Разработка урока Решение задач на избыток и недостаток

Раздел Химия
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краткосрочный план урока


Предмет

химия

Класс

9

Тема

Решение задач на избыток и недостаток

Цель

Отработать навыки решения задач через составление алгоритма

Ожидаемые результаты

1. Учащиеся могут решать задачи

2. Умеют находить все необходимые данные и велечины для расчетов.

3.Решают проблемные вопросы

4. Формируют навыки самооценивания и взаимооценивания.

Ключевая идея урока

Правильно составленное дано-наполовину решенная задача.

Ресурсы

ИКТ - интерактивная доска, карточки, опорные схемы, карточки с ситуативными заданиями, маркеры, стикеры, листы самооценивания

Ход урока

Этапы урока

Время

Действия учителя

Действия учащихся


І. Этап организации и вызова

2 мин

Приветствует учащихся и создает положительный психологический настрой на урок приемом «Давайте говорить друг другу комплименты»

Ученики в кругу, взявшись за руки, говорят друг другу пожелания. Например: « имя Ты сегодня такой..(прилогательное начинающиеся с первой буквы имени)»

1 мин

Проводит психологический настрой

Все сумели мы собраться, за работу дружно взяться

Будем думать, обсуждать,можем мы урок начать!

5 мин

Повторяют определения и делятся на группы с помощью приема «Жоккей и лошадь»

Находят свою пару, делятся на группыпо цвету листа вопроса, выбирают тайм-спикера, секретаря, председателя, докладчика.

ІІ. Этап осмысления

6 мин

Напоминает о правилах работы в групп

Групповая работа ...

1 группа :решить задачу по абразцу и составить алгоритм решения

2 группа: решить задачу по абразцу и составить алгоритм решения

3 группа: решить задачу по абразцу и составить алгоритм решения

Повторяют правила

Работая в группах , создают постеры, готовят алгоритм решения задачи.

3 мин

Организовывает активное слушание

Выступают с защитой своего проекта, оценивают друг друга приемом «большой палец»

10 мин

Раздает ситуативные задания по группам, оказывает поддержку консультиованием

Выполняют задания в группах, проверяют по готовому ответу, оценивают себя на уроке по критериям

1 мин

Физминутка

4 мин

ИКТ

ІІІ Этап закрепления и рефлексий

2 мин

Прием «дерево мнений»

Написать на стикерах впечатления о пройденном уроке

Пишут на стикерах и прикрепляют на дерево. Чем лучше работали, тем ближе к центру.

1 мин

Дает домашнее задание по учебнику стр.

Записывают д/з в дневники

Заключение

Сильные стороны урока

Слабые стороны урока

Приложение 1

Жокей и лошадь

1 Гидролизом называется взаимодействие ионов соли с водой

В результате, которого образуется молекулы слабого электролита.

2 Кислотами с точки зрения ТЭД называются электролиты

При диссоциации, которых образуются только катионы водорода

3. Основаниями с точки зрения ТЭД называются электролиты

При диссоциации, которых образуются только гидроксид-анионы

4. Солями с точки зрения ТЭД называются электролиты

При диссоциации, которых образуются катионы металлов и анионы кислотных остатков

5степень диссоциации показывает отношение числа

Диссоциированных молекул к общему числу растворенных молекул

6 реакции ионного обмена протекают до конца если

Выподает осадок, выделяется газ, образуется мало диссоциирующие вещество

7 вещества растворы и расплавы которых проводят электрический ток

Называются электролитами

8 ионами называются

Разноименно заряженные частицы

Приложение 2 ОБРАЗЕЦ

ЗАДАЧА 1. На 47 г оксида калия подействовали раствором, содержащим 40 г азотной кислоты. Найдите массу образовавшегося нитрата калия.

Дано:

m(K2O) = 47 г,
m(HNO3) = 40 г.

Найти:

m(КNO3).

Решение

Рассчитаем относительные молекулярные массы интересующих нас веществ:

Mr(K2O) = 2Ar(K) + 1Ar(O) = 2•39 + 1•16 = 94,

Mr(HNO3) = 1Ar(H) + 1Ar(N) + 3Ar(O) = 1•1 + 1•14 + 3•16 = 63,

Mr(KNO3) = 1Ar(K) + 1Ar(N) + 3Ar(O) = 1•39 + 1•14 + 3•16 = 101.

Разработка урока Решение задач на избыток и недостаток

Для удобства расчета за х1примем массу НNО3 и найдем, какое из веществ, вступивших в реакцию, дано в избытке, какое - в недостатке.

Разработка урока Решение задач на избыток и недостаток

47/94 = х1/126, х1 = 63 г.

Следовательно, азотная кислота дана в недостатке, т. к. по условию ее 40 г, а по расчету необходимо 63 г, поэтому расчет ведем по HNO3:

Разработка урока Решение задач на избыток и недостаток

40/126 = х/202, х = 64 г.

Ответ. m(КNO3) = 64 г.

Решите задачу:На 94 г оксида калия подействовали раствором, содержащим 80 г азотной кислоты. Найдите массу образовавшегося нитрата калия.

Составьте алгоритм решения задачи и запишите его на постере.


Приложение 2 ОБРАЗЕЦ

ЗАДАЧА 2. На 24 г металлического магния подействовали 100 г 30%-го раствора соляной кислоты. Найдите массу образовавшегося хлорида магния.

Дано:

m(Mg) = 24 г,
m(р-р HCl) = 100 г,
Разработка урока Решение задач на избыток и недостаток(HCl) = 30%.

Найти:

m(MgCl2).

