Открытый урок по химии на тему периодический закон (8 класс)

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка открытого урока по химии в 8 классе по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов

Д.И.Менделеева»

Учитель химии: Дзюбан О.А.

Урок химии в 8 классе
по теме «Периодический закон и
периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»
Цели урока:

- образовательная : знать основные понятия темы - строение атома; строение периодической системы; закономерности изменения в периодической системе свойств атомов химических элементов, а так же состава и свойств их соединений;

- уметь давать характеристику химическому элементу и его соединениям по положению в периодической системе и, наоборот, по характеристике химического элемента и его соединений, определять его положение в периодической системе;

- уметь пояснять значение периодического закона и периодической системы;

- воспитательная - формирование научного мировоззрения; воспитание командного духа.

- развивающая - привитие познавательного интереса к предмету, развитие коммуникативной компетентности учащихся.
Оборудование: ПСХЭ, маршрутные листы, использование интерактивного комплекса.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оформление класса - маршрут этапов урока, портрет Д.И.Менделеева, ПСХЭ, иллюстрации символов химических элементов (техника граффити, могут выполнить учащиеся 7-8 классов).

Ход урока

1.Организационный момент. Целевая установка.
2. Вызов

3. Осмысление

4. Рефлексия

5. домашнее задание

6.итоги урока

Девиз: Периодическому закону, будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает

Д.И. Менделеев

Создание коллаборативной среды:

Здравствуйте ребята, предлагаю вам расслабиться и домыслить предложение в этом стихотворении:

На уроке наши глаза внимательно
Смотрят и все … (видят).
Уши внимательно слушают
И всё …(слышат).
Голова хорошо … (думает).

Или

Всем, всем - добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!

Мотивация к изучению новой темы ( 3 мин)

предлагаю прослушать, небольшое стихотворение, которое поможет вам определить тему и цель урока:
Пусть зимний день с метелями не навевает грусть!

Таблицу Менделеева я знаю наизусть.

Зачем её я выучил? Могу сказать зачем:

В ней строгость и величие любимейших поэм,

Без многословья книжного в ней смысла торжество,

И элемента лишнего здесь нет ни одного,

В ней пробужденье дерева, весенних льдинок хруст…

Таблицу Менделеева знать надо наизусть!

Итак, какова тема сегодняшнего урока? Определим цель урока.

Тема: «Периодический закон и
периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» .

Цель: Разобраться в устройстве таблицы Менделеева. (Слайд 2)

Наш урок будет проходить под таким девизом: Периодическому закону, будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает

Д.И. Менделеев( слайд 1)

Сейчас я попрошу всех взять свой маршрутный лист: и написать в нем свою фамилию и тему урока, в этих маршрутных листах вы будите работать на протяжении всего урока.( приложение 1)

На столах лежат жетончики, по тому, что изображено на них, разбейтесь на группы.

( Формирование групп: 20 учащихся. 1 группа « Электрон», 2 группа « протон», 3 группа « нейтрон»). (5мин)

Группы сформированы, а сейчас ребята, минуточку внимания, я вам предлагаю совершить виртуальное перемещение в прошлое, и оказаться в городе Санкт -Петербурге в 1869г.

Закадровый голос учителя: Зимним февральским вечером …..

Мини сценка: Ученик в роли Д.И. Менделеева, ходит по комнате, садиться за стол и за ним перемешивает карточки с символами химических элементов. ( 3 мин)

Слова Менделеева: Добрый день, я Дмитрий Иванович Менделеев, родился 27 января 1834 года, в селе Верхние Аремзяне, неподалеку от Тобольска. В начале своей карьеры, я пытался поступить в Медико- хирургическую академию. Однако анатомия оказалась мне не под силу, так как я был очень впечатлительным. Однажды за завтраком мне пришла в голову неожиданная мысль: сопоставить атомные массы различных элементов. После завтрака я закрылся в своем кабинете и достал визитные карточки и на их обратной стороне стал писать символы элементов и их главные химические свойства. Я перекладывал карточки из одного горизонтального ряда в другой. к тому времени было известно около 63 химических элементов.

