Теоретические материалы Роль игры при обучении химии

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В настоящее время перед современной педагогической наукой стоит проблема, как повысить интерес школьников к химии. Одна из причин потери интереса --- это непригодность ряда традиционно применяемых приемов обучения для нынешнего контингента учащихся, ведь у нашей молодежи сегодня сильно развито чувство самосознания и собственного достоинства, она о многом имеет представление, поэтому занятие, базирующиеся на авторитарном нажиме, приказе, безапелляционных указаниях и бездоказательных утверждениях, вызывает лишь раздражение и скуку - они неприемлемы. Это побуждает искать нетрадиционные методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету, воплощающие в себе идеи высокой требовательности и уважения, опирающиеся на возросшую самостоятельность учащихся и, наконец, значительно расширяющие и обогащающие методический арсенал учителя, поскольку известно, что постоянство --- враг интереса. Необходимо строить уроки нетрадиционно: как общественный смотр знаний или в деловой, а также интеллектуальной игры.

Игра --- единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Френк утверждает, что игра для детей --- способ научиться тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования пространства и времени, вещей и т.д. Включаясь в процесс игры, дети научаются в нашем символическом мире --- мире смыслов и ценностей, в то время, исследуя, экспериментируя. Пиаже полагает, что игр а является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является максимально важной. В игре происходит разрешение конфликтов и передача чувств. Игра --- это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как наиболее полно выразить и исследовать свое собственное Я. Ребенок непрерывно открывает себя заново, пересматривая свой образ Я, свои возможности и обязанности, изменения в своих отношениях с миром.

Если традиционно образовательный процесс связан с передачей --- получением информации, отработкой репродуктивных навыков и познавательным творчеством, то в игре участник сам себе ставит цель, ищет способы ее достижения, отбирает материал, при этом он ответственен не только за свое поведение и результаты, но и за успех всей группы.

Игровая деятельность --- эта одна из ведущих разновидностей деятельности. Феномен игры изучается философами, социологами, психологами, педагогами. В широком смысле игра трактуется как любая деятельность, приносящая удовольствие.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции: - Развлекательная, являющаяся объективно ее основной функцией (развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес). - Коммуникативная - освоение диалектики межличностного общения и взаимодействия.

- Психотерапевтическая - преодоление различных трудностей.

- Диагностическая - определение отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры.

- Коррекционная - внесение позитивных изменений.

- Социализации - усвоение человеком норм человеческого общежития.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные и развивающие; репродуктивные, продуктивные и творческие; коммуникативные, профориентационные.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные.

Учебно-деловая игра дает возможность:

-Приобретения школьниками предметно-профессионального опыта.

-Формирования познавательной и выявления профессиональной мотивации.

-Закрепления знаний, применения их в нестандартной обстановке.

-Формирования профессионально значимых умений и навыков.

-Развития теоретического и практического мышления.

-Выработки умений самостоятельного добывания информации.

В последнее время в педагогике много говорится о деловой игре. Она известна как форма контекстного обучения. Технология деловой игры состоит из следующих этапов: - Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, план деловой игры, описание процедуры игры.

Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формируется главная цель занятия, постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций. Собирается дополнительная информация. Вводятся запреты: на отказ от полученного по жребию задания, на выход из игры, на пассивное отношение, на подавление активности другого, на нарушение регламента игры, на нарушение этики поведения.

- Этап проведения игры: С момента игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.

Типы ролевых позиций участников деловой игры:

-генератор идей;

-разработчик;

-имитатор;

-эрудит;

-диагност;

-аналитик;

Организационные позиции:

1.организатор. 2.координатор. 3.интегратор. 4.контролер 5.тренер. 6.манипулятор.

Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне:

1.инициатор. 2.осторожный критик. 3.консерватор.

Методологические позиции:

-методолог;

-критик;

-методист;

-проблемтизатор;

-рефлексирующий;

-программист;

Социально-психологические позиции:

-лидер; -предпочитаемый; -принимаемый; -независимый; -непринимаемый; -отвергаемый;

На начальном этапе проходит групповая работа над заданием (работа с источниками, тренинг, мозговой штурм и т.д. ), а затем межгрупповая дискуссия(выступление групп с защитой своего проекта, работа экспертов, выбор общего решения проблемы)

Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры.

В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки в предложенных решениях и действиях каждой группы, формулируется окончательный итог занятия.

В современных условиях педагоги находятся в поиске наиболее эффективных форм, подходов и технологий в работе с обучающимися.

Главная задача учителя - помочь ученику получить и освоить знания, развивать их и использовать в практической жизни, формировать навыки и умения самостоятельно добывать знания.

Современные требования к уроку таковы: в учебном процессе должно быть два субъекта одного процесса, которые действуют сообща, вместе, параллельно. Ни один из них не должен стоять над другим: они должны сотрудничать в процессе обучения. Именно на процесс сотрудничества учителя и ученика направлена моя методическая проблема.

Современное образование характеризуется вариативностью и многообразием как в содержании, так и в технологиях, используемых в педагогическом процессе. Если рассмотреть педагогические технологии как организационно - педагогический инструментарий, то это система, в которой последовательно реализуется заранее спроектированный учебно -воспитательный процесс, гарантирующий достижение педагогических целей.

