• Преподавателю
  • Химия
  • Разработка урока химии в 8 классе на тему Обобщение знаний по Периодической системе химических элементов

Разработка урока химии в 8 классе на тему Обобщение знаний по Периодической системе химических элементов

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ


Разработка открытого урока по химии в 8 классе на тему:

«ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА»

Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме, проверить степень усвоения материала, стимулировать познавательную активность, умения быстро и четко формулировать свои мысли, применять свои знания на практике, умение работать в группе, работа с периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева.

Структура урока:

Класс разделен на три группы «Электрон», «Протон» и «Нейтрон». Образованные группы могут вносить поправки и дополнения к ответам других групп.

  1. Этап урока: Активизация мыслительной деятельности. (учитель говорит о целях и задачах урока) - 3 минуты


  1. Этап урока: Разминка (отвечают по 3 вопроса). - 10 минут

  1. В каком году был открыт периодический закон? (1869 год)

  2. Сколько периодов в периодической системе? (7 периодов)

  3. Сколько групп в периодической системе? (8 групп)

  4. Сколько подгрупп в каждой группе? (2 - главная и побочная)

  5. Определение периода? (горизонтальный ряд элементов, начинающих с щелочных металлов и заканчивающихся инертными благородными газами)

  6. Что обозначает порядковый номер? (заряд ядра, количество электронов, протонов)

  7. Группа - что обозначает? (высшую валентность элемента)

  8. В какой группе находятся инертные элементы?

  9. Какие периоды называются малыми?

10.Назовите формулу высшего оксида элементов V группе?

  1. Какие периоды называются большими?

  2. Назовите формулу высшего оксида элементов III группы?

ІІІ. Этап урока: Кто быстрее? - 10 минут

Задания для всех групп на время: Кто быстрее (на время)!!

Задание №1:

Напишите элементы металлов, которые начинаются на букву «а» и элементы металлов, которые заканчиваются на букву «а».

Задание №2:

Составить из букв Б, JI, М, Р, О, X названия элементов неметаллов.

Задание №3:

Расскажите о строении атома одного из составленных названий элемента.

IV.Этап урока:. «Узнаем, как вы знаете географию и планеты солнечной системы?» - - 7 минут

1) Найдите в Периодической системе элементы, названия которых содержат названия планет.

2) Найдите в Периодической системе элементы, названия которых обозначают названия стран.

V. Этап урока: «Определи» - 12 минут

1. Химический элемент железо имеет порядковый номер: а) 55; б) 56; в) 26; г) 25; д) 55,8.

2.Химический элемент кремний расположен в периоде номер: а) 4; б) 3; в) 2; г) 1; д) 5.

3. Химический элемент хлор расположен в группе номер: а) III; б) I; в) II; г) VIII; д) VII.

4. В главной подгруппе не находится химический элемент: а) К; б) Si; в) Cr; г) Br; д) P.

5. В побочной подгруппе не находится химический элемент: а) Mn; б) Zn; в) Fe; г) N; д)Co.

6.Число энергетических уровней у атома алюминия: а) 4; б) 2; в) 3; г) 5; д) 13.

7. Группа, в которой все перечисленные элементы - металлы:

а)K, S, Cl; б) Zn, Al, P;

в) Si, B, H; г) Mg, Na, Fe.

8. Группа, в которой все перечисленные элементы - неметаллы:

а) K, S, Cl; б) V, N, P;

в) Si, B, H; г) Mg, Zn, Li.

9. В названии какого элемента присутствуют сразу два животных? (мышьяк)



VI . Этап урока: Домашнее задание (по группам или индивидуально). - 2 минуты

«Угадай меня»:

  1. Из слогов ра, маг, дий, лит, ни, ий, тан, ти, тал составить названия химических элементов.

  2. Назовите химические элементы, названные в честь ученых?

  3. Из букв т, р, у, х, а, и, е, ю, м, к, н, л, о, ф, з составить названия химических элементов.

