Методическая разработка по теме: Введение в органическую

Данная разработка занятия по дисциплине "Химия" с профессиональным содержанием для студентов механических специальностей по теме: «Введение в органическую химию» будет интересен преподавателям химии  СПО и НПО. Материал занятия содержит профилированные задания с уклоном на специальность " Техническая эксплуатация и ремонт автомобильного транспорта", интерактивный кроссворд с заданиями по профессии.  Разработка урока с элементами игры содержит презентацию, подборку заданий с профессиональным соде...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Хабаровского края

ГОУ СПО «Комсомольский-на-Амуре строительный колледж»






Методическое пособие по дисциплине

«Химия»

На примере урока по теме « Введение в органическую химию»



Методическая разработка по теме: Введение в органическую








г. Комсомольск-на-Амуре

2010 г.

Данный урок с профессиональным содержанием для студентов механических специальностей по теме: «Введение в органическую химию» будет интересен преподавателям химии СПО и НПО. Разработка урока с элементами игры содержит презентацию, подборку заданий с профессиональным содержанием.

Разработчик: Русских Т.П. - преподаватель общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин «Комсомольского-на-Амуре строительного колледжа»

Рецензент:______________________________________ ________________________________________________

Рассмотрено и утверждено на заседании ПЦК общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин «Комсомольский-на-Амуре строительный колледж»

Протокол № ___ от «____» _________ 200__ г.

Председатель ______________ /Богданова Г.В./


Рекомендовано к использованию в колледже на заседании НМС колледжа.



Содержание.

  1. Введение………………………………………………………………………4

  2. Методическая разработка……………………………………………………5

  3. Критерии оценки……………………………………………………………..9

  4. Приложение…………………………………………………………………10

  5. Список литературы…………………………………………………………11

  6. Статистика…………………………………………………………………..12

Введение.

Сегодня многие исследователи и учителя-практики сходятся на том, что школа должна перенести главный акцент в своей работе с традиционной количественной ориентации на насыщение учащихся знаниями на качественно иное - формирование у них умения работать с этими знаниями, уметь их анализировать, применять, критически осмысливать. И как бы подводя итоги вот уже треть века идущей дискуссии по этому поводу, ее активный участник французский социолог образования М. Крозье приходит к следующему заключению: «Мы должны сегодня признать, что развитие умения размышлять важнее накопления знаний».

В связи с этим можно говорить о существовании следующих проблем:

• студенты недостаточно понимают необходимость обучения химии и вследствие этого имеют низкий уровень мотивации к её изучению;

• не умеют применять знания, полученные при изучении химии на специальных дисциплинах, связанных с будущей профессией.

Таким образом, имеется противоречие между требованиями по подготовке конкурентоспособных специалистов, и недостаточной разработанностью методик обучения студентов химии в образовательных учреждениях СПО.

На основании выделенного противоречия были выделены:

Объект исследования - педагогический процесс обучения химии. Предмет исследования - методика профессионально направленного обучения химии в СПО. Целью предлагаемого методического пособия является повышение качества профессиональной подготовки студентов механических специальностей (техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, эксплуатация строительных машин). Поставленная цель позволила сформулировать гипотезу: если использовать в качестве средства обучения учебно-производственные задания, создающие контекстное образовательное пространство, моделирующее будущую профессиональную деятельность, то мотивация и процесс формирования профессиональных компетенций будет эффективнее.

Значительные потенциальные возможности в реализации связи химии с предстоящей профессиональной деятельностью студентов заключены в учебно-производственных и профессионально направленных заданиях. Использование таких заданий позволяет приблизить студентов, как к изучаемым веществам и явлениям, так и к будущей профессии. Этот методический прием во многом обеспечивает интерес учащихся к предмету, активизирует мотивацию, так как они убеждаются в полезности химии для их будущей профессии.


Методическая разработка

Методика профессионально направленного обучения по введению в органическую химию обеспечивает повышение качества теоретической и профессиональной подготовки студентов за счет профессиональной направленности обучения, раннего формирования профессионально значимых качеств выпускников(ещё на первом курсе). Предлагаемая методика основана на компетентностном подходе в профессиональном образовании.

Тип урока: урок обьяснения нового материала с элементами игры

Формы обучения: решение заданий интерактивного теста и кроссворда.

Методы:

  • информационно-развивающий;

  • исследовательский;

  • объяснительно-иллюстративный;

Приемы

  • использование наглядности технических средств обучения;

  • практический;

  • работа с интерактивным тестовым заданием.