Педагогическая технология -одно из специальных направлений педагогической науки, призванное обеспечить достижение определенных целей, повышать эффективность учебно -воспитательного процесса, гарантировать его высокий уровень. Складывается своеобразная технологическая цепочка, которая представляет собой совокупность способов организации учебно -воспитательного процесса или последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей.

Большой интерес вызывают различные педагогические технологии. Не секрет, что часто учителя жалуются на нежелание современных детей учиться. Особенно это характерно для подростков. Падает интерес к школьным предметам, обучающиеся пассивны и невнимательны на уроке, не слушают и не видят того, что рассказывает и показывает учитель, не желают вдумываться, быстро и легко забывают услышанное. В связи с этим учителю необходимо обращаться к наиболее интересным, на мой взгляд, педагогическим технологиям.

В настоящее время существует множество различных педагогических технологий: обучающие, развивающие, игровые, компьютерные и т.д. учителю необходимо найти и использовать такие формы работы, при которых обучающиеся будут активными участниками учебного процесса, а уроки станут более увлекательными и насыщенными.

Принцип активности ученика в процессе обучения был и остается одним из самых основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью. Именно поэтому в своей работе стараюсь использовать игровые технологии.

Деловые игры используются мной на уроке для решения комплексных задач: усвоения нового материала, закрепления, развития творческих способностей, что дает обучающимся возможность понять и изучить материал с разных позиций. В учебном процессе мною чаще всего используются следующие модификации деловых игр: имитационные и ролевые.

Имитационные игры предполагают имитацию деятельности. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (работа организации, предприятия, деловое совещание и т.д.). Сценарий имитационной , кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитационных процессов и объектов.

В ролевых играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения ролевой игры разрешается модель -пьеса ситуации, между обучающимися распределяются роли с «обязательным содержанием»

Технологическая карта деловой игры.

Этап подготовки - разработка игры (сценарий, план игры)

ввод в игру (постановка целей, проблем)

Этап проведения - групповая работа над заданием (работа с источником , «мозговой штурм»)

Этап анализа и обобщения -вывод из игры (анализ, рефлексия, оценка, выводы, обобщения, рекомендации)

В целях активизации и интенсификации учебного процесса использую игровые технологии как на протяжении урока , так и как элемент урока -на этапе закрепления учебного материала, систематизации изученного материала, обобщении. Использование игровой технологии создает эмоциональную приподнятость в ходе урока, рождает дух соревнования, состязания.

При решении проблемных учебных задач результатом усвоения считается не воспроизведение образцов, заданных учителем, а их самостоятельное добывание. Обучающиеся становятся активными участниками процесса поиска решения, начинают понимать источники его возникновения, а не просто заучивают этапы получения результата. Они легче осознают причины своих ошибок, затруднений, оценивают найденный способ, сравнивают его с тем, который предлагался другими учениками. Проблемная учебная задача , в отличии от тренировочных упражнений, является, собственно мыслительной, поскольку требует существенного преобразования или дополнения имеющихся у обучающихся знаний. Мышление развивается при необходимости выполнять ту или иную задачу, путь решения которой обучаемому неизвестен. Он пытается решить предложенную проблемную ситуацию , порождающую процесс творческого мышления.

Методические приемы создания проблемной ситуации заключаются в следующем: учитель подводит учащихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения, излагает разные точки зрения на один и тот же вопрос , побуждает сравнивать, обобщать, делать выводы, сопоставлять факты. При этом учитель должен ставить конкретные задачи, проблемные ситуации и задания для получения ожидаемого результата.

В проблемном обучении существует технологическая цепочка:

Педагогическая проблемная ситуация

Проблема (осознание неизвестного)

Поиск решения проблемы

Решение проблемы, новые ЗУН

Проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность. При этом надо помнить, что ни слишком сложная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учащихся. Проблемные ситуации могут создаваться: при объяснений, обобщении, закреплении.

Данные формы работы нравятся учащимися, они с удовольствием включаются в работу, но часто учитель встречается с трудностями, связанными с использованием этих технологий. Они заключаются в следующем:

  1. Не всегда учитель обеспечивает осознанную активность учащихся при познании учебного материала.

  2. Педагог не пользуется такими мощными возможностями, которые таит в себе дифференцированное обучение.

  3. Усвоение нового материала, критерии знаний находятся на уроке и внеурочной работе не на должном уровне, что снижает уровень интеллектуального развития учащихся.

Несмотря на трудности, необходимо осознать, что нет детей от природы интеллектуально пассивных, как нет и активных. Возможности детей не являются застывшими и неизменными. Они постоянно обогащаются под влиянием достигнутой в учебном процессе активизации умственной деятельности. Применение инновационных развивающих технологий позволяет не только сформировать продуктивное мышление, но и усилить изучение учебного материала. Результаты обучения убедительны и впечатляющи. При использовании этих методов процесс обучения становится для многих желанным и радостным, учащиеся достигают высоких результатов в своей учебной деятельности. Мы понимаем, что не можем бесконечно расширять содержание образования, но благодаря таким педагогическим технологиям можно подготовить учащихся к принятию нестандартных решений, использованию опыта в практической жизни.

В настоящий момент в образовании появились и компьютерные технологии, которые развивают идею программированного обучения, открыли совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями интернета. ИКТ обладают способностью «откликаться» на действие ученика и учителя, «вступить» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

ИКТ можно и нужно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала закреплении, повторении и др. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения и т.д. Но на мой взгляд, компьютер не может полностью заменить учителя.

© 2010-2022