся общеобразовательной школы, определении роли дифференцированного обучения для успешной деятельности учащихся.





























Цели и задачи дифференцированного обучения

Дифференциация происходит от латинского differentia, - что в переводе означает - «различие, разделение».

В педагогической энциклопедии понятие дифференциации трактуется следующим образом: дифференциация обучения - способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности). Дифференциация характеризуется созданием групп учащихся, в которых элементы дидактической системы различаются. Понятие дифференцированного обучения имеет более узкий смысл. Дифференцированное обучение - процесс обучения, организованный с учетом индивидуально-типологических особенностей учеников.

Необходимость дифференциации проистекает от имеющихся у людей различий. В условиях классно-урочной системы без введения дифференциации процесс обучения организуется одинаково для всех учащихся и оказывается по-разному эффективен. Среди учащихся разных возрастов имеются школьники с высоким, средним и низким уровнем развития как практического, так и словесно-логического компонентов продуктивного мышления, с относительным преобладанием интуитивно-логического мышления над словесно-логическим. Часть учеников, обладающие логическим мышлением, хорошо усваивают предметы естественнонаучного цикла, но не испытывают склонности и интереса к гуманитарным дисциплинам. Есть ученики с хорошо развитым образным мышлением, глубоко чувствующие, но не любящие точные науки.

Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми учащимися содержание образования, которое может быть различным для разных учащихся, но с обязательным для всех выделением инвариантной части. Процесс обучения в условиях дифференциации становиться максимально приближенным к познавательным потребностям учеников, их индивидуальным особенностям.

Немаловажной задачей процесса обучения является развитие ученика: его интеллектуальной, эмоционально-ценностной, волевой сфер. При организации дифференцированного обучения усиливаются развивающие функции процесса обучения.

Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений, и прежде всего перед школой, задачу подготовки выпускников, способных:

- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретенные ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

- грамотно работать с информацией (умело собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);

- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из различных конфликтных ситуаций;

- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Цель дифференцированного обучения - обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.

Осуществление дифференцированного подхода на уроках химии

Виды дифференциации определяются исходя из тех индивидуально-типологических особенностей учащихся, которые в данном случае учитываются. Традиционно выделяют следующие виды дифференцированного обучения: по общим и специальным особенностям, по интересам, склонностям, по проектируемой профессии. В основании деления лежат те признаки, которые позволяют разделить их на группы.

Дифференциация может осуществляться на разных уровнях:

1-й - микроуровень, когда различный подход осуществляется к отдельным группам детей внутри класса. Этот уровень дифференциации иногда называют внутренней или внутри классной;

2-й - мезо уровень - уровень школы, когда дифференциация осуществляется внутри школы между отдельными классами, профилями, направлениями.

3-й - макроуровень - дифференциация между школами, создание различных типов школ.

В своей работе я использую методы и форму внутренней (внутри классной) дифференциации.

На этапе формирования новых знаний, когда я объясняю новую тему и встает необходимость привлечения ранее изученного материала, я даю задания для выполнения у доски учащимся с более высоким уровнем знаний. Остальные учащиеся видят, что излагаемый материал доступен их сверстникам, а не только излагается учителем, который является авторитетом в области знаний предмета, и это является мотивацией более быстрого их включения в учебный процесс. Одни учащиеся получают задания, который содержат материал, легко интегрируемый с темой урока, а остальным предлагается сформулировать вопросы по изученным темам. При изучении нового материала создается проблемная ситуация, в решении которой принимает участие каждый ученик на доступном ему уровне. Как правило, выслушивается каждый ученик.

Наиболее часто я использую дифференцированный подход при обобщении и закреплении знаний.

На этапе закрепления учебного материала можно использовать различные формы дифференциации. Причем каждый из них отличается последовательностью включения в учебный процесс и взаимосвязью друг с другом.

Одна из них - выполнение самостоятельных заданий различной степени сложности. Как правило, задания первого уровня первого уровня требуют воспроизведения учащимися знаний, получаемых на уроке. После выполнения задание необходимо проверить и указать, если возникнет необходимость, на имеющиеся недочеты. Те учащиеся, которые быстро справились с задачей, получают карточки, содержащие задания более высокого уровня, которые требуют привлечения материала предыдущих уроков (приложение 7 - задание для закрепления на уроке по теме «Алкены. Изомерия и номенклатура»). С остальными учениками я устраняю пробелы в знаниях и дополнительно разбираю еще задания.

