- Преподавателю
- Химия
- Урок по химии Периодическая таблица химических элементов. Группы и Периоды (8 класс)
Урок по химии Периодическая таблица химических элементов. Группы и Периоды (8 класс)
Раздел | Химия |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лопухова А.Д. |
Дата | 18.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Разработка урока в 8 классе
По теме : «Периодическая таблица химических элементов. Группы и Периоды.»
Цель урока: закрепить знания об изменении свойств элементов в периодах и группах, формировать и развивать умение пользоваться периодической системой для характеристики химических элементов.
Развивающие задачи: - развивать познавательную активность, умение устанавливать связь между местом элемента в периодической таблице и строением его атома;
- развивать внимание, память, химическую речь, логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы, самостоятельно добывать знания по теме, работать с компьютером;
- формировать творческую, социальную и информационную компетентность.
Воспитательная цель: воспитывать культуру поведения во время урока, культуру взаимоотношений.
Учащиеся должны знать: - структуру периодической системы;
- технику безопасности работы с компьютером.
Уметь: анализировать информацию, заложенную в периодической системе и использовать её для характеристики химического элемента, составлять схемы строения их атомов, формулы высших оксидов, гидроксидов, определять характер их химических свойств.
Тип урока: повторение усвоенных знаний, усовершенствование умений и навыков.
Метод: проблемно-поисковый.
Формы работы: групповая, парная, решение расчетных задач, работа с учебным диском, беседа, разноуровневая самостоятельная работа.
Оборудование: периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
План урока
1. Актуализация знаний и умений
2. Повторение пройденного материала
3. Новый материал
4. Обобщение и систематизация знаний
5. Контроль и оценка знаний учащихся
6. Домашнее задание
Ход урока
1.Актуализация
Фронтальная беседа:
1. Раскрыть физическую сущность порядкового номера, химического элемента, номера группы, периода.
2. Как изменяются свойства элементов в периодах и группах? Приведите примеры.
3. Чем отличаются между собой электронные конфигурации металлов и неметаллов?
4. Что общего в строении атомов элементов одной подгруппы? Одного периода?
5. Как изменяется радиус атома в периоде, группе? Почему? Приведите примеры.
Химическая игра «Третий лишний», эстафета:
На карточках в вертикальных столбцах написаны формулы элементов, их простых и сложных веществ. Учащиеся вычеркивают ту формулу вещества, которая не принадлежит к данной группе или подгруппе элементов, а также к классу веществ, образованных этими элементами. Учащиеся разделены на команды по 5-6 человек и работают по принципу эстафеты. Побеждает та команда, которая закончит игру.
I группа
1) Li 2)Cl2 3)Mg(OH)2 4)Ne 5)N2
Na Br2 NaOH F O2
Ba H2 KOH Ar S
II группа
1) С 2) Ca 3) S 4)Ca(OH)2 5) F2
P Mg Se Cr(OH)2 O2
Si Cu I Sr(OH)2 Cl2
Ш группа
1)Mg 2)H2SiO3 3) Si 4)Kr 5) H2Se
Cu H3AlO3 B Xe HF
Ag H2CO3 Al Fe H2Te
I группа
1) Li 2)Cl2 3)Mg(OH)2 4)Ne 5)N2
Na Br2 NaOH F O2
Ba H2 KOH Ar S
II группа
1) С 2) Ca 3) S 4)Ca(OH)2 5) F2
P Mg Se Cr(OH)2 O2
Si Cu I Sr(OH)2 Cl2
Ш группа
1)Mg 2)H2SiO3 3) Si 4)Kr 5) H2Se
Cu H3AlO3 B Xe HF
Ag H2CO3 Al Fe H2Te
2. Повторение пройденного материала
(индивидуальная работа с предоставленной таблицей)
Мы с вами, ребята, уже достаточно вооружены знаниями о периодическом законе Д.И. Менделеева и теорией о строении атома. Сегодня на уроке мы закрепим наши умения и навыки в использовании периодической системы, а также знания об основных классах неорганических соединений.
Сейчас вы продолжаете работать в парах, учитесь давать характеристику химического элемента самостоятельно по вариантам.
Согласно своему варианту заполните таблицу
I вариант
элемент №11
I вариант элемент №16
I
Название элемента, символ.
II
Положение в периодической системе:
1)порядковый номер;
2)номер периода;
3)номер группы, подгруппы.
III
Строение атома:
1)заряд ядра;
2)количество р, п, е
3)электронная формула;
4)графическая электронная формула внешнего слоя;
5)количество электронов на внешнем слое.
IV
Характер простого вещества (металл или неметалл).Привести пример по одной реакции.
V
Формула высшего оксида, его характер (по одной реакции).
VI
Формула высшего гидроксида, его характер (по одной реакции).
VII
Формула летучего соединения с Гидрогеном.
Согласно своему варианту заполните таблицу
I вариант
элемент №11
I вариант элемент №16
I
Название элемента, символ.
II
Положение в периодической системе:
1)порядковый номер;
2)номер периода;
3)номер группы, подгруппы.
III
Строение атома:
1)заряд ядра;
2)количество эл., нейтр., прот.
3)электронная формула;
4)графическая электронная формула внешнего слоя;
5)количество электронов на внешнем слое.
IV
Характер простого вещества (металл или неметалл).Привести пример по одной реакции.
V
Формула высшего оксида, его характер (по одной реакции).
VI
Формула высшего гидроксида, его характер (по одной реакции).
VII
Формула летучего соединения с Гидрогеном.
