«Игры влияющие на нравственное воспитание в ходе работы в уголке природы»

«Игры влияющие на нравственное воспитание в ходе работы в уголке природы». Игра - драматизация № 1. «Азалия и белый кот»,Ролевая игра № 2 «Лесовичок», Словесная игра № 3 «Скажи ласково», Словесная игра № 4 «У птички болит крылышко», Ролевая игра № 5 «Врач и больной», Ролевая игра № 6 «Волшебная больница», Словесная игра № 7 «Кто лучше разбудит», Ролевая игра № 8 «Помощь растениям», Игра - имитация № 9 «Комнатные растения», Словесная игра   № 10 «Кто пришел к нам в гости?». Игры помогут сформиров...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игры влияющие на нравственное воспитание в ходе работы в уголке природы

Игра - драматизация № 1. «Азалия и белый кот»

Цель: Развивать умения старших дошкольников разыгрывать сценки по знакомым художественным произведениям детской литературы (сказки). Учить использовать для этого специальные атрибуты (элементы костюмов). Помогать дошкольникам подчиняться замыслу воспитателя - режиссёра, а также самостоятельно и выразительно вести свою роль в игре-драматизации. Совершенствовать исполнительские умения.

Игровое действие. Обыгрывание сказки.

Оборудование. Эмблемы с изображением сказочных героев, комнатное растение Азалия.

Ход игры.

Автор: В одном большом городе жила добрая женщина. Звали ее Марией. Дети ее выросли и разъехались. Но был у нее кот удивительной красоты - белый, пушистый, с огромными голубыми глазами и розовыми ушками. «Какой красавец!» - восхищались все. Кот позволял гладить свою шелковистую шубку, он кивал головой и мурлыкал, довольно:

1 ребенок: - «Мур, мур, мур, правильно говорите».

Автор: Да, кот в доме Марии был в центре внимания. Но внезапно все изменилось.

Был канун рождества, и Мария, решив украсить свой дом, пошла в цветочную лавку. Каких только цветов здесь не было: разноцветные хризантемы, пышные бегонии, нежные недотроги цикламены и белоснежные гардении были прекрасны, но глаза Марии остановились на азалиях. «Какую же выбрать? Белую или пурпурную, а может быть, розовую, с белой каймой по краю лепестков?» Наконец, Мария выбрала пушистую розовую Азалию с множеством нежных бутонов.

Азалию запаковали и объяснили Марии, что цветок этот любит влагу, яркий свет и прохладу, и может цвести очень долго. Мария, поблагодарив хозяйку цветочного магазина, радостно поспешила домой.

Розовая красавица Азалия осветила все вокруг нежным радостным светом и, глядя на нее, хотелось улыбаться. Приходившие в гости друзья глаз от нее не могли отвести. А про белого кота, казалось, совсем позабыли...

1 ребенок: «Какая несправедливость!»

Автор: - ворчал про себя обиженный красавец. А когда один из друзей Марии, старый художник, решил нарисовать чудо - цветок, кот от злости содрал со стены кусок обоев, и был наказан. Мария пригрозила, что в следующий раз за такую проделку сострижет ему когти. Кот обиженно спрятался за диваном и долго не показывался на глаза Марии.

Но Мария не забывала про своего любимца - кота.

Просто никогда раньше в ее доме не было такого чуда, и она изо всех сил старалась продлить его цветение. Забота Марии приносила свои плоды, и каждую неделю Азалия радовала хозяйку новыми распустившимися цветами.

Кот же становился все мрачнее.

1 ребенок: «Кто она такая? Всего - на всего - то растение. Когда все цветы ее завянут, что останется от ее красоты?»

Автор: злобно рассуждал он.

Однажды кот чуть было не отгрыз цветы Азалии. В этот день Мария о чем - то нежно шепталась с цветком Кот не переносил зимней стужи, и порыв холодного ветра вывел его из себя.

1 ребенок: «Простудиться из - за этой принцессы, ну уж нет».

Автор: подумал кот и одним прыжком оказался возле Азалии. В этот момент в комнату вошла Мария. Кот мгновенно юркнул под диван. Мария и заметить - то его не успела. Однако вид съежившейся Азалии встревожил ее.

2 ребенок: «Наверно, я ее переохладила?»,

Автор: подумала Мария и закрыла окно. Она внимательно осмотрела цветок, но Азалия быстро пришла в себя, и Мария успокоилась. Кот, наблюдавший за этой сценой из - под дивана, удивился.