Формы деятельности студентов:

1 этап-приветствуют преподавателя;

2 этап-фронтальная, актуализация знаний по разделу органической химии (выполнение задания на интер.доске)

3 этап-решение интерактивного теста «Органические вещества»

4 этап-решение кроссворда «Органические вещества в профессии»

5 этап - подведение итогов

Цели урока:

  • Образовательная: Получение новых знаний о разнообразии органических веществ в природе, их значение для экологии и профессиональной деятельности на основе уже имеющихся


  • Развивающая: Развитие интеллектуальных ресурсов личности и активизация познавательной деятельности студентов через связь предмета с экологией и профессиональной деятельностью.


  • Воспитательная: Воспитание у студентов, как у будущих специалистов ключевых и профессиональных компетенций.

Задачи урока:

  • Рассмотреть многообразие органических веществ в природе.

  • Рассмотреть применение органических веществ в профессиональной деятельности .

  • Рассмотреть влияние органических веществ и транспорта на экологию планеты Земля.

Средства обучения: макет двигателя автомобиля и макет автомобиля, интерактивное задание «Классификация веществ», интер.тест «Органические вещества», интер.кроссворд «Органические вещества в профессии».

Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку (приложение1)

Ход урока

1. Орг. момент.(3минуты)

Проверка явки и готовности учащихся к занятию. Озвучивание темы урока, его места в изучаемом разделе и цели урока.

Сообщение условий игры. Сообщение критериев оценки. Выбор двух помощников для проведения игры.

  1. Обьяснение нового материала (20 мин.)

Первый этап. «Органические вещества в природе»

Эпиграф урока: « Все мы связываем с химической наукой прогресс в познании органического мира, новые методы его перестройки и усовершенствования. И не может быть в наши дни специалиста, который не мог бы обойтись без знания химии».

Н.Семенов

Сообщение студента «Химические вещества в органическом мире»

Задание 1: На доске приведен перечень веществ. Задача - распределить вещества по классам «органические» и «неорганические».

Задание 2.

Выполнение задания интерактивного теста. Выставляются баллы за правильные ответы . правильный ответ - 1 балл.

  1. Второй этап. «Органические вещества в профессии» (20 мин.)

Задание 1. Студентам предлагается найти и назвать все органические вещества, используя при ответе, как наглядность двигатель и корпус автомобиля.

Задание 2. Заполнение интерактивного кроссворда «Органические вещества в профессии»

Сообщение студентов по теме «История изобретения машины», «Метан- топливо будущего», «Полимеры в процессе эксплуатации автомобиля»

  1. Третий этап. «Экология и органические вещества» ( 20 мин.)

Задание 1. Игра . В каждом задании с помощью 5 признаков вам необходимо отгадать определенный вид отходов. Но: если вы сможете это сделать уже после открытия первого признака, то получите 5 баллов, после второго - 4, после третьего - 3 и т.д

1. Это то без чего не может обходиться современный человек.

2. Самый мощный загрязнитель окружающей среды.

3. При среднегодовом пробеге он забирает из атмосферы 4.350 кг кислорода, выпуская 3250 кг углекислого и 530 кг угарного газов.

4. В приземной слой воздуха он выделяет канцерогенные вещества, ими дышат дети.

5. Это то без чего немыслима ваша профессия. (автомобиль.)

1. Все вы знаете это вещество из курса органической и неорганической химии.

2. Его задача - снизить количество вредных веществ в выхлопных газах автомобиля.

3. Он преобразует вредные выхлопные газы в менее вредные.

4. Это вещество, которое ускоряет химическую реакцию, но само при этом не расходуется.

5. В уравнениях реакций он обозначается kt.

(Катализатор.)

1. Ее делают из продуктов переработки нефти.

2. В вашей профессии много изделий изготовлено из нее.

3. Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается.

4. Время ее разложения - более 100 лет. При разложении выделяет ядовитые вещества.

5. Из нее изготовлено много детских игрушек.

(пластмасса.)

1. Обладает высокой устойчивостью к детонации

2. Является перспективным экологически чистым топливом для автотранспорта.

3. Очень ядовит, у человека вызывает слепоту.

4. Применяется на производстве для чистки деталей и механизмов.

5. Относится к классу спирты. (метиловый спирт.)

1. Его очень много в больших городах.

2. От него люди болеют, много нервничают.

3. Особенно силен он в промышленном городе, где много заводов, фабрик, машин.

4. Его издают разные приборы и машины.

5. Он вызывает загрязнение окружающей среды, А когда его очень много, то он вызывает у людей состояние, близкое к опьянению, действует как наркотик.

