Моя педагогическая концепция (на конкурс)

В процессе обучения химии учащиеся учатся проводить простейшие химические операции, собирать из готовых деталей приборы для получения газов, распознавать вещества по характерным для них качественным реакциям, приготовлять различные растворы различной концентрации и т.д. Связь химии с жизнью надо понимать широко, это не только знакомство с продуктами химического производства, но и знания важнейших химических процессов, происходящих в живых организмах, наблюдаемых в быту, природе, использование но...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

















Моя педагогическая концепция

Практическая деятельность учащихся на уроках химии, как средство активизации познавательного интереса и развития исследовательских навыков.







Лискова Эльвира Николаевна

учитель химии и ОБЖ

МАОУ «Карабашская СОШ»




«Наука химия - это область чудес, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области…» это было сказано почти век назад Максимом Горьким. Энтузиазм писателя по поводу потенциала химии стопроцентно оправдан. Юному человеку химия дает возможность опытным путем увидеть на уроках процессы, происходящие в материальном мире. В изучении химии это важно. Ученые давно оценили роль практики: «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь самому за химические операции» (М.В. Ломоносов).

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся.

Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности - задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя.

Одним из важнейших факторов познавательной деятельности является познавательный интерес. Познавательный интерес к предмету способствует развитию мышления учащихся, не может успешно развиваться при отсутствии определенных знаний.

В преподавании естественных наук, и в частности химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы. Внедрение исследовательского подхода в обучении химии способствует усилению мотивации учебной деятельности.

Цель моего педагогического проекта: поиск условий и способов активизации познавательного интереса учащихся к предмету химии.

Объектом исследования моей работы является процесс формирования устойчивого познавательного интереса к изучению химии посредством практической деятельности и развитие навыков исследовательской деятельности.

Основные задачи, поставленные в ходе работы над проектом:

1. привить интерес к химии;

2. развивать и усовершенствовать навыки по химическому эксперименту;

3. развивать творческую активность, инициативу и самостоятельности учащихся;

4. подготовить учащихся к практической деятельности;

5. уметь применять знания, умения, навыки, полученные на уроке химии, в повседневной жизни.

По мнению С. Соловейчика, есть три силы, заставляющих детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет. Если дети равнодушны к предмету, то увлечение становится тяжелой повинностью. Химия - один из самых трудных школьных предметов. А между тем, химическое образование необходимо для создания у школьников отчетливых представлений о роли химии в решении сырьевых, энергетических, продовольственных, медицинских проблем человечества.

Известно, что познавательный интерес является одним из значимых факторов в учебном процессе, условием его эффективности. В условиях огромного информационного потока и низкой мотивации учебной деятельности у учащихся трудно добиться высокого качества в учебе учащихся. Это проблема. Решить эту проблему необходимо своевременно и правильно, нельзя забывать, что на уроке химии за партами сидят учащиеся самого сложного школьного возраста (8 - 11 классы). Если обратиться к школьной программе, требованиям, которые учащиеся должны усвоить, то обнаруживается и огромный теоретический массив, и множество практических работ, требующих конкретных знаний для их осуществления, и решение всех типов задач, предусмотренным стандартом образования (на решение которых практически не отпускается должного количества часов), и написание самых различных уравнений реакций от простых до довольно сложных. Вот и получается, что предмет химии в школьном курсе оказывается очень трудным для усвоения учащимися. Трудно сегодня, трудно завтра и становится неинтересно, потому что непонятно. А вот если на первое место поставить интерес, то тогда можно перебороть трудности.

Показателями уровня познавательного процесса, которые, несомненно, связаны с интересом и могут охарактеризовать его интенсивность и устойчивость, являются:

- выведение причинных связей, зависимостей, закономерностей самими учениками;

- самостоятельность сделанных ими выводов и обобщений;

- вопросы учащихся;

- стремление учащихся обменяться с товарищами и учителем интересными фактами, научными данными, почерпнутыми ими за пределами уроков;

- участие учащихся по собственному побуждению в анализе, исправлениях и дополнениях ответов товарищей;

- реакция на звонок как свидетельство последствия интересного или не интересного урока.