1 ребенок: «А она - не ябеда! Не выдала меня, не пожаловалась!»

Автор: На следующий день, когда солнышко приветливо улыбнулось Азалии, большой солнечный зайчик скользнул по стене и остановился прямо над полкой с керамическими горшочками. Белый кот считал себя самым умным котом на свете, но никак не мог понять, что солнечный зайчик - это всего лишь отражение солнечного луча. Одержимый желанием во что бы то ни стало расправиться с солнечным зайчиком, он совершенно забывал про свой почтенный возраст и прыгал по всей комнате, словно маленький котенок. Вот и сейчас, он мгновенно вскочил на стол, затем на полку и задел пушистым хвостом один из самых красивых горшочков. Горшочек упал и вдребезги разбился. Испуганный кот растерялся, но вдруг услышал нежный голос:

3 ребенок: Скорее, прячься за моей зеленой спинкой!

Автор: Азалия наблюдала за всей этой сценой, и ей от души стало жалко непутевого красавца. Кот ринулся со всех своих кошачьих лап к цветку и спрятался за его пушистыми ветками, усыпанными цветами. Азалия так сильно разрослась, что кота за ней совершенно не было видно.

На шум прибежала Мария. Никого не увидев, кроме Азалии, она подумала, что виноват ветер, резко подувший в распахнутое окно.

Когда Мария ушла, белый кот сказал Азалии:

1 ребенок: Ты самая добрая Азалия на свете. Прости меня, пожалуйста. Автор: С этого дня белый кот подружился с красавицей Азалией и оберегал ее, как мог. Азалия была счастлива - она приобрела верного друга, а что может быть прекраснее этого?

Ролевая игра № 2 «Лесовичок»

Цель: Воспитание осознанного бережного отношения к объектам уголка природы, закреплять навыки по уходу за объектами уголка природы, воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.

Игровое действие: поиск недостатков в уголке природы.

Оборудование: комнатные растения требующие полива, Лесовичок, головные уборы санитаров, вода для полива, леечки, тряпочки, медали с изображением солнца.

Возраст 5 - 6 лет.

Ход игры

В группу приходит Лесовичок. Воспитатель, ребята, посмотрите кто к нам пришел? Рассказ воспитателя: «Лесовичок - хозяин уголка природы. Он следит за порядком и чистотой. Когда в уголке порядок, и нет никаких нарушений, Лесовичок очень веселый и радостный. Когда, в уголке природы есть не политые растения, не кормленые рыбки, попугай и черепаха, он расстраивается и становится хмурым и не веселым.

Воспитатель обращает внимание детей на настроение Лесовичка. (Лесовичок грустный, невеселый) Давайте, мы с вами проверим, все ли в порядке в нашем уголке природы, и если у нас какие - либо нарушения исправим их. Дети одевают головные уборы санитаров. Воспитатель и ребята находят нарушения в уголке природы, есть не политые растения. Дети берут необходимый инвентарь для полива растений и устраняют недостатки, поливают растения.

Воспитатель и Лесовичок следят за тем, все ли нарушения устранены, правильно ли ребята поливают растения. Если ребята наливают много воды в цветочные горшки, Лесовичок произносит слова:

Дождик, дождик,

Полно лить.

Наших, детушек

Мочить!

Воспитатель и Лесовичок во время работы хвалит детей. Молодцы! Мы исправили все недостатки, так какое настроение теперь у нашего Лесовичка? Дети: (он веселый и радостный). Лесовичок всех участников игры награждает медалями с изображением солнца.

Словесная игра № 3 «Скажи ласково»

Цель: закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно ласкательных суффиксов, развивать внимание детей, закреплять навыки по уходу за объектами уголка природы, воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.

Игровое действие: рыхление растений с использование ласковых слов.

Оборудование: инвентарь для рыхления, а именно деревянные палочки с тупыми концами (чтобы не повредить корни), растения требующие ухода, головные уборы с изображением комнатных растений, медаль с изображением солнца, звездочки.

Возраст 5 - 6 лет.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям (5-6человек) подойти к уголку природы.

Затем воспитатель объясняет правила игры ребятам, которые заключаются в том, что ребята должны рыхлить комнатные растения, и не просто рыхлить, но и еще при этом называть комнатные растения ласково (миленький цветочек, красивенький бальзамин и т.д.) Если кто - либо во время рыхления не называет объекты уголка природы ласково, воспитатель, проговаривает слова:

- Ты дружочек Коля не зевай

Да словечком цветочек приласкай!

