Техника безопасности на уроках химии

Этот урок мне очень по душе. Провожу его на втором уроке в 8 классе.На первом уроке, проводя вводный инструктаж по технике безопасности в кабинете химии, мы с ребятами находим очень много правил безопасности в других областях деятельности человека. "Жизнь прекрасна! Не рискуй напрасно!" ЭТО ОЧЕНЬ АКТУАЛЬНО В НАШЕ время.Домашним заданием предлагаю ребятам в картинках нарисовать правила безопасного поведения на уроках химии. Какие замечательные работы приносят ребята! Самые хорошие работы использу...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: « Техника безопасности на уроках химии»

8 класс

(учебник 8 класса Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман)

ТЕМА УРОКА:

«Техника безопасности на уроках химии»

(Запись на доске и в тетрадях) (Слайд 2)

Место урока в целостной системе темы:

«Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете»- 8 урок в теме «Первоначальные химические понятия».

Тип урока:

  • по дидактической цели: урок актуализации знаний;

  • по способу организации: обобщающий с усвоением новых знаний (комбинированный урок).

ЦЕЛИ УРОКА:

  • познакомить учащихся с основными правилами по технике безопасности (в игровой форме);

  • актуализировать познавательную деятельность учащихся, разбудить их творческую активность;

  • формировать у учащихся чувство коллективизма и умения выделять главное из всей широты накопленных знаний;

  • научить применять знания, полученные на уроках химии в жизни, в частности в быту.

ДЕВИЗ УРОКА: «Зажечь, увлечь и повести»

ЗАДАЧИ УРОКА:

Обучающая:

  • Ознакомить с основными правилами по технике безопасности;

  • сформировать знания о правилах техники безопасности при работе в химическом кабинете, научить применять полученные знания на уроках химии, в жизни (в частности в быту).

Развивающая;

  • развивать умение обобщать факты, строить аналогии и делать выводы;

  • развивать способность учащихся к химическому прогнозированию;

  • развивать экологическое мышление.

Воспитательная:

  • продолжать развитие культуры общения, умения высказывать свои взгляды и суждения;

  • воспитывать чувство ответственности за полученные знания.

Технология обучения:

  • проблемное обучение;

  • информационно-коммуникационные

  • игровая

Методы, используемые на уроке:

  • объяснительно-иллюстративные:

- фронтальная беседа;

- объяснение учителя.

  • средства наглядности:

-компьютерная презентация;

- схемы-таблицы,

  • практические:

-применять знания техники безопасности.

  • дедуктивные:

- от известного к неизвестному;

- от простого к сложному.

Виды контроля:

  • текущий опрос,

  • работа по карточкам

Домашнее задание:

  1. по учебнику § 24, Практическая работа №3 стр. 70;

  2. Творческое задание - Решение ребуса

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, компьютер, экран;

  • презентация «Техника безопасности на уроках химии «

  • схемы (таблицы) для индивидуальной работы учащихся;

  • магнитная доска, карточки - знаки правил по технике безопасности;

  • пустая спиртовка, пробирки, колба круглодонная, держатель для пробирок, лабораторный штатив, пустые склянки с этикетками для веществ.

Интернет ресурсы:

  • http;//experiment.edu.ru/catalog.asp Российский образовательный портал

  • http;//alhimikov.net/video/neorganika./menu.htmi Aihimikov.net;

  • http;//chemiste.da.ru/Links/video.htm;


План урока:



План урока

Задачи

I

Организационный момент

Подготовить учащихся к работе на уроке.

II

Актуализация опорных знаний

Дискуссия на тему: «Зачем изучать правила техники безопасности?»

(обзор изученного материала)

Подготовить учащихся к изучению нового материала. Повторение ранее изученных тем для выявления пробелов в знаниях и для их устранения. Совершенствовать знания и умения, подготовиться к восприятию нового материала.

III

Изучение нового материала

  • правила техники безопасности на уроках химии;

  • правила техники безопасности в знаках, ребусах, сценка «Химик-мим»

Развивать умение обобщать факты, строить аналогии и делать вывод.

Развивать способность учащихся к химическому прогнозированию.

Развивать экологическое мышление.