Каким бы хорошим знанием предмета, высокой эрудицией не обладал учитель, традиционный урок мало способствует эмоциональному настроению учащихся на дальнейшее восприятие учебного материала, активизации их мыслительной деятельности, развитию и реализации их потенциальных умственных способностей. Снятию усталости, лучшему усвоению учебного предмета, развитию научного интереса, активизации учебной деятельности учащихся, повышению уровня практической направленности химии способствуют наиболее активные формы, средства и методы обучения.

1. Важную роль имеет химический эксперимент. Он является не только необходимым условием достижения осознанных опорных знаний по химии, но и облегчает понимание технологии химических производств, способствует развитию наблюдательности, умений объяснять наблюдаемые явления, используя для этого теоретические знания, устанавливать причинно-следственные связи.

Химический эксперимент - это источник знания о веществе и химической реакции. Он способствует активизации познавательной деятельности учащихся, воспитанию устойчивого интереса к предмету, формированию представлений о практическом применении химических знаний. Эксперимент позволяет выделить и изучить наиболее существенные стороны объекта или явления с помощью различных инструментов, приборов, технических средств в заданных условиях.

На семинарах, химических практикумах широко использую самостоятельный учебный эксперимент, имеющий те же цели, что и демонстрационный эксперимент. Он формирует у учащихся практические умения и умения рационального использования учебного времени; развивает самостоятельность.

2. В каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям. Даже плохо успевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, когда ему удается что-нибудь "открыть". Поэтому на своих уроках часто приходится проводить фронтальные опыты. Например, учащиеся 8-х классов по теме "Химические свойства кислорода" экспериментально выясняют, "открывают" условия лучшего горения простых и сложных веществ.

Фронтальные наблюдения убеждают ученика в том, что каждый может "сделать" открытие, толчок которому дает опыт.

3. Важнейшей формой обучения химии являются практические занятия, на которых в ходе изучения школьного курса химии развиваем следующие компетенции школьников:

экспериментальные (выполнение химических операций, правильное обращение с реактивами и оборудованием, составление плана эксперимента, зарисовка схем, приборов, запись уравнений реакций, письменное оформление результатов с привлечением справочной и научной литературы);

коммуникативные (комментирование опыта, обсуждение результатов эксперимента, планирование эксперимента и теоретическое его обоснование, применение критериев контроля и самоконтроля, самостоятельное определение очередности всех операций);

интеллектуальные (определение целей и задач эксперимента, наблюдение и установление характерных признаков явлений и процессов, установление причинно- следственных связей, формулирование выводов);

контрольно - оценочные (осуществление самоконтроля по ходу эксперимента, применение различных видов контроля деятельности товарищей).

Во время проведения практических занятий формируем исследовательский подход в обучении, функциями которого являются:

  • воспитание познавательного интереса;

  • создание положительной мотивации учения и образования;

  • формирование глубоких, прочных и действенных знаний;

  • развитие интеллектуальной сферы личности.

При выполнении лабораторных работ в сильном классе предлагаю ребятам самим предложить порядок выполнения работ и необходимое оборудование. Если ученику трудно выполнить работу, то он может воспользоваться учебником, картой - инструкцией. Считаю, что это учит самостоятельно мыслить.

4. При изучении новой темы (определенного вещества или класса веществ) предлагаю учащимся самим определить характерные химические свойства. Для этого одному из учащихся предлагается набор реактивов (в который включены и не реагирующие с данным вещества). Учащемуся, исходя из основных характеристик, которые уже проговорены (т.е. кислотность или основность свойств, функциональные группы и смещение электронной плотности и т.д.) предлагаю осуществить реакции, характерные для изучаемого вещества. Обычно такое задание не оставляет равнодушными всех учащихся класса, они начинают выдвигать свои предположения. Конечно же, необходимо требовать объяснение любому предположению, иначе вся деятельность теряет смысл. На данном этапе урока учитель может только задавать направляющие вопросы, т.е. привычная роль информатора вообще не задействована.