- И ты Даша не зевай -

Да словечком бальзамин приласкай!

(все участники игры по несколько раз ласково называют комнатные растения ласково).

В данной игре необходимо следить за тем, чтобы дети не повторялись, а использовали ласковые слова, которые еще не употребляли.

В конце игры воспитатель совместно с детьми выбирают победителя, то есть того ребенка, который называл большое количество ласковых слов при рыхлении комнатных растений.

Победитель награждается медалью с изображением солнца, остальные дети награждаются звездочками.

Примечание: данная игра может проводиться при различной работе в уголке природы.

Словесная игра № 4 «У птички болит крылышко»

Цель: закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно ласкательных суффиксов, способствовать формированию у детей умения любить окружающих, развивать внимание детей, закреплять навыки по уходу за объектами уголка природы, воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.

Игровое действие: один ребенок превращается в птичку, у которой болит крылышко. Он старается показать, что он грустит и ему очень больно.

Оборудование: головной убор с изображением птицы, попье - маше (кукла - котенок). Медаль с изображением солнца, звездочки, тряпочки, леечка, тазик с водой.

Возраст 5 - 6 лет.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям занять свои места на стульчиках. Которые расставлены полукругом. В центре летает птичка, у которой болит крылышко.

Воспитатель предлагает детям по очереди «пожалеть птичку». Первым жалеет птичку сам воспитатель, который надевает на руку куклу - котенка (это вызывает у детей наибольший интерес) и его лапками гладит «птичку» со словами: «Птичка очень хорошенькая», «Птичка очень красивенькая» и т.д. Затем другие дети надевают куклу - котенка на руку и тоже «жалеют птичку».

В данной игре необходимо следить за тем, чтобы дети не повторялись, а использовали слова, которые еще не употребляли.

После того, как все участники игры пожалели птичку. Воспитатель совместно с детьми выбирают победителя, который награждается медалью с изображением солнца, остальные участники игры получают звездочки.

Затем дети вместе с воспитателем подходят к уголку природы, где победитель рассказывает все, что знает о способах ухода за попугаем, остальные дети внимательно слушают и дополняют. Дети приступают к работе, моют поилку, чистят клетку. Воспитатель, следит за тем, чтобы все дети выполняли работу правильно, помогает тем детям, которым необходима помощь.

Ролевая игра № 5 «Врач и больной»

Цель: сформировать знания у детей о значении лекарственных растений, о применение комнатных растений в лечении заболеваний: (алоэ лечит: бронхит, туберкулез, воспаление десен, язвы желудка, глазные болезни; каланхоэ, ее сок используется для уничтожения инфекции; отвары плюща помогают при кашле и головной боли, снижает давление; традесканция понижает сахар при диабете; отвары из корней, стеблей, листьев дружной семейки используются при лечении кишечных и желудочных расстройств.

Игровое действие: к врачу приходит больной и жалуется на ту или иную болезнь. Врач должен пользуясь своими знаниями о целебных свойствах растений выписать нужное лекарство.

Оборудование: комнатные растения: алоэ, каланхоэ, плющ, традесканция, дружная семейка, костюм врача, медали с изображением солнца, звездочки, леечка для полива растения, тряпочка для притирания пыли, деревянные палочки с тупыми концами для рыхления.

Возраст 5 - 6 лет.

Ход игры

К врачу приходит больной и жалуется на ту или иную болезнь. Ребенок в роли врача должен вспомнить, пользуясь своими знаниями о целебных свойствах разных растений, выписать нужное ему лекарство. Больной в свою очередь, должен будет рассказать и показать способы ухода за своим спасителем. Воспитатель вместе с ребятами внимательно следят за игрой, все ли правильно делают ребята. В случае ошибок исправляют детей. Ребенку, которому врач посоветовал, какое растение ему поможет, чтобы выздороветь, рассказывает все, что он знает о своем спасителе. Например, в роли спасителя алоэ - светолюбивое растение, оно любит влагу, поливать алоэ нужно умеренно, опрыскивать необходимо очень редко, необходимо его рыхлить, а так же ребенок, всем должен показать инвентарь, который ему понадобиться при уходе за растением. Ребенок при работе описывает каждое свое действие.

Врачи в игре получают медали с изображением солнца, а дети изображающие больных, получают звездочки.

Примечание: в игре используются не менее 5 растений.

