Сценарий День открытых дверей в предметной лаборатории химии

Каждый год в конце сентября в лицее, в котором я работаю, проходит «День открытых дверей» для учащихся общеобразовательных учреждений нашего города, планирующих поступление в наше учебное заведение. После общей части, гости расходятся по разным учебным кабинетам и лабораториям. Одним из пунктов программы является посещение предметной лаборатории химии.  Я, как учитель химии, и мои помощники-старшеклассники рассказываем будущим лицеистам о науке химии, демонстрируем занимательные опыты. Такие вст...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

День открытых дверей в предметной лаборатории химии

Каждый год в конце сентября в лицее, в котором я работаю, проходит «День открытых дверей» для учащихся общеобразовательных учреждений нашего города, планирующих поступление в наше учебное заведение. После общей части, гости расходятся по разным учебным кабинетам и лабораториям.

Одним из пунктов программы является посещение предметной лаборатории химии. Я, как учитель химии, и мои помощники-старшеклассники рассказываем будущим лицеистам о науке химии, демонстрируем занимательные опыты.

Такие встречи имеют огромное значение и для зрителей, и для демонстраторов. Учащимся 4 классов химия кажется таинственной и сказочной наукой. Они ждут - не дождутся, когда начнут изучать этот таинственный предмет. У старшеклассников, выступающих в роли учителей, наряду с экспериментальными навыками развиваются педагогические способности.

УЧИТЕЛЬ. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня вы пришли в самый удивительный кабинет нашего лицея! Ведь те, кто изучает химию, становятся немножко волшебниками. Наши ребята колдуют над различными химическими реактивами во время лабораторных работ, разгадывают невероятно сложные ребусы в виде олимпиадных задач. Они многое умеют. Сегодня наши ученики (представление старшеклассников) покажут вам свои любимые опыты!

1-й УЧЕНИК. Здравствуйте, ребята! Я покажу вам впечатляющий опыт, который мы называем «Химический дракон».

(Опыт проводим в вытяжном шкафу.) Сахарную пудру (75 г) помещаем в высокий стеклянный стакан. Смачиваем её водой (5-7 мл) и перемешиваем стеклянной палочкой. Затем к влажному сахару добавляем самую главную для химиков - концентрированную серную кислоту (30 мл). Приливаем её по стеклянной палочке. Затем смесь быстро перемешиваем, и палочку оставляем в стакане. Через 2-3 минуты содержимое стакана начинает чернеть, вспучиваться и, в виде объемистой, рыхлой и ноздреватой массы, подниматься. Смесь в стакане сильно разогревается, немного дымится и медленно выползает из стакана.

Серная кислота отнимает от сахара (сахароза C12H22O11) воду (обезвоживает) и обугливает его. При этом образуются сернистый газ SO2 и углекислый газ CO2. Эти газы вспучивают образующийся уголь и выталкивают его из стакана вместе с палочкой. Оксиды углерода и серы вместе с парами воды увеличивают объем реакционной массы и заставляют ее подниматься вверх в узком стакане.

2-й УЧЕНИК. Подумаешь, дракон! Я ещё лучше могу!

Ребята! В одном из библейских преданий говорится, как пророк Моисей, исчерпав все иные аргументы в споре с фараоном, совершил чудо, превратив жезл в извивающуюся змею... Фараон был посрамлен и напуган, Моисей получил разрешение покинуть Египет, а мир получил очередную загадку. Шли века и тысячелетия, алхимия постепенно превращалась в науку химию... Наконец, химикам XIX века удалось придумать нечто похожее на чудо "фараоновой змеи".

В химии существует много опытов под названием «Фараонова змея»! Сегодня мы увидим с вами самый простой и безопасный способ получения глюконатной змеи. Возьмём три таблетки глюконата кальция, который продается в каждой аптеке. Кладём их на таблетку сухого спирта и поджигаем его. Из таблеток выползают светло-серые "змеи" с белыми пятнами, объем которых намного превышает объем исходного вещества. Каждая змея может достигнуть длины 10-15 см!

Разложение глюконата кальция приводит к образованию оксида кальция, углерода, углекислого газа и воды. Светлый оттенок «змее» придает оксид кальция.

3-й УЧЕНИК. Ребята! Вы познакомились с некоторыми представителями химического серпентария. А теперь перейдем к химическим вулканам! Это наши самые любимые опыты.

Опыт «Вулкан Бёттгера»! В 1843 году немецкий химик Рудольф Бёттгер получил оранжево-красное кристаллическое вещество дихромат аммония (NH4)2Cr2O7. Он решил испытать это вещество. Насыпав на тарелку горку кристаллов, он поднес к ней горящую лучинку. Кристаллы не вспыхнули, но в горке что-то "закипело". Начали стремительно вылетать раскаленные частицы. Горка стала увеличиваться и скоро приняла внушительные размеры. Изменился и цвет: вместо оранжевого он стал серо-зеленым. Позднее было установлено, что дихромат аммония самопроизвольно разлагается не только от зажженной лучинки или спички, но и от нагретой стеклянной палочки. При этом выделяется газообразный азот, пары воды, твердые частички раскаленного оксида хрома (III) и большое количество теплоты. Идет внутримолекулярная окислительно-восстановительная реакция.

1-й УЧЕНИК. Опыт «Вулкан Шееле»!

В 1779 г. шведский аптекарь-химик Карл Шееле впервые получил глицерин и назвал полученную жидкость «сладкое масло». Изучая свойства глицерина, он однажды смешал его с кристаллическим перманганатом калия. Неожиданно произошла вспышка смеси.

Теперь этот эффектный опыт с выбросом огня осуществляют следующим образом. В фарфоровую чашку насыпаем в виде горки тщательно растертый в ступке перманганат калия КМпО4. В вершине горки делаем небольшое углубление, вносим тут несколько капель глицерина С3Н5(ОН)3, не содержащего примеси воды, и сразу же отходим в сторону: сейчас «вулкан» проснется! Через 1-2 минуты происходит вспышка фиолетового цвета из-за разбрызгивания небольшой части КМпО4. Глицерин при этом воспламеняется.

2-й УЧЕНИК. Ребята! Перейдем к химической медицине! Кто из вас самый смелый? О, как много! Тогда подходите, я вас резать буду! Что, нет желающих? (Если никто из детей не решится, «операцию» проводят на одном из демонстарторов)

Ассистент, дайте йод. (Ученик подаёт раствор хлорида железа (III).) Чтобы было всё стерильно, йодом смажем мы обильно! (Смачивает вату и руку раствором.) Скальпель! При каждой операции нужна стерилизация! (Смачивает скальпель водным раствором роданида калия, подносит к руке и аккуратно проводит.) Вот видите, какой молодец! Кровь течёт, а он улыбается. Сейчас вылечим! (Протирает руку ватой, смоченной раствором тиосульфата натрия.) Вот видите, от разреза - ни следа! Это была «живая вода»!

3-й УЧЕНИК. Ребята! Вы любите фотографироваться? Сейчас я вас запечатлю на память! Посмотрите на этот листок внимательно! Самый любознательный из вас на нём и получится. Фотографию необходимо проявить. (Сбрызгивает лист из пульверизатора.) Кто у нас получился? (На листе раствором щелочи нарисован смайлик. В пульверизаторе раствор фенолфталеина.)

УЧИТЕЛЬ. Наша встреча окончена! Благодарю своих помощников! Ребята! Мы прощаемся с вами ненадолго! Приходите учиться в лицей! Вы будете постоянными гостями химической лаборатории. А когда подрастёте, то, возможно, и сами будете показывать опыты на нашем дне открытых дверей!



© 2010-2022