3. Новый материал
У атомов металлов малых периодов (I-III) на внешнем электронном слое находится от 1 до 3 электронов, а у атомов неметаллов - от 4 до 8. Исключение составляют атомы водорода - 1 электрон
и бора - 3 электрона.
Зная характер изменения радиусов атомов по группам и периодам, а также их электронную структуру, можно объяснить причину изменения металлических и неметаллических свойств атомов элементов, точнее, их простых веществ.
Проявление металлических свойств определяется, прежде всего, способностью атомов данного элемента отдавать электроны с внешнего электронного слоя. Именно наличием у металлов свободных электронов обусловлена их высокая электропроводность.
И наоборот, способность атомов данного элемента присоединять электроны определяет неметаллические свойства его простого вещества.
Усиление металлических свойств щелочных металлов с возрастанием атомного номера элемента связано прежде всего с увеличением радиусов их атомов, т. е. с ростом числа электронных слоев. Электрон на внешнем электронном слое у этих атомов все слабее связан с ядром, поэтому легче отрывается. Одновременно усиливаются основные свойства оксидов и гидроксидов этих элементов, поскольку они определяются металлическими свойствами.
В противоположность этому неметаллические свойства элементов группы галогенов ослабевают с увеличением зарядов ядер их атомов, так как растет число электронных слоев. Внешний слой находится все дальше от ядра, поэтому электроны, находящиеся на этом слое, слабее связаны с ядром. Кислотные свойства у оксидов и гидроксидов этих элементов также ослабляются.
Таким образом, в главных группах (группах А) периодической системы с ростом зарядов ядер атомов химических элементов усиливаются металлические свойства их простых веществ и, соответственно, ослабевают неметаллические. Это особенно наглядно проявляется в группе IV (A). В ней свойства простых веществ химических элементов изменяются от неметаллических (у углерода и кремния) к металлическим (у олова и свинца).
Закономерности изменения различных характеристик химических элементов в малых периодах и главных группах периодической системы на примере IVA-группы показаны в таблице ниже.
Номер периода
Символ элемента
Заряд ядра атома
Число электронных слоев
Число электронов на внешнем слое
Валентность в высших оксидах
1
-
-
-
-
-
2
С
6+
2
4
IV
3
Si
14+
3
4
IV
4
Ge
32+
4
4
IV
5
Sn
50+
5
4
IV
6
Pb
82+
6
4
IV
В малых периодах с ростом зарядов ядер атомов увеличивается и число электронов на внешнем слое. Они сильнее притягиваются к ядру, поэтому атомам все труднее отдавать электроны и легче присоединять их. По этой причине в периоде у атомов химических элементов ослабевают металлические и усиливаются неметаллические свойства. Аналогично в периоде с ростом зарядов ядер атомов свойства оксидов и гидроксидов изменяются от основных к кислотным.
Номер периода равен общему числу энергетических уровней, заполняемых электронами, у атомов данного элемента.
В малых периодах и нечётных рядах больших периодов с ростом положительного заряда ядер возрастает число электронов на внешнем энергетическом уровне. С этим связано ослабление металлических и усиление неметаллических свойств элементов слева направо.
Необходимо помнить:
Ядро атома:
занимает большую часть объёма атома
занимает ничтожно малую часть объёма атома
занимает примерно половину объёма атома
не имеет определённых размеров
Химическая активность металлов и неметаллов - простых веществ элементов 2 и 3 периода. Падает металлическая активность, нарастают неметаллические свойства, что связанно с увеличением количества электронов на внешнем энергетическом уровне. Каждый из этих периодов начинается с активного щелочного металла, состоит из 8 элементов, плавно нарастают неметаллические свойства и заканчивается инертным газом.
Рассмотрите таблицу № 6 в учебнике, на странице 188
Какие выводы вы можете сделать применяя эти свойства к элементам 3-го периода натрию, алюминию и сере?
Рассмотрите таблицу № 8 в учебнике, на странице 190
Какие выводы вы можете сделать применяя эти свойства к элементам 3-го периода натрию, алюминию и сере?
4. Обобщение и систематизация знаний
Сегодня на уроке мы закрепили знания об изменении свойств элементов в малых периодах, пользуясь периодической системой для характеристики химических элементов малых периодов.
Ответе на вопросы (фронтальный опрос):
-какие периоды называют «малыми»?почему?
-какими элементами они начинаются и какими заканчиваются?
-как изменяются химические свойства простых в-в этих элементов в периодах?
5. Контроль и оценка знаний учащихся
Решение расчетных задач на нахождение элемента по периодической системе.
Задача 1
Назвать элемент по таким данным: находится в III группе, относительная молекулярная масса высшего оксида 102.
Дано: Решение:
R2O3
Mr(R2O3)=102
Mr(R2O3)=102, Ar(O)=16
2x+16*3=102
2x=102-48
2x=54
x=27 Ответ: Алюминий.
R-?
Задача 2
При взаимодействии 6 г двухвалентного металла с сульфатной кислотой выделилось 5,6 л водорода. Определить металл.
Решение:
6г 5,6 л
X + H2SO4 = XSO4 + H2
n (H2)= n (X) = V/V н.у.= 5,6/22,4 = 0,25 моль
Mr (X)= m/n= 6/ 0,25= 24 г/моль
Металл - Магний
Задача 3
Определите металл, если при разложении 9 г гидроксида металла (II) образуется 7,2 оксида металла (II)
Решение:
9г 7,2
X (OH)2= XO + H2O
n(XO)=n(X(OH)2)=7,2/х+16= 9/х+34
9(х+16)=7,2 (х+34)
9х+144=7,2+244,8
1,8х=100,8
Х=56 Металл - Железо
6. Домашнее задание:
7. Рефлексия.