Ролевая игра № 6 «Волшебная больница»

Цель: продолжать формировать у детей бережное отношение к растениям уголка природы, закрепить знания о борьбе с вредителями растений и методами борьбы с ними.

Игровое действие: дети являются врачами «Волшебной больницы». Оказывают помощь комнатным растениям.

Оборудование: комнатные растения, которые поражены вредителями, специальный раствор для борьбы с вредителем - тля, мыльный раствор для вредителя - щитовка, щеточка, тряпочки, костюмы врачей, медали с изображением солнца, книга «Волшебная больница».

Возраст 5 - 6 лет.

Ход игры

Воспитатель, делит детей на несколько групп и просит их представить, что они врачи волшебной больницы, которая лечит растения. Дети выбирают по одному растению уголка природы, рассказывают рецепт и рекомендации, по лечению растения. Например: рецепт от вредителя, которая называется - тля. Тля - мелкое насекомое зеленого, черного или бурого цвета. Для борьбы с вредителем растения обливают мыльной водой с керосином (в 0,5 л воды растворяют кусочек мыла и прибавляют 50 капель керосина).

Рецепт от щитовки. Щитовка также мелкое насекомое, тело его со спины покрыто воскообразным щитком. С пораженного растения щитовку снимают щеткой, обмывают растение мыльной водой. Так каждая группа, рассказывает свой рецепт лечения, после чего приступает к работе по уходу за растениями.

Во время работы детей, воспитатель смотрит за правильностью ухода за комнатными растениями, оказывает помощь ребятам, если она требуется. Игра продолжается в течении длительного времени.

Обработку для устранения вредителя - тля, повторяют несколько раз через 7- 8 дней. Спустя день после обработки растения обмывают чистой водой. Для устранения щитовки, после проделанной работы, через день надо облить чистой водой. Так повторяется несколько раз.

Воспитатель, все рецепты и рекомендации детей записывает в книгу: «Волшебная больница». Предлагает, детям подумать и описать, какими должны быть врачи в «Волшебной больнице».

Воспитатель всех участников игры награждает медалями с изображением солнца.

Словесная игра № 7 «Кто лучше разбудит»

Цель: закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно ласкательных суффиксов, развивать внимание детей, способствовать формированию у детей умения любить окружающих, проявлять ласку к объектам уголка природы, проявлять заботливое отношение к черепахе.

Игровое действие: Один ребенок превращается в черепаху, ложиться на коврик в центре группы и засыпает. Детям необходимо разбудить черепаху ласково, не только при помощи слов, но и прикосновениями.

Оборудование: головной убор с изображением черепахи, леечка, молоко, медаль с изображением солнца, звездочки.

Возраст 5 - 6 лет.

Ход игры

Воспитатель рассказывает детям о правилах игры, дети должны разбудить черепаху ласковыми словами и прикосновениями.

Воспитатель просит детей по очереди будить «спящую черепаху», в начале игры воспитатель сам будит черепаху «Просыпайся миленькая черепаха» и т.д.

В игре воспитатель следит за тем, чтобы дети не повторяли друг за другом, а делали это разными словами и прикосновениями, и всякий раз ласково и очень нежно. В конце игры дети вместе с воспитателем решают, кто «будил черепаху» наиболее ласково.

Победитель награждается медалью с изображением солнца, а также ему предоставляется возможность напоить черепаху молоком и рассказать ребятам, как нужно это правильно делать, остальным участникам игры воспитатель вручает звездочки.

Ролевая игра № 8 «Помощь растениям»

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о приемах ухода за растениями, о последовательности выполнения работы. Уточнить знание об инвентаре для работы и месте его хранения. Воспитывать ответственность за порученное дело и умение доводить начатое дело до конца.

Игровое действие: дети одевают головные уборы санитаров, и подходят к уголку природы.

Оборудование: головные уборы санитаров, леечка для полива растений, деревянные палочки с тупыми концами для рыхления, мягкая губка для протирания листочков от пыли, фишки.

Возраст 5 - 6 лет.