VII. Этап урока: «Подведение итогов урока и выставление оценок» - 1 минута

Последний этап урока, если останется время: «Расскажи обо мне!»

  1. Дать характеристику элемента № 16 и № 38; № 26 и № 51; № 19 и № 48


































Тест по теме: «Периодический закон Д.И. Менделеева

Вариант 1.

  1. Периодический закон был открыт Д.И. Менделеевым в:

А) 1861 году; Б) 1864 году; В) 1869 году; Г) 1875 году

  1. Какое свойство химических элементов Д.И. Менделеев положил в основу их классификации?

А) относительную атомную массу; В) величину заряда ядра;

Б) строение внешних электронных слоев; Г) валентность

  1. Свойства простых тел, а также форма и свойства соединений находятся в периодической зависимости от величины атомных весов элементов - это формулировка

А) закона сохранения масс; Б) закона постоянства состава вещества;

В) периодического закона; Г) закона сохранения энергии

  1. Символ элемента, атомы, которые образуют амфотерный оксид:

А) N; Б) K; В) S; Г) Zn

  1. В каком из числовых рядов наблюдается периодичность:

А) 8,2,10,4,6,12; Б) 2,4,6,8,10,12; В) 2,4,6,24,6; Г) 12,2,10,4,6,8

  1. Элемент, имеющий свойства сходные со свойствами кальция:

А) калий; Б) барий; В) алюминий; Г) свинец.

Вариант 2.

  1. К моменту открытия Периодического число известных элементов составляло:

А) 52; Б) 63; В) 71; Г) 89

  1. Формулировка периодического закона связана с

А) физическими и химическими свойствами элементов;

Б) зарядом ядра; В) порядковым номером элементов;

  1. С возрастанием порядкового номера периодически повторяется:

А) заряд ядра атома; Б) число энергетических уровней;

В) общее число электронов; Г) химические свойства элементов

  1. Символ элемента, атомы, которые образуют амфотерный гидроксид:

А) Na; Б) Al; В) N; Г) S

  1. Валентность атома кислорода равна:

А) 1; Б) 2; В) 3; Г) 4

  1. Элемент, имеющий свойства сходные со свойствами алюминия:

А) калий; Б) барий; В) галий; Г) свинец.

УЧИМСЯ, ИГРАЯ У ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ТАБЛИЦЫ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА

Изучение практики работы школы показало, что учителя положительно относятся к применению на уроках игры, как средства занимательности, но испытывают их острый недостаток.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к занятиям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные

из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Предлагаю Вашему вниманию методические разработки различных игр и игровых моментов при изучении Периодической системы Д.И.Менделеева. Представленные игры могут быть использованы как на уроках в качестве обучающих игр, так и во внеклассной и факультативной работе.

  1. Химический чайнворд.

В этой игре участвуют две команды, составленные из учащихся параллельных классов. Учитель называет какой-нибудь химический элемент (например, сурьма) и показывает его на таблице. Представитель одной из команд, к которому обращается учитель, должен быстро назвать другой химический элемент (азот), начинающийся на ту букву, на какую заканчивается название предыдущего элемента. Другой учащийся продолжает - тантал, третий - лантан, четвертый - неон и т.д. Побеждает та команда, представители которой не ошибутся в течение 2-3 мин.

Если название элемента заканчивается мягким знаком (например, ртуть или никель), то следующие элементы надо называть с буквы, стоящей перед мягким знаком (в данном случае с «т» или «л»). Поскольку названия многих элементов оканчиваются на «ий», то, чтобы игра не зашла в тупик, следующие элементы надо называть с буквы, стоящей перед «ий» (например, натрий - радий).

  1. Рассказы о химических элементах.

В игре участвуют две команды. Представители одной команды имеют четные номера, другой - нечетные. Учитель начинает рассказ о химическом элементе, например, с порядковым номером 3 и прерывает его словами: «Теперь продолжат повествование об этом элементе представитель команды с номером «3». Учащийся, имеющий этот номер, должен охарактеризовать свойства элемента с данным порядковым номером. По истечении отведенного времени учитель останавливает рассказчика, предоставляя ему возможность назвать элемент с четным порядковым номером, о котором тут же должен последовать рассказ представителя команды с этим номером. Итак, рассказ об одном элементе сменяется рассказом о другом. Побеждает та команда, участники которой интереснее расскажут о химических элементах.