Другая форма внутри классной дифференциации - дозирование помощи учителем ученикам, которое может включать задания с письменной инструкцией. Например, при рассмотрении характеристик химических элементов на основе их положения в Периодической системе Д.И.Менделеева более сильны учащиеся выполняют это задание самостоятельно. Учащимся с низким уровнем подготовленности я даю план, по которому они характеризуют элементы (приложение 4). Затем задания проверяются и оцениваются. Работа по плану способствует развитию у учащихся логического мышления.

Еще одной формой внутри классной дифференциации, используемой мной, является проведение разноуровневых контрольных работ и проверочных тестовых работ по химии (приложения 1, 3, 5, 6). Уровень сложности задания выбирают сами учащиеся. Причем перед началом работы я ориентирую учащихся на обязательный минимум образовательной программы. Учащиеся, у которых задания первого уровня не вызывают вопросов (а если материал не вызывает вопросов, то, следовательно, и интерес к нему теряется), выбирают задания второго и третьего уровня. Здесь они могут применить все свои знания, показать уровень своей подготовленности, а также проверить свои силы. При выполнении таких заданий у определенной группы учащихся повышается учебная мотивация.

При проведении разноуровневых контрольных работ учащимся предлагаются не только разного уровня сложности задания, как, например, при проведении контрольной работы по теме «Теория электролитической диссоциации» (задание для первого уровня включают сокращенные ионные уравнения, по которым учащиеся составляют полные ионные и молекулярные уравнения, задание для второго уровня не содержит правой части уравнений, т.е. продуктов реакций, и их учащимся необходимо дописать, задание третьего уровня не содержит левой части, т.е. исходных веществ, и их учащимся предстоит предугадать (приложение 3)), но и задания, различные по объему выполняемых операций, где для каждого уровня вводится дополнительное задание (приложение 5).

Предлагая учащимся с разным уровнем развития способностей задания разной степени сложности, я столкнулась с тем, что ученики с нужным уровнем развития способностей стремятся всегда решать однотипные задачи (толь первого уровня сложности). Чтобы этого избежать, я предлагаю всем учащимся одинаковые задания, но при этом задания, предназначенные для школьников с низким уровнем способностей, могут содержать различную помощь (рисунки, таблицы, пояснения и т.д.). Такими «помощниками» могут служить и разнообразные алгоритмические предписания.

Алгоритм - это правило, указывающее цепочку действий, в результате которых от исходных данных учащиеся приходят к искомому результату.

Приемы использования алгоритмов могут быть различными в зависимости от цели, которую я ставлю пере учащимися. Если алгоритм применяется при изучении нового материала, я записываю его на доске, а учащиеся по ходу объяснения записывают его в тетрадях. В данном случае получается своеобразная опорная схема, помогающая лучше усвоить материал. Например, при составлении формул химических соединений по степени окисления и по валентности я предлагаю учащимся соответствующее алгоритмическое предписание, благодаря которым у них вырабатываются навыки написания формул соединений. Удобнее всего составлять алгоритм в виде таблиц (приложение 8).

Алгоритмы я использую также и при решении расчетных задач (приложение 9).

Учащиеся могут пользоваться алгоритмами и при выполнении домашней работы, когда помощь учителя отсутствует.

Таким образом, применение алгоритма - один из приемов, помогающий учащимся более прочно овладевать знаниями, умениями и навыками. Их использование ведет к постепенному усвоению школьниками более сложного учебного материала и через какое-то время необходимость в предписаниях отпадет сама собой.

Предельный вариант дифференциации - индивидуализация, когда учебный процесс строится с учетом особенностей не групп учащихся, а отдельно взятого ученика. В своей работе я использую индивидуальные занятия с учащимися, которые могут быть направлены на устранение пробелов в знаниях, на получение дополнительной информации, интересующей учащегося, на углубление учебного материала, а так же при подготовке учащихся к олимпиадам по химии.

Дифференцированный подход можно осуществлять и при подготовке к внеклассным мероприятиям по химии. При подготовке учащиеся класса делятся на две команды, причем, в каждой команде учащиеся разных уровней подготовленности. Каждый ученик получает задание согласно его способностям и умениям (приготовить вопросы для команды соперников, придумать девиз команде, нарисовать эмблему команды, отражающую химическую тематику, подготовить разные этапы домашнего задания команды).