(Шум.)

  1. Это легче воды.

  2. Это может плавать на воде и не тонет.

  3. В речке этого много, когда в ней моют машины.

  4. Это мешает дышать рыбам.

  5. Это надо удалять с поверхности воды. (машинное масло)

Подведение итогов игры, подсчет баллов, выявление победителей.

Сообщение студента «Евростандарты четвертого поколения»

Выводы:

Устанавливать каталитические нейтрализаторы на город­ском транспорте, переводить автотранспорт на экологиче­ски чистое топливо, разрабатывать новые присадки к топливам и маслам, предусматривать зеленые насаждения на магистралях, предусмотреть строительство автодорожных тоннелей для уменьшения количества остановок и перекре­стков, подземных гаражей и стоянок за пределами жилых массивов.

Эти и масса других мероприятий направлены на решение проблемы выживания человека.

Рефлексия. Задание для учащихся. Используя метод «Верные и неверные утверждения» ответьте на вопросы.

  1. Неорганических веществ больше, чем органических.

  2. Уксусная кислота с давних времен известна человеку.

  3. В нашем организме нет органических веществ.

  4. Крахмал - природный полимер.

  5. Резина изготавливается из нефти.

  6. Топливо будущего - водород.

  7. Метиловый спирт - яд.

  8. Первый «праобраз» автомобиля сконструировал Ж.Пежо.

  9. Каталитические нейтрализаторы на транспорте - необходимость.

  10. Я за экологически чистый транспорт.

Домашнее задание: Подготовить сообщения на тему «Предельные углеводороды в природе», «Применение предельных в моей профессии».

4. Подведение итогов, оглашение оценок. (5минут)

После каждого этапа идет предварительный подсчет баллов по каждому студенту. Для этого экспертам выдается бланк регистрации.(см. Приложения)

Приложение №1

Презентация «Введение в органическую химию»

Приложение №2

Бланк регистрации ответов команд

№ п.п Ф.И.О

1 этап (вещества в природе)

2 этап (в профессии)

3 этап (экология)

итог

1.


2.


3.


4.


5.


Приложение №3

Кроссворд по органической химии







1

а

н

т

и

ф

р

и

з


2

а

в

т

о

л



3

м

е

т

а

н



4

к

е

р

о

с

и

н


5

п

л

а

с

т

м

а

с

с

ы


6

д

е

т

о

н

а

ц

и

я



7

б

е

н

з

и

н

8

п

а

р

а

ф

и

н




9

л

и

г

р

о

и

н

1

0

н

е

ф

т

ь




















По вертикали:
1. Как называется «самобеглая коляска» сконструированная в 1790 г. Иваном Кулибиным

По горизонтали:

1. Незамерзающая жидкость, используемая в радиаторах автомобилей в зимнее время.

2. Смазка для двигателя внутреннего сгорания и присадка к моторному топливу

3. Газ - соперник бензина

4. Вещество для чистки топливной системы

5. Материал из которого состоит три четверти отделки салона автомобиля

6. Взрывное сгорание топлива

7. «Еда» для автомобиля

8. Вещество замедляющее поступление топлива в зимнее время

9. Фракция нефти, используемая как горючее в карбюраторных и дизельных двигателях.

10. Маслянистая жидкость, темного цвета, при попадании в воду растекается тонкой пленкой создавая угрозу всему живому



Критерии оценки:

Оценка «5»- студент активно участвовал в работе при решении заданий, свободно оперировал названиями веществ и мог на основании свойств обьяснить применение в профессии.

Оценка «4»-студент принимал участие при решении заданий урока, знает вещества и названия, но допускает неточности и ошибки.

Оценка «3»- студент не полно усвоил раздел, при решении заданий испытывает затруднения.

Оценка «2»-студент не принимал участие в решении заданий.

Оценка «1»- полное незнание и непонимание учебного материала.







Список литературы:


  1. Черникова Л.П. «Химия для технических колледжей», учебное пособие, Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001

  2. Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман Химия:Учебник для 10кл. общеобразовательных учреждений. М. : Просвещение, 2008

  3. Э.Е. Нифантьев «Органическая химия 10(11)»учебник для общеобразовательных учреждений. М. : Мнемозина, 2007.

  4. Кирсанова О.С, Плотникова Н.П. «Пособие для ШМС»

  5. интернет. Сайт - Фестиваль «Открытый урок», «Я иду на урок»






















Методическая разработка по теме: Введение в органическую


© 2010-2022