  1. Названия химических элементов.

Участники игры записывают на листах бумаги названия химических элементов. Через определенное время ведущий предлагает прекратить запись названий.

Затем он вычеркивает названия записанных элементов (можно поочередно брать у учащихся листки с их записями). Если одинаковые названия элементов повторяются у большинства учащихся, то эти названия он зачеркивает. Побеждает тот, у кого больше записано названий, которых нет у других.

  1. Элементы-соседи.

Соревнуются две команды. Один из участников игры называет какой-нибудь химический элемент, например, кремний, и предлагает представителю другой команды назвать его соседей по периоду или группе. Ответивший, в свою очередь, обращаясь к члену другой команды, предлагает ему назвать соседей по таблице названного им элемента. Тот участник команды, который задержится с ответом, выбывает из игры, и его заменяет другой. Если в одной команде выбывают из игры подряд два участника, то эта команда проиграет.

  1. Элементы таблицы Д.И. Менделеева.

Ведущий сообщает участникам игры, что каждый из них должен выбрать какой-нибудь химический элемент. Каждая буква названия этого элемента должна стать начальной буквой названий других элементов, которых должно быть столько, сколько букв имеет название выбранного элемента. Учащиеся на листах бумаги записывают названия этих элементов. Например, выбрав хлор, можно написать названия следующих элементов:

хром, литий, олово, ртуть. Игру прекращают тогда, когда один из участников объявит, что он выполнил задание. После этого каждый учащийся зачитывает записанные им названия элементов. Побеждает тот, кто больше записал названий элементов, которые не повторяются у других соревнующихся.

  1. Вопросы и ответы на химические темы (игра для капитанов команд).

Игра начинается жеребьевкой между командами за право начать игру. Капитан команды, которая первая начинает игру, по договоренности со своими участниками задает капитану соперников один или несколько вопросов. Например, назовите и покажите на таблице химические элементы, названия которых начинаются и заканчиваются буквой «а» (азот, астат, алюминий, америций, аргон, платина, сера).

Затем капитан второй команды тоже задает подобный вопрос. Если капитан затрудняется с ответом, то его выручает команда. Побеждает капитан, который ответит на все вопросы.

  1. Составьте названия элементов из букв.

Ведущий предлагает учащемуся составить из записанных заранее букв возможные названия химических элементов. Например, из букв «б, л, м, с, р, х» можно составить слова «хлор, бром, бор» и т.д. Игру следует проводить с восьмиклассниками в конце урока. Она помогает лучше запомнить названия элементов, развивает любознательность.

  1. Составьте названия элементов из слогов.

  2. Кто быстрее и больше?

Учитель предлагает участникам

Учитель записывает на доске ряд слогов. За пять минут нужно составить из записанных слогов возможные названия элементов. Например, из слогов «се, лит, дий, лен, ий, ра» можно составить слова: «литии, сера, радии, селен». игры написать названия элементов, оканчивающихся на одну и ту же букву, например на «н» (аргон, криптон, ксенон и т.д.). Игру можно усложнить, предложив найти эти элементы в таблице Д.И.Менделеева и указать, какие из них металлы, а какие - неметаллы.

  1. Кто больше?

Представителям от каждой команды ведущий предлагает одно и тоже задание: кто сможет больше образовать названий химических элементов из букв названия элемента с порядковым номером 91. Из букв элемента протактиний можно, например, составить такие слова: «актиний, торий, натрий, титан, криптон» и др.

  1. Составьте формулу.

