Урок. Ацетилен как представитель алкинов

В ходе урока обучающиеся повторили решение задач на определение массовых долей элементов по формулам веществ и вывод молекулярной формулы вещества по массовым долям элементов.  При изучении нового материала рассматриваются вопросы: электронное и пространственное строение молекулы этина (ацетилена), гомологический ряд ацетилена, номенклатура алкинов, изомерия ацетиленовых углеводородов. Также рассматриваются физические свойства алкинов. Обучающиеся на разных этапах урока выполняют ряд заданий на ...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









КОНСПЕКТ УРОКА

(10 класс)


АЦЕТИЛЕН КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ АЛКИНОВ - УГЛЕВОДОРОДОВ С ТРОЙНОЙ СВЯЗЬЮ В МОЛЕКУЛЕ. ОБЩАЯ ФОРМУЛА СОСТАВА. ГОМОЛОГИЧЕСКИЙ РЯД. ЭЛЕКТРОННОЕ И ПРОСТРАНСТВЕННОЕ СТРОЕНИЕ,

SP-ГИБРИДИЗАЦИЯ. ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА АЛКИНОВ. НОМЕНКЛАТУРА. ИЗОМЕРИЯ










Тема. Ацетилен как представитель алкинов - углеводородов с тройной связью в молекуле. Общая формула состава. Гомологический ряд. Электронное и пространственное строение, sp-гибридизация. Физические свойства алкинов. Номенклатура. Изомерия.

Цели урока:

- сформировать представление учащихся о гомологическом ряде алкинов;

- продолжить формирование умения составлять структурные формулы веществ по их названиям и называть вещества по их формулам;

- повторить и закрепить понятие «изомерия»;

- ознакомить учащихся с физическими свойствами алкинов.

Основные вводимые понятия:

- алкины;

- кратные (тройные) связи;

- гомологический ряд алкинов;

- sp-гибридизация;

- изомерия углеродного скелета;

- изомерия кратной связи;

- межклассовая изомерия.

Основные виды деятельности учащихся:

- различать алкины по формулам среди других классов органических веществ;

- давать названия веществ по их формулам;

- составлять структурные формулы веществ по их названиям;

- составлять формулы изомеров и гомологов алкинов;

- выступать с сообщениями, сопровождаемыми презентацией;

- самостоятельно разрабатывать презентации на заданную тему.

Структура урока

I. Организационный этап.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего здания.

2. Повторение и закрепление алгоритма решения задач. Самостоятельная работа.

1 вариант.

1. Вычислите массовую долю (w%) углерода в веществе C2H6O.

2. Установите молекулярную формулу вещества, в состав которого входят 27,06% натрия, 16,47% азота и 56,47% кислорода.

2 вариант.

1. Вычислите массовую долю (w%) водорода в веществе C2H6O.

2. Установите молекулярную формулу вещества, в состав которого входят 32,4% натрия, 22,5% серы и 45,1% кислорода.

Ответы: NaNO3 Na2SO4

3. Беседа по вопросам:

- какие связи существуют между атомами углерода?

- какая углерод-углеродная связь характерна для алканов?

- какая углерод-углеродная связь характерна для алкенов?

- какие связи называют кратными?

- объясните понятие «номенклатура»;

- объясните понятие «гомологи», «гомологический ряд»;

- объясните понятие «изомеры».

III. Изучение нового материала.

План

1. Ацетилен. Гомологический ряд алкинов.

Определение: ненасыщенные углеводороды, содержащие в молекуле тройную связь между атомами углерода называются алкинами;

- простейший представитель C2H2 или H-CУрок. Ацетилен как представитель алкиновC-H;

- общая формула веществ CnH2n-2;

- гомологический ряд алкинов: C2H2 - этин; C3H4 - пропин; C4H6 - бутин.

Далее гомологический ряд продолжают: один учащийся у доски, остальные - на месте. После выполнения - сверка правильности записи формул.

- по таблице «Строение молекулы ацетилена» рассматривается sp-гибридизация атомов углерода у тройной связи, пространственное строение молекулы ацетилена.

2. Номенклатура алкинов.

Правила номенклатуры:

- тройная связь обязательно должна входить в главную цепь, нумерацию атомов углерода начинаем от того конца главной цепи, к которому ближе тройная связь;

- наличие тройной связи указываем цифрой и суффиксом «-ин».

Например: CH3-CH2-CУрок. Ацетилен как представитель алкиновCH CH3- CH2-CУрок. Ацетилен как представитель алкиновC- CH3

бутин-1 пентин-2

- если углеводород содержит одновременно двойную и тройную связь, то при нумерации цепи тройная связь является старшей по отношению к двойной.

Например: CH2Урок. Ацетилен как представитель алкиновCH-CУрок. Ацетилен как представитель алкиновCH

бутен-3-ин-1

* у доски 2 учащихся выполняют задания по индивидуальным карточкам.

* остальные учащиеся выполняют упражнение 5 (с.185).

Ответы: а) пентин-2; б) 3-метилпентин-1

3. Изомерия алкинов.

Виды:

- изомерия углеродного скелета (гексин-1, 3-метилпентин-1);

- изомерия положения кратной связи (бутин-1, бутин-2);

- межклассовая изомерия (бутин-1, бутадиен-1,3, циклобутен-1,

1-метилциклопропен).

* один учащийся у доски, остальные - на месте выполняют задание: Для вещества состава C6H10 составьте формулы всех возможных изомеров и назовите вещества.

4. Физические свойства алкинов.

Учащиеся самостоятельно находят сведения о физических свойствах алкинов в учебнике - с.185.

- агрегатное состояние: C2 - C4 - газообразные вещества,

C5 - C16 - жидкие вещества,

C17 и более - твердые вещества;

- газообразные алкины не имеют запаха и цвета;

- незначительно растворимы в воде только низшие представители: (в 1 литре воды растворяется около 1 литра ацетилена C2H2).

IV. Закрепление изученного материала.

- заполните пропущенные места в таблице:

Название

вещества

Молеку-лярная

формула

Класс

веществ

Относит.

молекул.

масса

Общая

формула

Наличие различных видов связи

пропан

алкан

одинарные

C4H6

54

CnH2n-2

пентен

алкен

одна двойная и одинарные

V. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Домашнее задание: § 33 (с.185, 185), выполнить задания 2. 6 (с.185), №7* (с.186).



© 2010-2022