- Преподавателю
- Химия
- Конспект по теме Фенолы
Конспект по теме Фенолы
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Глущенко Е.Г. |
Дата | 09.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: ФЕНОЛЫ.
27 января 2012г. 10 класс
Цель урока : рассмотреть строение фенолов, на основе строения спрогнозировать свойства фенолов.
Задачи .
Образовательные :
изучить состав, строение, номенклатуру, физические и химические свойства фенолов, получение и применение.
Развивающие:
продолжить формирование химической картины мира
развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные:
воспитывать умение слушать товарищей, работать с источниками информации, аккуратность при выполнении лабораторных опытов.
Прогнозируемые результаты обучения.
Учащиеся должны:
- знать состав, номенклатуру, изомерию, строение и на основе строения химические свойства и способы получения фенолов.
- уметь писать уравнения реакций, составлять названия веществ,
- устанавливать причинно-следственные связи,
- выдвигать гипотезы, предлагать способы их проверки.
Ход урока.
I Организационный момент.
Учитель. Зачитывает отрывок из рассказа А.П.Чехова «Хирургия».
Какая связь между этим отрывком и сегодняшним уроком?
Объявляет тему урока (слайд №1)
Цель урока, ход урока (слайд №2)
II.Изучение нового материала.
Учитель :
1) дает определения фенолов (слайд №3),
представителем этого класса является карболовая кислота или фенол из рассказа Чехова. (слайд №4)
2) классификацию фенолов (слайд №5)
- по числу -ОН групп
- по числу бензольных колец, одноядерные и многоядерные
(слайд №6)
3) номенклатура и изомерия фенолов (слайд №7)
Закрепление материала.
Задание №1. Определить, где изображены фенолы.
Задание №2. Установить соответствие между формулой вещества и названием (схема №1)
Взаимопроверка и обсуждение результатов.
4) Физические свойства фенолов.
Демонстрация фенола в пробирке.
Твердое кристаллическое вещество, бесцветное или слегка розоватые кристаллы с характерным запахом, температура плавления 42 градуса, плохо растворим в холодной воде, хорошо в горячей, а также в спирте и эфире (опыт растворимость фенола слайд №8).
Обсуждение: почему фенол плохо растворим в воде?
Учитель зачитывает отрывок из рассказа А.П.Чехова «Враги», и знакомит учащихся с особыми свойствами фенола: антисептик, вызывает ожоги, токсичен.
В 19 веке первую антисептическую операцию провел английский врач
Д. Листер с применением фенола.
5) Рассмотрим строение фенола.
Беседа:
сравниваем фенол с предельными одноатомными спиртами и делают вывод, у какого вещества кислотные свойства выражены сильнее и подтверждаем уравнением реакций с гидроксидом натрия (слайд № 9, 10 опыт с гидроксидом натрия).
По кислотности фенол превосходит этанол в 106 раз.
Вопрос к классу как можно усилить кислотные свойства?
Рассматривают строение пикриновой кислоты и доказать что кислотные свойства у неё выражены сильнее (слайд №11).
Сравниваем фенол с бензолом и учащиеся делают вывод о том, что реакции электрофильного замещения в феноле идут легче (слайд №12 опыт с бромной водой).
6) Рассматриваем химические свойства исходя из строения фенола, используя схему №2
(слайд №13 образование фенолформальдегидной смолы).
Демонстрация изделий из фенолформальдегидной смолы
опыт качественная реакция на фенол с FeCL3.
7) Получение фенолов
- перегонка каменного угля (слайд №14)
- из бензола(слайд №15)
- кумольный способ(слайд №16)
-из солей сульфокислот.
Делают учащиеся общий вывод о строении и свойствах фенола.
Рассматриваем применение фенола в различных областях.
8) Выполняют заключительный тест.
9)Подведение итогов
10)Домашнее задание.
Параграф18, задание 3,4(письменно)