Заключение



Проанализировав возможности использования дифференцированного обучения на уроках химии, можно сделать вывод о том, что повышению качества и результативности учебного процесса будет способствовать применение следующих педагогических технологий:

- использование разноуровневых заданий при выполнении домашнего задания, включение проверочных заданий различных по форме, содержанию, информации, в виде таблиц, графиков, учет знаний, которые учащиеся получают вне школы из различных источников;

- использование заданий, проверяющие различные виды деятельности;

- усиление внимания к проявлению ошибочных представлений учащихся, установлению причин их возникновения и разработке корректирующих методик;

- расширение интеграции естественнонаучных знаний, полученных при изучении различных предметов, разработка единых подходов к формированию основных естественнонаучных понятий, изучаемых в различных курсах;

- изменение акцентов в учебной деятельности учащихся: более широкое использование в обучении видов деятельности, направленных на интеллектуальное развитие учащихся.

Итак, дифференцированный подход в обучении - это на мой взгляд один из важнейших принципов в обучении и воспитании. Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает сочетание фронтальных групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученика. Осуществляя дифференцированный подход, я стараюсь делать все возможное, чтобы нейтрализовать негативное его проявление. Только в ходе длительного изучения учащихся можно сделать выводы (для себя) об их учебных, интеллектуальных и психологических возможностях. Ученики не должны знать об их разделении на группы. Правильно осуществляемый дифференцированный подход не вызывает у учащихся никаких стрессовых ситуаций.

Библиография



  1. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Якушева А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс - М.: «Дрофа», 2002.

  2. Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Настольная книга учителя. Химия. 11 класс.1 и 2 части - М.: «Дрофа», 2003.

  3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс - М.: «Дрофа», 2002.

  4. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 10 класс - М.: «Дрофа», 2004.

  5. Енякова Т.М., Кардычко Ю.С. Алгоритмы как инструмент дифференцированного подхода к учащимся. Химия в школе - 2004, №1.

  6. Индивидуализация и дифференциация обучения в вечерней школе. Под редакцией Г.Д.Глейзера - М.: 1985.

  7. Кириллова Е.Ю. Способ организации дифференцированного обучения на основе анализа внутренней позиции учащихся. Новые исследования в педагогике - 1973, №8.

  8. Осмысловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной школе - М.: Институт практической психологии - 1998.

  9. Поштатник М.М. Школа разноуровнего и разнонаправленного обучения. Педагогика - 19995, №6.

  10. Рогановский И.Д. Дифференцированное обучение - как его осуществить? - Народное образование - 1991, №3.

  11. Селезнева А.Т. Об использовании элементов технологии уровневой дифференциации. Химия в школе - 2000, №5.

  12. Суровцева Р.П. Систематизация и контроль знаний восьмиклассников. Химия в школе - 2000, №8.

  13. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения - М.: «Педагогика», 1990.

  14. Шахмарев Н.М. Дифференциация обучения в средней общеобразовательной школе. Дидактика средней школы - М.: 1982.

  15. Шиленков Р.В., Чернобельская Г.М. Развитие самостоятельности учащихся в условиях индивидуализации обучения. Химия в школе - 2004, №1.







Приложение 1



Контрольная работа по теме



«Предмет химии. Химический элемент. Количественные отношения»

8 класс



Задание 1



Определите валентность химических элементов по формулам соединений:

  • CH4, SO2;

  • FeO;

  • N2O5.

Задание 2



Напишите формулы соединений, в состав которых входят следующие химические элементы:

  • азот(III) и водород;

  • углерод(IV) и кислород;

  • калий и сера.

Задание 3



  • Расставьте коэффициенты в схеме реакции:

K + Cl2 =KCl ;

  • Расставьте коэффициенты в схеме реакции, подчеркните формулы сложных веществ:

Fe + HCl = FeCl2 + H2;

  • Заполните пропуски в схеме реакции:

... + CuSO4 = ... + FeSO4.

Задание 4:



  • Напишите формулы продуктов реакции и расставьте коэффициенты:

H2 + O2 = ...

  • Допишите уравнение реакции, расставьте коэффициенты:

Na + ... = NaCl

  • Напишите уравнение реакции между калием и серой.