Играют две команды по 10 человек. Играющим раздаются карточки со знаками химических элементов (до пяти карточек одному играющему со знаком одного и того же элемента). Цвет карточек у команд различный. Против каждой команды у стены ставят стулья. Ведущий называет какое-нибудь соединение из двух или трех элементов, например, гидроксид кальция. Играющие, в руках у которых таблички со знаками Са,0,Н, выбегают и садятся на стулья, держа в руках столько табличек со знаком элемента, сколько его атомов входит в состав данного соединения (в данном случае одна табличка со знаком

Са, две - со знаком О и две - со знаком Н). Очко засчитывается той команде, которая сделает это быстрее, не допустив ошибок. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Ведущий заранее подбирает соединения, чтобы каждый участвовал в игре.

  1. Составление уравнений реакций

  • Кто умеет быстро составлять уравнения реакций, например, между металлами и кислородом? - спрашивает ведущий, обращаясь к участникам игры, - Все умеют? Проверим! Запишите уравнения реакции окисления натрия. Записали? Тот, кто первым напишет уравнение, пусть поднимет руку. Попросите двух ребят, написавших уравнения раньше других, подойти к доске.

  • Можете ли вы, - спрашивает у них,- написать эти уравнения на доске так, чтобы все видели, как вы это делаете? Можете. Очень хорошо. Посмотрим, как у вас это получится. Я только забыла вас предупредить, что писать вы будете с завязанными глазами. Согласны?

соревнования

Играющим завязывают глаза, и ставят у доски, одного справа, другого слева. Каждый получает по куску мела и приступает к заданию. Выполнение такого задания вызывает смех и оживление. Когда задание

выполнено, результаты оценивают коллективно.

  1. Неверное утверждение

Учитель характеризует, например, какой- то элемент, указывая при этом (нарочно) на некоторые не присущие ему свойства. Кто первый исправит ошибку, получает балл. Выигрывает тот, кто к концу игры получил наибольшее количество баллов.

  1. Химическая эстафета.

Составляются две команды по 6 человек. Участники каждой команды один за другим (как в обычной эстафете) бегут к доске и пишут на ней в два столбца знаки химических элементов какой-то группы или периода. Затем, когда знаки записаны, участники команд бегут к доске в том же порядке вторично и рядом записывают формулы высших оксидов элементов. Команда, выполнившая первой задание и без ошибок, объявляется победительницей.

  1. Не ошибись!

8-10 играющих выстраиваются в шеренгу перед зрителями. Ведущий становится лицом к участникам игры и называет подряд (с небольшими паузами) один за другим различные элементы. Если элемент относится к металлам, играющие поднимают вверх руку, если не относится, не поднимают. Тот, кто ошибется, выходит из игры. Игра заканчивается, когда в шеренге остается 2- человека. Они объявляются победителями. Можно усложнить: если элемент к металлам

  • вверх поднять правую руку, к неметаллам

  • левую, а если к амфотерным - обе руки.

  1. Кто решит раньше?

В игре участвуют две команды по 5-6 человек в каждой. Перед командами на стол кладут листки (по числу играющих) с примерами на составление формул возможных оксидов элементов (на листке может быть написано КО, СО, РО и т.д. - надо написать соответствующие индексы). Для всех команд примеры должны быть одинаковыми. По сигналу ведущего к столу бегут по одному представителю от каждой команды, каждый выбирает из своей стопки любой листок, решает пример письменно и кладет листок обратно. Побеждает команда, выполнившая задание первой (при условии, что все примеры решены правильно).

  1. Знаете ли вы меня?

Ведущий выходит на середину зала, показывает карточку со знаком «?» и сообщает: «К нам прибыл в гости один из элементов, знакомиться с которым мы будем необычно». Выигрывает ответивший на наибольшее количество вопросов.

Элемент, о котором идет речь, располагается в 6 группе периодической системы. Открыл его Д.Пристли, чьи опыты по обнаружению этого элемента через два года были подтверждены А. Лавуазье. Независимо от Пристли он был открыт шведским ученым К. Шееле. (Кислород)

  1. По порядку номеров.