Развитие культуры общения, умения высказывать свои взгляды и суждения.

IV

Закрепление полученных знаний

Повторение, воспроизведение усвоенного материала.

V

Подведение итогов урока

Восприятие чувства ответственности за полученные знания. Оценка деятельности учащихся на уроке. Выставление отметок.

VI

Домашнее задание




Х О Д У Р О К А

I.Организационный момент.

II.Актуализация опорных знаний и способов действий учащихся.

На первом этапе урока осуществляю актуализацию опорных знаний, которые необходимы для решения проблемы. Это готовит учащихся к восприятию проблемы. Работу провожу в занимательной форме. (Слайд 3)

Дискуссия на тему «Зачем изучать правила по технике безопасности?»

Учитель приводит примеры случаев из жизни (на уроках химии, на производстве, в быту), когда несоблюдение правил техники безопасности приводили к несчастным случаям. Затем учитель просит учащихся сформулировать понятие « правила техники безопасности» и привести положительные и отрицательные примеры по данному вопросу. (Слайд 4)

Техника безопасности - свод правил и положений, направленный на обеспечение условий БЕЗОПАСНОГО труда и проведения каких-либо работ.

(Слайд 4)

На этом этапе урока делается вывод, что изучение правил техники безопасности является важным и требует детального рассмотрения.

Кабинет химии называют кабинетом повышенной опасности! ( Слайд 5)

Как вы думаете почему?

Ответ. Кабинет химии - это аудитория для проведения урока и лаборантская, в которой хранятся химические реактивы (вещества), лабораторные приборы, посуда для проведения опытов.

111.Изучение нового материала

Изучение правил техники безопасности на уроках химии

Нужны ли здесь знания правил техники безопасности?

Какие правила техники безопасности вы знаете? ( Слайд 6 -14)

Работа по карточкам ( карточки со стихотворными правилами)

Карточка 1

При работе с веществами не берите их руками

И не пробуйте на вкус, реактивы - не арбуз.

Слезет кожа с языка и отвалится рука

Карточка 2

Задавай себе вопрос, но не суй в пробирку нос.

Будешь кашлять, и чихать, слезы градом проливать.

Помаши рукой ты к носу - вот ответ на все вопросы.


Карточка 3

С веществами неизвестными не проводи смешения неуместные:

Незнакомые растворы ты друг с другом не сливай,

Не ссыпай в одну посуду, не мешай, не поджигай

Карточка 4

Если ты работаешь с твердым веществом,

Не бери его лопатой и не вздумай брать ковшом!

Ты возьми его немножко 1/8 чайной ложки

Карточка 5

При работе с жидкостью каждый должен знать:

Мерить надо в каплях - ведром не наливать

Карточка 6

Если на руку тебе щелочь или кислота попала,

Руку быстро водой промой.

И чтобы осложнений себе не доставить

Учителя не забудь в известность поставить!

Карточка 7

В кислоту не лей ты воду, делай все наоборот-

Осторожненько мешая, тонкой струйкой поливая,

Лей в водичку кислоту - так отвадишь ты беду

Карточка 8

Чистота - друг человека!

Не забывай об этом никогда.

Пользуйся чистой посудой

На лабораторных работах всегда

Учитель отмечает, что правила техники безопасности бывают в виде знаков.

Какие правила в виде знаков вы знаете?

Где они применяются? Правила дорожного движения. ( Слайд 15)

Техника безопасности на уроках химии

Задание 1.( Слайд 16)

Учащимся работают у доски, на которой находятся карточки-знаки правил безопасности. Учащиеся выбирают знак, соответствующий правильному ответу.

1.Запрещается брать вещества руками

2. Запрещается оставлять открытыми склянки с реактивами

3.Пробирку закрепляй в пробиркодержателе у отверстия

4.Зажигайте спиртовку спичкой

5. Нагревайте вещества в верхней части пламени, т.к. она самая горячая

6. Используйте шпатель для твердых веществ

Ответ: (Слайд 17)

Учитель предлагает учащимся разгадать зашифрованные в ребусах и лабиринтах правила по технике безопасности.