5. Придание образовательному процессу практико-ориентированной направленности превращает изучаемый материал из сложного и скучного в один из интереснейших и практически значимых компонентов образования. При этом я преследую цель научить школьников самостоятельно изучать мир веществ и реакций, среди которых они живут и действуют. Если ученик разбирается в веществах, с которыми он встречается в быту, то он может строить свои отношения с природой на совсем ином, цивилизованном уровне, расширяя свои мировоззренческие позиции.

6. Как элемент практико-ориентированного обучения предлагаю учащимся домашние практические работы, которые включают различные виды деятельности: наблюдение, описание веществ, выделение существенных признаков, умение анализировать и делать выводы. Данная работа готовит учащихся к решению задач, возникающих в практической деятельности человека, формирует готовность к применению знаний и умений в процессе жизнедеятельности в повседневной жизни.

При составлении практической части работы важно правильно выбрать опыты, учитывая технику безопасного эксперимента. Необходимо чтобы опыты:

  • знакомили учащихся с проявлением химических процессов и показывали зависимость физических и химических свойств от состава и строения веществ;

  • развивали способность моделирования процессов, идущих на реальных химических реакциях;

  • способствовали развитию мышления и формировали у учащихся интерес к предмету;

  • протекали быстро, желательно без побочных реакций.

7. В своей деятельности я отдаю приоритет таким учебным задачам, которые не только направлены на приобретение знаний конкретных фактов, формул, законов, но и формируют у учащихся умения применять эти знания в повседневной жизни.

Высока роль понимания учащимися практической значимости изучаемого предмета. Если в эксперименты, проводимые учащимися, включать вещества из повседневной жизни, разрабатывать и использовать задания практической направленности, это позволяет не только создавать у учащихся положительную мотивацию к изучению расширить и углубить уже полученные знания, увидеть многообразие веществ в природе и веществ, созданных цивилизацией; поможет ориентироваться учащимся в мире веществ (правильное поведение с ядовитыми веществами); прослеживается эффект самореализации каждого отдельного ученика, его уверенности в себе, развитие коммуникативных качеств личности и предоставляет возможность учащимся сделать предварительный профессиональный выбор, окажет помощь при поступлении на естественные факультеты ВУЗов.

8. Одной из форм организации деятельности учащихся является исследовательская работа, в процессе которой идет воспитание творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять их в своей деятельности. Заниматься исследовательской деятельностью способен любой пытливый ученик, получая при этом удовольствие от самостоятельного поиска и испытывая радость открытия. Передовая педагогика всегда видела главную задачу обучения не в передаче знаний ученикам, а в развитии их самостоятельного творческого мышления. В настоящее время перед педагогической практикой ставится задача поиска и применения наиболее эффективных методов обучения, позволяющих заниматься исследовательской работой, как на уроках, так и во внеурочное время. Исследовательская работа требует индивидуального дифференцированного подхода к каждому школьнику. Исследовательская деятельность, несомненно, может вызвать затруднения, но способствует большей самостоятельности.

Для эффективной исследовательской деятельности нужно соблюдать следующие условия:

Ученик должен хотеть проводить исследование. Этого должен хотеть и учитель. Если направление, тема не будут интересны хотя бы одной из двух взаимодействующих сторон, исследования не получиться.

Ученик должен суметь это сделать. Но, прежде всего это должен уметь сделать учитель. Как возможно руководить исследовательской деятельностью, если учитель не представляет себе всю структуру работы, не знает методики, не может определить направления детальности?

Ученик должен получить удовлетворение от своей работы. (И учитель тоже - от своей деятельности и от работы ученика).