Две команды по 10 человек выстраиваются шеренгами лицом к зрителям. У ведущего два разных по цвету комплекта карточек со знаками десяти элементов с порядковыми номерами от 1 до 10. Перед началом игры ведущий перемешивает карточки и по одной раздает каждому из играющих. По сигналу игроки каждой команды должны перестроится так, чтобы знаки на их карточках были расположены по мере увеличения порядковых номеров элементов. Команда, выполнившая это задание быстрее и без ошибок, выигрывает.

№ 2 (50), 2013


  1. Постарайся запомнить!

В эту игру можно играть вдвоем, вчетвером и даже командами по 5-6 человек. Суть игры: кто больше запомнит названий химических элементов.

Ведущий предлагает выбрать элемент (лучше брать хорошо известные элементы) и записывает название его в блокнот. Второй учащийся должен повторить это название и прибавить к нему название другого элемента. «Натрий, магний», - говорит второй учащийся. «Натрий, магний, серебро», - говорит третий. «Натрий, магний, серебро, медь», - продолжает четвертый.

Участники должны воспроизводить в такой последовательности названия всех перечисленных элементов и каждый раз пополнять ряд названиями других элементов. Сначала это не вызывает затруднений, но по мере увеличения ряда названий элементов все труднее и труднее запомнить названия предыдущих элементов. Ведущий записывает названия всех элементов, которыми дополняется ряд. Допустивший ошибку выбывает из игры. Если соревнуются две команды, то проигрывает та, из которой больше выбыло участников.

  1. «Химическая ходьба».

Игру проводят в зале или классе. Ведущий отмеряет 10-15 шагов. Участник игры должен пройти это расстояние и с каждым шагом называть какой-нибудь элемент (без повторений). На первый взгляд, кажется, что это очень просто, но выясняется, что с каждым шагом припоминать названия элементов становится труднее и труднее. Побеждает тот, кто больше сделает шагов, перечисляя при этом названия химических элементов.

Игру можно усложнить, если условиться называть элементы по периодам и группам элементов.

Список литературы:

  1. Гаврусейко Н. П. Химические викторины. - Изд. «Народная асвета», 1972.

  2. Учителю химии о внеклассной работе. Составители: А.Х.Гусаков,А.А.Лазаренко. - М.: «Просвещение», 1978.

  3. Химия в Казахстанской школе. - 2009, №4 (28); 2009, №1 (25).

  4. Петрянов И.П., Трифонов Д.Н. Великий закон. - М.: «Педагогика», 1984.

  5. Брейгер Л.М. Нестандартные уроки. Химия, 8, 10, 11 классы. - «Учитель», 2002 г.

РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА

9 класс (практическая работа)

Цели:

  • показать практическую значимость изучаемого материала на основе индивидуально-дифференцированного обучения;

  • развить навыки работы с лабораторным оборудованием (задача № 1);

  • развитие умений и навыков: самостоятельной учебной деятельности; работы в группах;

работы с таблицами при выполнении практической работы (задача № 2);

  • формирование эстетического воспитания, воспитание целеустремленности, самостоятельности, аккуратности (задача № 3).

Дидактический материал: таблицы,

ТСО (интерактивная доска), рабочий материал и инструкции.

Ожидаемые результаты:

  • знать практическую значимость изучаемого материала.

Ход урока:

  1. Побуждение

  • Изучив тему «Электролитическая диссоциация и реакции ионного обмена», мы с вами можем смело приступать к практической работе. Давайте вместе поставим цель и задачи урока. (Слайд)

  1. Реализация

  • Прежде чем мы перейдем к практической части урока, нам необходимо повторить пройденный материал и правила техники безопасности.

  1. Фронтальный опрос.

  • Что такое РИО? (Реакции ионного обмена - реакции обмена между ионами.)

  • Каковы условия протекания необратимой реакции? (Выпадение осадка, выделение газа, образование малодиссоциируемого вещества или воды.)

  • Что такое ПИУ и в чем его суть? (Полное ионное уравнение, которое показывает какие вещества и как распадаются на ионы.)

