• Преподавателю
  • Химия
  • Статья по химии Формирование познавательного интереса, создание условий развития и саморазвития учащихся на уроках химии

Статья по химии Формирование познавательного интереса, создание условий развития и саморазвития учащихся на уроках химии

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя политехническая школа № 33»





Формирование познавательного интереса, создание условий развития и саморазвития учащихся на уроках химии.



Подготовила учитель химии

МАОУ «СПШ № 33»

Сидорова Г.А.



















Старый Оскол

2015 год.









Внутри каждого человека есть дремлющие силы; силы, способные удивить его самого, так как он зачастую и не предполагает, что обладает ими; силы, способные перевернуть жизнь, стоит их только поднять из глубин и привести в действие"

Оризон Свит Марден

Наше время, перенасыщенное разнообразной информацией, предъявляет особые требования к образованию и, конечно, к учителю. Обучающиеся получают огромное количество информации и не всегда могут из её потока выбрать необходимое. Мы должны не только дать знания детям и научить думать, анализировать, но и отбирать необходимую информацию. В настоящее время все понимают важность проблемы усвоения знаний и развития школьников в процессе обучения. Трудности в образовании возникают в связи с тем, что в базисных учебных планах сократилось время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе химии. Эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики преподавания, требуют иных подходов в организации учебного процесса. Продуманная работа учителя должна создать условия для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, приблизить школьника к его главной цели - формированию умения учиться, развитию познавательной и творческой активности, овладению содержанием предмета, развитию в себе качеств, необходимых для творческого отношения к жизни.

Сегодня очень важным для общества является воспитание людей инициативных, творческих, смелых в принятии решений. Для того чтобы воспитать такую личность, нам, педагогам, необходимо развивать у своих учащихся способность к самостоятельному мышлению.
Я считаю, что современный этап педагогической практики это переход от информационно - объяснительной технологии обучения к деятельностно - развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка. Важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся. Знание - запоминание уходит, на смену ему идет знание - понимание и знание - исследование.

При проектировании системы развития познавательной активности учащихся на основе самостоятельной работы использую идеи профессора Т.И. Шамовой, профессора Т.М. Давыденко, И.С.Якиманской. Согласно их идеям условиями развития познавательной активности являются:

  • максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся;

  • ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся;

  • эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса.

Создание условий для самообразования и развития самостоятельности учащихся в обучении химии происходит по двум основным направлениям. С одной стороны, само содержание учебного материала содержит в себе эту возможность, а с другой - организация познавательной деятельности учащихся. Эту деятельность я организую, используя различные формы уроков и внеклассных занятий. Преобладающие виды деятельности учащихся: учебная, поисковая, исследовательская, проектная. На уроках и внеклассных мероприятиях постоянно ученикам предлагаю различные виды самостоятельной деятельности, требующей мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающие волю к победе и преодолению трудностей. Для эффективного развития учеников важно предусмотреть для каждого из них «ситуацию успеха», то есть предлагать такие учебные задачи, с которыми бы ученик справился и почувствовал себя победителем. При оценивании работ отметки выставляю не за конечный результат, а за процесс его получения, причем ученика нужно сравнивать не с другими, а с самим собой, но вчерашним. Важно предусмотреть цепочку мер, которые позволят перевести знания «извне» в знания «вовнутрь». Это коллективные обсуждения результатов, сопоставление различных точек зрения, диспуты и т.д.

В основу моей работы положены принципы педагогической техники, предложенные А. А. Гином:

  • принцип деятельности - освоение учеником компетенций преимущественно в форме деятельности;

  • принцип свободы выбора - в любом обучающем или управляющем действии, где возможно, предоставлять ученику право выбора, которое всегда должно уравновешиваться осознанной ответственностью;

  • принцип открытости - не только давать знания, но и показывать их границы, ставить ученика перед проблемами, решение которых лежит за пределами изучаемого курса;

  • принцип обратной связи - регулярно контролировать процесс обучения.

  • принцип идеальности - максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.

Использование такой технологии способствует превращению ученика из объекта в субъект учебной деятельности, вносит значительный вклад в формирование самостоятельной познавательной деятельности, тем самым, повышая у ребенка мотивацию к обучению, что подтверждается результативностью.

В учебном процессе я использую такие формы, методы и способы организации учебной деятельности, которые инициируют самостоятельность учащихся и создают условия для развития полноценных мотивов учения и всей мыслительной сферы. Ничто не дается в педагогике так дешево и не дает такого быстрого положительного эффекта, как мотивация. Конечно, сверхзадача школы - сформировать у учащихся устойчивую потребность в учении или, как говорят психологи, мотивацию учения. Ее формирование - процесс длительный и начать его можно с возбуждения у каждого школьника интереса к изучаемому вопросу и желания разобраться в нем.

Основные приемы мотивации, классифицируются как:

1) социальные (делятся на две группы);

2) познавательные.