Решение

Рассчитаем относительные молекулярные массы интересующих нас веществ:

Mr(HCl) = 1Ar(H) + 1Ar(Cl) = 1 + 35,5 = 36,5,

Mr(MgCl2) = 1Ar(Mg) + 2Ar(Cl) = 24 + 2•35,5 = 95.

Разработка урока Решение задач на избыток и недостаток

Для удобства расчета за х1 примем массу соляной кислоты и найдем, какое из веществ, вступивших в реакцию, дано в избытке, какое - в недостатке.

Разработка урока Решение задач на избыток и недостаток

24/24 = х1/73, х1 = 73 г.

Из расчета видно, что соляная кислота дана в недостатке, т. к. по условию задачи ее дано 30 г, а для реакции требуется 73 г. Следовательно, расчет ведем по соляной кислоте:

Разработка урока Решение задач на избыток и недостаток

30/73 = х/95, х = 39 г.

Ответ. m(MgCl2) = 39 г.

Решите задачу:На 48 г металлического магния подействовали 100 г 40%-го раствора соляной кислоты. Найдите массу образовавшегося хлорида.

Составьте алгоритм решения задачи и запишите его на постере.


Приложение 3

ЗАДАЧА 1. На 200 г 10%-го раствора серной кислоты подействовали 40 г оксида алюминия. Найдите массу образовавшейся воды.

Дано: (если верно - 1 балл)

M(р-р H2SO4) = 200 г,
Разработка урока Решение задач на избыток и недостаток(H2SO4) = 10%,
m(Al2O3) = 40 г.

Найти:

m(Н2O).

Решение

Рассчитаем относительные молекулярные массы интересующих нас веществ:

Mr(Al2O3) = 2Ar(Al) + 3Ar(O) = 2•27 + 3•16 = 102,(если верно - 1 балл)

Mr(H2SO4) = 2Ar(H) + 1Ar(S) + 4Ar(O) = 2•1 + 1•32 + 4•16 = 98,(есливерно - 1 балл)

Mr(H2O) = 2Ar(H) + 1Ar(O) = 2•1 + 1•16 = 18.(если верно - 1 балл)

m(H2SO4) = 200•10/100 = 20 г.(если верно - 1 балл)

Разработка урока Решение задач на избыток и недостаток(если верно - 1 балл)

Найдем, какое из вступивших в реакцию веществ дано в избытке, а какое - в недостатке.

Разработка урока Решение задач на избыток и недостаток(если верно - 1 балл)

х1/102 = 20/294, х1 = 6,94 г.

Из расчета видно, что Al2O3 дан в избытке, следовательно, расчет ведем по кислоте:

Разработка урока Решение задач на избыток и недостаток(если верно - 1 балл)

20/294 = х/54, х = 3,67 г.

Ответ. m(Н2O) = 3,67 г.(если верно - 1 балл)

Итого: 9 баллов


Приложение 3

ЗАДАЧА 2. На 40 г оксида меди(II) подействовали раствором серной кислоты, содержащим 49 г безводного вещества. Найдите массу образовавшейся соли.

Дано: (если верно - 1 балл)

m(CuO) = 40 г,
m(H2SO4) = 49 г.

Найти:

M(СuSO4).

Решение

Рассчитаем относительные молекулярные массы интересующих нас веществ:

Mr(H2SO4) = 2Ar(H) + 1Ar(S) + 4Ar(O) = 2•1 + 1•32 + 4•16 = 98, (есливерно - 1 балл)

Mr(CuSO4)=1Ar(Cu) + 1Ar(S) + 4Ar(O)=64*1+32*1+4*16=160 (есливерно - 1 балл)

Mr(CuO)= 1Ar(Cu) +Ar(O)=64*1+1*16=80(если верно - 1 балл)

Разработка урока Решение задач на избыток и недостаток(если верно - 1 балл)

Найдем, какое из веществ, вступивших в реакцию, дано в избытке, а какое - в недостатке.

Разработка урока Решение задач на избыток и недостаток(если верно - 1 балл)

х1/80 = 49/98, х1 = 40 г.

Cогласно уравнению данной реакции вещества взяты в стехиометрических количествах, поэтому расчет можно вести по любому из них:

Разработка урока Решение задач на избыток и недостаток(если верно - 1 балл)

40/80 = х/160, х = 80 г.

Ответ. m(CuSO4) = 80 г.(если верно - 1 балл)

Итого: 7баллов


Физминутка

Если кислота хлопаем в ладоши 3 раза, если основание топаем ногой 1 раз, если соль кружимся вокруг себя один раз.

1- серная кислота

2 гидроксид натрия

3- хлорид натрия

4 аш-хлор

5- калий два эс-о-четыре

6- купрум-о-аш-дважды

7- сернистая

8-серная

9- гидроксид калия

10- хлорид серебра

Дерево мнений

Зеленый - все понятно

Желтый - есть вопросы

Красный - много непонятного.

Разработка урока Решение задач на избыток и недостаток

Разработка урока Решение задач на избыток и недостаток

Разработка урока Решение задач на избыток и недостаток

Разработка урока Решение задач на избыток и недостаток

Разработка урока Решение задач на избыток и недостаток

Разработка урока Решение задач на избыток и недостаток

Разработка урока Решение задач на избыток и недостаток

Разработка урока Решение задач на избыток и недостаток

Разработка урока Решение задач на избыток и недостаток

Разработка урока Решение задач на избыток и недостаток

Разработка урока Решение задач на избыток и недостаток

Разработка урока Решение задач на избыток и недостаток

Разработка урока Решение задач на избыток и недостаток

Разработка урока Решение задач на избыток и недостаток

Разработка урока Решение задач на избыток и недостаток

Разработка урока Решение задач на избыток и недостаток


© 2010-2022