  • Что такое СИУ и в чем его суть? (Сокращенное ионное уравнение, которое показывает какие ионы образуют осадок, газ, малодиссациируемое вещество или воду.)

  • Укажите основные правила по ТБ. (Нельзя приступать к работе без разрешения учителя; работать нужно над подносом на вытянутых руках; нельзя смешивать самостоятельно вещества; нельзя пробовать их на вкус и брать руками; после работы рабочее место необходимо привести в порядок.)

  • Мы повторили теоретическую часть, а теперь необходимо проверить практику (проведение диагностики)

  1. Диагностика (небольшая самостоятельная работа на 5-7 мин.).

Запишите реакцию в полном и сокращенном ионном виде. (Слайд)

CuCl2 + KOH →Cu(OH)2 + КС1

Проверка по ключу:

Cu2++2C1-+2K++2OH- →Cu(OH)2 + 2К+ + 2ClCu2+ + 2OН →Сu(ОН)2

По итогам диагностики класс делится на 3 группы

▲ 4 и более ошибок;

■ 2-3 ошибки;

●нет ошибок или 1.

Каждая группа получает свое задание по практической работе. (Слайд)

  1. Задания для групп.

▲ (данная группа работает вместе с учителем)

  1. Составьте РИО для следующей реакции:

A1CI3 + КОН → А1(ОН)3 + КС1,

AgNO3 + КО → AgCl + KNO3;

  1. проведите соответствующие опыты.

  • 1) Составьте РИО между следующими веществами: хлорид алюминия и гидроксид калия нитрат серебра и хлорид калия;

  1. проведите соответствующие опыты;

  2. определите, что является реактивом на ион А13+ и Ag+.

● Работа по алгоритму.

  1. Запишите выданные вам вещества в таблицу - матрицу (по вертикали и горизонтали в одинаковом порядке): сульфат алюминия, гидроксид натрия, хлорид бария.


Вещества

1

2

3

1




2




3




  1. Соедините вещества между собой (в пробирках).

  2. Определите, в какой пробирке выпал осадок и какого цвета.

  3. Укажите формулу осадка, составив соответствующие реакции (в таблицу запишите только формулы осадков, реакции - после таблицы-матрицы).

4. Проверка правильности выполнения задания групп, у доски.

  • Запишите СИУ и определите реактивы на ионы А13+ и Ag+:

А13+ + 3ОН- → А1(ОН)3 - реактивом на ион А13+ является ОН-;

Ag+ +С1 → AgCl - реактивом на ионы Ag+ является С1-.

Заполните таблицу-матрицу (такую таблицу применяют на олимпиадах по химии)


Вещества

A12(S04)

NaOH

ВаС12

A12(S04)

Al(OH)3

BaSO4

NaOH

Al(OH)3

вещества растворимы

BaCl2

BaSO4

вещества растворимы




  1. Выводы по уроку.

  1. Зная реактивы на ионы, можно определять их наличие в растворах.

  2. Знания по теме РИО используются для работы в лабораториях по определению веществ, а также в криминалистике.

  1. Домашнее задание

Дидактический материал (составленный учителем) «Готовимся к контрольной работе» (указаны типы заданий, ожидаемые на контрольной работе).

Готовимся к контрольной работе

  1. Напишите уравнение диссоциации следующих веществ: хлорида бария, нитрата магния, ортофосфорной кислоты, гидроксида кальция.

  2. Составьте полные ионные и молекулярные уравнения:

ОН-+- H2O

S042- + Ва2+→ BaS04

3ОН- + А13+→А1(ОН),

  1. Закончите реакции и уравняйте методом электронного баланса:

Zn + НС1 →

Ag + HNO3(p) →

Сu + HN03(k) →

FeSO4 + KMnO4+ H2SO4

→ Fe2(SO4)3 + MnSO4+ K2SO4 + H2O

  1. Задачи на избыток/недостаток и на определение формулы вещества.

050010, г. Алматы, а/я 89

№ 2 (50), 2013 13

"Химия в казахстанской школе.

Химия Казахстан мектебтде"


© 2010-2022