Конспект по теме Фенолы

Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: ФЕНОЛЫ.

27 января 2012г. 10 класс

Цель урока : рассмотреть строение фенолов, на основе строения спрогнозировать свойства фенолов.

Задачи .

Образовательные :

изучить состав, строение, номенклатуру, физические и химические свойства фенолов, получение и применение.

Развивающие:

продолжить формирование химической картины мира

развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

воспитывать умение слушать товарищей, работать с источниками информации, аккуратность при выполнении лабораторных опытов.

Прогнозируемые результаты обучения.

Учащиеся должны:

- знать состав, номенклатуру, изомерию, строение и на основе строения химические свойства и способы получения фенолов.

- уметь писать уравнения реакций, составлять названия веществ,

- устанавливать причинно-следственные связи,

- выдвигать гипотезы, предлагать способы их проверки.

Ход урока.

I Организационный момент.

Учитель. Зачитывает отрывок из рассказа А.П.Чехова «Хирургия».

Какая связь между этим отрывком и сегодняшним уроком?

Объявляет тему урока (слайд №1)

Цель урока, ход урока (слайд №2)

II.Изучение нового материала.

Учитель :

1) дает определения фенолов (слайд №3),

представителем этого класса является карболовая кислота или фенол из рассказа Чехова. (слайд №4)

2) классификацию фенолов (слайд №5)

- по числу -ОН групп

- по числу бензольных колец, одноядерные и многоядерные

(слайд №6)

3) номенклатура и изомерия фенолов (слайд №7)

Закрепление материала.

Задание №1. Определить, где изображены фенолы.

Задание №2. Установить соответствие между формулой вещества и названием (схема №1)

Взаимопроверка и обсуждение результатов.

4) Физические свойства фенолов.

Демонстрация фенола в пробирке.

Твердое кристаллическое вещество, бесцветное или слегка розоватые кристаллы с характерным запахом, температура плавления 42 градуса, плохо растворим в холодной воде, хорошо в горячей, а также в спирте и эфире (опыт растворимость фенола слайд №8).

Обсуждение: почему фенол плохо растворим в воде?

Учитель зачитывает отрывок из рассказа А.П.Чехова «Враги», и знакомит учащихся с особыми свойствами фенола: антисептик, вызывает ожоги, токсичен.

В 19 веке первую антисептическую операцию провел английский врач

Д. Листер с применением фенола.

5) Рассмотрим строение фенола.

Беседа:

сравниваем фенол с предельными одноатомными спиртами и делают вывод, у какого вещества кислотные свойства выражены сильнее и подтверждаем уравнением реакций с гидроксидом натрия (слайд № 9, 10 опыт с гидроксидом натрия).

По кислотности фенол превосходит этанол в 106 раз.

Вопрос к классу как можно усилить кислотные свойства?

Рассматривают строение пикриновой кислоты и доказать что кислотные свойства у неё выражены сильнее (слайд №11).

Сравниваем фенол с бензолом и учащиеся делают вывод о том, что реакции электрофильного замещения в феноле идут легче (слайд №12 опыт с бромной водой).

6) Рассматриваем химические свойства исходя из строения фенола, используя схему №2

(слайд №13 образование фенолформальдегидной смолы).

Демонстрация изделий из фенолформальдегидной смолы

опыт качественная реакция на фенол с FeCL3.


7) Получение фенолов

- перегонка каменного угля (слайд №14)

- из бензола(слайд №15)

- кумольный способ(слайд №16)

-из солей сульфокислот.

Делают учащиеся общий вывод о строении и свойствах фенола.

Рассматриваем применение фенола в различных областях.

8) Выполняют заключительный тест.

9)Подведение итогов

10)Домашнее задание.

Параграф18, задание 3,4(письменно)











© 2010-2022