Конечно же, исследовательская деятельность целесообразна в учебно-воспитательном процессе только тогда, когда учащиеся достаточно свободно могут ориентироваться в определенной системе знаний, что повышает долю их самостоятельности.

Жан Жак Руссо сказал - «Час работы дает больше, чем день объяснений». Именно поэтому в процессе изучения предмета химии я, как учитель, огромное значение придаю практической части. Взаимосвязь деятельности преподавателя и учащихся в процессе практической деятельности позволит организовать процесс познания химии не на уровне описательного ознакомления с явлениями и процессами, а на уровне овладения их сущностью, объяснения причинно-следственных связей между ними с позиций современной химической науки.

Ресурсное обеспечение педагогического опыта.

Ресурсное обеспечение является достаточным для реализации педагогического опыта:

кадровое обеспечение: владение необходимым инновационным потенциалом, готовность совершенствовать педагогическую деятельность; желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем; готовность воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании.

Учебно-методическое обеспечение:

Используемые рабочие программы учебных курсов по химии в 8-11 классах разработаны мною в полном соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, опираются на учебно-методический комплекс, рекомендованный Министерством образования.

В кабинете в достаточном объеме представлена дополнительная литература по химии, различная методическая литература, таблицы «Периодическая система химических элементов», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», печатные таблицы с информационным материалом, используемым обучающимися на уроках.

Материально-техническое обеспечение:

Кабинет соответствует санитарно-гигиеническими требованиям, оснащен комплектом мебели для учащихся и учителя. Имеется компьютер.

Имеется химическая лаборатория, позволяющая проводить практические, демонстрационные и лабораторные работы как обязательные (включенные в Примерную программу по химии), так и дополнительные, а так же дающая возможность обучающимся выполнять исследовательские работы на базе школы. Таким образом, условия кабинета позволяют реализовать разнообразные технологии и методы, формировать целостность картины мира, формировать специальные химические умения и навыки.

Партнеры.

Основными партнерами педагогического проекта являются учителя-предметники естественно-научного цикла образовательного учреждения. Так же тесное сотрудничество наблюдается с учителями начальных классов, которые имеют возможность воспользоваться некоторыми элементами химической лаборатории и выполнить частично на базе лаборатории эксперименты с учащимися младших классов.

Ожидаемые результаты.

Проблема формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. От решения этой проблемы в значительной степени зависит эффективность учебного процесса, поскольку интерес является важным мотивом познавательной деятельности школьника, и, одновременно, основным средством ее оптимизации. Решение проблемы формирования познавательных интересов - потребность общества, жизни, практики обучения и воспитания подрастающих поколений. Необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществления ее практикой обучения доказана педагогической наукой.

Современная теория обучения и воспитания все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые вызываются у него деятельностью, общением и специальными педагогическими влияниями.

Поэтому вполне объяснимо внимание, оказываемое современными педагогическими исследованиями познавательным интересам, которые в становлении личности играют роль ценных мотивов деятельности, а при некоторых условиях становятся чертой личности и обнаруживают себя в любознательности, пытливости, в постоянной и неистощимой жажде знаний.

В преподавании естественных наук, и в частности химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы. Интеграция естественнонаучных знаний, полученных в результате проведения исследовательской работы учащимися, позволяет изменить качество учебного процесса и повысить успешность обучения школьников. Внедрение исследовательского подхода в обучении химии способствует усилению мотивации учебной деятельности.

Данный педагогический опыт имеет социальную направленность и ориентирован на плодотворное сотрудничество учителя и ученика, продуктом которого станет творческая личность, имеющая сформированную естественнонаучную картину мира.

Достигнутые педагогические результаты обеспечивают:

- высокое усвоение учащимися системы знаний;

- овладение учащимися как теоретическими, так и практическими общенаучными и специальными умениями и навыками;

- развитие мотивов учебной деятельности, познавательных потребностей учащихся;

- повышение адаптивных возможностей учащихся, содействие их успешной социализации, формирование готовности к самоопределению.


8


© 2010-2022