Слова учителя: спасибо, уважаемый Д.И.Менделеев, за небольшую биографию из вашей жизни. А сейчас ребята, каждый из вас побудет великим ученым, так как вы будите сами составлять свою таблицу.

Осмысление:

Работа в группах: Итак, ребята, перед вами лежат карточки с химическими элементами, на столах у вас лежит задание, что нужно выполнить и в какой последовательности.

Задание для работы в группах: ( 15 мин)

Задание №1

Внимательно прочитайте инструкцию и выполните задание

Задание: на листе бумаги изобразите, как меняются свойства элементов в периодах слева на право и в группах сверху в низ?

Инструкция к выполнению
1. Расставьте относительную атомную массу для каждого элемента (с лева и книзу от элемента) и распределите эти элементы в горизонтальный ряд.

2. Пронумеруйте все карточки начиная с водорода.( в верхнем правом углу).

3. внимательно посмотрите на этот ряд, найдите элементы одного семейства и подчеркните одной чертой, элементы которые относятся к щелочным металлам. Двойной чертой те элементы, которые относятся к галогенам. А тройной чертой, те элементы, которые относятся, к благородным, или их еще называют инертные газы, подумайте, почему они получили такое название?

Дополнительная информация: К естественному семейству благородных газов, относятся: гелий(He), неон(Ne), аргон(Ar), криптон(Kr), ксенон(Хе) ,радон(Rn). Эта группа газов без цвета и запаха. Они не активны в химических реакциях. Низкая химическая активность благородных газов связана с тем, что внешние электронные оболочки полностью заполнены.( два у гелия и по восемь у остальных).

4. Подпишите на карточках химические свойства для всех этих элементов, которыми они будут обладать: ПОМНИ: основной характер ИМЕЮТ МЕТАЛЛЫ, амфотерный ПЕРЕХОДНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ и кислотный НЕМЕТАЛЛЫ.

5. Посчитайте, через какой промежуток элементов, повторяются элементы одного семейства?

Как бы вы поступите с этими повторяющимися элементами? Как изменяются свойства элементов в горизонтальном ряду?

Дополнительная информация: горизонтальный ряд ,таблицы Менделеева называется ПЕРИОД, подумайте ,как изменяются свойства элементов в периоде, слева на право?

Определите сколько периодов в таблице Менделеева? Вертикальный ряд таблицы Менделеева называется ГРУППА, определите, что общего у этих элементах, находящихся в одной группе? Сколько всего групп, как они обозначаются? Изобразите стрелкой как меняются свойства элементов в группе?

Ребята у вас получилась своя система химических элементов.

Задание для групп №2

Соберите слова , и вы узнаете формулировку периодического закона?

Свойства элементов, а так же, состав и свойства образуемых ими простых и сложных веществ, находятся в периодической зависимости от возрастания их атомной массы.

Работая в группах вы плодотворно поработали, предлагаю поиграть с таблицей Менделеева

Физминутка « Ребусы и шарады о химических элементах».

Рефлексия

Прослушивание команд, оценивание выступающих ( стратегия «2 звезды, одно пожелание»)

?! Ребята ,а какие знания нам дает изучение таблицы Менделеева?

Ответы предполагаемые: Можно давать классификацию любому элементу, предполагать свойства тех элементов, которые еще предстоит открыть.

Примерная характеристика любого элемента по Таблице Менделеева.Открытый урок по химии на тему периодический закон (8 класс)

Как вы понимаете слова Д.И. Менделеева, наш девиз: « Периодическому закону, будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает»?

В заключении я предлагаю составить небольшой синквейн по нашей теме:

Синквейн - это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка - одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка - фраза, несущая определенный смысл.

5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Итоги урока

Домашнее задание.

Обязательное домашнее задание:
Повторить тему «Строение атома и систематизация химических элементов» § 45
Дать характеристику по ПСХЭ элементов № 12 и № 16 по алгоритму.
Творческое задание (по желанию):
Составить загадки (можно в стихах) о химических элементах, с использованием их характеристики.

Составить кластер: Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева.








© 2010-2022