Приложение 2

Контрольная работа по теме



«Классы химических соединений»

8 класс



Задание 1

Из перечня формул выпишите отдельно формулы оксидов, оснований, кислот и солей и дайте им названия:

Первый уровень

NaOH, CuO, Fe2(SO4)3, HNO3.

Второй уровень

Na2O, CuSO4, HNO3, Fe(OH)3, K2SO3, KOH, HNO2, SO3.

Третий уровень

H2SO4, Fe(NO3)3, NH3, CuOH, P2O5, Fe(OH)2. CuCl2, OF2, H2SO4, SO2, H2S, SCl2, Na2CO3, Pb(OH)2, H2O2.

Задание 2

Первый уровень

Укажите заряды ионов и степени окисления элементов для веществ, формулы которых: H2SO4, Fe(OH)3.

Запишите соответствующие им оксиды.

Второй уровень

Укажите заряды ионов и степени окисления для веществ, формулы которых:

H2SiO3, Fe(OH)2, Al2(SO4)3.

Для гидроксида запишите формулу соответствующего ему оксида, для соли - формулу гидроксида.

Третий уровень

Для нитрата бария запишите формулы соответствующих ему веществ: оксида, гидроксида, металла, неметалла.

Задание 3

Первый уровень

Найдите объем (н.у.) 66г CO2 .

Второй уровень

Найдите объем (н.у.) и число молекул 132кг оксида углерода(IV).

Третий уровень

Найдите объем (н.у.), число молекул и число атомов каждого элемента для 11г углекислого газа.













Приложение 3

Контрольная работа по теме

«Теория электролитической диссоциации»

8 класс

Задание 1

Даны уравнения:

1) FeO + 2H+ = H2O + Fe2+

2) 2H+ + Cu(OH)2 = Cu2+ + 2H2O

3) 2H+ + CO22- = CO2 + H2O

4) Zn + 2H+ = Zn2+ + H2

Первый уровень

а) допишите ионные уравнения

б) напишите соответствующие им молекулярные уравнения.

Второй уровень

Аналогичные задания, но в уравнениях нет правой части.

Третий уровень

Аналогичные задания, но в уравнениях нет левой части.

Задание 2

Осуществите переходы

Первый уровень

Ca → CaO → Ca(OH)2 →Ca(NO3)2

Второй уровень

Ca → CaO → Ca(OH)2 → Ca(NO3)2 → CaCO3 → CaO

Третий уровень

Cu → ... → CuSO4 → Cu(OH)2 ... → Cu

Задание 3

Первый уровень

Для хлорида бария напишите одну качественную реакцию.

Второй уровень

Для хлорида бария напишите две качественные реакции.

Третий уровень

Напишите качественные реакции для хлорид-ионов и сульфат-ионов.

Приложение 4

Задание для закрепления на уроке по теме



«Характеристика элементов на основе его положения в Периодической системе Д.И.Менделеева»

9 класс

Карточка-задание для первого уровня



Дать характеристику химического элемента-металла по плану:

а) порядковый номер

б) Аr

в) какие свойства проявляет (кислотные или основные)

г) характер оксида и гидроксида

д) подтвердить уравнениями реакций характер оксида и гидроксида.

Карточка-задание для второго уровня



Дать характеристику химического элемента-неметалла (без предложенного учителем плана).

Карточка-задание для третьего уровня



Дать сравнительную характеристику алюминия и серы (без предложенного учителем плана).

Приложение 5



Контрольная работа по теме



«Металлы»

9 класс



Задание 1

Запишите уравнения реакций, характеризующие свойства металлов: Na, Ca, Al.

первый уровень

с хлором; 1 уравнение рассмотреть в свете ОВР и 1 - в свете ТЭД.

второй уровень

с кислородом и серой; 2 уравнения рассмотреть в свете ОВР и 2 - в свете ТЭД.

третий уровень

с соляной кислотой; все уравнения рассмотреть в свете ОВР и ТЭД.

Задание 2

Запишите уравнения реакций для переходов:

первый уровень

Ca → CaO → Ca(OH)2 → Ca(NO3)2

второй уровень Fe → FeCl3 → ... → Fe2O3 → Fe

третий уровень

Al → Al2O3 → Al(OH)3 → AlCl3 → Al(OH)3 → K[Al(OH)4]

Задание 3

первый уровень

При взаимодействии 23г натрия с водой было получено 10л водорода (н.у.). Сколько это составляет от теоретически возможного?