Ход игры

Дети в головных уборах санитаров подходят к уголку природы. Воспитатель, обращаясь к ним, говорит: «Дети, сегодня мы поговорим о том, как мы ухаживаем за растениями, что делаем (поливаем растения, рыхлим растения, содержим растения в чистоте, протираем листочки растений мягкой губкой, опрыскиваем растения, боремся с вредителями)». Далее задает вопросы: «Как узнать, что растение нужно поливать? (Ответы детей). Воспитатель: «Какой водой мы поливаем?» (Ответы детей). Воспитатель просит кого - ни будь из детей показать всем как правильно необходимо поливать? Воспитатель: «Правильно ли Виолетта полила растение? (Ответы детей). Воспитатель: «Правильно, она держит носик леечки над самим горшком, поливает осторожно и аккуратно?» (ответы детей). Воспитатель: «А что мы делаем прежде всего, поливаем или протираем горшок, блюдце и подоконник?»(ответы детей). Воспитатель: «Почему нужно сначала полить?» (ответы детей). Воспитатель: «Карина, покажи нам как нужно протирать горшок?» Карина, показывает, как надо протирать горшок. Воспитатель: «Данил, когда все растения политы, что нужно еще сделать?» (ответ ребенка). Воспитатель: «Даша, что еще нужно для ухода за растениями, кроме леек?» (Ответ ребенка). Воспитатель: «Настя, где хранится все, что нужно для ухода за растениями?» (Ответ ребенка).

Воспитатель во время игры следит за тем, чтобы ребята все выполняли правильно, оказывает помощь ребятам.

Все дети принимавшие участие в уходе за растениями награждаются фишками.

Игра - имитация № 9 «Комнатные растения»

Цель: Развивать умение детей входить в образ растения, выполнять имитационные действия, способствовать развитию экологической эмпатии.

Игровое действие: поиск причины, плохого самочувствия растений.

Оборудование: головные уборы санитаров, эмблемы в виде цветка, леечки, мягкие губки, деревянные палочки с тупыми концами, тряпочки, медали с изображением солнца, звездочки.

Возраст 5 - 6 лет.

Ход игры

Придя в группу после выходного дня, дети видят комнатные растения, которым требуется уход. Воспитатель, обращает внимание детей на комнатные растения и спрашивает: «Что случилось с нашими цветами?», «Почему они не такие красивые как раньше?» (ответы детей). Воспитатель: «Как вы думаете, что чувствуют наши растения?» (Ответы детей). А какое настроение у наших цветов?» (ответы детей).

Воспитатель: «Давайте польем наши растения, про рыхлим, протрем листочки от пыли и посмотрим, изменится ли у наших растений настроение». Дети одевают головные уборы санитаров, и начинают трудятся в уголке природы, поливают растения, рыхлят растения которым необходимо рыхление, протирают листочки растений от пыли.

После прогулки воспитатель вновь обращает внимание детей на растения на их настроение. Воспитатель: «Изменилось ли настроение у наших комнатных растений?» (ответы детей). Воспитатель: «Что они сейчас чувствуют?» (ответы детей).

Воспитатель раздает всем участникам игры эмблемы в виде цветка и предлагает показать, какие цветы были утром (дети имитируют комнатные растения утром) и какие они стали после того как ребята поухаживали за растениями (дети имитируют) комнатное растение после ухода за ним). Воспитатель, обращает внимание детей на то, что от ухода ребят за растениями зависит состояние комнатных растений и их настроение.

Воспитатель, отмечает детей, которые наиболее удачно изображали состояние растений, настроение растения, им вручаются медали с изображением солнца. Остальные участники игры получают звездочки.

Словесная игра № 10 «Кто пришел к нам в гости?»

Цель: способствовать самоуважению детей; активизировать доброжелательное отношение детей к объектам уголка природы.

Игровое действие: превращение детей в черепаху, рыбок, попугая и т.д.

Оборудование: головной убор с изображением черепахи, головной убор с изображением рыбки, головной убор с изображением птички, корм для попугая, корм для рыбок, гречневая каша для черепахи, медали с изображением солнца, звездочки.

Возраст 5 - 6 лет.

Ход игры

Взрослый отводит в сторону двоих - троих детей из группы и договаривается с ними о том, что они будут изображать любого объекта уголка природы (рыбку, попугая, черепаху и т.д.), которые придут к ребятам в гости. Дети решают, каких животных они будут изображать. Дети встают в круг. Гости по очереди входят в центр круга.

Воспитатель говорит детям: «Посмотрите, какой замечательный гость к нам пришел, какие у него глазки, как он красиво движется и т.п.». Детям необходимо догадаться, какие гости к ним приходили, описать их, рассказать и показать в уголке природы способы ухода за ними (дети кормят попугая, черепаху, рыбок). Рассказывают какое было настроение у гостей.

Ребята, которые изображали гостей награждаются медалями с изображением солнца, а остальные участники игры награждаются звездочками.



© 2010-2022