Социальные приемы мотивации:

  • комфортность среды (атмосфера в классе);

  • установка лидеров в классе: получение знаний или же иные «ценности»;

Юмор, эрудиция, интерес к жизни, понимание детей, доброта, такт и другие неповторимые индивидуальные качества учителя способствуют возникновению положительной эмоциональной атмосферы в классе. Эти социальные мотивы оказывают влияние на формирование у ученика мотивации достижения, которая является стимулом личностного развития человека, дает ему определенную степень свободы. Он меньше боится неудач, более целеустремлен.

К наиболее значимым приемам социальной мотивации отнесены:

  • Установление отношений сотрудничества между учителем и учащимися.

  • Включение ученика в коллективные формы работы.

  • Привлечение ученика к оценочной деятельности.

  • Умелое применение поощрения и порицания.

  • Создание для ученика «ситуации успеха».

  • Ориентировка ученика в учебном процессе.

  • Создание для ученика ситуации выбора (уровня трудности задания, вида деятельности и т.д.).

Познавательная мотивация призвана возбудить у учащихся интерес к изучаемому и его мыслительную активность целым рядом приемов:

  • связь изучаемого с жизнью, достижениями науки и техники;

  • показ недостаточности имеющихся знаний;

  • создание проблемной ситуации;

  • использование художественной и научно-популярной литературы;

  • экскурсии в историю;

  • использование сравнений;

  • привлечение занимательных примеров, опытов, парадоксов;

  • познавательные игры, дискуссии и другие приемы.

Эффективность воздействия того или иного приема зависит от ряда факторов. Наиболее важными из них являются учет возможностей и интересов ребят и соответствующая эмоциональная окраска приема, которая оказывает воздействие на всех учащихся в классе, в том числе и слабоуспевающих.

Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развивать у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, вторая - в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Эффективность учебного процесса познания определяется качеством преподавания и самостоятельной познавательной деятельностью учеников. Эти два понятия очень тесно связаны, но следует выделить самостоятельную работу как ведущую и активизирующую форму обучения в связи с рядом обстоятельств.
Во-первых, знания, навыки, умения, привычки, убеждения, духовность нельзя передавать от преподавателя к ученику так, как передаются материальные предметы. Каждый учащийся овладевает ими путём самостоятельного познавательного труда: прослушивание, осознание устной информации, чтение, разбор и осмысление текстов, и критический анализ.
Во-вторых, процесс познания, направленный на выявление сущности и содержания изучаемого подчиняется строгим законам, определяющим последовательность познания: знакомство, восприятие, переработка, осознание, принятие. Нарушение последовательности приводит к поверхностным, неточным, неглубоким, непрочным знаниям, которые практически не могут реализоваться.
В-третьих, именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только изучение книги, ведение записей, а, прежде всего ума, потребность в самостоятельной деятельности, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти в глубь ещё не решённых проблем. В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности школьников, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты и явления, учат самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции.
Данный вид работы имеет следующие особенности:
1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер.

Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача учителя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Учащиеся должны ясно представлять, в чем заключается задача и, каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению.

2.При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю. Учитель продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, ее место на уроке, методы обучения различным видам самостоятельной работы.

3.При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. В этом деле нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала.

Любой учитель, постоянно находится в поиске новых технологий обучения. Ведь они позволяют сделать урок необычным, увлекательным, а значит и запоминающимся для ученика. Только творчески работающий учитель может добиться хороших знаний у учащихся по своему предмету и любви к нему. Взаимодействуя с учениками в ходе урока, не надо опасаться неправильных ответов, необходимо привлекать к работе всех учеников, а не только успевающих, обсуждать все высказывания, отбирая из них наиболее соответствующие научному содержанию знания. Ведь любое научное знание (понятие) возникает как коллективное мнение ученых - профессионалов и в этом смысле становится общепринятым.

Педагог нацеливает ребят на то, что в ходе такой беседы нет правильных и неправильных ответов, просто есть разные позиции, взгляды, точки зрения, выделив которые, начинаем отрабатывать с позиции предмета. Я не принуждаю, а убеждаю учеников.

Я считаю, что применение такой технологии развивающего обучения с личностно-ориентированным подходом:

  • обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявленных его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности;

  • предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении;

  • подразумевает подбор средств, методов их организацию так, что ученик может проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме;

  • предполагает образованность как совокупность знаний, умений, индивидуальных способностей, являющихся важнейшим средством становления духовных и интеллектуальных качеств ученика, поскольку это выступает основной целью современного образования.

Я изложила основные принципы, в соответствии с которыми строится моя работа. Но главное: если учитель ставит своей целью развивать познавательный интерес и творческие возможности ребенка, он и сам должен работать творчески, постоянно повышая свой научно-методический уровень, совершенствуя формы и методы работы. Учитель должен быть личностью, интересной для учеников, тонким психологом, способным понять каждого ребенка. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. У каждого ребенка есть способности и таланты, которые мы, педагоги, должны увидеть, раскрыть и развивать. Я.А. Каменский писал, что «все дети разные и надо дать возможность каждому развиваться с собственной скоростью».







© 2010-2022