второй уровень

Дополнительное задание - какое количество щелочи при этом образуется?

третий уровень

Дополнительное задание - в 23г калия 10% примесей.

Приложение 6



Контрольная работа по теме



«Неметаллы»

9 класс



Задание 1

Запишите уравнения реакций перехода

Cl2 → HCl → CuCl2 → ZnCl2 → AgCl

Первый уровень

Рассмотрите первый переход в свете ОВР.

Второй уровень

Рассмотрите первый переход в свете ОВР, последний - в свете ТЭД.

Третий уровень

Рассмотрите первый переход в свете ОВР, остальные - в сете ТЭД.

Задание 2

Уравняйте схему ОВР методом электронного баланса

Первый уровень

Cu + HNO3 разб = Cu(NO3)2 + NO + H2O

Второй уровень

Cu + HNO3 разб = Cu(NO3)2 + ... + H2O

Третий уровень

Cu + HNO3 разб = … + … + … .

Задание 3

Первый уровень

Какой объем хлора необходим для реакции с 200л (н.у.) водорода?

Второй уровень

Для синтеза хлороводорода взяли 200л (н.у.) водорода и 250л хлора. Какие газы и в каком объеме останутся в сосуде после реакции?

Третий уровень

Какой объем углекислого газа (н.у.) образуется при взаимодействии 126г 30%-го раствора азотной кислоты с 25г известняка, содержащего 20% примесей?

Приложение 7



Задание для закрепления на уроке по теме

«Алкены. Изомерия и номенклатура»

10 класс

Задание для первого уровня

Назовите соединения, найдите изомеры

А) CH2 = CH - CH2 - CH3 в) CH3 - CH = C - CH3

CH3

Б) CH3 - CH = CH - CH3 г)CH3 - C = CH2

CH3

Задание для второго уровня

Напишите все возможные изомеры вещества с формулой C5H10 . Дайте им названия.

Задание для третьего уровня

Какие виды изомерии возможны для вещества с формулой C7H14? Распределите изомеры по группам и дайте им названия.

Приложение 8



Использование алгоритма при составлении формул по валентности элементов

Задание

Составить формулу оксида фосфора (V)

1

Написать знаки химических элементов и указать их валентность.

V II

P O

2

Найти наименьшее общее кратное чисел, обозначающих валентность.

10

3

Разделить наименьшее общее кратное на валентность каждого элемента.

10 : V

10 : II

4

Полученные индексы записать справа от знаков химических элементов.

P2O5

5

Проверить правильность написания формулы.

2 * V = 10

5 * II = 10

Использование алгоритма при составлении формул по степени окисления элементов

Задание

Составить формулу оксида алюминия

1

Написать знаки химических элементов и расставить степени окисления.

Al+3O-2

2

Найти наименьшее общее кратное чисел, обозначающих степени окисления

6

3

Разделить наименьшее общее кратное на степень окисления каждого элемента.

6 : 3 = 2

6 : 2 = 3

4

Полученные индексы записать справа от знаков химических элементов.

Al2O3

5

Проверить правильность написания формулы

2 * 3 = 6

3 * 2 = 6


Приложение 9

Задача



Определить массу кальция, который надо взять для выделении из соляной кислоты водорода объемом 1.12.



Алгоритм решения расчетных задач



Внимательно прочитать задачу и кратко записать ее условия

Дано

V (H2) = 1.12л

Н.у.

Найти

m (Ca) = ?


Составить уравнение реакции, Подчеркнуть формулы веществ, о которых говориться в задаче.

Ca + 2HCl = CaCl2 + H2

Записать формулы для нахождения неизвестны, опираясь на условия задачи и уравнение реакции; используя понятие «количество вещества».

m (Ca) = n (Ca) * M (Ca)

M (Ca) = 1Ar (III)

n (Ca) = n (H2) по уравнению реакции

n (H2) = V (H2) : Vm

Решать задачу, подставляя цифровые значения в формулы от последней к первой

n (H2) = 1.12 : 22.4 = 0,05 (моль)

n (Ca) = 0.05 (моль)

M (Ca) = 40г/моль.

m (Ca) = 0.05 * 40 = 2(г).

Записать ответ.

Ответ: m (Ca) = 2(г).





© 2010-2022