Задание 2. «Лабиринт» («Инструкция по технике безопасности»)

(Слайд 18)

Х

И

Р

Е

А

К

П

Р

О

Б

О

У

С

И

М

Е

И

И

Т

Я

З

Ь

А

В

К

В

Ч

Е

С

К

В

Ы

Н

Е

Л

Т

Ь

Н

А

Задание-лабиринт

Для прочтения этого «лабиринта» существует правило: начав движение с левой верхней клетки и передвигаясь по горизонтали (налево или направо) или по вертикали (вверх или вниз), пройдите все клетки так, чтобы из букв получилось правило по технике безопасности. Каждая клетка может быть использована один раз.

Учащимся выданы таблички подсказки. Учащиеся работают в парах.

Ответ: (Слайд 19 ) »Химические реактивы нельзя пробовать на вкус»

Задание «Ребус» - творческое задание на дом

Техника безопасности на уроках химии

На этом этапе урока ученики получают творческое домашнее задание: изобразить правила по технике безопасности на листе бумаги или в тетради (в виде ребусов, кроссвордов, химического лабиринта и т.д.)

Задание З.Сценка «Химик - мим». ( Слайд 20)

Кто больше заметит ошибок у химика-мима (заранее отработать с учеником все мимические операции данного задания).

Для игры потребуется следующее оборудование: пустая спиртовка, пробирки, колба круглодонная, держатель для пробирок, лабораторный штатив, пустые склянки с этикетками для веществ.

Действия ученика-мима:

Имитирует насыпание вещества из склянки с этикеткой. Жестами и мимикой показывает, что взял больше и поэтому отсыпает из пробирки в склянку.

Кладет пробирку с веществом на стол и записывает формулу и название вещества на доске, например, NaCI- поваренная соль, хлорид натрия. Повернувшись к столу , показывает жестами, что просыпал вещество на стол, рукой протирает поверхность демонстрационного стола, ставит пробирку веществом в штатив для пробирок.

Поднимает спиртовку над собой, энергично встряхивает ее, сильно выдвигает фитиль, имитирует зажигание спиртовки от другой спиртовки.

Переключает внимание ребят на лабораторный штатив, оставив спиртовку горящей». Демонстрирует составные части штатива, делает надписи на заранее приготовленном рисунке на доске, допуская ошибки.

Имитирует наливание воды в колбу и пробирку с поваренной солью. Закрепляет колбу в штативе, а пробирку в держателе для пробирок. «Горящую» спиртовку ставит под колбу, затем забирает и начинает нагревать раствор в пробирке, вновь переносит спиртовку к штативу. Тушит

ее, дуя на пламя.

Не складывает посуду, не убирает рабочее место.

После завершения демонстрации ученикам предлагается записать все допущенные ошибки, показать их и продемонстрировать правильные действия с химическим оборудованием. Учащиеся работают в группах по 2 человека.( Слайд 21)

Карточка 9

Все правила нужны, все правила важны их надо знать,

чтобы не попасть в нелепое положенье, и тогда уроки химии будут проходить всем на загляденье

Общий вывод: (Слайд 22)

Учащиеся еще раз проговаривают все правила по технике безопасности. Приводят примеры важности использования правил по технике безопасности в домашних условиях.

Помни, каждый ученик,

Знай, любая кроха:

Безопасность - хорошо,

А халатность - плохо!


IV. Закрепление полученных знаний.

Проведение химического диктанта.(Слайд 23)

Химический диктант

  1. Правила по технике безопасности знать не обязательно

  2. Химические реактивы нельзя пробовать на вкус

  3. Избыток вещества из пробирки можно отсыпать обратно в склянку

  4. Нельзя протирать рукой поверхность демонстрационного стола

  5. Одну спиртовку можно зажечь от другой спиртовки

  6. Неизвестные вещества можно смешивать друг с другом

  7. Нельзя двигать горящую спиртовку по столу

  8. Нельзя махать к носу, если хочешь понюхать вещество в пробирке

  9. Если на руку попала щелочь или кислота, нужно промыть водой

  10. Можно лить кислоту в воду

  11. Горящую спиртовку тушат колпачком

  12. Пробирки с веществами ставят в штатив для пробирок

Ответ: да ,нет -

Дешифратор:( Слайд 24)

Техника безопасности на уроках химии

V. Подведение итогов урока.

  1. Оценивается деятельность учащихся на уроке;

  2. Выставляются отметки.

