- Преподавателю
- Химия
- Урок. Ацетилен как представитель алкинов
Урок. Ацетилен как представитель алкинов
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Стулень О.Г. |
Дата | 10.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
КОНСПЕКТ УРОКА
(10 класс)
АЦЕТИЛЕН КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ АЛКИНОВ - УГЛЕВОДОРОДОВ С ТРОЙНОЙ СВЯЗЬЮ В МОЛЕКУЛЕ. ОБЩАЯ ФОРМУЛА СОСТАВА. ГОМОЛОГИЧЕСКИЙ РЯД. ЭЛЕКТРОННОЕ И ПРОСТРАНСТВЕННОЕ СТРОЕНИЕ,
SP-ГИБРИДИЗАЦИЯ. ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА АЛКИНОВ. НОМЕНКЛАТУРА. ИЗОМЕРИЯ
Тема. Ацетилен как представитель алкинов - углеводородов с тройной связью в молекуле. Общая формула состава. Гомологический ряд. Электронное и пространственное строение, sp-гибридизация. Физические свойства алкинов. Номенклатура. Изомерия.
Цели урока:
- сформировать представление учащихся о гомологическом ряде алкинов;
- продолжить формирование умения составлять структурные формулы веществ по их названиям и называть вещества по их формулам;
- повторить и закрепить понятие «изомерия»;
- ознакомить учащихся с физическими свойствами алкинов.
Основные вводимые понятия:
- алкины;
- кратные (тройные) связи;
- гомологический ряд алкинов;
- sp-гибридизация;
- изомерия углеродного скелета;
- изомерия кратной связи;
- межклассовая изомерия.
Основные виды деятельности учащихся:
- различать алкины по формулам среди других классов органических веществ;
- давать названия веществ по их формулам;
- составлять структурные формулы веществ по их названиям;
- составлять формулы изомеров и гомологов алкинов;
- выступать с сообщениями, сопровождаемыми презентацией;
- самостоятельно разрабатывать презентации на заданную тему.
Структура урока
I. Организационный этап.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Проверка домашнего здания.
2. Повторение и закрепление алгоритма решения задач. Самостоятельная работа.
1 вариант.
1. Вычислите массовую долю (w%) углерода в веществе C2H6O.
2. Установите молекулярную формулу вещества, в состав которого входят 27,06% натрия, 16,47% азота и 56,47% кислорода.
2 вариант.
1. Вычислите массовую долю (w%) водорода в веществе C2H6O.
2. Установите молекулярную формулу вещества, в состав которого входят 32,4% натрия, 22,5% серы и 45,1% кислорода.
Ответы: NaNO3 Na2SO4
3. Беседа по вопросам:
- какие связи существуют между атомами углерода?
- какая углерод-углеродная связь характерна для алканов?
- какая углерод-углеродная связь характерна для алкенов?
- какие связи называют кратными?
- объясните понятие «номенклатура»;
- объясните понятие «гомологи», «гомологический ряд»;
- объясните понятие «изомеры».
III. Изучение нового материала.
План
1. Ацетилен. Гомологический ряд алкинов.
Определение: ненасыщенные углеводороды, содержащие в молекуле тройную связь между атомами углерода называются алкинами;
- простейший представитель C2H2 или H-CC-H;
- общая формула веществ CnH2n-2;
- гомологический ряд алкинов: C2H2 - этин; C3H4 - пропин; C4H6 - бутин.
Далее гомологический ряд продолжают: один учащийся у доски, остальные - на месте. После выполнения - сверка правильности записи формул.
- по таблице «Строение молекулы ацетилена» рассматривается sp-гибридизация атомов углерода у тройной связи, пространственное строение молекулы ацетилена.
2. Номенклатура алкинов.
Правила номенклатуры:
- тройная связь обязательно должна входить в главную цепь, нумерацию атомов углерода начинаем от того конца главной цепи, к которому ближе тройная связь;
- наличие тройной связи указываем цифрой и суффиксом «-ин».
Например: CH3-CH2-CCH CH3- CH2-CC- CH3
бутин-1 пентин-2
- если углеводород содержит одновременно двойную и тройную связь, то при нумерации цепи тройная связь является старшей по отношению к двойной.
Например: CH2CH-CCH
бутен-3-ин-1
* у доски 2 учащихся выполняют задания по индивидуальным карточкам.
* остальные учащиеся выполняют упражнение 5 (с.185).
Ответы: а) пентин-2; б) 3-метилпентин-1
3. Изомерия алкинов.
Виды:
- изомерия углеродного скелета (гексин-1, 3-метилпентин-1);
- изомерия положения кратной связи (бутин-1, бутин-2);
- межклассовая изомерия (бутин-1, бутадиен-1,3, циклобутен-1,
1-метилциклопропен).
* один учащийся у доски, остальные - на месте выполняют задание: Для вещества состава C6H10 составьте формулы всех возможных изомеров и назовите вещества.
4. Физические свойства алкинов.
Учащиеся самостоятельно находят сведения о физических свойствах алкинов в учебнике - с.185.
- агрегатное состояние: C2 - C4 - газообразные вещества,
C5 - C16 - жидкие вещества,
C17 и более - твердые вещества;
- газообразные алкины не имеют запаха и цвета;
- незначительно растворимы в воде только низшие представители: (в 1 литре воды растворяется около 1 литра ацетилена C2H2).
IV. Закрепление изученного материала.
- заполните пропущенные места в таблице:
Название
вещества
Молеку-лярная
формула
Класс
веществ
Относит.
молекул.
масса
Общая
формула
Наличие различных видов связи
пропан
алкан
одинарные
C4H6
54
CnH2n-2
пентен
алкен
одна двойная и одинарные
V. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Домашнее задание: § 33 (с.185, 185), выполнить задания 2. 6 (с.185), №7* (с.186).