VI. Домашнее задание. ( Слайд 25)

  • Учебник § 24, Практическая работа №3 стр.70;

  • Творческое задание.

Что-то взрывается, Техника безопасности на уроках химии

что-то искрится,

Что-то

тихонечко

в колбе

дымится,

Как

Получается то

или это?

Лишь у

Незнаек нет

ответа.

Для

любопытных

и

любознательных.

В

химии

много

весьма познавательных

опытов, фактов, открытий, идей!

К нам в кабинет заходите скорей

Карточка 1

При работе с веществами не берите их руками

И не пробуйте на вкус, реактивы - не арбуз.

Слезет кожа с языка и отвалится рука

Карточка 4

Задавай себе вопрос, но не суй в пробирку нос.

Будешь кашлять, и чихать, слезы градом проливать.

Помаши рукой ты к носу - вот ответ на все вопросы.

Карточка 2

С веществами неизвестными не проводи смешения неуместные:

Незнакомые растворы ты друг с другом не сливай,

Не ссыпай в одну посуду, не мешай, не поджигай

Карточка 8

Если ты работаешь с твердым веществом,

Не бери его лопатой и не вздумай брать ковшом!

Ты возьми его немножко 1/8 чайной ложки

Карточка 3

При работе с жидкостью каждый должен знать:

Мерить надо в каплях - ведром не наливать

Карточка 5

Если на руку тебе щелочь или кислота попала,

Руку быстро водой промой.

И чтобы осложнений себе не доставить

Учителя не забудь в известность поставить!

Карточка 6

В кислоту не лей ты воду, делай все наоборот-

Осторожненько мешая, тонкой струйкой поливая,

Лей в водичку кислоту - так отвадишь ты беду

Карточка 7

Чистота - друг человека!

Не забывай об этом никогда.

Пользуйся чистой посудой

На лабораторных работах всегда

Карточка 9

. Все правила нужны, все правила важны их надо знать,

чтобы не попасть в нелепое положенье, и тогда уроки химии будут проходить всем на загляденье

Действия ученика-мима:

Имитирует насыпание вещества из склянки с этикеткой. Жестами и мимикой показывает, что взял больше и поэтому отсыпает из пробирки в склянку.

Кладет пробирку с веществом на стол и записывает формулу и название вещества на доске, например, NaCI- поваренная соль, хлорид натрия. Повернувшись к столу , показывает жестами, что просыпал вещество на стол, рукой протирает поверхность демонстрационного стола, ставит пробирку веществом в штатив для пробирок.

Поднимает спиртовку над собой, энергично встряхивает ее, сильно выдвигает фитиль, имитирует зажигание спиртовки от другой спиртовки.

Переключает внимание ребят на лабораторный штатив, оставив спиртовку горящей». Демонстрирует составные части штатива, делает надписи на заранее приготовленном рисунке на доске, допуская ошибки.

Имитирует наливание воды в колбу и пробирку с поваренной солью. Закрепляет колбу в штативе, а пробирку в держателе для пробирок. «Горящую» спиртовку ставит под колбу, затем забирает и начинает нагревать раствор в пробирке, вновь переносит спиртовку к штативу. Тушит

ее, дуя на пламя.

Не складывает посуду, не убирает рабочее место.

ТЕМА: « Техника безопасности на уроках химии»

8 класс

(учебник 8 класса Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман)

ТЕМА УРОКА:

«Техника безопасности на уроках химии»

(Запись на доске и в тетрадях) (Слайд 2)

Место урока в целостной системе темы:

«Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете»- 8 урок в теме «Первоначальные химические понятия».

Тип урока:

  • по дидактической цели: урок актуализации знаний;

  • по способу организации: обобщающий с усвоением новых знаний (комбинированный урок).

ЦЕЛИ УРОКА:

  • познакомить учащихся с основными правилами по технике безопасности (в игровой форме);

  • актуализировать познавательную деятельность учащихся, разбудить их творческую активность;

  • формировать у учащихся чувство коллективизма и умения выделять главное из всей широты накопленных знаний;

  • научить применять знания, полученные на уроках химии в жизни, в частности в быту.

ДЕВИЗ УРОКА: «Зажечь, увлечь и повести»

ЗАДАЧИ УРОКА:

Обучающая:

  • Ознакомить с основными правилами по технике безопасности;

  • сформировать знания о правилах техники безопасности при работе в химическом кабинете, научить применять полученные знания на уроках химии, в жизни (в частности в быту).

Развивающая;

  • развивать умение обобщать факты, строить аналогии и делать выводы;

  • развивать способность учащихся к химическому прогнозированию;

  • развивать экологическое мышление.

Воспитательная:

  • продолжать развитие культуры общения, умения высказывать свои взгляды и суждения;

  • воспитывать чувство ответственности за полученные знания.

Технология обучения:

  • проблемное обучение;

  • информационно-коммуникационные

  • игровая

Методы, используемые на уроке:

  • объяснительно-иллюстративные:

- фронтальная беседа;

- объяснение учителя.

  • средства наглядности:

-компьютерная презентация;

- схемы-таблицы,

  • практические:

-применять знания техники безопасности.

  • дедуктивные:

- от известного к неизвестному;

- от простого к сложному.

Виды контроля:

  • текущий опрос,

  • работа по карточкам

Домашнее задание:

  1. по учебнику § 24, Практическая работа №3 стр. 70;

  2. Творческое задание - Решение ребуса

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, компьютер, экран;

  • презентация «Техника безопасности на уроках химии «

  • схемы (таблицы) для индивидуальной работы учащихся;

  • магнитная доска, карточки - знаки правил по технике безопасности;

  • пустая спиртовка, пробирки, колба круглодонная, держатель для пробирок, лабораторный штатив, пустые склянки с этикетками для веществ.

Интернет ресурсы:

  • http;//experiment.edu.ru/catalog.asp Российский образовательный портал

  • http;//alhimikov.net/video/neorganika./menu.htmi Aihimikov.net;

  • http;//chemiste.da.ru/Links/video.htm;


План урока:



План урока

Задачи

I

Организационный момент

Подготовить учащихся к работе на уроке.

II

Актуализация опорных знаний

Дискуссия на тему: «Зачем изучать правила техники безопасности?»

(обзор изученного материала)

Подготовить учащихся к изучению нового материала. Повторение ранее изученных тем для выявления пробелов в знаниях и для их устранения. Совершенствовать знания и умения, подготовиться к восприятию нового материала.

III

Изучение нового материала

  • правила техники безопасности на уроках химии;

  • правила техники безопасности в знаках, ребусах, сценка «Химик-мим»

Развивать умение обобщать факты, строить аналогии и делать вывод.

Развивать способность учащихся к химическому прогнозированию.

Развивать экологическое мышление.

Развитие культуры общения, умения высказывать свои взгляды и суждения.

IV

Закрепление полученных знаний

Повторение, воспроизведение усвоенного материала.

V

Подведение итогов урока

Восприятие чувства ответственности за полученные знания. Оценка деятельности учащихся на уроке. Выставление отметок.

VI

Домашнее задание


Задание 2. «Лабиринт» («Инструкция по технике безопасности»)

(Слайд 18)

Х

И

Р

Е

А

К

П

Р

О

Б

О

У

С

И

М

Е

И

И

Т

Я

З

Ь

А

В

К

В

Ч

Е

С

К

В

Ы

Н

Е

Л

Т

Ь

Н

А

Задание-лабиринт

Для прочтения этого «лабиринта» существует правило: начав движение с левой верхней клетки и передвигаясь по горизонтали (налево или направо) или по вертикали (вверх или вниз), пройдите все клетки так, чтобы из букв получилось правило по технике безопасности. Каждая клетка может быть использована один раз.

Учащимся выданы таблички подсказки. Учащиеся работают в парах.

Ответ: (Слайд 19 ) »Химические реактивы нельзя пробовать на вкус»

Задание «Ребус» - творческое задание на дом

Техника безопасности на уроках химии





© 2010-2022